При этом документооборот не полностью формализует бизнес-процессы, так как в рамки концепции документов не укладывается вся деятельность, необходимая для достижения целей путем реализации бизнес-процессов. Для расширения функциональности систем управления документами (СУД) и систем управления потоками работ (Workflow) уже, например, есть разработки систем интеграции документооборота и потока работ с системами групповой работы [2]. В существующих СУД и Workflow, однако, нет интеграции с корпоративными справочниками и электронными библиотеками, что наиболее важно для работы ученого секретаря. Создание такой интегрированной системы и происходит в рамках проекта ИСИР РАН. Выяснено, что в рамках отделений РАН и их институтов имеется ряд общих концепций бизнес-процессов и документооборота. Сходство проявляется как в том, что используются общие концепции организации процессов, ряд которых продиктован законодательно или нормативно, так и в том, что некоторые общие процессы требуют осуществления в нескольких организациях. Например, годовая отчетность о научной работе отделения составляется путем компиляции документов, созданных в его институтах. Выполняющиеся в РАН бизнес-процессы, в соответствии со стандартной методологией, делятся на следующие группы:
Метод интеграции 1. Документы являются ресурсами электронной библиотеки (ЭБ) ИСИР РАН. Это характерно для документов, к которым желателен публичный доступ. К таким документам могут относиться отчеты о научной деятельности организации или информационная продукция, предназначенная для всеобщего доступа, например, реферативные издания ВИНИТИ. Информационное наполнение ЭБ ИСИР может зависеть от атрибутов документа, его содержания (или структурного представления, произведенного из полнотекстового представления), его состояния (здесь под состоянием документа понимается его роль и текущее положение в бизнес-процессе) и состояния документарной базы в целом. Для большинства ресурсов (атрибуты ресурсов взяты по классификации ИСИР РАН) выявлена следующая зависимость (табл. 3).
Метод интеграции 1.
Метод интеграции 2. Применимо все то же, что и в первом случае. Но в силу того, что ресурс уже выводится из структурного содержимого документа, получаем следующую таблицу (почти для всех случаев документов ученых секретарей, но в случае ВИНИТИ выглядит по-другому) (табл. 4).
Метод интеграции 3. Этот тип интеграции, в котором в атрибутивном и структурном содержании документа может использоваться информация из электронных библиотек, как в виде URN3, так и виде запросов, характеризуется тем, что обеспечивает участников процесса потенциально всей информацией, имеющейся в структурах ИСИР РАН. Тем самым пользователь обеспечивается всей необходимой ему информацией. В документе хранится только URN. Обеспечивается повторное использование знаний, так как, работая с ресурсом из ЭБ ИСИР, можно оттуда же получить документарные цепочки, связанные с ним, поступившие туда по первому и второму методу интеграции, и понять, как с этим ресурсом работали ранее.
Заключение
Литература