____________________
Т.В. Ершова , С.Б. Шапошник
Аннотация: В статье представляются методология и некоторые результаты опросов населения и домохозяйств Москвы по вопросам использования ИКТ, проведенных Институтом развития информационного общества в 2004-2005 гг. Обосновывается необходимость подхода к таким мониторинговым исследованиям как к одному из инструментов комплексного мониторинга развития информационного общества, основанного на концептуальной схеме «электронной готовности».
Ключевые слова: информационное общество, использование ИКТ для развития, факторы развития информационного общества, опрос населения и домохозяйства, мониторинг развития информационного общества, Москва.
1 Введение
Обеспечение доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) населения и домохозяйств является одним из базовых условий развития информационного общества. Значимость решения этой проблемы определяется необходимостью обеспечения фундаментального права человека на всеобщий доступ к основным коммуникационным и информационным услугам (universal access to basic communication and information services) и преодоления нового вида социально-экономического расслоения – информационного неравенства, называемого также «цифровым разрывом», «цифровой пропастью», «информационной асимметрией» и т.д. Эти задачи остаются в центре внимания ученых и экспертов всего мира, в повестках социально-экономического развития многих стран и деятельности международных организаций, активно обсуждаются на представительных международных, региональных и национальных форумах. Об императиве решения этих стратегических задач было заявлено Административным комитетом ООН по координации (UN Administrative Committee on Coordination) в 1998 г. [1] и участниками Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (WSIS – World Summit on the Information Society [2, 3]). Важным условием решения этих задач является организация на национальном и международном уровнях мониторинга использования ИКТ населением и домохозяйствами.
В последние годы в России активизировалась разработка и реализация политики развития информационного общества: в 2008 году утверждена Стратегии развития информационного общества, в 2010 – государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», разработаны планы мероприятий и программы развития информационного общества в субъектах РФ, приняты законодательные и нормативные акты, регулирующие развитие информационного общества и формирования электронного правительства. В этой ситуации крайне актуальной задачей становится создание в России системы мониторинга показателей использования ИКТ домохозяйствами и населением, согласованных с международными стандартами и политическими целями страны.
В данной статье представлен опыт разработки и использования методологии и инструментария опросов населения и домохозяйств в контексте создания системы мониторинга развития информационного общества на регионально уровне. Такая работа была проведена Институтом развития информационного общества (ИРИО) в рамках городской целевой программы «Электронная Москва (2003-2007)» (мероприятие «Разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу»). Основные результаты опросов населения и домохозяйств Москвы, проведенных ИРИО в 2004 и 2005 гг. 1, были представлены в двух специализированных выпусках журнала «Информационное общество» [4, 5]. Задача данной статьи – описать подход к разработке и использованию опросов населения и домохозяйств как важного компонента информационно-аналитического обеспечения процессов управления развитием информационного общества. Этот подход может быть использован при создании систем мониторинга развития информационного обществ на федеральном и региональном уровнях.
2 Общая характеристика подхода
Важной характеристикой предлагаемого подхода является использование опроса населения и домохозяйств как одного из базовых инструментов мониторинга развития информационного общества. Задачи опроса и содержание анкеты (модули, отдельные вопросы) в значительной степени определяются архитектурой предметных областей мониторинга и общими задачами мониторинга развития информационного общества.
Общий подхода к мониторингу развития информационного общества, используемый ИРИО, впервые был предложен в рамках выполнения гранта Всемирного банка по оценке готовности России к информационному обществу ([6], см. также [7]). Данный подход находится в русле последних тенденций развития аналитических и статистических исследований информационного общества и основан на концептуальной схеме оценки и анализа «электронной готовности» (см. рис. 1). Его отличительной особенностью является комплексный мониторинг факторов электронного развития (государственного регулирования, человеческого капитала, ИКТ-инфраструктуры, экономической среды, инновационного потенциала, информационной индустрии, информационной безопасности и доверия) наряду с мониторингом использования ИКТ в ключевых сферах деятельности (государственное управление, образование, здравоохранение, наука, культура, бизнес, использование ИКТ населением и домохозяйствами). В той или иной степени и в различных вариантах такой подход используется такими организациями, как Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный банк, Всемирный экономический форум (ВЭФ) и др. Использование этого подхода позволяет обеспечивать эффективную обратную связь, необходимую для своевременной корректировки всех компонентов деятельности, направленной на развитие информационного общества.
Источник: ИРИО
1. Готовность отрасли к развитию на основе ИКТ:
1) обследование организаций отрасли (сбор сведений об ИКТ-инфраструктуре организаций, готовности персонала и использовании ИКТ) – в рамках московского проекта были проведены сплошные обследования учреждений культуры (библиотек и музеев), а также выборочные представительные опросы общеобразовательных школ и медицинских учреждений по вопросам доступа и использования ИКТ;
2) представительный опрос профессионального сообщества данной сферы деятельности (сбор данных об ИКТ-компетенции и использовании ИКТ в профессиональной деятельности) – в Москве были проведены выборочные опросы медицинских работников и учителей;
3) представительный выборочный опрос населения/домохозяйств и пользователей интернета как клиентов (пользователей услуг) этой сферы деятельности – в общей анкете для населения/домохозяйств предусматриваются вопросы для каждой сферы деятельности;
4) обследование предприятий как пользователей электронных услуг, в частности услуг электронного правительства.
В рамках этого подхода регулярные опросы населения и домохозяйств выполняют роль одного из базовых источников мониторинговой информации практически по всем предметным областям мониторинга. Население и домохозяйства являются клиентами (пользователями услуг) различных сфер использования ИКТ – электронного правительства, электронного бизнеса, электронного образования и электронной культуры, поэтому в общей анкете для обследования населения/домохозяйств предусматриваются вопросы (или целые модули) для каждой из указанных сфер деятельности. Используются эти опросы и для измерения целого ряда показателей факторов развития информационного общества – показателей, отражающих развитие человеческого капитала (уровень образования, навыки использования ИКТ и др.), экономической среды (расходы на ИКТ), информационной безопасности (уровень доверия к электронным каналам взаимодействия, реализованные угрозы информационной безопасности, используемые инструменты защиты).
Основными источниками для получения текущих значений показателей мониторинга развития информационного общества в Москве были, помимо данных указанных опросов, официальные данные Росстата, Мининформсвязи, Минфина, Минэкономразвития и Центробанка России; данные релевантных опросов и исследований отечественных агентств – таких как Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), ВЦИОМ, ИНДЕМ, Левада-Центра и др. Весь комплекс собранных данных позволил провести сопоставление Москвы с другими регионами России по целому ряду показателей.
Международные сопоставления (на уровне стран и метрополисов ЕС) осуществлялись на основе данных ОЭСР, Евростата, ВЭФ, Института Фрейзера, Евробарометра, а также результатов опросов компании IPSOS по заказу Европейской комиссии и опросов, проведенных в ходе реализации европейских проектов BISER (Benchmarking the Information Society: e-Europe Indicators for European Regions), SIBIS (Statistical Indicators for Benchmarking Information Society), e-Business W@tch и др.
3 Методология опросов населения и домохозяйств
В области мониторинга использования ИКТ населением и домохозяйствами, с учетом ее значимости, уже сложились хорошо проработанные международные стандарты статистического наблюдения, обобщенные международным Партнерством по измерению ИКТ в целях развития, созданным по решению Всемирной встречи на высшем уровне [8]. Основы международных стандартов, включая модельную анкету по вопросам использования ИКТ домохозяйствами и населением, были разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В странах ОЭСР и Европейского союза с 2002 г. осуществляются регулярные опросы населения и домохозяйств по вопросам использования ИКТ, рекомендуемая методика опросов и модельные анкеты представлены в соответствующих руководствах по проведению обследований и обработки результатов [9]. Как правило, исследование использования ИКТ населением и домохозяйствами осуществляется в ходе обследований бюджетов домохозяйств, опросов занятого населения или других обследований по социальным вопросам. Опрос проводится ежегодно, рекомендуемый возрастной диапазон опрашиваемого населения – 16-74 года. Единицами обследования выступают домашние хозяйства и их отдельные члены – опросы проводится по представительным выборкам населения и домохозяйств. От каждого домохозяйства по вопросам использования ИКТ опрашивается только один человек (по квотной выборке), при этом к ответам на вопросы, касающиеся домохозяйства в целом, могут привлекаться другие его члены, владеющие соответствующей информацией.
В России отдельные показатели доступа домохозяйств к ИКТ собираются в рамках федерального государственного статистического наблюдения, осуществляемого по форме №1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств». Опросы проводятся в каждом субъекте Российской Федерации по представительным выборкам (опрашивается от 500 до 1200 домохозяйств). Используемый на данный момент инструментарий не позволяет определить целый ряд показателей, рекомендуемых международными организациями (в частности, долю домохозяйств, имеющих широкополосный доступ и др.). Кроме того, в отличие от рекомендаций ОЭСР и Евростата, Росстатом не проводится одновременный опрос населения, поэтому в России до сих пор остаются недоступными официальные данные по широкому кругу показателей использования ИКТ населением (показатели использования интернета по его конкретным целям, использование персональных компьютеров и т.п.).
С учетом сказанного, в рамках разработки и реализации системы мониторинга развития информационного общества в Москве, были разработаны методология и инструментарий опроса населения и домохозяйств и проведены два этапа полевых исследований. В качестве инструмента опросов применялись анкеты, разработанные ИРИО и включавшие, в соответствии с изложенным выше подходом, следующие содержательные модули:
В качестве модели выборки опроса был определен трехступенчатый квотный отбор респондентов, проживавших в Москве. В основу квот отбора респондентов были положены данные госстатистики по состоянию на 1 января 2004 и 2005 гг. [10-11].
На первой ступени был произведен отбор респондентов по гендерному признаку, на второй – по возрастным группам, на третьей – по районам (административным округам) проживания.
Результаты полевого исследования были обработаны и проанализированы с использованием программного пакета для обработки социологической информации SPSS.
4 Использование основных результатов полевого исследования
Полученные и статистически обработанные данные опросов населения и домохозяйств были использованы ИРИО для проведения мониторинга и углубленного анализа готовности Москвы к информационному обществу и подготовки соответствующих аналитических отчетов уполномоченному органу Правительства Москвы – Управлению информатизации города Москвы.
Анализ результатов проведенного исследования позволил сформулировать ряд выводов, касавшихся:
Данная информация была предложена для использования в целях ревизии и дальнейшего выполнения городской целевой программы (ГЦП) «Электронная Москва», утвержденной Законом города Москвы от 9 июля 2003 г. № 47. Целый ряд рекомендаций, выработанных по результатам обследования и дальнейшего их анализа, был использован для подготовки и уточнения ежегодных планов мероприятий ГЦП «Электронная Москва».
4.1 Использование результатов опроса населения и домохозяйств для мониторинга факторов развития информационного общества
Как показало статистическое исследование ИРИО в рамках оценки готовности регионов России к информационному обществу [12], основными факторами использования ИКТ населением и домохозяйствами являются: информационно-технологическая инфраструктура (ИКТ-инфраструктура) и доступ к ней, деловой климат и человеческий капитал. Результаты опросов населения и домохозяйств использовались главным образом для мониторинга состояния человеческого каптала Москвы и отчасти – делового климата.
4.1.1 Деловой климат
Деловой климат как фактор развития информационного общества, определяется как совокупность экономических, финансовых и регуляторных условий, влияющих на производство, потребление и использование ИКТ. Изучение делового климата в Москве осуществлялось по таким параметрам (группам показателей), как общее состояние экономики, покупательная способность в отношении ИКТ, налоговая нагрузка, нормативно-правовое регулирование, административное воздействие, теневая экономика и криминогенная обстановка [13-14].
Опрос населения и домохозяйств использоваться для получения значений показателей платежеспособного спроса на ИКТ. Данный параметр в рамках мониторинга развития информационного общества в Москве анализировался с помощью следующих показателей:
В частности, согласно результатам опроса ИРИО 2005 г., столичные домохозяйства расходовали на интернет примерно 1,6% своих доходов. Этот показатель соответствует наиболее низкому уровню среди новых членов ЕС (Словения), однако при достаточно активном использовании ИКТ. Согласно данным Европейской комиссии, в 2003 г. расходы на интернет в среднем в месяц в странах Евросоюза составляли 4,1% месячных доходов, в том числе 1,6% в Словении, 2,9% в Польше, 3,6% в Чехии, 4,2% в Эстонии, 4,4% в Словакии, 5,7% в Литве, 6,2% в Латвии, 7,2% в Румынии, 12,2% – Болгарии [15].
Рекомендации, сделанные ИРИО заинтересованным сторонам на основе проведенного анализа, относились к таким направлениям, как стимулирование спроса на ИКТ со стороны населения, антимонопольное регулирование и активная поддержка информационной индустрии города [13, с. 112; 14, c. 58].
4.1.2 Человеческий капитал
В условиях формирования информационного общества, актуализировавшего роль нематериального ресурса в социально-экономическом развитии, классическое определение человеческого капитала как совокупности знаний, навыков и творческих способностей работников уступает место его более широкому пониманию [16], включающему научный потенциал, навыки и мотивация использованию ИКТ и т.д.
Согласно методике, разработанной ИРИО, состояние и развитие человеческого капитала в Москве, как фактора развития информационного общества, анализировалось по следующим параметрам [17, с. 11; 18, с. 12]:
Вместе с тем, в России на уровне государственной статистики пока не сложилась практика мониторинга таких параметров человеческого капитала, как информационная грамотность населения, мотивация использования ИКТ, информированность населения о возможностях ИКТ. Методология опроса населения/домохозяйств по указанным темам, учитывающая международные стандарты, была разработана и опробована в рамках описываемой работы по мониторингу развития информационного общества в Москве. Для получения сопоставимых данных о доле ИКТ-специалистов среди занятых также использовался указанный опрос.
Основные результаты анализа человеческого капитала Москвы на базе опросов населения и домохозяйств были опубликованы в статьях [17-18]. Здесь мы ограничимся описанием некоторых результатов и методическими замечаниями.
Информационная грамотность населения характеризуется показателями использования ПК и интернета, показателями получения специальной компьютерной подготовки, выполнения определенных операций с ПК и интернетом, уровня владения отдельными навыками использования ИКТ. При организации опроса населения по этим вопросам важно иметь в виду, что по большинству показателей имеются международные стандарты измерения (главным образом ОЭСР и Евростата), которые необходимо учитывать при разработке инструментария.
Среди интересных результатов проведенного исследования, актуальных до настоящего времени, следует отметить низкий уровень специальной подготовки населения к использованию ИКТ и недостаточное внимание к этой проблеме работодателей и государства.
По данным опроса ИРИО, в 2005 г. только 10% населения в столице прошли обучение работе на компьютере на специальных курсах, в том числе 1,6% в течение последнего года и 8,4% более года назад. По данным опроса Евростата, в 2003 г. 40% населения прошли обучение использованию компьютера продолжительностью не менее полудня, в том числе 12% – в течение года, предшествовавшего опросу, и 28% – более года назад Рассчитано по: Сh.Demunter. Digital divide and access to ICT skills // European eSkills 2004 conference (http://www.eskills2004.org)..
Отставание по этим показателям указывает на ограниченность усилий государства и предприятий по организации подобных курсов. Так, в 2005 г. 4,1% (2,8% в 2004 г.) занятых получили подготовку в сфере ИКТ на платных курсах, оплаченных работодателем, 4% (3,1% в 2004 г.) – на бесплатных курсах, организованных на работе, 1,5% (1,1%) – на платных курсах, оплаченных государством. Таким образом, доля занятых, получивших подготовку в сфере ИКТ за счет работодателя, увеличилась с 5,9% в 2004 г. до 8,1% в 2005 г., в том числе прошедших ее по месту работу – до 4%. Однако эти показатели по-прежнему значительно отличаются от уровня ЕС(15), где в 2002 г. получили соответствующую подготовку за счет работодателя 20% работников, в том числе по месту работы – 16% [18, с. 21].
Согласно результатам проведенных опросов, можно сделать вывод о недостаточной осведомленности населения о возможностях ИКТ и недостаточной мотивации к их использованию. Эти выводы ярко подтверждаются рис. 2-3.
Источники: ИРИО, опрос населения, 2005 г.; eEurope+ 2003 Progress Report. 2004(www.europa.eu.int)
Рис. 3. Причины неиспользования интернета (2005 г., доля в общей численности населения, %)
Источник: ИРИО, опрос населения, 2005 г.
Исследование ИРИО позволило выделить целый ряд проблем в развитии человеческого капитала Москвы как фактора информационного развития и предложить меры по их решению. В частности, было отмечено ухудшение показателей состояния научного потенциала; недостаточное участие государства и работодателей в организации компьютерной подготовки населения; выраженные цифровые разрывы между различными группами населения [18, с. 25-26].
4.2 Опрос населения и домохозяйств как инструмент мониторинга использования ИКТ для развития ключевых сфер деятельности
4.2.1 Использование ИКТ в государственном и муниципальном управлении, социальной сфере, бизнесе
Опрос населения и домохозяйств является важным источником мониторинговой информации по использованию ИКТ в ключевых сферах деятельности. На основе таких опросов можно получить следующие важные данные, без которых невозможны мониторинг и эффективное управление процессами электронного развития:
1) информированность населения о наличии услуг, предоставляемых в электронной форме в различных сферах деятельности (государственном управлении, образовании, здравоохранении, культуре и др.);
2) использование населением информационных ресурсов и услуг, предоставляемых в электронном виде;
3) потребности и предпочтения населения в использовании электронных услуг;
4) оценка населением качества услуг, предоставляемых в электронной форме.
Основные результаты опросов населения и домохозяйств Москвы по вопросам использования электронных услуг были опубликованы в статьях, посвященных использованию ИКТ в различных сферах деятельности в двух специализированных выпусках журнала «Информационное общество» [5-6]. На рис. 4-6 и в табл. 1 для примера представлены результаты опросов 2004 и 2005 гг. по использованию населением информационных ресурсов и услуг в ключевых сферах деятельности (некоторые публикуются впервые).
Рис. 4. Доля пользователей интернета, взаимодействовавших с органами власти через интернет в течение последних 3-х месяцев перед опросом в г. Москве, 2005 г., и в странах ЕС (25), 2004 г. (% трехмесячной аудитории интернет-пользователей) Источники: ИРИО, опрос населения, 2005 г.; Eurostat [14]
Согласно данным ИРИО, 20,3% столичных пользователей получают информацию с сайтов органов власти и местного самоуправления, что существенно выше показателя прошлого года (12,5%). Росту этого показателя способствовало интенсивное создание в своих веб-представительств городскими и местными органами власти в Москве.
Рис. 5. Доля лиц, использовавших интернет для получения образования и профессиональной подготовки в течение последних 3 месяцев перед опросом в г. Москве, 2005 г., и в странах ЕС(25), 2004 г. (% трехмесячной аудитории интернет-пользователей)
Источники: ИРИО, опрос населения, 2005 г.; Eurostat [14]
Рис. 6. Доля пользователей интернета, использующих информационные ресурсы и услуги в области культуры, %
Источник: ИРИО, опросы населения и домохозяйств, 2004 и 2005 гг.
Табл.1. Доля пользователей интернета, использующих наиболее востребованные медицинские информационные ресурсы и услуги, %
Источники: ИРИО, опросы населения и домохозяйств, 2004 и 2005 гг.; Analysis of 9th HON Survey of Health and Medical Internet users Winter 2004-2005
4.2.2. Использование ИКТ населением и домохозяйствами
Представительные опросы являются основным источником данных о доступе и использовании ИКТ населением и домохозяйствами. В рамках мониторинга развития информационного общества в Москве использование ИКТ населением и домохозяйствами исследовалось в трех основных аспектах: доступ домохозяйств к ИКТ, использование населением основных средств ИКТ в быту и использование населением онлайновых ресурсов и услуг в повседневной жизни [19-20].
С точки зрения доступа к ИКТ домохозяйств (см. рис. 7) опрос выявил достаточно благоприятную картину. Наиболее распространенными видами информационного имущества в московских домохозяйствах были телевизор с обычной антенной, мобильный телефон, видеомагнитофон и домашний компьютер. Кабельное и спутниковое телевидение было здесь востребовано в гораздо меньшей степени, что существенно отличало Москву от Европы. Например, в странах ЕС(15) спутниковым телевидением пользовались 13% домохозяйств [21], тогда как в Москве – 1,2%. Также не слишком высокой была доля домохозяйств, владевших игровыми приставками и совсем низкой – карманными персональными компьютерами. Приобретать информационное оборудование в ближайшие полгода собиралась совершенно незначительная доля домохозяйств: в среднем 0,3%.
Рис. 7. Владение информационным имуществом в московских домохозяйствах (2005 г.)
В целом исследование выявило общую тенденцию улучшения показателей доступа московских домохозяйств к ИКТ, которые в основном были близки к средним показателям стран ЕС и их метрополисов. Проведенные опросы помогли установить негативные тенденции к усилению информационного неравенства, а также наличие социально-демографических и экономических факторов этого неравенства. В частности, было отмечено, что владение персональными компьютерами и наличие доступа к интернету находилось в сильной зависимости от дохода семьи и в заметной степени – от наличия в ней детей или молодых людей на иждивении, являющихся сильными мотиваторами использования этих технологий (см. рис. 8).
Рис. 8. Различия в доступе домохозяйств к ИКТ (2005 г.)
Аналогично составу интернет-аудитории доля лиц, пользовавшихся электронной почтой, в Москве, как и в западных странах, уменьшалась с возрастом и увеличивалась с уровнем образования и доходов, а также социальным статусом. Так, доля москвичей, пользовавшихся электронной почтой, среди лиц старше 55 лет составляла всего 4,6%.
В целом российскую столицу отличали меньшие масштабы домашнего использования населением ПК и интернета, по сравнению со странами ЕС, его более узкий охват центрами общественного доступа, а также ограниченное распространение практики электронной переписки.
Анализ использования населением онлайновых ресурсов и услуг в повседневной жизни осуществлялся в контексте рассматриваемой темы по следующим группам показателей:
Москва на фоне других регионов России демонстрировала более высокие значения показателей, отражавших готовность жителей к использованию ИКТ в повседневной жизни и его масштабы. Согласно данным Индекса готовности к информационному обществу [12, с. 34], она возглавляла рейтинг использования ИКТ домохозяйствами и частными лицами, имея балл 6,67 из 7 возможных и с большим отрывом опережая других лидеров рейтинга [20, c. 111]. Вместе с тем масштабы повседневного использования ИКТ уступали соответствующим показателям стран ЕС и их метрополисов. Использование услуг электронной коммерции и онлайновых финансовых услуг распространялись среди населения пока крайне медленными темпами.
Позиции Москвы, характеризовавшие использование ИКТ населением и домохозяйствами, как по отношению к другим российским регионам, так и к странам ЕС были обусловлены состоянием целого ряда параметров технического и социально-экономического развития, отражавших, в первую очередь, готовность ИКТ-инфраструктуры и состояние доступа к ней, деловой среды и человеческого капитала к условиям информационного общества.
5 Выводы и рекомендации
Проведенное полевое исследование позволило выявить целый ряд параметров использования ИКТ населением и домохозяйствами российской столицы, которые оказалось невозможно установить с помощью имевшихся данных госстатистики и представительных опросов других независимых отечественных агентств, но которые были необходимы для проведения комплексного анализа основных факторов и направлений развития информационного общества в Москве.
Проведение опроса и углубленного анализа полученных данных в два этапа дало возможность оценить некоторые тенденции электронного развития города в целом и использования ИКТ в домашнем секторе экономики в частности, часть из которых носила негативный характер и требовала принятия специальных мер со стороны заинтересованных сторон, прежде всего органов государственной власти.
Использование при анализе полученных данных подхода, известного как «оценка электронной готовности» и применяемого в различных вариациях ведущими международными организациями, помогло не просто оценить ситуацию с использованием ИКТ в отдельных сферах человеческой деятельности (в частности, в быту), но рассмотреть процессы электронного развития во всем многообразии их взаимосвязей с различными факторами развития информационного общества. Использование в исследовании международных стандартов и рекомендаций обеспечило возможность провести межрегиональные и международные сопоставления, важные для определения текущего положения Москвы среди российских регионов, регионов/метрополисов и стран ЕС.
Мониторинг готовности к информационному обществу является важнейшим узлом в петле обратной связи процессов реализации соответствующих стратегий, инициатив, программ и проектов (см. рис.9).
Рис. 9. Концептуальная схема развития информационного общества
Источник: Implementing E-Development [24].
Система мониторинга, частью которого являются полевые исследования, подобные представленному в настоящей работе, при надлежащем внимании к ней и соответствующей реакции на результаты мониторинга со стороны лиц, принимающих решения, способна лечь в основу устойчивой и полноценной системы электронного развития как на региональном, так и на общенациональном уровне.
Благодарность
Авторы выражают искреннюю благодарность председателю Совета директоров ИРИО, к. ф.-м. н., доценту, академику Российской инженерной академии Ю.Е. Хохлову за ценные обсуждения материалов данной статьи.
CНОСКИ
1 Опросы проводились по заказу и анкете, разработанной ИРИО, в апреле-мае 2004 г. (исполнитель ООО «РОМИР») и в октябре-декабре 2005 г. (исполнитель Центр социального прогнозирования).
Литература и источники
1. World Telecommunication Development Report 1998: Universal Access. Executive summary // URL: http://www.itu.int/ITU-D/ict/publications/wtdr_98/wtdr98.pdf (дата обращения: 19.09.11).
2. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» // URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0004!!MSW-R.doc (дата обращения: 19.09.11).
3. Тунисское обязательство // URL: http://www.itu.int/wsis/docs2/tunis/off/7-ru.doc
4. Готовность Москвы к информационному обществу: Специальный выпуск журнала «Информационное общество». 2004. № 3-4. С. 1-128.
5. Мониторинг движения Москвы к информационному обществу: Специальный выпуск журнала «Информационное общество». 2006. № 2-3. С. 1-112.
6. Готовность России к информационному обществу. Оценка ключевых направлений и факторов электронного развития / Под ред. С.Б. Шапошника. М.: ИРИО, 2004.
7. Шапошник С.Б., Хохлов Ю.Е. Мониторинг движения Москвы к информационному обществу: характеристика подхода и первые результаты // Информационное общество». 2006. № 2-3. С. 4-10.
8. Основные показатели ИКТ, 2010 год / Партнерство по измерению ИКТ в целях развития. Международный союз электросвязи. 2010.
9. Methodological Manual for Statistics on the Information Society, 2010; Guide to Measuring the Information Society. OECD, 2009.
10. Численность населения по полу и возрасту на 01.01.2004 г. М., Росстат, 2004.
11. Численность населения по полу и возрасту на 01.01.2005 г. М., Росстат, 2005.
12. Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2004-2005 / Под ред. Ершовой Т.В., Хохлова Ю.Е. и Шапошника С.Б. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт развития информационного общества, 2005. 224 с.
13. Евтюшкин А.В., Цапенко И.П. Деловой климат для электронного развития города // Информационное общество. № 3-4. 2004. С. 24-36.
14. Евтюшкин А.В., Цапенко И.П. Деловой климат для электронного развития города // Информационное общество. 2006. № 2-3. С. 44-58.
15. eEurope+ Progress report. 2004 // URL: http://www.europa.eu.int
16. Н. Иванов. Проблемы человеческого и социального капитала в условиях глобализации // Тенденции перемен в социально-экономическом развитии ведущих стран мира в конце ХХ - начале ХХI веков. М., 2004.
17. Вершинская О.Н., Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор электронного развития Москвы // Информационное общество. 2004. № 3-4. С. 11-23.
18. Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве // Информационное общество. 2006. № 2-3. С. 12-27.
19. Цапенко И.П.. Информационно-коммуникационная инфраструктура и доступ к ИКТ предприятий и домохозяйств // Информационное общество. 2006. № 2-3. С. 28-43.
20. Цапенко И.П., Пазин Г.Н., Ершов П.С. Использование информационно-коммуникационных технологий населением Москвы // Информационное общество. 2006. № 2-3. С. 103-112.
21. Eurostat NewCronos // URL: http://www.europa.eu.int/comm/eurostat
22. Benchmarking Telecommunication and Access in the Information Society, 2003 // URL: http://www.sibis-eu.org
23. BISER Domain Report No. 10 ICT Infrastructure – the Regional Dimension // URL: http://www.biser-eu.com
24. Implementing E-Development: A Road Map to Action // Richa Agrawal, Mialy Andriamananjara, Natalia Kemaeva, Makiko Sano, Nan Tian. University of Mariland, Robert H. Smith School of Economy, 2004. 51 p.
© Информационное общество, 2011 вып. 4, с. 12-31 .