Адаптация общества к новым информационным технологиям: новые возможности и новое социальное неравенство

О.Н. Вершинская
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН





Основные определения

В связи с тем, что существует большая неоднозначность в определении основных понятий, введем три ключевых определения, на которых базируется дальнейшее изложение.

Информационное общество (ИО) – это общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов. В сегодняшней постановке развитых стран существует два основных аспекта построения ИО: обеспечение физических сетей, по которым будет идти информация, и содержательное обеспечение – производство услуг, которые передаются по этим сетям. С точки зрения социально-экономического развития, с точки зрения принятия решений важен сам факт передачи, распространения и использования информации, а не канал передачи (еще не доказано, что большая скорость передачи информации является фактором экономической эффективности). Развитие ИО идет через процесс информатизации.

Информатизация – это процесс интенсификации производства и распространения знаний и информации в обществе на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Информатизация есть развитие информационного сектора экономики, формирование индустрии информационных услуг.

Информационная услуга – это всякая деятельность по получению и предоставлению информации в распоряжение пользователя.

Мировой контекст обсуждаемой темы

В России различными проблемами информатики занимаются не менее 30 лет, однако акцент все эти годы делался преимущественно на второй корневой составляющей слова информатика. Тема воздействия ИТТ на общество, к которой я хочу привлечь ваше внимание, для нас относительно новая и разрабатывается узким кругом исследователей. В то же время на Западе уже в конце 70-х – в начале 80-х годов возникла теория информационного общества, в основе которой лежала попытка проанализировать и обобщить социально-экономические преобразования, порождаемые повсеместным распространением ИТТ.

Малый интерес к этой проблематике вызван отчасти объективной причиной – отсталостью страны в сфере информатизации. Однако существует и другая причина – в стране существует непонимание социальных возможностей ИТТ и глубины социально-экономических перемен, вызываемых их распространением. В то же время распространение ИТТ наряду с ростом народонаселения и проблемами экологии было отнесено на встрече руководителей академий наук мира в октябре 1993 года в Дели к ключевым факторам, определяющим лицо современного мира.

С начала 1990-х в России начали происходить быстрые перемены в информационной сфере. Прежде всего, возник и начал бурно развиваться рынок персональных компьютеров и другой информационной и телекоммуникационной техники. Трудно приводить цифры по сегодняшней России – страна все еще не вышла из состояния социально-экономического хаоса. Статистика подразумевает наличие некоторой стабильности, хаос же есть состояние неопределенности. И все же можно привести некоторые цифры.

По данным Европейской Обсерватории Информационных Технологий, в 1996 году в России отмечен быстрый рост рынка ИТТ в целом, с 25% темпами роста рынка PC (в среднем по миру 16%). Расходы на компьютерную технику выросли в России с 1995 по 1997 год на 12%, что превышает все показатели по миру.

По заявлению российского правительства, количество денег, циркулирующих в информационной сфере во второй половине 1997 года, превысило количество денег, обращаемых в сфере производства. Отечественное производство персональных компьютеров за несколько лет трансформировалось из государственного производства устаревших компьютеров в быстро растущее и ориентированное на рынок производство, основанное в основном на сборке современных компьютеров из комплектующих. Как свидетельствуют социологические обследования, эти компьютеры пользуются большим спросом. Осенью 1997 года производство персональных компьютеров выросло на 40% по сравнению с осенью 1996 года. Поражает скорость и размах распространения Интернет в России: число пользователей выросло в 10 раз в 1997 году по сравнению с 1996 годом; число WWW-страниц выросло с 700 летом 1997 года до 3000 в октябре 1997 года.

Наши исследования показывают, что выделяются следующие основные тенденции развития ИО в России.
  1. В 1990-е годы в России образовался коммерческий информационный сектор экономики,структура которого и занятость в котором не исследованы.
  2. Идет процесс информатизации коммерческого сектора экономики. Информатизация в бизнесе идет по модернизационной схеме.
  3. В России присутствуют основные движущие силы развития ИО, обозначенные экспертами ЕС:

Сегодня можно констатировать, что большинство вышеперечисленных возможностей, пусть для меньшинства, но присутствует, хотя до 1994 года большинство западных и отечественных ученых были уверены, что Россия отстала в сфере информатизации навсегда.

4. Еще одна ярко выраженная тенденция – с конца 1993 – начала 1994 г. в стране началась домашняя компьютерная революция. Уровень осознания возможностей ИТТ и интерес к ним возрастают.

Остановимся подробнее на этой тенденции.

Группа исследователей ИСЭПН ведет мониторинг изменений в повседневной жизни под воздействием новых информационных технологий и анализирует факторы, влияющих на их распространение и использование, начиная с 1988 года. В качестве объекта исследования процессов информатизации выбрана семья как потому, что онаявляется микросферой формирования и реализации информационных потребностей, так и потому, что то, что происходит на уровне семьи, во многом обуславливает глобальные социальные трансформации. Анализ на уровне семьи особенно важен в ситуации трансформации и деструкции других социальных институтов.

Кратко остановимся на результатах трех проведенных социологических обследований. В 1989 году в рамках проекта “Таганрог-3” был реализован подпроект “Культура и информация”, в рамках которого было проведено социологическое обследование 1000 провинциальных семей. Целью исследования было выяснение наличия новой информационной техники в семьях, анализ информационных потребностей в их связи с возможностями современных ИТТ, изучение закономерностей потребительского поведения в сфере информации. Среди 1000 опрошеных семей было обнаружено 5 персональных компьютеров и 31 видеомагнитофон. Обнаружены они были в супружеских парах с детьми. Соответственно, и уровень осведомленности о новых возможностях восприятия и поиска информации был крайне низким.

В 1991–92 г.г. в Москве было предпринято исследование “Семья и новые информационные технологии” в рамках международного проекта с аналогичным названием. Цель исследования – изучение глубинных перемен в повседневной жизни семьи, вызываемых изменением информационного окружения. Это и определило метод исследования – качественный анализ. Семьи выбирались по принципу их нуклеарности и наличия трех из четырех элементов информационной техники: домашний компьютер, видеомагнитофон, телевизор и телефон.

Было выявлено два основных канала поступления информационной техники в семью в 1991–1992: поездки за границу и система распределения импортных товаров на предприятиях по бартерным сделкам (необходимо помнить о том, что в это время еще существовал дефицит всего и потребительской ИТТ в частности).

Основными мотивами приобретения информационной техники в рассмотренных семьях были: забота о детях, желание родителей обеспечить им возможность расти в современной информационной среде, а также соображения престижа и желание вложить деньги. Сегодня это звучит невероятно, но в наших исследованиях зафиксировано, что в 1991 году, продав видеомагнитофон хорошей западной фирмы, можно было построить летний дом (в 1993 году, продав видеомагнитофон, уже можно было построить только забор к дому).

Экономические возможности семьи определяли как сам факт покупки компьютера или видеомагнитофона, так и дальнейшее их использование. Примечательно, однако, что материальные ресурсы (доход и площадь), обеспечивая или исключая доступ к той или иной технике, являются определяющими лишь на первом этапе. Только социальные ресурсы семьи (наличие социальных связей, положение и возраст членов семьи, ее культурный капитал) объясняют, почему имеющаяся в доме техника используется тем или иным способом или вообще перестает использоваться. Данные интервью показали, что отсутствие контактов с людьми, обладающими навыками работы с компьютерами и видеомагнитофонами, с которыми можно посоветоваться, обменяться информацией, получить практическую помощь, делала использование новой техники весьма проблематичным.

Полученные данные подтвердили мировую тенденцию – возраст членов семьи является определяющим фактором в использовании домашней информационной техники. Дети в рассмотренных семьях являются наиболее активными пользователями новых технологий и часто осваивают ее раньше родителей. Дети не только учат родителей, как обращаться с техникой, но и знакомят их с достижениями новой экранной культуры. Эти данные являются свидетельством чрезычайно важного процесса – процесса смены модели передачи культуры, когда для младшего поколения старшие не являются больше учителями, не служат авторитетом. Эта тенденция заслуживает серьезного внимания и количественной верификации.

В целом исследование показало, что информационные технологии в начале 1990-х в России еще не обладали структурообразующими свойствами, которые начали проявляться в конце 1990-х.

В 1997 году было проведено повторное исследование “Семья и новые информационные технологии”, но не в Москве, а в Таганроге, с целью изучения перемен в сфере домашней информатизации с 1988 г. по 1992 г. и поиска новых тенденций в освоении ИТТ в городских семьях. Изучение этих процессов на уровне нестоличного города позволило понять глубину и качество происходящих под воздействием распространения ИТТ сдвигов. Исследование проводилось тем же методом углубленного биографического интервью, что и в московском исследовании 1991–1992 гг.

Исследование показало, что в городе наблюдается компьютерный бум, наиболее четко прослеживаемый в трех областях: на рынке ИТТ, в сфере образования и в семье. Наблюдаемые изменения можно свести к следующим основным выводам:

1) Повысился уровень осознания возможностей современных ИТТ и прежде всего домашних компьютеров. Наличие компьютера в доме считается респондентами необходимым для развития и образования детей. Люди покупают компьютеры для того, чтобы иметь возможность работать и дома.

2) Увеличилась доступность и распространенность домашних компьютеров. Техника перестала быть дефицитом. В городе можно купить любую ИТТ. Компьютеры дешевеют, на них “можно накопить”. Несмотря на низкую покупательную способность населения, спрос на компьютеры в городе высокий. Современный компьютер высокого класса становится первым приоритетом покупки у людей со средним доходом. Процесс распространения пошел от элиты вниз, в него включились семьи среднего достатка.

Одна из областей, где наиболее ярко видны происшедшие перемены – это торговля ИТТ. В городе 12 фирм, торгующих современными компьютерами, бытовой аудио- и видео техникой, оргтехникой, комплектующими, аксессуарами. И число таких фирм растет. Отсутствующая в магазине в данный момент техника заказывается из Москвы или Ростова. Крупнейшая фирма существует уже 4 года, и оборот ее растет. По свидетельству ее директора, ”каждый 2–3 покупатель – частник. Покупают компьютеры в основном для детей, покупают преимущественно ВИСТ–”народные компьютеры”, собранные из комплектующих, используя их без лицензионного программного обеспечения.” Факсы и автоответчики не пользуются большим спросом у населения, так как “связь у нас плохая”.

Торговля компьютерными услугами также развита. В городе широко представлены услуги ремонта, компьютерного дизайна, комплектации и усовершенствования.

3) Исследование показало, что на фоне развития торговли в семьях идет процесс комплектации, усовершенствования и смены поколений домашних компьютеров. По полученным данным, приоритетом становятся компьютеры высшего класса – пентиумы, даже у людей со средними доходами. Люди, имеющие 386 и даже 486 PC, отдают себе отчет в том, что их техника несовершенна и хотят ее менять при возможности. Наблюдается также процесс передачи устаревших компьютеров с работы домой.

4) Изменилась домашняя информационная среда, как с точки зрения ее технического оснащения, так и с точки зрения содержания. Проявляется тенденция к увеличению стандартного набора домашней информационной техники, в него, по данным качественного анализа, вошел видеомагнитофон.

Для того, чтобы сделать домашнюю информационную среду близкой к мировому уровню, нужны только средства. В городе развит рынок информации: видеофильмов, электронных игр, программного обеспечения. Этот рынок по разнообразию сравним с московским.

Коммуникационные возможности семьи также несколько увеличились за счет появления в продаже радио- и мобильных телефонов, но из-за высокой цены они присутствуют преимущественно в семьях предпринимателей. В то же время осознание возможностей мобильной связи дошло до уровня низкоквалифицированной рабочей силы. Зарегистрирован случай покупки одного из первых мобильных телефонов в городе сантехником, работающим по принципу самозанятости. Он копил деньги на эту покупку, будучи уверенным, что она окупится, и ожидания его оправдались, “теперь я не теряю ни одного заказа, меня всегда можно застать. И электронную записную книжку скоро куплю”.

Случаев использования Интернет или электронной почты в семьях не обнаружено. Даже семьи, имеющие пентиумы, не видят необходимости в покупке модемов и не только потому, что в городе плохая связь. Наблюдается некий социальный ограничитель – неразвитость самих информационных связей, контактов, а также низкий уровень осознания современных возможностей в сфере коммуникации. “Не нужна мне электронная почта, не с кем мне переписываться,” – типичное высказывание. Случаев использования Интернет или электронной почты в семьях не обнаружено. Даже семьи, имеющие пентиумы, не видят необходимости в покупке модемов и не только потому, что в городе плохая связь. Наблюдается некий социальный ограничитель – неразвитость самих информационных связей, контактов, а также низкий уровень осознания современных возможностей в сфере коммуникации. “Не нужна мне электронная почта, не с кем мне переписываться,” – типичное высказывание.

5) Произошли изменения в формах использования ИТТ. В московском исследовании 1991–1992 г.г. домашняя информационная техника приобреталась и использовалась преимущественно для развлечений. В 1997 году не только расширился набор домашних развлечений (он пополнился электронными играми, средствами мультимедиа, компакт-дисками), но и выявились другие формы использования ИТТ.

Нами выявлены случаи телеработы в разных областях: подготовка лекций и методических материалов преподавателями, проведение на дому платных вычислительных работ, набор по заказу текстов на компьютере, расчет архитектурных проектов.

Выявились устойчивые потребители видеоинформации, первоначальный интерес которых к этому виду информации не прошел. Этот интерес структурировался – они собирают видеотеку полюбившихся фильмов и телепередач. Интересно отметить, что первые видео в Таганроге появились тогда же, когда и в Москве – в 1989–1991 гг., и по тому же основному каналу – бартерным сделкам предприятий в конце 1980-х.

По свидетельству продавцов, сейчас активно покупают видеомагнитофоны не городские, а сельские жители. Если видеомагнитофоны редко используются в целях образования, то домашние компьютеры в этих целях используются активно (написание курсовых и дипломных работ, произведение расчетов, обучение языку и пр.).

6) Образование – это еще одна сфера, где наблюдаемые перемены позволяют говорить о компьютерной революции. Каждая школа в городе имеет минимум один компьютерный класс. Каждый лаборант в техническом вузе имеет персональный компьютер. По данным качественного анализа, каждый пятый студент, живущий в общежитии, имеет компьютер (не ниже, чем 486 PC).

За пять лет, прошедших со времени предыдущего обследования, произошли и более глубокие сущностные изменения – в сознании людей изменились требования к самому образованию. За короткий период изменились критерии оценки развития ребенка, “при приеме в привилегированную школу спрашивают, умеет ли ребенок работать на компьютере” (имеются в виду компьютерные электронные игры). В технических вузах молодежь без компьютеров уже не учится. Девиз такой – “или считай сам, или покупай компьютерные услуги”. Производить расчеты вручную и сдавать работы, напечатанные не на компьютере, “уже не принято”.

В городе существует огромный черный рынок образовательной информации, причем это всероссийский рынок. Информация передается через ФИДО и Интернет. Зарегистрирован случай заочного дистанционного обучения одного из респондентов в Эдинбургском университете. В городе существует огромный черный рынок образовательной информации, причем это всероссийский рынок. Информация передается через ФИДО и Интернет. Зарегистрирован случай заочного дистанционного обучения одного из респондентов в Эдинбургском университете.

В студенческой среде первой начался процесс электронного сетеобразования. Студенты широко используют компьютерные сети для обмена информацией.

7) Появились новые ценностные установки и модели поведения:

8) Возрастает влияние ИТТ на процессы социальной интеграции и дифференциации.

Рассматривая процессы социальной интеграции, можно отметить некоторое выравнивание качества столичных и провинциальных информационных потоков. Однако говорить о реванше провинции пока рано, так как телекоммуникационные возможности, которые и позволяют в развитых странах нивелировать разницу между столицей и провинцией, развиты в крайне слабо.

Можно говорить о появлении новых сообществ в связи с распространением ИТТ. Хотя процесс сетеобразования находится в начальной стадии, в него все активнее включаются студенты, ученые и бизнесмены.

Процесс, которым сильно озабочено мировое сообщество – усиление интеллектуальной дифференциации между имеющими и не имеющими ИТТ, начался и у нас. Налицо новая опасность – проблема информационного неравенства. Эгалитарная по сути система информационных услуг, формируемая с помощью ИТТ, имеет ограничения доступа – самые новые ИТТ доступны богатым, образованным и активным. В развитых странах разворачивается движение за предоставление равного доступа к современным услугам всем группам населения. В России эта тема даже не поднимается.

Для России пока легче сказать, кто включен в процесс информатизации, а не кто выключен из него. Обследования показывают, что в этот процесс активно включены студенты и преподаватели вузов, бизнесмены разного уровня и семьи с детьми, составляющие 65% всех российских семей.

Обращает на себя внимание интересный факт – внутри имеющих ИТТ интеллектуальная дифференциация уменьшается за счет выравнивания возможностей потребления электронной информации представителями разных социальных групп. На первый план в потреблении информации выходят такие качества потребителя, как способность наладить сети взаимообмена, усердие и энтузиазм. Роль семьи в передаче электронной культуры уменьшается, выравниваются возможности разных социальных слоев.

Можно выделить следующих 6 групп населения в их отношении к ИТТ.

1. Те, кто создает новую информационную среду, творит новые информационные ресурсы.
2. Те, кто использует новую информационную среду, интегрировался в нее.
3. Те, кто находится в процессе интеграции, делает первые шаги.
4. Те, кто не сделал первого шага, но и не отрицает необходимость этого.
5. Те, кто отчужден от новой информационной среды, не замечает ее.
6. Те, кто активно противостоит нововведениям, считая их общественно вредными.

И хотя несомненно, что представителей первых трех групп статистическое меньшинство, энергетика этих групп очень сильна. В заключение хочется сказать, что социальная база информатизации в России есть, и скорость перемен очень велика.


© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 25 - 29.