Управление интернетом на международном уровне: актуальные вопросы для Россиийской Федерации

______________________________________

М.В. Якушев





Впервые на международном уровне вопросы управления интернетом были поставлены в процессе создания «Рабочей группы по управлению интернетом» при Генеральном секретаре ООН, действовавшей в 2004—2005 гг. В составе Рабочей группы участвовал представитель Правительства Российской Федерации. Результатом деятельности Рабочей группы явился Итоговый документ1, в котором содержался ряд принципиальных предложений по организации работы над соответствующей проблематикой, и, в частности, было решено созвать Глобальный форум по управлению интернетом, проведший к настоящему времени уже два заседания.

Что здесь важно иметь в виду? Управление интернетом это не заранее регламентированный процесс, которым занимается какая-то международная организация, специализированная организация в системе ООН или неправительственная организация, подобная ICANN, чья задача распределение доменного (адресного) пространства. Это, прежде всего, комплексная работа трех групп участников именно такой была одна из наиболее важных рекомендаций, которые сформулировала Рабочая группа по управлению интернетом. Такими группами участников являются: (1) государство в лице соответствующих уполномоченных органов власти, (2) бизнес, включая профессиональные и экспертные объединения и (3) гражданское общество неправительст­венные учреждения, ассоциации пользователей интернета, некоммерческие организации. Все эти три группы должны обязательно участвовать в данном процессе, чтобы результат был эффективным и позитивным. Иначе принимаемые кем-то «по отдельности» решения просто не будут исполняться.

Но здесь возникает вопрос, который достаточно широко обсуждается до сих пор: к чему применимо то регулирование, то управление, о котором мы говорим? Что такое интернет? В наиболее общем плане можно сказать, что интернет это очередной этап развития человеческой цивилизации. Действительно, была эра пара, эра электричества, эра атомной энергии. В настоящий момент мы находимся в «эре интернета».

Можно рассматривать интернет всего лишь как очередной этап развития обычных сетей связи. Так, были сети телеграфные, сети передачи данных, потом сети телефонные. Сейчас появилось некоторое новое качество: информационно-коммуникационные сети соответственно, в этом плане (для инженеров) интернет может рассматриваться просто как новый этап развития сетей связи.

Для юристов интернет может рассматриваться как новый объект правоотношений, подобный таким когда-то новым объектам, как «радиочастотный спектр» или «космическое пространство», которое начали исследовать и практически использовать лет 50 назад.

Наконец, существует подход, что интернет всего лишь огромное, глобальное средство массовой информации, массовой коммуникации, массового общения людей. Можно добавить, что уже сейчас, подобно многим другим средствам массовой информации, это не столько «классическое» СМИ, сколько средство массового развлечения. В значительном количестве люди используют интернет даже не затем, чтобы просто получить информацию, но для того, чтобы получить какой-то видеоролик, обменяться сообщениями со своими близкими и знакомыми. Иначе говоря, это становится средством массового развлечения, «инфотеймент» (infortainment, как это иногда называют по-английски).

В связи с этим, собственно, и возникает вопрос: что именно нужно регулировать? Общие подходы к развитию Сети, ее инфраструктуры и обеспечению ее связности? Идет ли речь о необходимости регулировать технические аспекты адресацию, параметры, протоколы Сети? Или необходимо регулировать правовой статус тех, кто является субъектами работы в интернете, то есть операторов услуг и пользователей? Или же требуется регулировать свободу информации, регулировать законно установленные ограничения на эту свободу, с которыми все соглашаются, исходя из общечеловеческих ценностей и общечеловеческих необходимостей? Этот вопрос еще не получил своего решения и является предметом достаточно активных дискуссий.

Такие дискуссии на международном уровне как раз и двигались от «узкого подхода» к «широкому» (под «узким» подходом понимается регулирование только технологических аспектов развития Сети; под «широким» когда речь идет обо всех возможных социальных аспектах, не ограничивающихся только технологиями). При этом важно обеспечить в процессе управления активное участие всех трех групп заинтересованных участников, а не только государства на уровне национальных правительств или администраций связи. В нынешнем виде глобальный интернет во многом был создан бизнес-организациями. В Российской Федерации исторически значительная роль принадлежит некоммерческим, в том числе научным и образовательным организациям.

Конфигурация интернета, особенности его создания, развития и функционирования позволяют участвовать в процессах управления Сетью каждому из нас, будь то обычный пользователь, федеральный министр или оператор связи. Необходимо понимать, что интернет это уникальное достояние, которое может быть прекрасной ареной для международного сотрудничества, для взаимодействия, для умножения преимуществ, которые сам же интернет и дает кому-то (например, определенным странам), а также для того, чтобы превращать последние в преимущества для других.

Международный опыт регулирования показывает, что для создания законов и каких-то решений в области управления интернетом очень важно соблюдать принцип соразмерности. Безусловно, в отношении того, что можно делать в интернете, а что нельзя, и как это регламентировать, можно принять какие-то решения. Но для того, чтобы они реально были исполнены, необходимы достаточно солидные затраты на реализацию этих решений. И часто эти затраты могут значительно превышать тот позитивный эффект, который ожидался в тот момент, когда такие решения принимались. Это необходимо иметь в виду. В качестве примера можно привести следующее: высказываются многочисленные предложения о «поголовной» идентификации всех пользователей всех интернет-услуг. Технически такое решение возможно, но будет исключительно затратным (оно может быть только комплексным в силу распределенного характера интернета придется контролировать не только российских посетителей зарубежных сайтов, но и российских клиентов зарубежных операторов, предоставляющих доступ к Сети).

Что можно отметить в качестве приоритетных задач для регулирования интернета? В данный момент (начало ХХI века) интернет бурно развивается. Я бы отметил три группы приоритетных вопросов, решение которых необходимо не только для обеспечения устойчивости такого развития, но и для оптимальности использования интернет-технологий.

Первая из них это доступ и доступность (access и accessibility), причем речь идет о доступности и в плане технологическом, и в плане экономическом (доступная цена), и в плане обеспечения свободы информации, равного доступа к ресурсам, в плане преодоления информационного неравенства.

Вторая задача это безопасность использования интернета. Как и в любом новом явлении, в бурном развитии интернета есть как позитивные, так и негативные стороны. К сожалению, очень часто на первый план «выползает» негатив: мошенничество, порнография, возможность совершения разнообразных правонарушений. Необходимо, видимо, прямо сейчас (что, собственно, уже и происходит) уделить пристальное внимание в нашем взаимодействии на уровне государства, гражданского общества и бизнеса именно этому аспекту, то есть недопущению использования интернета в антиобщественных целях.

И, наконец, третья задача связана с таким важным вопросом, как интернационализация интернета. Интернет первоначально зародился на территории Соединенных Штатов и когда-то был практически стопроцентно англоязычным. Сейчас ситуация резко меняется. Именно с помощью интернационализации можно использовать преимущества, которые дают интернет-технологии в каждой конкретной стране, в том числе и в нашей. Речь идет о создании многоязычных ресурсов (информационный контент), что активно происходит на наших глазах. Очень хорошо, что, в отличие от многих других стран мира, в нашем «Рунете», русскоязычном сегменте интернета, английский язык используется предельно ограниченно. Значит, вопрос многоязычного контента вопрос международного участия в управлении интернетом. Показательно, что именно в этом направлении были предприняты совместные серьезные усилия как государственных органов России, так и иных организаций, в первую очередь Координационного центра национального домена (.RU), в результате которых Российская Федерация первой в мире получила «интернационализированный», кириллический домен первого уровня — (.РФ).

Все эти приоритетные задачи реальны, практически осуществимы, и решать их необходимо. Мне представляется, что они как раз являются хорошей основой для того, чтобы российское государство, российский бизнес и организации зарождающегося у нас гражданского общества работали вместе в рамках единого интернет-сообщества.


СНОСКИ:

1 Более подробно см. на сайте www.wgig.org.
________________________________________________________
Якушев Михаил Владимирович - член Совета Координационного центра национального домена. RU


© Информационное общество, 2008, вып. 3-4, с. 6-8.