В формирующейся экономике знаний интеллектуальный капитал превосходит капитал промышленный скоростью роста, распространения и всеобщей доступностью. Так, 90% знаний было создано за последние 30 лет. А инвестиции в сферу производства знаний растут быстрее, чем в основные фонды (например, в странах OECD более чем в 1,5 раза).
Всеобщая природа научного труда становится явной, и продукт научно-технических разработок действительно, а не гипотетически превращается в достояние всего человечества. При этом речь идет не только о научных знаниях, фундаментальных и прикладных, но также об инженерных и более конкретных знаниях в технико-технологической сфере, медицине, информационно-коммуникационной сфере, образовании и других. Так, знание выступает в форме общественного блага и преобразователя, – а нередко – и источника других общественных благ.
Влияние науки и инноваций не ограничивается только системой материального производства, но захватывает также другие подсистемы общества – социально-политическую, образовательную, культуру, досуг, сферу общения и т.д. В результате динамичных научно-инновационных изменений, настоящей информационной революции, когда возникают единые мировые научно-инновационные, финансовые, товарные, информационные потоки и пространства, мир становится более гомогенным и единым в материальном и духовном измерениях. Volens nolense идет глобализация экономической, политической, социальной, культурной и духовной жизни общества.
Но влияние научно-инновационных преобразований, рост экономики знаний, расширение мирохозяйственных связей, все более интенсивное развитие мировой экономики (не только стран-лидеров, но и вовлеченных во взаимодействие с ними полупериферийных и даже периферийных стран) становится глобальным фактором и в масштабе всей планеты. И хотя процесс этот начался около 200 лет назад, сейчас воздействие человека на среду становится все более необратимым, сильно опережая по скорости преобразований, чаще негативных, скорость эволюционных процессов.
Все происходящие общественные перемены напрямую связаны и касаются человека, или человеческого потенциала общества. Как показывают исследования человеческого потенциала, проводимые под эгидой ООН, именно уровень развития человека – его здоровье, интеллект, развитие способностей, уровень образования и информированности, овладения научными знаниями – является основным показателем, напрямую коррелирующим с традиционными показателями общественно-экономического развития.
Решение многих проблем в современном мире возможно только с помощью науки и инноваций. Именно поэтому нам представляется актуальным обращение к анализу роли науки и инноваций в нашем журнале.
Хохлов Юрий Евгеньевич - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, главный редактор.
© Информационное общество, 2005, вып. 5, с. 1.