________________________________________________________ Д.А. Милованцев
Как показывает мировой опыт, создание электронного правительства – комплексное внедрение информационных технологий в сферу государственного управления – позволяет преодолеть ведомственную информационную разобщенность, подчинить задачи информатизации отдельных органов государственной власти потребностям граждан, обеспечить согласованное и последовательное выполнение ведомствами соответствующих проектов. Формирование электронного правительства предполагает обеспечение нового качества государственного управления за счет широкого использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на основе межведомственного взаимодействия и оказания органами государственной власти услуг населению и организациям в электронном виде.
Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для формирования электронного правительства. В настоящее время в основном решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры. Удовлетворяются потребности органов государственной власти в компьютерной технике, создаются локальные и территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти сотрудникам обеспечен доступ к сети Интернет. Успешно реализуются масштабные программы и проекты по созданию государственных информационных систем и ресурсов, решаются локальные задачи по автоматизации процедур сбора, обработки и хранения сведений, необходимых для выполнения государственными органами возложенных на них функций.
Вместе с тем результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти пока еще носят преимущественно локальный ведомственный характер, что не позволяет добиться кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в соответствии с потребностями и ожиданиями населения.
Для решения этой задачи Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации разработан проект Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренный на заседании правительства в августе 2007 года.
Концепция подготовлена в развитие основных положений Концепции использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. № 1244-р, с учетом фактического уровня их оснащенности современными ИКТ и задач административной реформы.
Под электронным правительством в Концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Основная идея Концепции – объединить все инструменты межведомственного взаимодействия, закрепленные в ФЦП «Электронная Россия», с задачами информатизации деятельности органов государственной власти. Координирующим органом при этом объединении Мининформсвязи предлагает сделать Правительственную комиссию по административной реформе.
Поскольку приоритетным направлением формирования электронного правительства является максимально возможный перевод документооборота и информационного взаимодействия органов государственной власти в электронную форму, в Концепции предложены пути построения межведомственного электронного взаимодействия, в частности развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота.
В соответствии с Концепцией целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:
Формирование электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года планируется обеспечить в два этапа. На первом этапе, в 2008 году, планируется разработать необходимые нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования ИКТ для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, а также предоставления государственных услуг.
На втором этапе, в 2009–2010 годах, предусматривается обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности государственных органов типовых ведомственных технологических решений, а также завершить первый этап создания межведомственных компонентов с вводом их в промышленную эксплуатацию.
Концепция также предусматривает перевод десяти наиболее востребованных населением услуг в электронный вид. Определены сферы, подлежащие информатизации: гражданский статус (водительские права, паспорт, регистрация), регистрация объектов недвижимости и прав на них, осуществление предпринимательской деятельности, социальные выплаты и пособия.
На первом этапе реализации программы в интернете появятся только бланки заявок, то есть без личной явки в профильное ведомство не обойтись. На втором этапе (с 2009 года) люди смогут подавать заявления через эти сайты, заполнив интерактивные формы и заверив заявление электронной подписью.
С учетом основных направлений формирования электронного правительства представляется возможным оценить эффект реализации Концепции по следующим основным направлениям:
Реализация программы с общей сметой $1,3 млрд. позволит к 2010 году перевести в электронный вид десять наиболее востребованных населением услуг, таких как оформление паспортов, водительских удостоверений и других документов.
Реализация Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 года потребует скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики. Основным механизмом реализации и источником финансирования формирования электронного правительства является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», что не потребует дополнительного выделения средств из федерального бюджета на реализацию Концепции.
© Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 22-24.