Человеческий капитал в свете электронного развития

О.Н. Вершинская, Е.В. Тюрюканова



Человеческий капитал – один из важнейших факторов развития страны в информационном обществе. Однако само формирование информационного общества и экономики, основанной на знаниях, модифицирует подходы к оценке человеческого капитала. Когда информация и знания становятся платформой развития, те государства, которые не в силах обеспечить необходимый уровень подготовки своего населения, остаются за бортом этого развития. Способность страны участвовать в глобальной экономике в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во многом определяется качеством человеческого потенциала в плане его способности собирать, обрабатывать и эффективно использовать цифровую информацию. Признанно высокий интеллектуальный потенциал России делает возможным быстрый скачок в экономику знаний, если население окажется способным к быстрой адаптации и переобучению.

В данной статье предпринята попытка оценить человеческий потенциал страны в свете развития информационного общества и экономики знаний. Оценка включает четыре параметра: достигнутый уровень образования, наличие специалистов в области ИКТ, имеющиеся у населения навыки использования ИКТ и уровень осознания населением их возможностей и важности использования.

Достигнутый уровень образования – главный индикатор развития личности и ее готовности к развитию. Люди, имеющие или получающие высшее образование, – это социальная база, способная строить и поддерживать экономику знаний, быть проводниками для остального общества в этом процессе. Количество людей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование в России, составляет, по данным на 2000 год, 20,6% от численности экономически активного населения [22]. По данным микропереписи населения 1994 г., удельный вес лиц с высшим образованием в численности экономически активного населения составлял 17,5%, что позволяет сравнить этот показатель с другими странами мира: в США – 24%, в Нидерландах – 21%, в Канаде – 17%, в Германии – 13%, в Великобритании – 12%, во Франции – 9%, Португалии – 7%, Австрии – 6%. Таким образом, по этому показателю Россия находится в числе первых стран мира [12, с. 22].

Интересно отметить, что по данным всероссийского опроса "Как живет сейчас россиянин" по репрезентативной для населения России выборке (осень 2002 г., объем выборки – 2510 респондентов)1, среди женщин доля имеющих высшее образование больше, чем среди мужчин, и составляет 21,1% против 17,5% соответственно. По данным этого опроса, высшее и последующее образование имели около 20% опрошенных и еще 2% находились в процессе его получения. Абсолютное большинство населения заканчивает процесс обучения к 20–25 годам.

Достигнутый уровень образования описывается с помощью следующих 5 показателей: образовательный индекс, численность ученых на 10 000 человек экономически активного населения; численность студентов на 1000 человек населения; удельный вес учащихся и студентов третьей степени образования2 (в % от населения соответствующего возраста); доля студентов, имеющих образование третьей степени в естественнонаучной и технической сфере и в области математики (в % от населения соответствующего возраста).

Первоначальная оценка достигнутого уровня образования производится в соответствии с образовательным индексом ПРООН. Образовательный индекс (ОИ) является частью индекса человеческого развития (ИЧР), рассчитывающегося по методологии ПРООН. ОИ строится как сумма двух показателей: уровня грамотности взрослого населения (I1) и совокупного валового контингента учащихся трех ступеней обучения (I2). Оба показателя рассчитываются в % – первый от численности населения старше 15 лет, второй – от численности населения в возрасте, соответствующем трем ступеням образования. I1 входит в единый индекс образования с весом 2/3, а I2 – с весом 1/3. Все индексы изменяются от 0 до 1 и рассчитываются по следующей общей формуле.3

фактическое значение


максимальное значение.

Для России ОИ равен 0,92 (см. табл. 1), и с 1998 года наблюдается его рост, в то время как в 1990–1997 гг. он падал [27].



Источник: Human Development Report, UNDP, 2002.
Табл. 1. Образовательный индекс в некоторых странах мира, 2002.


В России среднее число лет обучения составляет 10,3 года и имеет в последние годы опасную тенденцию к снижению [9]. В целом ряде стран среднее число лет обучения выше, чем в России, например, в США, Скандинавии.

Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональная неравномерность ОИ (см. табл. 2). Как видно из таблицы, региональный разброс ОИ составляет 0.994–0.855.




Источник: Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ: ПРООН. – М., 2001. – С. 82.
Табл. 2. ОИ и ИЧР по регионам РФ, 2000.

Если в районных центрах и мегаполисах 23–25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях – 13–14% (по данным нашего выборочного обследования). Деградация ЧК в бедных и хронически бедных регионах и слоях населения (деквалификация, рост заболеваемости, потеря занятости) – это потеря значимого элемента общественного богатства.

Второй показатель достигнутого уровня образования – численность ученых на 10 000 человек экономически активного населения. Число ученых (персонал, занятый исследованиями и разработками) составляло в 2001 г. 137 человек на 10 000, а в 1999 году – 128 человек, т. е. наблюдается некоторый рост [14]. Необходимо отметить, что хотя научный потенциал страны все еще высок, он резко сократился. Численность персонала, занятого НИР, сократилась с 1991 по 2001 гг. в два раза. Часть уехала за границу, часть перешла из сферы науки в административные и коммерческие структуры. Тенденции здесь не обнадеживают – отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% российских ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, а докторов наук – 61 год [16].

Третий показатель – численность студентов. Она составляла в 2000 г. 50 человек на 1000 населения и 56 человек – в 2001 г. [19]. Это примерно столько же, сколько у таких стран, как США, Австралия и Новая Зеландия. Безусловно, кроме этого количественного показателя, большое значение имеет качество подготовки студентов. Многие эксперты отмечают ухудшение качества подготовки студентов по целому ряду специальностей в последние годы, однако 100% занятость по специальности выпускников, получивших образование в сфере ИКТ, обсуждаемая ниже, служит индикатором относительного благополучия в этой сфере.

Четвертый показатель достигнутого страной уровня образования населения – удельный вес учащихся и студентов третьей ступени образования. В соответствии с международной классификацией 4 он исчисляется в % от населения соответствующего возраста. В России этот показатель составляет 57%, что превышает данный показатель таких стран, как Великобритания (52%), Франция (51%), Германия (47%) [17].

Еще один показатель – доля студентов, имеющих образование третьей степени в естественнонаучной и технической сфере и в области математики (в % от населения соответствующего возраста). Этот широко используемый в практике международных сопоставлений показатель считается особенно важным в эпоху научно-технической революции. В России он превышает 27%, что значительно больше, чем в большинстве развитых стран, – например, таких как Швеция (15,5%) и Великобритания (15,1%). В большинстве развитых стран значение этого показателя находится в пределах от 10 до 15%, а высокие значения этого показателя характерны для некоторых развивающихся стран.

Здесь необходимо отметить, что существует еще один сходный показатель – доля "естественников и технарей" в общем числе студентов. Для России характерна большая доля таких студентов в общем числе студентов – 48%. Это может говорить о недостаточно сбалансированной структуре воспроизводства человеческих ресурсов, нехватке специалистов других специальностей. Так, в Китае доля "естественников и технарей" составляет 53% от общего числа студентов, в Алжире – 50%, в Танзании – 39%, в то время как в развитых странах этот показатель равен примерно 1/3 (Великобритания – 29%, Германия – 31%, Франция – 25%, Финляндия – 37%) [27]. И хотя наличие студентов – "естественников и технарей" – это несомненный "плюс" с точки зрения электронного развития, недостаточное количество студентов-менеджеров и студентов междисциплинарных специальностей становится отрицательным фактором с усложнением ИКТ и с расширением зоны их влияния.

По всем пяти рассмотренным показателям по параметру "достигнутый уровень образования" Россия находится на высокой степени развития.

Второй рассмотренный параметр оценки человеческого потенциала в свете развития информационного общества – наличие специалистов в области ИКТ. Он характеризуется двумя показателями: доля населения, имеющего образование в сфере ИКТ, и наличие квалифицированной в области ИКТ рабочей силы. Если для оценки достигнутого уровня образования существует сопоставимая международная статистика, оценки этих показателей базируются на данных социологических опросов.

Первый показатель – это доля людей, получивших или получающих образование непосредственно в области ИКТ. Это уже готовые к электронному развитию люди. Доля населения, имеющего образование непосредственно в области ИКТ, в России невелика. По данным опроса ВШЭ, только 3,6 % всех опрошенных получили высшее образование, прямо или частично связанное с ИКТ, что составляет 14% от всех имеющих высшее образование.

Однако число студентов, получающих образование непосредственно в сфере ИКТ, растет. Необходимо отметить, что высшие учебные заведения, и, прежде всего, профильные, в которых в настоящее время сосредоточены технический и кадровый потенциалы в этой сфере, играют и будут играть решающую роль в компьютерной подготовке общества. Авторитет вузов связи Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Самары чрезвычайно высок не только в России, но и за рубежом, о чем свидетельствуют высокий конкурс в эти учебные заведения. В 2002 году конкурс в отраслевые вузы достигал 20 человек на место [11]. В последние 2–3 года практически во всех вузах связи появились новые специальности, которые отражают проникновение информационных технологий. Эффективное развитие телекоммуникационного рынка и компаний, работающих на нем, способствовали расширению перечня вузов, открывших и открывающих у себя подготовку по специальностям связи. Достаточно сказать, что сегодня в России такая подготовка ведется в 44 высших учебных заведениях.

По данным нашего выборочного обследования 2002 г., в мегаполисах в 2 раза выше доля имеющих образование в сфере ИКТ (3,9%), чем в областных центрах (1,9%), и в 3 и более раз выше, чем в районных центрах (1,1%), ПГТ (0,5%) и селах (0,4%).

Наиболее высока доля имеющих ИКТ-образование среди 26–30-летних: она составляет 3,5% по сравнению с 1,4% в среднем по всему населению. В группах 21–25 и 31–35 лет этот показатель также несколько выше среднего и составляет 2,1–2,2%.

Среди мужчин почти в 3 раза больше имеющих образование в сфере ИКТ, чем среди женщин: всего 0,8% женщин и 2,3% мужчин имеют такое образование.

18,2% специалистов в области ИКТ получают второе высшее образование, что несколько выше среднего показателя. Специалисты, имеющие ИКТ-образование, чаще проходят и дополнительное обучение без отрыва от работы: если в среднем доля посещающих вечерние занятия составляет 15,2%, то среди ИКТ-специалистов таких 23,3%. 33,3% лиц, имеющих ИКТ-образование, используют за счет собственных средств платные образовательные услуги для взрослых (вуз, курсы повышения квалификации или переквалификации, частные уроки) по сравнению с 18,8% в среднем. Это свидетельствует об их большей информационной активности и готовности к обучению и инновациям. Из тех, кто имеет высшее образование, 13% опрошенных получили образование "выше высшего" – это либо второе высшее образование (8,6%), либо бизнес-образование (0,4%), либо аспирантура (2,8%), либо магистратура (1,2%).

Если в 1997 г. число студентов по трем основным ИКТ-специальностям составляло 171,8 тыс. чел., то в 2000 г. их стало на 51 тыс. больше (см. табл. 3).



Источник: Высшее образование в России, ЦИСН, 1997–2001 гг.
Табл. 3. Численность студентов государственных вузов по группам специальностей, тыс. чел.


Сопоставление России со странами Европы (см. рис. 1) показывает, что по численности студентов 3 уровня, обучающихся по ИКТ-специальностям, Россия обгоняет такие страны, как Германия, Франция и Швеция, однако существенно отстает от лидеров по этому показателю – Финляндии и Ирландии.


Рис. 1. Численность студентов 3 уровня в разных странах по ИКТ-специальностям, 2000,
(на 1000 населения).


Несколько вырос в России и ежегодный выпуск специалистов вузов по трем основным ИКТ-специальностям: если в 1997 г. он составил 27,9 тыс. чел., то в 2000 г. – 28,5 тыс. чел. (см. табл. 4).


Источник: Высшее образование в России, ЦИСН, 1997–2001 гг.
Табл. 4. Выпуск специалистов из государственных вузов по группам специальностей, тыс. чел.


Готовность страны к электронному развитию растет, о чем свидетельствуют такие признаки, как рост числа поступающих и выпускников профильных вузов, их 100% трудоустройство на работу по специальности, их конкурентоспособность на мировом рынке труда.

Наличие в стране квалифицированной и эффективной рабочей силы и способность государства и бизнеса ее сохранять и воспроизводить являются гарантом развития. Проблема соответствия "человеческого материала" целям развития в России информационного общества может пока только ставиться, так как данных для ее изучения практически нет. Мониторинг соответствия навыков работников требованиям рабочих мест не ведется, соответствующей статистики нет. В то же время круг областей, где профессиональные навыки и умения в области ИКТ играют решающую роль, постоянно расширяется.

Развивающаяся отрасль ИКТ также требует все больше специалистов. Бурное развитие телекоммуникаций постоянно повышает требования к уровню подготовки кадров в сфере ИКТ. Если раньше отрасли требовались грамотные специалисты в области эксплуатации, то сегодня, в условиях интенсивной модернизации инфраструктуры, наряду с квалифицированными эксплуатационщиками требуются специалисты с высочайшим уровнем общесистемной подготовки, кроме знаний непосредственно в области информационных технологий [11]. Изменение роли информационных технологий в экономике (переход от поддержки существующих бизнес-процессов к стратегическому развитию, созданию новых моделей ведения бизнеса и увеличению его стоимости) требует наличия управленцев высшего звена, способных формировать и реализовывать стратегию бизнеса предприятий посредством информационных технологий. Рост зависимости бизнеса от ИКТ повышает требования к специалистам, и, как следствие, к качеству их подготовки.

В России, по мнению специалистов [21], сложилась почти идеальная среда для развития бизнеса в сфере обучения, хотя бюджеты на обучение специалистов в российских компаниях меньше, чем, например, в странах Западной Европы. Еще несколько лет назад мало кто мог предположить, что российский рынок дополнительного обучения ИКТ-специалистов так быстро достигнет годовых оборотов в десятки миллионов долларов. Рынок дополнительного ИКТ-обучения переживает этап стремительного роста. По данным Cnews, учиться стали больше не только в Москве, но и в регионах страны (эту тенденцию подтверждают большинство опрошенных ими участников рынка). По данным IDC (2002), численность ИТ-профессионалов выросла в 2002 г. по сравнению с 1995 г. в 1,4 раза. Годовые темпы роста составили 16% в 2001 г. и 11% в 2002.

Однако в стране существует большая потребность не только в подготовленных в области ИКТ специалистах, но и в людях, имеющих организаторские навыки, умеющих работать в команде и быстро принимать решения на основе сбора и анализа разнообразной информации. Эксперты ЕС [30] отмечают возрастание значения этих качеств в сетевом мире. Повсеместное появление новых сетевых и коммуникационных возможностей вызвало такие социокультурные изменения и новые тенденции как появление сетей с большим количеством участников, переход к горизонтальному и прямому обмену информацией, расширение консультативных процессов, увеличение числа децентрализованных решений и др. Это меняет культуру бизнес общения и стиль сотрудничества, выдвигает новые требования к навыкам и умениям работника. Перечень требований к современному работнику можно дополнить такими новыми качественными характеристиками потребителя цифровой информации, как умение действовать в транснациональной среде, способность сконцентрировать и организовать информацию под решаемую задачу, способность найти коллег в электронном мире, сама способность войти в состояние поиска и обмена информацией.

Российской экономике требуется быстрое изменение качества и структуры ЧК, а ресурсов для этого ни у предприятий, ни у населения недостаточно, что делает возможным усиление структурного дефицита рабочей силы. Как показывает мировой опыт, для электронного развития нужны, в первую очередь, программисты, инженеры, технологи и менеджеры. Известно, что в России хорошо с программистами и инженерами, хуже с управленческими кадрами, хотя в самое последнее время ситуация с подготовкой управленческих кадров начала улучшаться [8].

Характеристика трудовых ресурсов страны в разрезе развития информационного общества – это характеристика возможностей доступа населения к ИКТ и наличия опыта и навыков их использования. Население, имеющее навыки работы на ПК, – это готовое к электронному развитию население. Возможности использования статистики в данном случае крайне ограничены. Однако здесь существуют данные социологических опросов целого ряда компаний: КОМКОН, Gallup Media; РОМИР, Фонд "Общественное мнение" (ФОМ), ВЦИОМ и др.

Навыки и опыт использования ИКТ описывается следующими показателями:


Доля населения, имеющего навыки работы на ПК. Как и по другим показателям, разные источники дают разные данные. В 1997 г. по данным ВЦИОМ доля населения, имеющего навыки работы на ПК, составляла 17%, а в 2000 г. – 19%. По данным РОМИР, близкий показатель – доля тех, кто хоть раз пользовался компьютером – на лето 2000 г. составлял 25,5% населения; в 2001 г. таких было 26%.

По последним данным нашего выборочного обследования (осень 2002 г.), в России 28,5% населения владеют навыками работы на компьютере; 5,5% приобретают навыки в настоящее время и еще 3,2% – планируют приобрести такие навыки в ближайшее время. Таким образом, в ближайшем будущем доля владеющих навыками работы на ПК может составить 35–40% населения.

Доля населения, имеющего навыки работы на ПК, зависит от уровня образования, возраста, пола и типа поселений.

Даже среди имеющих высшее образование доля пользователей ПК не превышает 50% (по данным РОМИР 2001 года). По данным нашего выборочного обследования 2002 г., 55% студентов и 60% имеющих высшее образование владеют навыками работы на ПК, что в 2 раза выше, чем этот показатель в среднем по всему населению (28,5%).

Интересно отметить, что по данным опроса О. И. Шкаратана, осенью 2002 г. доля владеющих навыками работы на ПК среди женщин оказалась несколько выше, чем среди мужчин (30% и 26%). Хотя тенденция к росту доли женщин в числе пользователей ПК и интернета наблюдается в течение ряда последних лет, превышение числа женщин-пользователей ПК отмечается впервые.

Наличие навыков работы на ПК прямо пропорционально возрасту. По последним данным О. И. Шкаратана, среди респондентов до 20 лет доля владеющих навыками (49%) в 2 раза выше, чем у 40–45-летних (24%) и в 3 раза выше, чем у 50–55-летних (15%). По данным опроса марта 2000 г., 30% молодежи до 30 лет использовали ПК [18].

Сохраняется значительная разница по данному показателю в зависимости от типа поселений. Это колебание по типам поселений – ключевая характеристика по всем рассматриваемым показателям. Если в 2000 году по данным РНИСиНП, в мегаполисах ПК использовали 28,8%, в республиканских и областных центрах – 20%, а в селах – 6,5% населения, то в 2001 г. по данным РОМИР доля населения, использующего ПК в крупных городах и мегаполисах, составила 46–50%, а в селах и малых городах – 15–17%. Похожие данные дает опрос О. И. Шкаратана на 2002 г.: 48% населения мегаполисов (в том числе, в Москве – почти 50%, в Санкт-Петербурге – 36%), 36% населения областных центров, 24% в районных центрах и 15–20% – в селах и ПГТ имеют навыки работы на ПК. Таким образом, разница между мегаполисами и малыми городами составляет примерно 2,5 раза, а между мегаполисами и селами – более 3 раз. Основные пользователи ПК, как и интернета (см. ниже) сосредоточены в крупных городах и, прежде всего, в Москве.

Доля населения, имеющего навыки работы на ПК, выросла с 17% в 1997 г. до 28,5% в 2002 г., то есть Россия проходит стадию роста, и к настоящему времени почти треть населения владеет навыками использования ПК. В мегаполисах доля населения, владеющего навыками работы на ПК, составляет около 50%.

Сравнение с Европой позволяет сделать близкий показатель – доля населения, использующего ПК для работы. В странах Евросоюза в среднем 45% работающего населения используют компьютер для работы, в том числе 40,5% используют ПК на рабочем месте и 20,3 % – дома, но для рабочих целей (см. рис. 2). Для квалифицированных работников интеллектуального труда этот показатель составляет 73,5%.



Рис. 2. Доля населения, использующего ПК для работы (% от работающего населения).


Отставание России по этому показателю значительное. По данным нашего выборочного обследования (осень 2002 г.), в России 21,2% работающего населения используют ПК для работы на работе и/или дома, в том числе, на работе 19,1% и дома 8%. Сегодня Россия в среднем по этому показателю догоняет Грецию (25,3%) (см. рис. 3).


Рис. 3. Доля работающего населения, использующего ПК для работы (% от работающего населения).


Несмотря на общий невысокий уровень, в мегаполисах доля использующих ПК для работы уже превысила 1/3 (в том числе 30% используют ПК на работе и 22% – дома).

Еще один показатель – доля населения, прошедшего специальную компьютерную подготовку. Не все пользователи ПК прошли специальную подготовку в организованном порядке – часть из них получили навыки самостоятельно, с помощью коллег или друзей (см. рис. 4).



Рис. 4. Распределение аудитории по местам получения навыков работы на ПК (% от пользователей ПК).


По данным нашего выборочного обследования (осень 2002), в России всего около 7% населения прошли специальное обучение работе на ПК: либо на курсах, организованных по месту работы (3,1%), либо на курсах, оплаченных за счет собственных средств (2,5%), либо на курсах, оплаченных государством или работодателем (0,8 и 0,7% соответственно). Всего за счет работодателя прошли подготовку только 4,6% населения. Большинство имеющих навыки работы на ПК получили их самостоятельно либо в учебном заведении. И по этому показателю Россия сильно отстает от Европы. По данным отчета ЕС за 2001 г., в странах Евросоюза в среднем 23% работников прошли обучение навыкам работы на ПК, в том числе 16,7% прошли такое обучение за счет работодателя (см. рис. 5).


Рис. 5. Распределение аудитории по организации обучения навыкам работы на ПК
(% от работающего населения).


Эксперты ЕС отмечают, что, несмотря на широкое применение компьютеров в трудовом процессе, работодатели инвестируют мало средств в обучение своих работников навыкам работы на ПК. Наиболее высок уровень ПК-грамотности у работников сферы управления (в Нидерландах, Швеции – 100%, Австрии – 90%, Бельгии, Дании, Испании – 80%). Интересно отметить, что эта тенденция носит глобальный характер – в России, по данным РНИСиНП, около половины руководителей владеют навыками работы на ПК.

Сравнение показывает, что доля населения, прошедшего компьютерную подготовку в России, примерно в 3 раза меньше, чем в Европе, и примерно в 4 раза меньше доля тех, кто прошел ее за счет работодателя.

Доля населения, имеющего домашний ПК. Данные разных источников дают следующую картину. В 1995 году 2,2% населения имели домашний ПК. В 2000 г., по данным РОМИР, 4% населения имели ПК у себя дома и еще 3,6% пользовались компьютером в доме друзей и родственников, а в 2001 г.7,5% населения имели домашний ПК. В 2001 г. парк ПК в стране составлял 11 млн. штук.

По данным нашего выборочного обследования осенью 2002 г. ПК в России имели 14,8% населения, из которых 10,4% приобрели его после 1999 года, 3,9% в 1991–1998 гг. и только 0,5% – до 1991 г. Таким образом, России потребовалось почти 10 лет, чтобы подобраться к уровню 5%, и только 3 года, чтобы утроить этот показатель, что свидетельствует о быстрых темпах роста. Количество персональных компьютеров (ПК) в домашнем использовании увеличивается. По заявлению первого заместителя Министра РФ по связи и информатизации А. В. Короткова, сделанному 28.10.2002, к 2010 г. в результате реализации ФЦП "Электронная Россия" парк ПК вырастет в 4 раза.

Огромная разница существует по этому показателю между различными типами поселений. Если в мегаполисах доля имеющих ПК дома доходит до 1/3, то в поселках городского типа и селах она составляет 4–7%.

Еще один показатель – доля регулярных пользователей интернета. Основным источником данных по этому показателю являются выборочные опросы населения. Несмотря на различные методы расчета числа пользователей, ясно, что Россия сильно отстает по этому показателю от развитых стран. В среднем по Европе 25% населения используют интернет и 50–60% – в США и Скандинавии (см. табл. 5).



Источник: отчет ЕС, 2001.
Табл. 5. Доля использующих интернет в странах Евросоюза, %.


По другим источникам, средняя доля пользователей интернета в Западной Европе выше и составляет 35 %. А для США и Скандинавских стран этот показатель – 55 % [28].

Если к аудитории интернета относятся все, кто время от времени пользуется интернетом, то к регулярным пользователям мы относим тех, кто использует интернет не реже одного раза в неделю.

Для этого показателя характерен быстрый рост. Количество регулярных пользователей интернета в России с 1996 года выросло в 6,7 раза и оценивалось по данным нескольких источников (КОМКОН, ФОМ, Cnews) на конец 2001 года в 4,3 млн. человек, то есть примерно 3% населения страны или около 6% экономически активного населения. Вся аудитория интернета в 2001 г. составила 12 млн. чел. (сnews). По последним данным, число регулярных пользователей интернета в среднем по стране составляет 8%, в крупных городах этот показатель выше – 16%, а среди лиц моложе 20 лет он составляет 15%.

Несмотря на быстрый рост, Россия по этому показателю еще сильно отстает от развитых стран. По последним данным нашего выборочного опроса осенью 2002 г., 79,6% населения никогда не использовали интернет, 3,5% – пользуются им несколько раз в год, 4,8% – один или несколько раз в месяц, 4,6% – один или несколько раз в неделю, и 2,9% – ежедневно. Таким образом, группа регулярных пользователей составляет около 8%, что немного ниже уровня Греции (11,2%), имеющей самый низкий показатель в числе стран ЕС (см. табл. выше). Вся аудитория интернета составила примерно 20%.

Процент домохозяйств, подключенных к интернету, составил в 2002 г., по данным нашего выборочного обследования 2002 г., 6,4%. В то время как близкий показатель – доля населения, имеющего доступ к интернету из дома – на лето 2001 г. составлял по данным РОМИР 1,4%.

Доля населения, имеющего мобильный телефон, возросла в несколько раз. Так, в 2000 г. 2,9% населения имели мобильный телефон, а в 2002 г., по данным нашего выборочного опроса, мобильный телефон в России имели 16,6% населения, абсолютное большинство из которых (15,4%) приобрели его после 1999 года. И здесь наблюдается огромная разница по типам поселений: если в мегаполисах мобильный телефон имеют около половины жителей, то в селах и небольших городах эта доля составляет 5–7%, то есть разрыв достигает 10 раз.

Однако и здесь мы все еще сильно отстаем от развитых стран. Средний уровень обеспеченности мобильными телефонами по ЕС приближается к 60%, причем в Финляндии он выше 70%, а в Бельгии и Франции чуть выше 40% (на 2000 г.); в США этот показатель составляет около 40% населения [25]. По данным РОМИР на 2001 г., 26% пользователей интернета используют электронную почту, по крайней мере, один раз в день, и еще 20% – по крайней мере, один раз в неделю.

Осознание важности использования ИКТ, интерес и осведомленность об их возможностях – важный показатель готовности трудовых ресурсов к информационному обществу. Это тема серьезных исследований и мониторинга в развитых странах, который характеризует динамику процесса проникновения ИКТ в общество и резерв социальных сил, способных пополнить число готовых к электронному развитию людей. Так, обследование стран ЕС 2001 года [25] показало, что спрос намного превышает существующий уровень проникновения интернета. Более половины европейцев признали важным иметь возможность использовать компьютер в повседневной жизни, в то время как интернет использовали не более четверти населения ЕС. Исследуется разница между отдельными странами, между пользователями мужского и женского пола, между возрастными и образовательными группами.

Подобных исследований в России практически нет. Однако существуют отдельные социологические обследования, прямо или косвенно освещающие проблему интереса к ПК и интернету, осведомленности об их возможностях и осознания важности их использования. Так, обследование, проведенное Фондом "Общественное мнение" в 2000 году, показало, что доля тех, кто в той или иной степени знаком с тем, что такое интернет, достигла 80% (при 53% в 1999 году), т. е. большинство населения знает об интернете.

ИСЭПН РАН проводит исследования использования ИКТ в семьях с 1989 года, и они показывают, что осознание возможностей ИКТ и интерес к ним за последние 10–12 лет растет [4]. В конце 1980-х большинство населения не только не пользовалось ПК, но и не знало об их существовании. В начале 1990-х отдельные представители начали использовать ПК, привезенные из-за границы. Стоимость компьютера была настолько велика, что, продав привезенный из-за границы персональный компьютер, можно было купить дачу. Компьютерная грамотность была осознана как ценность.

Как показало обследование 1997 года, случаи использования интернета и электронной почты были крайне редки.

В то же время, в семьях с детьми персональный компьютер уже в конце 1990-х стал первым приоритетом покупки, родители видели и видят в этом будущее своих детей и покупают компьютер ребенку раньше велосипеда. Наличие домашнего ПК с середины 1990-х годов рассматривается населением как ресурс адаптации, оно и является таковым. Исследование взаимосвязи наличия домашнего компьютера и успешности адаптационных процессов показало, что люди, не владеющие персональными компьютерами, не только проигрывают в конкуренции на современном рынке труда, но и оказываются неспособными реализовывать успешные адаптационные стратегии. Это говорит о том, что у населения существует внутренняя готовность к обновлению, которая влияет на массовые жизненные стратегии [1].

Возможности телекоммуникации были мало востребованы вплоть до конца 1990-х годов даже в среде молодежи. Быстрый рост числа пользователей интернета, свидетельствующий о повышении уровня осознания современных возможностей, начался с конца 1999 года и продолжается по сей день. С этого же времени резко возрос и интерес к использованию электронной почты и мобильных телефонов. Мобильная коммуникация получила социальное признание, человек с мобильником уже никого не удивляет, воспринимается как должное. Бурное развитие мобильных услуг, особенно в плане возможностей доступа к интернету, может вскоре отнести владельцев мобильных телефонов, вне зависимости наличия у них ПК, к группе готовых к электронному развитию.

В целом уровень осознания возможностей ИКТ остается низким за исключением населения мегаполисов, о чем косвенно свидетельствует разница по типам поселения в показателях, рассмотренных выше.

Однако молодежь проявляет интерес к использованию разных видов ИКТ. Ей в этом помогает пресса и телевидение, которые сегодня формируют в стране моду на ИКТ. Внешняя среда востребует информационный образ жизни, стимулирует интерес к использованию ИКТ. Телевидение и другие масс-медиа раскачивают эту моду, стимулируя интерес к компьютерам и интернету. Число наименований подписных изданий в разделе "Компьютерные технологии" составляет сегодня 140 штук, большинство из которых возникло в конце 1990-х.

Сегодня образование в области ИКТ рассматривается как метод выживания и адаптации. Как свидетельствуют данные опроса Cnews.ru за 2002 год, для того, чтобы стать готовым к вхождению в цифровой мир, российское население готово учиться. Результаты исследования "Хотят ли русские учиться" показывают: 30% опрашиваемых констатировали, что уже проходили какого-либо рода обучение в специализированных учебных центрах. 28% планируют на ближайшую перспективу получение дополнительного образования.

Различные социальные группы по-разному включены в мир ИКТ – от полной интеграции до полного отторжения. Два мощных процесса, протекающие одновременно – рыночные реформы и повсеместное распространение ИКТ, вызвали к жизни процесс интеллектуальной динамики, процесс информационного пробуждения населения. Часть информационно пассивных, неразбуженных к знаниям людей идет в интернет не только для того, чтобы отдохнуть и развлечься, но и для того, чтобы быстро вооружиться информацией для принятия решения, "чтобы знать и чтобы мочь". Группа ранее информационно пассивных людей осваивает интернет, мобильную связь, электронные СМИ и пр. Их можно "раскачать", вовлечь в современную жизнь, подготовить к жизни и работе в информационном обществе. Число людей, идущих из глубин невежества к познанию, растет. Не все могут стать элитой, современные же информационные технологии несут эффект просвещения для всех. Новые способы культуронаследия пробуждающе действуют на дремлющее сознание, развивают способность к ученичеству и к разумному познанию.

Исследование показало, что существует большой "раскосяк" между готовностью по параметру "достигнутый уровень образования" и двумя другими: "навыки и опыт использования ИКТ" и "уровень осознания возможностей ИКТ". В России сложилась парадоксальная ситуация: при наличии главного – высокого уровня достигнутого населением образования, в стране мало людей, имеющих компьютерную подготовку и домашний компьютер, мало людей, подключенных к Сети, в целом по стране уровень осознания возможностей ИКТ крайне низок. Большая российская проблема – это то, что высокий уровень образования плохо превращается в функциональную грамотность, в способность использовать имеющиеся знания. Человеческая составляющая общественного богатства плохо работает на экономический рост [2]. В то же время, по большинству рассмотренных показателей, Россия давно прошла и нулевой этап, и этап "троганья с места" и вышла на этап "разгона", этап быстрых темпов роста. В российском обществе есть значительный образовательный и психологический ресурс для модернизации. Новая элита глобального информационного общества основана на квалификации, получаемой благодаря образованию, а не на обладании собственностью. Распространение образовательных институтов разной формы и обеспечение непрерывного переобучения – главная забота общества в информационный век. Социальное партнерство органов власти, бизнеса, науки, общественных организаций и СМИ – путь к реализации таких проектов.

В последние годы в России довольно быстрыми темпами идет процесс адаптации институтов образования и переподготовки к потребностям электронного развития. Такие социальные слои, как квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного ранга, студенты и учащиеся, уже участвуют или могут при соответствующих условиях начать участвовать в электронном развитии страны. Основной резерв здесь – это лица старше 40 лет, многие из которых сегодня еще не подключены к Сети, а значит, и не участвуют в реализации таких концептов, как e-business и e-government.

Человеческие ресурсы для электронного развития в стране есть, но степень их развития очень неравномерна. Существует огромная разница в качестве человеческого капитала по регионам и по типам поселений. Отсюда и готовность разная – готово население крупных городов; большинство населения малых городов и сел не готово к электронному развитию.

Ссылки

1 Опрос проводился Государственным Университетом – Высшей Школой Экономики в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества при участии авторов.

2 В соответствии с международной стандартной классификацией образования (МСКО) в число студентов третьей степени образования включена численность студентов ВУЗов, аспирантов и докторантов.

3 Для России, например, где уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6%, а доля населения, охваченного образованием первой, второй и третьей ступеней составляет 78% от населения соответствующего возраста, EI рассчитывается следующим образом: I1 = 99,6 / 100 = 0,996; I2 = 78 / 100 = 0,78; EI= 2/3*0,996 + 1/3*0,78 = 0,664 + 0,26 = 0,924.

4 В соответствии с международной стандартной классификацией образования (МСКО) в число студентов третьей степени образования включена численность студентов ВУЗов, аспирантов и докторантов.

Литература

1. Информационный ресурс сокращения социально-экономического неравенства / Е. М. Авраамова, О. Н. Вершинская // Информационное общество. – 2001. – № 5. – С. 44–49.

2. Человеческий капитал в структуре общественного богатства / С. Д. Валентей, Л. И. Нестеров // Социо-демографическая динамика в России. Закономерности, проблемы, перспективы: Материалы конф. / VII Кондратьевские чтения-конференция. – Москва, 1999.

3. Воздействие информационных и телекоммуникационных технологий на российское общество / О. Н. Вершинская, И. И. Мельников, Е. В. Тюрюканова // Compulog. – 2000. – № 4.

4. Домашняя компьютерная революция в России: результаты социологических исследований / О. Н. Вершинская // Вестник РФФИ. – 1999. – № 3 (сентябрь).

5. O. Vershinskaya, L. Fortunati and others. Social representations of ICTs and the human body // A comparative study in five countries. – 2003 (in print).

6. Вузовская подготовка специалистов в области связи и ИТ [Электронный ресурс] / М.: Cnews.ru [2002] – .– Режим доступа: http//www.cnews.ru. – Загл. с экрана.

7. Высшее образование в России. – М.: ЦИСН, 2001.

8. Далман К. Знание-емкая экономика: концепции, тенденции, стратегии / К. Далман // Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний: Материалы конф. / Международная конференция "Партнерские сети как инструменты развития информационного общества и экономики знаний", Россия, Москва, 9 декабря 2002 г.

9. Добрынин А., Дятлов С., Цыренова Е. Человеческий капитал в транзитивной экономике / А. Добрынин, С. Дятлов, Е. Цыренова. – М.: Наука, 1999.

10. Доклад ПРООН по развитию. Российская Федерация, 2001–2002. – М., 2002.

11. Кадровое обеспечение "Электронной России": борьба за 76 млрд. [Электронный ресурс] / М.: Cnews.ru [2002] – .– Режим доступа: http//www.cnews.ru. – Загл. с экрана.

12. Квалифицированные кадры в России. – М.: ЦИСН, 1999. – С. 22.

13. Наука в России – М.: ЦИСН, 2002.

14. Наука России в цифрах: Статистический сборник. – М.: ЦИСН, 2002.

15. Опросы ВЦИОМ [Электронный ресурс] / М.: Lenta.ru [2002] – .– Режим доступа: http//www. lenta.ru. – Загл. с экрана.

16. Россия. Формирование институтов новой экономики: Материалы конф. / 4-я Междунар. научная конф. "Модернизация экономики России: социальный аспект", Москва, 2–4 апреля 2003 г. – М.: ВШЭ, 2003.

17. Россия и страны мира. – М.: Госкомстат РФ, 2001.

18. Россияне о судьбах России в ХХ в. и своих надеждах на новое столетие: Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. – Март 2000 г. // Исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) [Электронный ресурс]. –.– Режим доступа: http://www.riisnp.ru/PUBLIC/russia100.htm. – Загл. с экрана.

19. Социальное положение и уровень жизни населения России.– М.: Госкомстат РФ, 2002.

20. Прогноз воспроизводства человеческого капитала – необходимый элемент экономической стратегии / Дм. Чернейко // Человек и труд. – 2001. – № 3.

21. Рынок дополнительного ИТ-образования [Электронный ресурс] / М.: Cnews.ru [2002] – .– Режим доступа: http//www.cnews.ru. – Загл. с экрана.

22. Труд и занятость в России. – М.: Госкомстат России, 2001.

23. Опросы Интернет в России: Пилотный выпуск. – М.: Фонд "Общественное мнение". – 2002 (июль-сентябрь 2002); Осень-2002 (вып. 1).

24. Чугунов А. В. Социология Интернета: социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории / А. В. Чугунов. – Санкт-Петербург, 2002.

25. Benchmarking Report following-up the "Strategies for jobs in the Information Society" (Commission of the European Communities). – Brussels, 07.02.2001.

26. Griffin K, McKinley T, Towards a "human development strategy". [Электронный ресурс] Occasional paper 6. December 1992 /. – Режим доступа: http://hdr.undp.org/docs/publications/occasional_papers/oc6.htm. – Загл. с экрана.

27. Human development report. – UNDP, 2002.

28. Robert Bruce and others, Key Issues Facing the Russian Telecommunications Sector. – 2002.

29. McConnell International, E-readiness in 2002 (mcconnellinternational.com)

30. Competencies for the knowledge economy. – OECD, 2001.

31. Что происходит с российским образованием? // Демоскоп weekly. – 2002. – №№ 83–84 (7–20 октября). – [Электронный ресурс]. –.– Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2002/083/tema01.php. – Загл. с экрана.


Вершинская Ольга Николаевна - главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук.

Тюрюканова Елена Владимировна - старший научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, кандидат экономических наук.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 31-41.