Проект Концепции базируется на том, что глобальные информационные системы, с одной стороны, связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, а с другой стороны – диктуют необходимость формирования собственного государственного информационного пространства, его развития и защиты. Это, в свою очередь, требует, чтобы решение проблем информационного взаимодействия опережало по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
В Таджикистане, как и во всех странах с переходной экономикой, социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории Таджикистана крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечен только город Душанбе. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров страны и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.
Указанные проблемы можно решить только путем выработки и реализации государственной программы информатизации, основной целью которой является формирование и развитие единого информационного пространства страны и его равноправного вхождения в мировое информационное пространство.
Формирование и развитие единого информационного пространства Республики Таджикистан и соответствующих государственных информационных ресурсов – многоплановая проблема, требующая решения сложных организационных, технических и технологических задач, значительных затрат. Такая проблема не может быть решена одномоментно. Необходим комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование организационного, технологического, технического и нормотворческого опыта, полученного при развитии информационных пространств ведущих стран.
Основным политическим и экономическим аспектом формирования единого информационного пространства Республики Таджикистан является преодоление на законодательной и экономической основе информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы.
Юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов является необходимой предпосылкой обеспечения интеграции единого информационного пространства Республики Таджикистан с информационным пространством стран СНГ и глобальным информационным пространством мирового сообщества.
Для решения проблемы создания единого информационного пространства разрабатываются и внедряются экономико-правовые основы, включающие:
Действующие и разрабатываемые в настоящее время информационно-управляющие системы отдельных органов государственной власти могут служить базой внедрения новых информационных технологий. Они должны обеспечить основу формирования единого информационного пространства Республики Таджикистан и гарантировать сопряжение новых средств информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней.
В условиях, когда практически все области, а также города и районы республиканского подчинения, за исключением города Душанбе, крайне недостаточно оснащены современными средствами информатизации, предусматривается организация системы депозитариев государственных информационных ресурсов, дающих возможность открытого доступа к информации традиционными средствами.
Современное состояние информационного пространства Республики Таджикистан препятствует равноправному включению ее в мировое информационное сообщество.
В комплексе мер предусмотрены и осуществляются мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам информационной грамоты. Например, в 2002 году:
Государственная политика в области информационных ресурсов предусматривает решение следующих задач:
Динамичные изменения в геополитической карте мира, происходящие за последние 10-15 лет, требуют от нас особого отношения к проблемам информационной безопасности. Необходимо ограничить экспансию крупных зарубежных фирм, их стремление навязать национальным информационным и телекоммуникационным сетям и системам собственные условия функционирования в мировом информационном пространстве, которые могут предоставить развитым странам односторонние политические и экономические преимущества. Все это, в первую очередь, требует больших финансовых вложений и подготовки соответствующих кадров.
Несмотря на трудности переходного периода, в экономике страны, недавно вышедшей из пучины гражданского противоборства, уже начаты работы по формированию в сжатые сроки единого информационного пространства Республики Таджикистан. Мы хорошо осознаем, что без создания приоритетных государственных информационных ресурсов (правовая информация, информация о юридических лицах, информация о деятельности органов государственной власти и некоторые другие виды информационных ресурсов), доступных всем юридическим и физическим лицам, построение в Республике Таджикистан правового демократического государства с развитой рыночной экономикой оказывается проблематичным.
Поэтому, когда сегодня у нас возникли реальные предпосылки, мы вплотную подошли к необходимости разработки и принятия Государственной (национальной) программы информатизации, которая, надеемся, получит поддержку не только со стороны местных, но и зарубежных инвесторов.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 64-66.