Первый опыт функционирования электронного правительства Татарстана. Аудитория официального сервера республики и ее интересы

И.Р.Насыров, Д.Ш.Фасхиева


Развитие Интернета, лавинообразное создание общедоступных информационных ресурсов, возникновение и активное продвижение новых услуг на базе Интернета: электронной торговли и электронного правительства по праву относят к определяющим факторам глобальных перемен, происходящих в последние годы. При этом важнейшую роль в развитии информационных технологий в отдельных странах играют органы государственной власти. Государство определяет "правила игры" на рынке, является одним из крупнейших потребителей информационных услуг и оборудования, активно участвует в создании новых сервисов, ориентированных на повышение собственной эффективности и ликвидации информационного неравенства в обществе. Уровень развития информационно-коммуникационных технологий будет фундаментом для общего экономического прогресса в ближайшие годы [1].

Внедрение информационных и коммуникационных технологий повысит эффективность деятельности государства. Движение к электронному правительству поможет сократить бюджетные расходы, обеспечит более высокий уровень услуг для населения, создаст новые возможности для диалога государственных заказчиков с поставщиками, внесет большую прозрачность в работу правительственных учреждений, что в свою очередь является фактором снижения коррупции. В широком смысле электронное правительство понимается как предоставление публичных услуг посредством цифровых технологий. Можно также трактовать это понятие как возможность содействия развитию демократии и равенства в обществе посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий [1, 2]. Процесс создания электронного правительства направлен на формирование государственной информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей оптимальное с точки зрения общества функционирование всех ветвей и уровней государственной власти и управления. В состав электронного правительства входят внутренняя информационная инфраструктура - аналог корпоративной сети, и внешняя - взаимодействие с гражданами и организациями [3].

В настоящей работе рассматриваются вопросы развития взаимодействия региональных органов государственной власти с гражданами и организациями на базе официального сервера Республики Татарстан в сети Интернет. Мы проанализируем два потока информации, образующихся в процессе функционирования официального сервера РТ: а) от правительства, государства к гражданам; б) от граждан и от общества к правительству.

Можно выделять два основных начальных этапа становления электронного правительства [4]:

I этап - представительства тех или иных государственных структур в Интернете, начиная от собственных WEB-страничек, которые дают возможность максимально получить информацию о том, чем занимается тот или иной орган государственной власти;

II этап наступает, когда те или иные органы власти начинают предоставлять возможность гражданам заполнять различные анкеты в электронном виде и получать доступ к электронным сервисам тех или иных правительственных учреждений.

По этой классификации Татарстан находится на первом этапе создания электронного правительства.

Можно ввести более детальную спецификацию последовательных этапов создания электронного правительства [5]:

1 этап. Отсутствуют государственные ресурсы, доступные в режиме on-line. Нет осознания необходимости в электронном правительстве и все контакты между государством и бизнесом или населением осуществляются на основе личных встреч или бумажной переписки. Ограниченная информация доступна по телефону.

2 этап. Существует ограниченное количество правительственных Интернет-сайтов, предоставляющих основную информацию и зачастую ориентированных на пользователей, проживающих вне компетенции государственных учреждений, поддерживающих сайты. Представленная информация статична и обновляется нерегулярно. Ограниченное взаимодействие с правительственными учреждениями возможно посредством телефона или факса. Государство распространяет отдельную информацию об услугах, процедурах, правах и ответственности в форме "твердых копий".

3 этап. Некоторые государственные учреждения публикуют ключевую информацию в Интернете, включая перечень услуг, часы приема, формы документов для загрузки. Однако зачастую не поддерживается релевантность и актуальность публикуемых данных. Контакты осуществляются преимущественно персонально, по факсу или по телефону, хотя использование электронной почты может ускорить процесс. Правительство поддерживает контакты с отдельными партнерами и поставщиками в режиме on-line или другими средствами электронной связи.

4 этап. Все правительственные учреждения публикуют ключевую информацию в Интернете и отдельные учреждения используют Интернет-технологии для интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом. Интерактивные государственные сайты предоставляют возможность в режиме on-line осуществлять взаимодействие с государственными учреждениями (обращаться за разрешением, платить налоги и т.п.). Большая часть государственных закупок и взаимодействие с поставщиками осуществляется в режиме on-line или посредством электронной связи.

Если придерживаться данной классификации, то Татарстан находится на третьем этапе создания электронного правительства, т.к. существуют уже более 15 сайтов республиканских органов государственной власти, часть из которых размещает сведения об оказываемых услугах, порядке оформления заявок, перечни и образцы необходимых документов. В отдельных случаях существуют проблемы обновления данных, а иногда и просто обеспечения постоянного доступа к созданным ресурсам. Это приводит к тому, что посещаемость подобных официальных сайтов критически низка. К наиболее приближенным к понятию электронного правительства можно отнести сайты Управления ГИБДД РТ (www.rpolice.ru) и Министерства связи РТ (www.mcrt.kazan.ru).

Следует констатировать, что в настоящее время большинство серверов органов государственной власти Республики Татарстан ориентированы на организацию информационного потока от государства к населению и бизнесу. Развитие обратной связи требует дополнительных технических ресурсов, а также возлагает на государственных служащих дополнительные функциональные обязанности по работе с населением и организациями в новой, "электронной" форме. Этим, в частности, обусловливается отставание развития обратной связи в процессе создания электронного правительства, отмеченное в сводном отчете "Готовность России к информационному обществу" [6].

Анализ статистики посещаемости сервера

Предлагаем вашему вниманию анализ статистики посещаемости Официального сервера Республики Татарстан www.tatar.ru. С учетом того, что тематика размещенных на сервере материалов о Татарстане весьма представительна: политика, экономика, история, культура, контакты, официальные документы и справочные материалы различных видов (более 1500 статичных html страниц и ежедневно пополняемая новостная лента, общим объемом около 3000 публикаций за год), можно полагать также, что анализ статистики посещаемости официального сервера Татарстана поможет лучше понять область интересов потенциальной аудитории региональных информационных ресурсов в целом.

Объем аудитории

Аудитория рабочего дня - 500-550 человек в день (среднее количество посетителей сайта в рабочие дни).

Аудитория выходного дня - 220-250 человек (среднее количество посетителей в выходные).

Ядро аудитории - 1 300 человек (частота посещений - раз в неделю и чаще).

Активность аудитории

Максимальная активность пользователей в течение суток совпадает с рабочим графиком московского часового пояса. Вместе с тем относительно равномерное распределение числа уникальных посетителей по времени суток без критических провалов в ночные и утренние часы подтверждает широкую географию посетителей по странам и часовым поясам.

География посетителей (по странам)

Наибольшее число посетителей (56,7%) составляют жители России, 14% посетителей из США. Около 35-60 посетителей в неделю (около 1-2% аудитории) из Украины, Германии, Турции, Казахстана, Великобритании, Канады, Австралии. Всего же за неделю сайт привлекает внимание представителей около 50 зарубежных стран со всех континентов.

Популярные страницы

При оценке посещаемости страницы на сайте были условно сгруппированы по одиннадцати темам. Необходимо учесть, что были обработаны те страницы, которые посетили не менее трех пользователей в неделю (см. таблицу).

Кроме того, надо особо отметить четыре ведущих раздела:
Совокупно они привлекают более трети (38%) всей посещаемости сайта (см. диаграмму).


Рис. 1. Диаграмма посещаемости разделов сайта.



Табл. 1. Тематика страниц сайта.


Услугами поисковой системы "Сервера Татарстана" воспользовались около 3% недельной аудитории сайта.

Из таблицы видно, что наибольшей популярностью пользуется информация справочного характера. Причем лидирует в этой теме справочник "Кто есть кто" - 481 посещение за неделю (далее сокращенно - пос/нед), о котором уже говорилось выше. Также популярны разделы "Контакты" (232 пос/нед или 1/5 всех интересующихся справочной информацией); адреса WEB-серверов (149 пос/нед; 11,4%); информация для гостей (91 пос/нед; 7%). Кроме того, 6-8 человек в день посещают страницы "гостиницы", "не забудьте поздравить", "коды городов и районных центров РТ".

Уже упоминавшийся раздел "предприятия и выпускаемая продукция" является ведущим в теме "Информация о предприятиях" (61,3% всех посещений этой темы). Не менее 6-7 человек в день интересуются страницами "инвестиционные проекты предприятий", "предприятия - члены Торгово-промышленной палаты", "экспортная продукция предприятий РТ".

К главной странице раздела "Экономика" на сервере обратились 224 пользователя за неделю (3% всей аудитории сайта). 162 посещения на странице "Информация для бизнесменов", на страницах "основные отрасли экономики" и "условия ведения бизнеса" - по 42-45 посещений за неделю.

В теме, обозначенной "Государственное устройство; органы власти" наиболее популярны страницы "Аппарат Президента РТ" - 44 пос/нед или 8% обратившихся к этой теме и "Кабинет министров" - 35 пос/нед или 6,2%. Кроме того, аудитории интересны страницы "административно-территориальное деление", "Департамент внешних связей Президента РТ", "государственная символика" и др.

Внимание пользователей привлекают архивы (93 пос/нед), информация о праздничных и памятных днях РТ (40 пос/нед), фотогалерея (36 пос/нед).

Главную страницу раздела "Общество" на сервере за указанный период просмотрели 109 человек, средствами массовой информации заинтересовались 23 человека, демографическими данными - 21 человек.

Мнением российских и зарубежных СМИ о Республике Татарстан заинтересовались соответственно 86 (1,2% всей аудитории) и 37 человек (0,5%). Страницы, посвященные внешнеэкономической деятельности РТ, просмотрел 51 человек.

Довольно часто пользователи обращаются к страницам "Что нового?" (112 пос/нед или 1,6% аудитории) и "карта сайта" (90 пос/нед; 1,3%).

Страницу, посвященную Премьер-министру РТ Минниханову Р.Н., посетили 29 человек, страницу Государственного советника при Президенте РТ по политическим вопросам Хакимова Р.С. - 14 человек.

Доля англоязычной аудитории составляет 14%. Ее интересы распределяются следующим образом:
Следует отметить любопытный факт: количество посещений англоязычных страниц (14%) существенно меньше доли зарубежной аудитории сайта, которая составляет около 44% (или по крайней мере 40% - с вычетом не определенных пользователей). На основании этого можно сделать вывод, что среди зарубежных посетителей сайта, основная часть которых относится к странам дальнего зарубежья, большинство владеет русским языком и использует кириллицу на своих компьютерах.

Кроме обработанных и включенных в настоящую статью 350 уникальных страниц сервера, в течение недели посещаются около 350 страниц. К ним относятся разнообразные тематические страницы основных разделов сайта "Государство", "Общество", "Экономика", авторские публикации, персональные разделы и пр.

Анализ статистики посещаемости официального сервера Республики Татарстан производился на основании данных сервиса SpyLOG (www.spylog.ru).

Анализ входящей электронной корреспонденции

География электронных писем, приходящих в администрацию официального сервера, и запросов, поступающих через гостевую книгу личной страницы Президента Республики Татарстан, довольно обширна. Лишь треть корреспонденции - от жителей Татарстана, остальная ее часть приходит из ближнего и дальнего зарубежья (США, Германии, Австралии, Узбекистана, Кыргызстана, Великобритании, Турции и др.), из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов.

Четверть обращений из-за рубежа приходит от представителей татарской диаспоры, которые интересуются историей и культурой Татарстана, ищут здесь друзей по переписке или просят помочь в организации поездки на родину.

Просьбы, с которыми обращаются посетители сайта, весьма разнообразны: от желания получить автограф М.Шаймиева до надежды на материальную поддержку какого-либо коммерческого замысла или научного проекта. Кроме того, приходят предложения о сотрудничестве от различных фирм и организаций.

Около трети всех сообщений - это выражение благодарности и поддержки Президенту Татарстана, пожелания успехов в дальнейшей работе, в эту же группу отнесены положительные отклики об официальном сервере республики. Приходит множество поздравлений с Днем образования Республики Татарстан, с Новым годом и другими праздниками.

Некоторые жители республики обращаются с жалобами на администрации тех или иных организаций, на темпы строительства отдельных жилых домов и просто с бытовыми проблемами. Но количество подобных писем невелико, и это неудивительно, так как доступ в Интернет наиболее обездоленных слоев общества - пенсионеров, инвалидов, беженцев, не говоря уже о социальном "дне",- пока, к сожалению, ограничен.

Гораздо активнее Интернетом пользуется молодежь. От школьников и студентов (то есть от молодых людей в возрасте от 13 до 24-25 лет) приходит до четверти всей корреспонденции. Надо отметить, что эта группа не ограничивается общими пожеланиями и поздравлениями, но обращается с конкретными предложениями, критикой, активно высказывает свое мнение.

Входящая электронная корреспонденция классифицируется информационно-аналитическим сектором Департамента внешних связей Президента РТ. Ответы на просьбы предоставить справочную информацию, доступную администрации официального сервера, подготавливаются в течение 1-3 дней с учетом необходимости перевода на иностранные языки. Письма организаций с предложениями о сотрудничестве общего характера сразу переадресовываются в курирующие организации или на промышленные предприятия соответствующего профиля. В этом случае автор поступившего предложения информируется о переадресации письма. Письма организаций, адресованные президенту, передаются для рассмотрения в сектор делопроизводства общего отдела Аппарата Президента РТ. Обращения граждан в адрес президента распечатываются и передаются для рассмотрения в отдел писем и приема граждан, где обрабатываются как обычная входящая корреспонденция. Исполнение поручений, подготовленных на основании обращений граждан, находится под контролем отдела писем и приема граждан.

Следует отметить, что по личным вопросам граждане предпочитают обращать в привычной форме: записываются на прием и оставляют письменные заявления.

Подытоживая статистический анализ функционирования официального сервера Республики Татарстан следует сказать несколько слов о наиболее актуальных направлениях развития сервисов на его базе. Необходимо стремиться к максимальной полноте нормативно-правовой информации, представленной на сервере. В ближайших планах также повышение интерактивности за счет введения дополнительных рубрик "вопрос-ответ", проведения опросов и телеконференций. Следует внедрить систему администрирования с возможностью распределенного управления контентом. Общая направленность планирования новых разделов официального сервера должна отражать тенденцию к большей открытости деятельности органов государственной власти Республики Татарстан.


Литература

1. G.Kirkman, J.Sachs. Subtract The Divide / WordLink, The magazine of the World Economic Forum, January/February 2001 // http://www.worldlink.co.uk.
2. eGovernment Guide / Information Technology Group (ITG), Center for International Development at Harvard University // http://www.cid.harvard.edu/ciditg/ .
3. Кошкин А.Н. Государство и информационная революция // http://e-government.ru/dyn/
4. Коротков А.В. Выступление на Круглом столе "Информационные и интеллектуальные технологии в сфере взаимодействия государства и гражданского общества" 30 марта 2001 г. Дом Правительства России // http://e-government.ru/dyn/
5. Readiness for a Networked World: A Guide for Developing Countries / Prepared by ITG, Center for International Development at Harvard University with the support of IBM // http://www.cid.harvard.edu/ciditg/.
6. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / Под ред. Т.В.Ершовой - М.: Издательство Института развития информационного общества, 2001.-113с.


___________________________________________________________
Насыров Ильдар Рустамбекович - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий информационно- аналитическим сектором департамента внешних связей Президента Республики Татарстан

Фасхиева Диана Шамильевна - студентка 5 курса факультета журналистики, социологии и психологии Казанского государственного университета


© Информационное общество, 2001, вып. 5, с. 55-59.