на основе дифференциальных признаков
информационно-поисковых систем
_________________________
А.А. Витухновская
Аннотация
В условиях информатизации общества мировые информационные ресурсы становятся все более доступными для широкого круга пользователей, расширяется круг информационных систем, обеспечивающих доступ к ресурсам. Вместе с тем, уровень компетентности в области информационного поиска у школьников и студентов остается низким. Автором разработана методика обучения пользователей технологии поиска информации, основанная на использовании дифференциальных признаков информационно-поисковых систем (ИПС), и представлен перечень значений признаков для ИПС различных видов. В связи с отсутствием во многих школах и высших учебных заведениях специального курса «Основы информационной культуры» автор предлагает в вузовский курс «Информационные системы» включить сквозную тему «Технология информационного поиска».
Ключевые слова: информационный поиск, информационно-поисковые системы, дифференциальные признаки, информационные запросы.
В 1960-е годы в связи с появлением механизированных, а затем и автоматизированных информационно-поисковых систем сформировалась новая научная область – теория информационного поиска [1–3]. В то время проблемами информационного поиска занимался достаточно узкий круг специалистов в области библиотечной информатики, а поиск информации осуществлялся читателями, в основном под руководством библиотекарей, библиографов и работников служб научно-технической информации.
Развитие интернета привело к тому, что число потребителей информации (сегодня их чаще называют пользователями) резко увеличилось и продолжает расти. В их распоряжении оказываются не только фонды библиотек своего района или учреждения, но и мировые информационные ресурсы, доступ к которым возможен с домашнего или рабочего компьютера. Поиск информации становится массовой деятельностью, но при этом остается «одной из наиболее сложных задач, с которыми приходится сталкиваться пользователю» [4]. Сложность эта обусловлена, с одной стороны, постоянным ростом количества информационных ресурсов (как печатных, так и электронных) и появлением новых видов автоматизированных информационных систем, а с другой – низким уровнем информационной компетентности значительной части пользователей.
На необходимость формировать информационную компетентность школьников, в частности, умение грамотно и эффективно осуществлять поиск информации указывает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО). В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (основной школы) говорится, что в процессе обучения учащиеся «усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных… строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска» [6, с. 26].
Однако сегодня, как показывают результаты нашего исследования и собственный педагогический опыт, уровень компетентности школьников и студентов в области информационного поиска остается невысоким. Анализ уровня информационной грамотности студентов России и Германии, представленный в статье Н.С. Жуковой, показал, что поисковые стратегии студентов из России гораздо менее эффективны по сравнению с поисковыми стратегиями, используемыми студентами Германии. Так, определить при запросе поисковый признак могут лишь 11% российских студентов, признаки для поиска информации в библиотечных каталогах знают лишь 8% студентов и только 26% умеют применять при поисковом запросе булевы операторы [7, с. 560].
Результаты опроса студентов
Нами был проведен опрос студентов первого курса Карельской государственной педагогической академии, направленный на выявление уровня их компетентности в области информационно-поисковой деятельности. Студентам, в частности, был предложен вопрос «К каким источникам Вы обратитесь, чтобы составить список книг по интересующей Вас теме?» (был предложен перечень). Большинство опрошенных выбрали из предложенного списка поисковые системы интернета, и только 12% – систематический каталог библиотеки, 16% – электронный каталог, 18% – электронную библиотеку, 1 студент – Книжную летопись. В то же время 27% первокурсников предпочли бы обратиться к алфавитному каталогу библиотеки, который для поставленной цели абсолютно не пригоден. Значительная часть выпускников школ, как мы видим из результатов опроса, не знает о существовании электронных библиотек.
Студентам был предложен еще один вопрос: «К интернету (службе WWW) Вы обратитесь, если Вам нужно будет найти (можно выбрать несколько вариантов):
а. любую информацию
б. монографии
в. научные статьи
г. художественную литературу
д. учебную литературу
е. фактографическую информацию
ж. значения слов
з. справочную информацию
и. общественно-политические и деловые газеты и журналы
к. другие материалы (назовите сами)»
Как оказалось, 94% первокурсников обратятся к службе WWW, если им нужно будет найти любую информацию, что говорит о явном преувеличении роли интернета при поиске информации, непонимании того, что далеко не все научные и учебные издания представлены во всемирной паутине. Удивительно, что только 10% первокурсников считают возможным получить в интернете фактографическую информацию (скорее всего, они не поняли значение самого термина), 20% – справочную и только 6% – общественно-политическую информацию, хотя именно эти виды информации наиболее доступны при использовании поисковых систем интернета.
Компетенции в области информационного поиска
Проводимое нами исследование направлено на разработку и реализацию методики формирования у пользователей компетенций в области технологии и стратегии информационного поиска. Информационный поиск мы рассматриваем как процесс отыскания в информационной системе документов или фактографической информации, соответствующих (релевантных) информационному запросу. Под технологией поиска мы понимаем последовательность этапов и операций, осуществляемых пользователем в процессе информационного поиска, а под стратегией поиска – вырабатываемую им программу (план) обращения к отобранным информационно-поисковым системам. Перечислим основные знания и умения, которыми, с нашей точки зрения, должны владеть пользователи для осуществления результативного и рационального поиска информации:
Мировые информационные ресурсы разделяются на три сектора:
Представление об информационно-поисковых системах
Доступ к информационным ресурсам обеспечивается с помощью информационных систем. В рамках настоящего исследования мы рассматриваем один вид информационных систем – ИПС, которые предназначены для хранения, нахождения и выдачи релевантной информации по заданным критериям (запросам). Сегодня большую популярность приобрели автоматизированные ИПС, обеспечивающие многоаспектный поиск информации и высокую оперативность доступа к ней. Различия между ИПС, по нашему мнению, лежат не столько в области «ручные – автоматизированные», сколько в том, чту именно в них можно найти (документы или фактические сведения; научные публикации или рекламную информацию), и по каким признакам можно осуществлять поиск релевантной информации.
Сравнивая различные ИПС, мы пришли к выводу, что они различаются несколькими признаками, которые в дальнейшем будем называть дифференциальными (ДП). Словарь значений дифференциальных признаков ИПС был представлен в нашей публикации [9]. В то время в статье рассматривались только ручные (печатные и карточные) информационно-поисковые системы. Появление и активное развитие электронных ресурсов, в том числе сетевых, значительно расширило круг ИПС, однако, по нашему мнению, дифференциальные признаки, выделенные нами ранее (с определенными дополнениями) остаются актуальными и в новых условиях.
Дифференциальные признаки ИПС
1. Объект поиска (что можно найти в ИПС – вид информации, конкретные виды документов).
2. Аспект поиска (атрибуты, по которым можно искать объект).
3. Связь с ресурсом (для документальных ИПС).
4. Содержание (широта охвата).
5. Динамичность (возможность текущего изменения информационных ресурсов).
Перечень значений дифференциальных признаков представлен в таблице
Таблица 1. Перечень значений дифференциальных признаков ИПС (фрагмент)
На языке значений этих признаков можно описать любую информационно-поисковую систему (см. табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ ИПС по дифференциальным признакам
Технология поиска информации: от запроса до результатов
Как известно, информационный запрос – это словесное выражение информационной потребности. Для достижения успешного результата в процессе поиска информации по конкретному информационному запросу пользователю целесообразно пройти несколько последовательных этапов (они описаны в [10]).
1. Формулировка информационного запроса.
2. Анализ информационного запроса: определение объекта и аспекта поиска с использованием словаря значений дифференциальных признаков.
3. Деление запроса на подзапросы (при наличии нескольких тем).
4. Составление поискового образа запроса (ПОЗ) на языке ключевых слов с использованием логических операций конъюнкции, дизъюнкции и отрицания.
5. Соотнесение значений признаков запроса с дифференциальными признаками ИПС.
6. Отбор круга ИПС, в которых целесообразно искать информацию по заданным критериям.
7. Построение общей стратегии поиска.
8. Составление поисковых формул на языке запросов конкретных ИПС.
9. Переформулирование запроса с использованием синонимичных терминов, ассоциативных, видовых (а нередко и родовых) понятий.
В каждом запросе содержатся информация о том, чту нужно найти пользователю (объект поиска), и те признаки, по которым следует отбирать информацию (аспект поиска, или критерии отбора).
Рассмотрим все сказанное на примере. Студенту педагогического вуза нужно найти публикации по теме дипломной работы «Формирование универсальных учебных действий при изучении технологии обработки текстовой и графической информации в начальном курсе информатики». До начала поиска необходимо изучить тему запроса, обратившись к учебным изданиям и отраслевым (в данном примере образовательным) фактографическим ИПС – стандартам, словарям, справочникам.
Анализируя запрос, студент должен определиться, чту именно ему нужно получить: документы или фактографическую информацию, и, если признано, что требуются именно документы, то решить, какие их виды ему понадобятся для достижения цели. Очевидно, что это должны быть регламентирующие документы (в первую очередь ФГОС НОО и методические рекомендации к нему) и научные публикации (монографии, научные статьи). Далее нужно определить хронологические рамки искомого массива документов. Имея в виду, что тема абсолютно новая, необходимо найти документы за последние три года. Все перечисленное (виды документов, временной период) составляет объект поиска. Что касается аспекта поиска, то им является тема «Формирование универсальных учебных действий при изучении технологии обработки графической и текстовой информации в начальном курсе информатики». В соответствии с числом тем или простых высказываний (здесь их два) запрос делится на два подзапроса:
Составление поискового образа запроса на языке ключевых слов (удобнее это делать по подзапросам):
Составление поискового образа запроса на языке ключевых слов с использованием логических операций:
Другая запись поискового образа запроса
Далее происходит соотнесение значений признаков запроса с описанием ИПС на языке дифференциальных признаков с целью определения тех из них, к которым стоит направить запрос. Объект поиска указывает на то, что это должны быть документальные системы, которые содержат новую литературу. Аспект ориентирует на то, что поиск должен вестись по содержательным признакам (тема «методика обучения информатике» относится к педагогике). Конечно, в идеале нужно было бы обратиться к Книжным летописям, Летописям журнальных статей и отраслевым библиографическим пособиям по педагогике. Однако опрос студентов показал, что они не знакомы с библиографическими пособиями и, совершенно очевидно, не будут сами (без участия библиографа) ими пользоваться. Для удовлетворения данного запроса целесообразно построить следующую стратегию поиска, обратившись:
Полученные результаты необходимо соотнести с целью и объектом (а не только аспектом) поиска и не довольствоваться рекламной продукцией и прочей нерелевантной информацией, даже если она соответствует теме запроса.
В рамках данной статьи мы не рассматриваем технологию поиска информации в конкретных информационных системах. Пользователям следует внимательно изучить режимы работы ИПС, язык запросов (синтаксис), способы обозначения логических операций и способы отбора документов по языку, типу данных, региону и др.
Тема «Технология поиска информации» в курсе «Информационные системы»
Разработанную нами методику обучения школьников и студентов основам информационного поиска, по нашему мнению, можно реализовать двумя путями:
Реализованный нами подход к анализу запросов помогает при составлении сложных запросов к реляционным базам данных на языке SQL, а также может быть использован в качестве одного из методов изучения предметной области в процессе проектирования баз данных и информационных систем.
Литература
1. Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. М.: Наука, 1975.
2. Соколов А.В. Информационно-поисковые системы. М.: Радио и связь, 1981.
3. Мидоу Ч. Анализ информационно-поисковых систем. М.: Мир, 1970.
4. Степанов В.К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности: Интерактивный учебник. 2006. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru/ (дата обращения: 08.02.2013).
5. Федоров А.В., Гендина Н.И. Информационная грамотность в России. 2007. URL: edu.of.ru/attach/17/31218.doc (дата обращения: 08.02.2013).
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/ Основная школа. М.: Просвещение, 2011. URL: http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400 (дата обращения: 08.02.2013).
7. Жукова Н.С. Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии// Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 2. С. 539–565.
8. Селетков С.Н. Мировые информационные ресурсы и проблемы поиска информации // Системы и средства информатики. 2006. Т. 16. № 3. С. 406–426.
9. Витухновская А.А., Ключенко Т.И. Формализация информационного поиска в библиотеке // Научн. и техн. б-ки СССР. 1991. № 10. С. 27–35.
10. Витухновская А.А. Обучение студентов педвузов технологии решения информационно-поисковых задач // Информатика и образование. 2003. № 7. С. 96–101.
11. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие. М., 2002. 311 с. URL: http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_c3c0943c6b70e2b30ee62731f097e5c5 (дата обращения: 18.02.2013).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». СПб., 2009. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_44b.pdf (дата обращения: 08.02.2013).
13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 «Прикладная информатика (по областям)». URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/351400_2000.html (дата обращения: 08.02.2013).
____________________________________
Витухновская Алла Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики ГОУ ВПО "Карельская государственная педагогическая академия"
© Информационное общество, 2013 вып. 1-2, с. 69-79.