Москва уже много лет занимается внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе в рамках масштабной городской программы «Электронная Москва». Однако к процессу движения столицы к информационному обществу нельзя относиться как к чисто техническому мероприятию по созданию и развитию ИКТ-инфраструктуры. Речь идет о реализации сложного инновационного проекта, который может привести к целому ряду незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов, причем далеко не всегда позитивных – достаточно вспомнить широко известную проблему информационного неравенства. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем позволят вовремя принять адекватные управленческие решения и минимизировать негативные последствия. Поэтому значение системы мониторинга выходит за пределы обеспечения городской информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении самого широкого круга вопросов.
В данном номере нашего журнала публикуются первые результаты мониторинга движения Москвы к информационному обществу, выполненного по заказу Управления информатизации города Москвы в рамках городской целевой программы «Электронная Москва». Так как единая международная система индикаторов оценки степени включенности мегаполиса (страны) в процесс электронного развития отсутствует, использовалась разработанная Институтом развития информационного общества в 2003 году методология оценки готовности России к информационному обществу. Данные были получены в 2004 г. в ходе социологических исследований, сбора статистических данных, экспертных опросов и специальных исследований. Анализ полученных результатов представлен в публикуемых ниже статьях. В этих работах дается общая характеристика состояния дел в сфере информатизации, анализируются принципиальные проблемы современного этапа электронного развития города.
Проведенные исследования в очередной раз подтвердили, что Москва значительно опережает другие регионы России по уровню электронного развития. Вместе с тем можно выделить все те же старые проблемы, по-прежнему требующие внимания городских властей. Среди них – низкий уровень информатизации музеев, библиотек, школ, поликлиник и других учреждений, находящихся в ведении столицы; отсутствие всеобщего доступа к ИКТ-услугам и социально значимой информации, и так далее.
Полученные данные позволяют сделать вывод о недостаточных темпах движения города к «информационному обществу для всех» и вновь поставить вопрос о необходимости изменения приоритетов в сторону горожанина. Решающие шаги в этом направлении призвана сделать программа «Электронная Москва».
Продолжением разговора о необходимости модернизации государства на основе массового использования ИКТ во всех процессах государственного управления являются публикации следующих рубрик журнала – «Электронное правительство» и «Электронная Москва». Эксперты корпорации Microsoft обсуждают прогнозы государственного реформирования на основе ИКТ в странах Европы на 2010 год. В интервью с директором Департамента по работе с государственными учреждениями Хьюлетт-Паккард в России Г.Н. Поповым дано описание масштабных проектов последнего времени, реализованных гигантом мировой информационной индустрии в России и столице (отметим, что официальное представительство этой американской компании работает в нашей стране с 1968 года, не закрываясь ни на один день).
О том, как превратить вычисления в коммунальную услугу, доступную всегда и везде, рассказано в информационном материале «Сеть распределенных вычислений: решения Oracle», дающем представление о концепции сети распределенных вычислений Grid, которая становится все популярнее в индустрии информационных технологий. О реализации в рамках программы «Электронная Москва» прикладных услуг, востребованных сегодня во всем мире и необходимых всем подразделениям правительства Москвы, говорится в статье В.А. Сердюка, главного конструктора ГЦП «Электронная Москва» по прикладным платформам. Сложности информатизации территориальных органов городского управления показаны в работе Ю.О. Вартанова, отвечающего за это направление в столичном мегапроекте «Электронная Москва».
© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, с. 1.