Развитие сетевых СМИ и их правовое регулирование в Российской Федерации

А.Ю. Романченко





Правовое регулирование сетевых средств массовой информации является одной из важнейших проблем государственного контроля над деятельностью в Интернете. До последнего времени государство не уделяло этой сфере должного внимания. Между тем перспективу развития сетевых средств массовой информации трудно переоценить. Уже сегодня они доступны огромному числу людей в России и за границей. Передача и получение информации становятся быстрее и удобнее. Выпуск сетевого средства массовой информации не требует больших капиталовложений. Нет необходимости участвовать в конкурсах на получение лицензий на телевидение или радиовещание. Все эти факторы привлекают к Интернету все большее количество людей.

Коротко о существующем законодательстве. В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 1991 года сетевые средства массовой информации подлежат государственной регистрации наравне с печатными газетами, журналами, теле- и радиопрограммами. Запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание и оказывающих вредное влияние на здоровье людей.

Закон гарантирует лицу, о котором в средствах массовой информации были распространены сведения, не соответствующие действительности, право на ответ в том же средстве массовой информации. Это право также не зависит от формы распространения массовой информации.

По Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 года лицензированию подлежит издательская деятельность. Причем Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не делает исключения из этого требования для лиц, осуществляющих подготовку и выпуск периодических и непериодических изданий, размещаемых в Интернете.

Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 1993 года охраняет творческие произведения, существующие в любой объективной форме, в том числе распространяемые через Интернет.

Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации охраняют физическое и нравственное здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию независимо от способа причинения вреда.

Таким образом, нормы всех указанных законов могут и должны применяться к отношениям, возникающим в связи с деятельностью в Интернете. Основы правового регулирования этих отношений, таким образом, уже существуют.

Попытки создать специальное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с использованием Интернета, уже предпринимались российскими законодателями. Прежде всего, речь идет о Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 года.

Закон устанавливает, что право ввоза на территорию Российской Федерации иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления запрещенных законодательством Российской Федерации видов деятельности или промыслов, или иных противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Средства международного информационного обмена используются на территории Российской Федерации только по волеизъявлению их собственника или уполномоченного им лица.

Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена.

Выдача сертификатов и лицензий возлагается на Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации*, Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.

В случае противоправных действий при осуществлении международного информационного обмена указанные государственные органы могут приостановить международный информационный обмен на любой стадии на срок до двух месяцев.

Порядок выдачи сертификатов и лицензий устанавливается также Правительством Российской Федерации.

Включение информационных систем и сетей в состав средств международного информационного обмена осуществляется при наличии международного кода. Порядок получения международного кода устанавливается Правительством.

Предупреждение и пресечение монополизации и недобросовестной конкуренции в сфере международного информационного обмена осуществляются федеральным антимонопольным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распространение недостоверной, ложной иностранной документированной информации, полученной в результате международного обмена на территории Российской Федерации, не допускается. И ответственность за распространение такой информации возлагается на субъект международного информационного обмена, получивший такую информацию и распространяющий ее на территории России.

Координация деятельности в области международного информационного обмена осуществляется Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации* в порядке, устанавливаемом законодательством России.

При ввозе информационных продуктов и информационных услуг на территорию страны импортер предоставляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию России информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере.

В наше министерство поступает много вопросов, связанных осуществлением деятельности в Интернете. Хочется предложить для обсуждения некоторые подходы, сформированные на основе существующего законодательства.

Первое. Является ли Интернет средством массовой информации?

Интернет в целом, с нашей точки зрения, не является.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимаются формы периодического распространения массовой информации, то есть периодические печатные издания, теле- или радиопрограммы и т. п. Отсюда следует, что Интернет в целом не является средством массовой информации. Интернет – это то самое средство массовой коммуникации, которое прошлым летом, летом 1999 года появилось в названии нашего министерства.

Второе. Является ли сайт в сети Интернет средством массовой информации и требует ли он регистрации в министерстве?

Сейчас в министерстве регистрируется много интернетовских сайтов. И с нашей точки зрения, сайт является средством массовой информации, если он соответствует признакам, установленным Законом «О средствах массовой информации». В частности, сайт должен иметь постоянное название, размещаемая на нем информация периодически должна обновляться, но не реже одного раза в год, и должна быть предназначена для потенциально неограниченного круга лиц. Такие сайты, если они доступны более чем одной тысяче пользователей, по логике закона должны быть зарегистрированы в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций в соответствии с правилами, установленными Законом «О средствах массовой информации». Если указанные выше признаки отсутствуют, то сайт средством массовой информации не является и регистрация его не требуется.

Третье. Требуется ли государственная регистрация сетевой версии газеты или журнала, если ранее министерством было зарегистрировано соответствующее периодическое печатное издание?

По логике закона, требуется, потому что печатные и сетевые средства массовой информации представляют собой две разные формы распространения массовой информации. И поэтому по смыслу статьи 2 они рассматриваются как два различных средства массовой информации, даже если имеют одного и того же учредителя, одну и ту же редакцию и одинаковое содержание.

Четвертое. Здесь говорилось об электронной коммерции. Вот вопрос, связанный с электронной коммерцией: следует ли регистрировать Интернет-магазин в качестве средства массовой информации?

До заключения купли-продажи Интернет-магазин предоставляет потенциальному покупателю информацию о внешнем виде, других потребительских свойствах товара, его цене, а также и другие сведения, которые публикуют обычные печатные рекламные издания. Причем эти действия Интернет-магазина имеют своей явной целью склонить посетителя сайта к покупке товара, в противном случае магазин просто обанкротится. Распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, то есть рекламная информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к лицу, товарам, идеям, начинаниям, по Закону «О рекламе» является рекламой.

Интернет-магазин имеет постоянное название. И размещаемая здесь реклама предназначается потенциально неограниченному числу лиц и периодически обновляется. Если следовать этой логике, получается, что Интернет-магазин обладает всеми признаками рекламного средства массовой информации, что предусмотрено статьями 2 и 36 Закона «О средствах массовой информации».

И последний вопрос. Что следует считать названием сетевого средства массовой информации? Название, появляющееся перед пользователями после того, как они откроют данный сайт, или доменное имя, IP адрес?

Мы долго обсуждали эту проблему и пришли к мнению, что названием сетевого средства массовой информации должно являться его доменное имя. Оно должно быть зарегистрировано учредителем средства массовой информации в нашем министерстве в соответствии со статьей 8 Закона «О средствах массовой информации».

Мы видим, что ответы на многие вопросы можно дать путем толкования действующих законов. Однако накопилось немало проблем, требующих отдельного законодательного и международного правового решения. Например, в российском законодательстве пока нет специальных правил о собирании, закреплении и исследовании правонарушений в Интернете. Поэтому соответствующие дополнения должны быть внесены в Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Основы законодательства РФ о нотариате, Инструкцию Министерства юстиции о порядке совершения нотариальных действий.

В Законе «О средствах массовой информации» сетевые средства массовой информации следует выделить в особую категорию, отличную как от печатных, так и от электронных средств массовой информации. Для сетевых средств массовой информации должны быть предусмотрены некоторые особенности, связанные с их государственной регистрацией и прекращением выпуска, перечнем выходных данных, порядком направления обязательных экземпляров в наше министерство и другие организации.

При всем этом следует помнить важнейшую особенность Интернета – международный характер этой сети. Попытка закрыть какой-нибудь сайт на территории России наверняка приведет к тому, что сайт с таким же содержанием будет открыт на сервере, расположенном на территории другого государства, буквально на следующий день. Поэтому эффективное правовое регулирование, эффективный контроль над публикациями в Интернете возможен только при объединении усилий всех государств, где работает эта компьютерная сеть.




* Ныне – Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.



Романченко Андрей Юрьевич - заместитель Министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций




© Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 28 - 30.