О государственной политике в области развития и применения информационных технологий
А.В. Волокитин, И.Н. Курносов
Важнейшим приоритетом, на который в настоящее время ориен-тируются в своем развитии промышленно развитые страны, является переход от индустриального общества к обществу информационному, базирующемуся на массовом использовании информационных и теле-коммуника-ционных технологий во всех областях, в которых прояв-ляется жизнедеятельность человека. В России развитие информацион-ных технологий, национальной информационно-телекоммуникацион-ной инфраструктуры протекает в русле мировых тенденций.
Об этом свидетельствуют высокие темпы обновления парка дей-ствующих в стране ЭВМ, общеечисло которых в 2000 году составило около 10 млн. штук.
Высокими темпами увеличивается количество компьютеров в семьях россиян, особенно в городах. Число семей с домашними ком-пьютерами в городах за два года увеличилось более чем в 2 раза и приблизилось к 8%.
Бурно развивается российский сегмент сети Интернет, в котором в настоящее время предоставляются основные виды информационных услуг, существующих в мире. Сфера интересов пользователей русско-язычных ресурсов Интернета охватывает следующие рубрики: обще-ственно-политические новости, деловые новости, наука, искусство, электронная коммерция, медицина, спорт, путешествия, поиск работы и др. Наблюдается резкий рост количественных показателей информа-ционных ресурсов в Сети. Общее число информационных серверов в российском сегменте Интернета достигло 45 тысяч (в 1998 г. их бы-ло 10 тыс.). В последние годы прослеживается тенденция увеличения темпов роста числа пользователей Интернета в России. В настоящее время их количе-ство превышает 3 млн. человек (в 1998 г. пользователей было около 1 млн. человек). Увеличению количества пользователей Интернета способствует развитие беспроводных технологий подключения к Сети, прежде всего, с использованием спутниковых каналов связи.
Вместе с тем необходимо акцентировать внимание на следующих проблемах.
По масштабам использования средств вычислительной техники и информационных технологий Россия значительно отстает от передо-вых промышленно развитых стран. Достаточно привести лишь несколько сопоставлений.
В США парк используемых ЭВМ составляет 150 млн. шт. (это 35,5% всех машин, установленных в мире), в то же время в России их 10 млн.
Если в России Интернет-технологии являются достоянием 3 млн. россиян, то в США постоянно входят в Сеть более 100 млн. американцев; количество же американцев, пользующихся мобильными средствами доступа к Интернету, в этом году достигнет 4 млн. человек. Масштабы использования в США перспективных тех-нологий электронной коммерции таковы, что позволяют 20 млн. аме-риканских семей осуществлять покупки товаров в Интернет-магазинах. В России же число посетителей Интернет-магазинов насчи-тывает всего несколько десятков тысяч. Таких примеров можно при-вести много.
Несмотря на то, что распад отечественной промышленности средств вычислительной техники и индустрии создания информацион-ных технологий остановлен, процессы их восстановления и развития еще не набрали силу.
Средства вычислительной техники производятся российскими предприятиями по сборке компьютеров, однако комплектующие для сборки ввозятся из-за рубежа. Даже при объеме продаж компьютеров российской сборки на внутреннем рынке, достигшем 70 % от общего объема продаж ЭВМ, нельзя утверждать о существовании в России национального производства компьютеров.
Резкими диспропорциями характеризуется российский рынок информационных технологий. С одной стороны, наблюдается завое-вание отечественными производителями сегмента рынка бухгалтер-ских систем и систем распознавания текстов, а также вытеснение зару-бежных компаний с самого емкого сегмента рынка информационных продуктов, основанных на распределенной обработке данных (различного вида корпоративные и управленческие программы). С другой стороны, сегменты рынка операционных систем, языков про-граммирования, систем управления базами данных, мультимедийных средств характеризуются господством продуктов зарубежных фирм.
В результате в России преобладает оснащение аппаратных средств зарубежными программными продуктами. Среди приобретаемых зарубежных программных средств, по экспертным оценкам, лицензионные продукты составляют 6%. Продолжающееся использование нелицензионного программного обеспечения приводит к тому, что бюджеты всех уровней недополучают в год около 15 млрд. рублей. Отечественные специалисты в области создания программных средств недостаточно включены в международное разделение труда. А между тем российский интеллектуальный потенциал в этой области не ниже, например, потенциала Индии, поставляющей в настоящее время на мировой рынок программную продукцию стоимостью около 3 млрд. долларов.
Проявляется опасная по своим последствиям тенденция ослабле-ния позиций на российском рынке отечественных разработчиков нау-коемких интеллектуальных информационных технологий или интел-лектуальных систем, основанных на знаниях. И это происходит в условиях, когда за счет поддержания в стране современной системы образования, пока еще высокого научно-технического потенциала отдельных предприятий промышленности, академической и вузовской науки отдельным коллективам отечественных разработчиков удается создавать интеллектуальные системы, которые не имеют аналогов за рубежом или превосходят аналогичные зарубежные системы.
Кроме того, необходимо отметить низкую конкурентоспособ-ность отечественных средств вычислительной и телекоммуникацион-ной техники, программного обеспечения, недостаточную эффектив-ность использования технологического потенциала отечественной электронной промышленности, неурегулированность ряда правовых проблем законодательства в области информатизации и защиты ин-теллектуальной собственности, отток за рубеж квалифицированных кадров программистов и системщиков.
Для преодоления сложившейся ситуации необходима активная государственная политика в области информационных технологий. Мы стоим перед вызовом наиболее развитых информационных об-ществ, которые стремятся сконцентрировать у себя всю или почти всю интеллектуальную индустрию, становясь источником и держателем основных интеллектуальных ресурсов, производителем доминантных информационных технологий, уготовив другим странам роль простых импортеров и потребителей произведенных ими информационных продуктов.
Министерство Российской Федерации по связи и информатиза-ции в сфере своей компетентности формирует и реализует государ-ственную политику в области развития информационных технологий в рамках следующих основных направлений своей деятельности:
формирование и развитие нормативно-правовой базы связи и информатизации;
формирование федеральных целевых, а также межведомственных программ в области связи и информатизации;
гармонизация отечественных стандартов с международными, сближение законодательных основ функционирования информацион-но-телекоммуникационного комплекса с общемировыми принципами.
Законопроектная деятельность
Осуществляя законопроектную деятельность в сфере информати-зации, Минсвязи России ориентирует ее на формирование и развитие правовой базы, обеспечивающей регулирование всего комплекса об-щественных отношений, связанных с созданием и использованием ин-формационных технологий, а также информационных систем и сетей.
Она направлена на:
развитие применений новых сетевых информационных техноло-гий в электронной торговле, образовании, работе на дому, телемеди-цине и других областях;
охрану личной и коммерческой тайны, интеллектуальной соб-ственности в информационных системах и сетях;
защиту потребителя от некачественных средств информатизации и информационных услуг;
поддержание разумного уровня конкуренции на рынке инфор-мационных технологий и услуг;
развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и вхождение ее в мировое информационное сообще-ство.
Законопроектная деятельность проводится в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. (№ 572-р) Планом подготовки проектов федеральных законов на 2000 г.
В настоящее время Минсвязи России подготовлен законопроект «Об электронной цифровой подписи», который согласован с соиспол-нителями.
Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» должен стать юридическим фундаментом процесса совершенствования си-стемы государственного управления и развития кредитно-финансовой и коммерческой сферы путем широкого использования современных информационно-телекоммуникационных технологий.
В 2000 году в соответствии с распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 26.07.2000г. (№ 1072-р) начата разработка про-екта федерального закона «Об электронном документе» совместно с Минфином России и Минюстом России. В настоящее время разработ-чиками подготовлен План-проспект законопроекта. Реализация закона должна обеспечить наряду с законом «Об электронной цифровой подписи» переход к безбумажному документообороту.
Помимо деятельности, проводимой по Плану законопроектных работ Правительства Российской Федерации, Минсвязи России про-водит экспертизу законопроектов и других нормативных актов, по-ступающих в Минсвязи России на рассмотрение.
В последнее время подготовлены отзывы на законопроекты, представленные депутатами Государственной Думы:
«Об электронной торговле» (внесен депутатами Государственной Думы Маевским Л.С.,
Шубиным А.В., Финько О.А., Волковским В.И.);
«О предоставлении электронных финансовых услуг» (внесен де-путатами Государственной Думы Шохиным А.Н., Медведевым П.А.);
«О государственной политике Российской Федерации по разви-тию и использованию Интернет» (внесен комитетом Госдумы по ин-формационной политике).
В настоящее время Минсвязи России готовит по поручению Правительства Российской Федерации проекты официальных отзывов на законопроекты:
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (внесен депута-тами Государственной Думы Ветровым К.В., Шубиным А.В., Лебеде-вым И.В., Коваленко П.И., Кравцом А.А., Семеновым В.О.);
«Об информации персонального характера» (внесен депутата-ми Государственной Думы Ветровым К.В., Шубиным А.В., Финь-ко О.А., Лебедевым И.В., Коваленко П.И., Кравцом А.А., Мартыно-вым Б.А., Клинцевичем Ф.А.).
Программные методы решения проблем создания
и применения информационных технологий
В нашей стране, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки, так и не удалось принять федеральную целевую программу развития информатизации России, в которой нашел бы отражение комплексный подход к созданию и совершенствованию информаци-онно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий, охватывающих все сферы общественной жизни.Утверждены или существуют в виде проектов федеральные целе-вые, межведомственные и ведомственные программы, касающиеся от-дельных направлений развития информационных и компьютерных технологий. По инициативе Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и Минпромнауки России разработана
Меж-ведомственная научно-техническая программа развития отечественных интеллектуальных технологий двойного назначения на 2000-2003 годы.
В разработке Программы приняли участие Минобороны России, ФАПСИ, МИД России и другие заинтересованные министерства и ве-домства.
Главная задача Программы заключается в обеспечении приори-тетного внедрения отечественных программных средств в органы го-сударственного управления и создании благоприятных условий для широкого распространения отечественной интеллектуальной продук-ции на рынке информационных технологий в России. В Программе предусмотрено создание комплексов отечественных средств аналити-ческой обработки информации для обеспечения решения управленче-ских задач в органах государственного управления на основе техно-логии обработки неструктурированной информации. Большое значе-ние в Программе придается совершенствованию интеллектуальных информационных технологий и систем.
Особенностью данной Программы является ее ориентация на создание инфраструктуры, способной обеспечить проведение марке-тинговых исследований и дальнейшее эффективное продвижение оте-чественных информационных технологий и программных продуктов на внутреннем и внешнем рынках, используя главное преимущество —стоимость приобретения российских интеллектуальных технологий, которая, как правило, в несколько раз дешевле, чем стоимость зарубеж-ных аналогов. Предполагается также привлечение необходимых орга-низационных и финансовых ресурсов для комплексного анализа и прогноза рынка интеллектуальных технологий, лицензионной и па-тентной защиты разработок, полноценной издательской и рекламной поддержки отечественной продукции.
Вместе с тем, учитывая наукоемкий и инновационный характер отечественных информационных технологий двойного назначения и программных продуктов, следует иметь в виду, что процесс их внедре-ния носит трудоемкий и рисковый характер. Это затрудняет процесс их внедрения исключительно за счет собственных ресурсов приоритет-ных заказчиков. Необходим механизм государственной поддержки процессов использования информационных технологий двойного наз-начения в приоритетных областях, предусматривающий комплекс услуг по обучению, тестированию, решению экспериментальных за-дач, консультированию. На это необходимо изыскать дополнительные ассигнования из средств федерального бюджета, выделяемых на науку.
Федеральная целевая программа развития электронной торговли в России на 2001 — 2006 годы.
Проект данной Программы, содержащей около 50 программных мероприятий, разработан Минсвязи России совместно с Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1999 г. (№ ИК-П8-38984) и представлен в сентябре этого года в Правительство Россий-ской Федерации. В настоящее время Программа включена в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета в 2002 году. Внедрением перспективных техно-логий электронной коммерции предполагается обеспечить развитие трех направлений электронной торговли: «бизнес-потребитель» (торговля через электронные магазины), «бизнес-бизнес» (торговые операции между корпоративными покупателями) и «бизнес-администрация» (главным образом, государственные закупки).
Минсвязи России полагает, что в рамках федеральной целевой программы в результате скоординированных действий министерств, ведомств, администраций субъектов Российской Федерации, хозяй-ствующих субъектов, заинтересованных организаций удастся решить сложный комплекс проблем развития электронной торговли, в том числе обеспечить:
повышение эффективности использования отечественными ком-паниями и фирмами передовых технологий электронной торговли как необходимое условие для их выхода на мировые рынки продукции и услуг;
развитие информационной инфраструктуры товарных рынков и снижение издержек в торговле;
создание условий для развития информационно-телекоммуника-ционной инфраструктуры отдельных территорий и решения проблем, порожденных большими расстояниями, повышения управляемости и сокращения совокупных издержек, связанных с закупками в регионах продукции для государственных нужд.
Программа стандартизации в сфере информатизации на период 2000-2001 гг.
(Одобрена решением Минсвязи России). В Программе решаются вопросы нормативно-технического обеспечения сферы ин-форматизации в виде взаимоувязанного комплекса основопола-гающих нормативных документов общетехнического и общефунк-ционального характера для реализации государственной политики в области развития информационных технологий. К числу приоритет-ных направлений работ по стандартизации относятся:
разработка комплекса стандартов, определяющих основные по-ложения, правила и общие требования к информационным услугам и ресурсам, защите и формированию информации, а также стандартов по CALS-технологиям и Единой системе программной документации (ЕСПД);
разработка первоочередных базовых стандартов по терминоло-гии, программной инженерии, базам данных, защите информации, ат-тестационному тестированию;
создание комплекса стандартов проблемно-ориентированного характера, обеспечивающих отраслевую, региональную информатиза-цию через прикладные ориентированные профили.
Другие направления государственной поддержки
развития информационных технологий
Обеспечение эффективного информационного взаимодействия людей, общественных и коммерческих структур требует целенаправ-ленной концентрации усилий в области развития информационных технологий в интересах создания социально-значимых информацион-ных ресурсов, в том числе и ресурсов русскоязычного сектора Интер-нета.
С целью оперативного получения актуальной и достоверной информации о проживающем на территории Российской Федерации населении и значительного снижения бумажного документооборота органов учета граждан в соответствии с распоряжением Правитель-ства Российской Федерации от 2 марта 2000 года (№ 323-р) Минсвязи России совместно с Минтруда России, Минюстом России, МВД Рос-сии, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а также субъектами Российской Федерации разработало Концепцию создания в России автоматизированной системы «Государственный регистр населения». Данная Концепция 17 октября 2000 года одобрена Координационным советом под председательством Замести-теля Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Клебанова. В процессе создания такой системы будет обеспечена интегра-ция информационных ресурсов о населении регионов и муниципаль-ных образований в масштабе всей страны на базе информационных технологий ведения распределенных баз данных.
Опыт формирования и реализации государственной политики в области развития информационных технологий, приобретенный Минсвязи России, опыт других министерств и ведомств, наблю-дающаяся недостаточная координация работ в области развития ин-формационных технологий между государственными структурами фе-дерального и регионального уровней убеждают в необходимости раз-работки и принятия федеральной целевой программы «Развитие ин-форматизации в России на период до 2010 года». Эта Программа должна отличаться от традиционных целевых программ своей ориен-тацией на обеспечение общегосударственных приоритетов политиче-ского, социально-экономического и культурного развития общества и создание реальных предпосылок и условий перехода России к инфор-мационному обществу.
Мероприятия Программы должны быть на-правлены на:
координацию деятельности различных участников этого про-цесса, в том числе и координацию отраслевых и региональных про-грамм информатизации в рамках этой Программы;
сохранение в руках государства политических, экономических и правовых механизмов, регламентирующих «правила игры», единые для всех участников этого процесса;
создание адекватной новым условиям законодательной и норма-тивно-правовой базы, форм и методов административного регулиро-вания, способствующих притоку инвестиций и развитию справедливой конкуренции;
привлечение к активному участию в процессе информатизации частного сектора экономики и предоставление свободы выбора на-правлений деятельности предпринимательским структурам, заинтере-сованным в развитии производства и отечественного рынка информа-ционно-телекоммуникационных средств, продуктов и услуг.
Концепция федеральной целевой программы «Развитие инфор-матизации в России на период до 2010 года» разработана и будет до конца 2000 года обсуждена на заседании Государственной комиссии по ин-форматизации при Минсвязи России. Мы надеемся на конструктивное сотрудничество по этому вопросу с другими министерствами, ве-домствами, коммерческими структурами, научной общественностью и всеми заинтересованными организациями.
В заключение хотелось бы отметить, что происходящее в мире убеждает нас в том, что страны, способные эффективно использовать возможности новой информационной среды общества для своего интеллектуального развития и решения других проблем, получают существенные преимущества перед другими стра-нами, ориентирующимися исключительно на заимствование зарубеж-ных информационных технологий.
Статья подготовлена по материалам доклада на парламентских слушаниях «О государственной политике в области развития информационных технологий», состоявшихся в Государственной Думе 23 ноября 2000 г.
Волокитин Александр Владимирович -
заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации
Курносов Иван Николаевич -
заместитель руководителя Департамента информатизации Министерства Российской Федерации по связи и информатизации
© Информационное общество, 2000, вып. 6, с. 11 - 15.