Работа по подготовке Городской целевой программы «Электронная Москва» была начата в соответствии с Постановлением Правительства Москвы, принятом в августе 2002 года. Основой этой работы была «Концепции движения Москвы к информационному обществу», утвержденная Распоряжением Мэра Москвы в июле 2001 г. После широкого публичного обсуждения и утверждения Правительством Москвы Программа была одобрена Московской городской Думой, получила статус городского закона N 47 от 9 июля сего года и фактически начала выполняться.
Принятая Программа ставит перед городом новые задачи на основе более чем десятилетних усилий по созданию городских информационных систем и ресурсов. Сегодня в Реестре информационных ресурсов и систем города Москвы зарегистрированы разработанные по заказу городских структур около 100 автоматизированных систем и около 400 баз данных. Все эти системы – ведомственные, они развивались самостоятельно, финансировались отдельно, без всякой интеграции, без типовых решений, в основном – без соблюдения правил информационной безопасности.
В городе также построена развитая телекоммуникационная инфраструктура, которая способна обеспечить физическую интеграцию информационных ресурсов. И в основе интеграции этих ресурсов легла реализация отдельной городской целевой программы по созданию региональной волоконно-оптической сети связи. В городе есть Московская волоконно-оптическая сеть, есть оператор «КОМКОР», который с участием города ей управляет. Это крупнейшая сеть в Европе, 11 тысяч километров оптоволокна, к ней подключено каждое четвертое здание в городе. Создание такого оператора и использование новых технологий позволило добиться серьезных успехов. По крайней мере, с точки зрения технологической совместимости в городе никаких проблем не возникает.
Кроме того, пришло осознание того факта, что информационные ресурсы представляют собой новый вид городской собственности и в то же время они являются средством производства в процессе управления городом. В результате возникла необходимость создания новой подотрасли городского хозяйства, связанной с созданием и использованием городских информационных систем. Этот процесс активно идет в комплексах, комитетах и префектурах города.
Например, в Зеленограде создана единая система диспетчеризации и мультисервисная сеть округа, в Центральном округе города внедряется единая система видеонаблюдения, в Юго-Восточном округе подготовлена программа «Электронный округ», в Комплексе имущественно-земельных отношений на базе Мосжилрегистрации создается система электронного документооборота и функционирует удостоверяющий центр ЭЦП, в строительном комплексе построена развитая телекоммуникационная сеть комплекса, в Комплексе городского хозяйства начали работать ЕИРЦ.
Однако, несмотря на масштабность проводимых работ по информатизации (а город потратил на эти цели за последние пять лет около 200 миллионов долларов), их недостаточная согласованность приводит к тому, что остается низким уровень интеграции городских информационных ресурсов и тем самым снижается эффективность использования существующих систем.
Происходит неоправданное дублирование работ и функций в различных подсистемах, которые не могут взаимодействовать, в том числе из-за несовместимости программных средств и из-за целого ряда других факторов. Отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов и регламентов, которые позволяли бы унифицировать порядок создания и использования информационных систем, обеспечив их согласованное функционирование.
До сих пор, например, нет ответа на такой, казалось бы, простой вопрос: сколько квадратных метров нежилой площади имеет Москва?
Департамент имущества города Москвы, Бюро технической инвентаризации и Комплекс экономической политики и развития располагают различными данными. Везде разные системы и методики учета. Казалось бы, метры – они и есть метры, но тем не менее, возникла проблема, которой раньше не было. По современным архитектурным проектам здания могут иметь стены различной (не только прямоугольной) формы, а единого стандарта, как проводить измерения, пока нет.
Было признано, что городу необходима единая городская технологическая политика при создании и эксплуатации информационных систем и ресурсов.
Вот на этой подоснове и родилась как требование времени Городская целевая программа «Электронная Москва».
Мы считаем ее программой информатизации нового поколения. Впервые к приоритетным мероприятиям Программы были отнесены важные интеграционные и обеспечивающие проекты двух различных блоков – призванные повысить эффективность создания новых и обеспечить интеграцию существующих информационных систем.
Среди них, в первую очередь, – совершенствование нормативной правовой базы развития информационного общества в городе Москве, создание и развитие общегородской среды электронного взаимодействия городских информационных систем на основе разработанного комплекса стандартов, классификаторов, форматов, протоколов, программных и аппаратных интерфейсов, создание унифицированных платформ для городской инфраструктуры с целью обслуживания городских прикладных систем, интеграции разрозненных баз данных, централизованной системы предоставления услуг, обеспечение высокого уровня надежности ресурсов. Предусмотрена сеть городских порталов, включающая в себя Московский городской, Правительственный и Московский портал развития, предоставляющие информационные услуги населению и фактически являющиеся интерфейсами для общения граждан и органов управления. И, безусловно, ввод в жизнь системы обучения базовым навыкам использования ИКТ.
Необходимо отметить, что одним из важных заложенных в Программу принципов является концентрация ресурсов на важнейших направлениях информатизации с завершением создания отдельных проектов и подсистем в конкретные сроки, в связи с чем были выделены приоритетные проекты Программы. Например, к числу важнейших проблем, стоящих перед городом, относится проблема информационной безопасности и предотвращения угроз, связанных с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий и с их внедрением во все сферы жизни города. В том числе приоритетной задачей является создание регионального удостоверяющего центра, выдающего сертификаты ключей ЭЦП.
К примеру, мы уже имеем печальный опыт. В городе уже год функционирует система единых информационно-расчетных центров. Эта система создавалась очень быстро, с криками «Ура», но, как говорится, подсчитали – прослезились. Оказалось, что у города нет собственности на программные средства, по которым работают ЕИРЦ. Таким образом, мы имели на начало прошлого года 126 информационных систем, каждая из которых обслуживала свой ДЭЗ, каждая принадлежала группе программистов, которые начинали диктовать свои цены. Сегодня количество систем уменьшилось до 1. Безусловно, город должен иметь права собственности на эти программные средства или же вводить единую систему. Потому что уже начались проблемы с кибератаками на ЕИРЦ, в двух из них остановилась работа, а это имеет гораздо большую политическую цену для руководства города, нежели затраты на расчет с собственниками программ.
Кроме того, к приоритетным отнесены масштабные отраслевые проекты, реализация которых уже ведется городом или по которым имеются распорядительные документы Правительства Москвы, в том числе общегородская интегрированная система учета с использованием пластиковых карт, включая проект «Социальная карта москвича». Уже сейчас темпы выдачи карты составляют примерно 200 тысяч в месяц. Отсюда и требования к другим системам.
Например, интеграция проекта «Социальная карта» с тем проектом, который стал внедряться в Москве в наземном пассажирском транспорте. После установки турникетов на отдельных маршрутах сбор платежей у Мосгортранса вырос примерно в три раза. С одной стороны, здесь реформа системы льготников, с другой – реформа автотранса через вывод его из состояния дотационного предприятия на получение прибыли как оператора автобусных перевозок.
В рамках «Электронной Москвы» за последний год реализована также программа создания комплексной автоматизированной системы дежурной части города («02»). Построен большой компьютерный центр, все отделения милиции соединены в единую сеть, туда же включены паспортные столы, туда же подключаются службы «01» и «03», в следующем году мы перейдем к единой службе. И тогда, скажем, пожарная бригада, выезжая на объект, уже сразу будет иметь информацию о плане этого здания, о входах, о ремонтах, о путях подъезда и т.д.
Одновременно внедряется система видеонаблюдения в городе, как по программе «Мой двор, мой подъезд», так и на трассах и площадях. Причем эта работа по созданию комплексной системы видеонаблюдения, помимо вопросов, входящих в компетенцию милиции, одновременно решает задачу контроля работы других территориальных организаций. Можно будет оценивать и уборку территории, и ремонт крыш, и многое другое, касающееся благоустройства на местах.
Реализация всех этих важных проектов в виде взаимосвязанной системы городских информационных ресурсов невозможна без следования ключевому принципу текущего этапа информатизации города, которым является приоритет интеграционных и обеспечивающих (или «горизонтальных») подпрограмм и мероприятий над «вертикальными» (или отраслевыми) подпрограммами и мероприятиями.
Этот ключевой принцип Программы по своей сути является технологическим. Все, связанное с технологическими аспектами проблемы информатизации, и особенно тщательно выстроенная организационная схема управления принятием технологических решений, приобретает первостепенное значение.
Именно поэтому важным элементом процесса управления принятием технологических решений является Совет Главных конструкторов информационных систем городской программы «Электронная Москва». Это коллегиальный рабочий орган Программы, осуществляющий координацию процесса разработки и создания отраслевых и интеграционных систем с целью обеспечения их совместимости и взаимодействия для формирования единого информационного пространства города.
Совет Главных конструкторов возглавляет Генеральный конструктор информационных систем городской целевой программы «Электронная Москва», назначаемый Правительством города. В состав Совета Главных конструкторов входят руководители, отвечающие за процесс информатизации в комплексах городского управления, в департаментах, комитетах и управлениях прямого подчинения, а также в префектурах города. Кроме того, в состав Совета Главных конструкторов включены Главные конструкторы интеграционных и обеспечивающих систем, создаваемых в рамках программы «Электронная Москва».
Именно Совет Главных конструкторов стал инструментом достижения важной интеграционной цели Программы, результатом которой будет создание городского комплекса совместимых информационных систем и ресурсов, а также его последующая эффективная эксплуатация.
При подготовке Программы большое внимание уделялось и другим важным организационным аспектам ее реализации. Хочу напомнить, что Консультативным органом при Мэре Москвы является возглавляемый им Координационный совет по реализации Городской целевой программы «Электронная Москва», состоящий из руководителей органов власти города и ведущих специалистов в области информационных технологий. Тот факт, что первое лицо субъекта Федерации практически возглавляет процесс информатизации, говорит о его значении для властей города и одновременно является залогом успешной реализации Программы.
Для организационного обеспечения Программы создано Управление информатизации Правительства Москвы, которое в своей деятельности будет опираться на ответственных за информатизацию, назначенных в Комплексах, Департаментах и органах территориального управления.
Качество принимаемых при реализации Программы решений гарантируется предварительным рассмотрением материалов Экспертным советом Программы «Электронная Москва» и привлечением внешних государственных экспертных организаций. Система конкурсов при этом обеспечивает как справедливый и оптимальный выбор исполнителей работ, так и позволяет экономить бюджетные средства при высоком качестве результатов.
В Программе рассматривается весь жизненный цикл городских информационных систем, вплоть до типовых моделей их эксплуатации. Эти модели определяют возможные варианты распределения обязанностей между организациями, выполняющими функции пользователя и оператора информационных систем, а также функции эксплуатирующей организации. При этом функции оператора и эксплуатирующей организации могут выполнять различные компании, в том числе вновь созданное Открытое акционерное общество «Электронная Москва».
Схема финансового обеспечения городской целевой программы «Электронная Москва» определяет источники финансирования мероприятий, необходимых для создания информационных систем и ресурсов. Бюджетные средства расходуются для этих целей только на конкурсной основе. При этом основная сумма бюджетных средств тратится на создание информационных систем и ресурсов, которые связаны с функционированием органов государственного управления.
Созданные за счет бюджета информационные системы могут капитализироваться путем инвестирования их в учрежденные городом компании, в том числе в Открытое акционерное общество «Электронная Москва», с увеличением доли города в уставном капитале этих компаний.
Для создания информационно-телекоммуникационных систем ОАО «Электронная Москва» может самостоятельно привлекать средства частных инвесторов или средства финансового и фондового рынков путем размещения своих акций и облигаций. Для этих же целей может быть использована прибыль акционерного общества «Электронная Москва», которая получается в результате предоставления услуг как населению, так и другим потребителям.
Кроме того, частные инвесторы могут финансировать создание отдельных информационных систем и технологий, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с акционерным обществом «Электронная Москва».
Планируется, что бюджетные средства на реализацию мероприятий Программы составят за пять лет 20 миллиардов рублей, но реальный объем финансирования будет уточняться при формировании технических заданий, при разработке документации на системы по результатам проведения конкурсов. При этом предполагается привлечь значительный объем внебюджетных инвестиций. Этот процесс уже сегодня начат, и мы ожидаем, что объем внебюджетных средств и привлеченных инвестиций в информационные и телекоммуникационные проекты в 2 раза превысит бюджетное финансирования программы.
Итак, треть оьщего финансирования программы составляют средства бюджета, еще треть – собственные средства городских предприятий и организаций (в первую очередь речь идет о многочисленных ГУПах), и последняя треть – это инвестиции. Ну а наша задача – вывод проектов на уровень инвестиционной привлекательности.