Информационное общество и глобальные информационные сети: вопросы государственной политики


И.Н. Курносов






К числу наиболее актуальных и сложных вопросов формирования в России информационного общества можно отнести развитие национального сегмента сети Интернет.

Главной особенностью сети Интернет, которая придает ей новое качество и обеспечила ей столь бурный рост, является совмещение функций информационной системы и сети электросвязи, включая передачу данных.

“Интернет” относится к глобальным информационным сетям (ГИС), которые в общем случае определяются как информационные системы, имеющие единые адресное и информационное пространство, протоколы обмена информацией, и обеспечивающие на трансграничном уровне широкий спектр информационно-телекоммуникационных услуг. Если в качестве протоколов используются IP - протоколы, то это сеть Интернет.

Популярность Интернет во многом связана с наблюдающейся конвергенцией информационных отраслей (связи, информатики, СМИ, электронного досуга) и тенденцией интеграции средств информационной, вычислительной техники и средств связи. Развитие и использование ГИС есть следствие дальнейшей интеллектуализации информационных процессов и услуг, смещения "фокуса" развития информатизации с технологий на содержание информации, перехода от передачи сигнала к обработке содержания информации.

Состояние и потенциал российского сегмента сети Интернет

Несмотря на то, что первые эксперименты с сетью Интернет имели место у нас в стране в конце 80-х - начале 90-х годов (Институт автоматизированных систем ГКВТИ, Курчатовский институт), наиболее активно она начала использоваться только в последние 3-4 года. Годом Интернет часто называют 1996 год. В течение этого года все основные показатели использования сети росли в 2-3 раза.

Сегодня результаты использования сети очевидны. Подключение к сети стало делом престижа для каждого делового человека, организации и фирмы. Наличие сетевых навыков включается в обязательные требования к специалистам высокой квалификации в любой области. Использование ГИС служит важнейшим источником экономического роста, конкурентоспособности и создания новых рабочих мест, особенно для малого предпринимательства. Кроме того, Интернет в прямом смысле стал "связующей нитью" с Россией для наших соотечественников, живущих за рубежом.

Общее количество пользователей сетевых услуг в России, включая абонентов электронной почты, в настоящее время превышает 1 млн. (0,6 млн. - 1997 г.). Растет количество поставщиков услуг сети Интернет в регионах страны. Только в Москве активно работающих сервис-провайдеров свыше 30. При этом около половины рынка услуг приходится на ведущих провайдеров, таких как Релком, Демос, Совам-Телепорт.

Количество русскоязычных информационных сайтов, находящихся на российских серверах оценивается в 11 тысяч (1997 г. - около 7 тыс. единиц). По содержанию и направленности они отличаются большим разнообразием: право, политика, экономика, финансы, производство и торговля, наука, образование, медицина, культура и искусство, СМИ, отдых и развлечения. В последнее время увеличивается количество сайтов развлекательного и рекламного характера.

Ресурсы в области науки и образования являются наиболее ценной частью российских информационных сайтов. В этой области успешно развиваются сети RUNNet, MSUNet, которые обслуживают около 75% научных и учебных центров России.

Достаточно активно используют сеть российские предприниматели. Около 200 российских банков имеют веб-страницы в Интернет. Представлены в сети крупные информационные агентства такие как "Интерфакс" и другие СМИ. Можно привести уже достаточно примеров эффективных проектов в области образования, здравоохранения, электронной торговли и др. Развиваются новые виды услуг в Интернет: информационно-справочные, биржевые и финансовые услуги, обучение и т.п.

Осваивают сетевые технологии также федеральные и региональные органы государственной власти. В сети имеются сайты Администрации Президента России, Государственной Думы, МИД, Минфина России, МЧС, Минобороны, Минобразования, Госкомстата, Мэрии Москвы, других государственных организаций.

Интернет выступает не только как средство передачи данных но и как средство коммуникаций. Ведение страниц в сети Интернет аналогично изданию журнала или газеты. Появились уже сетевые издательства такие как ИнфоАрт, Гарант-парк, рекламные агентства и т.п. Индустрия творчества становится частью информационной сети.

Доступ через абонентские линии местных телефонных сетей в настоящее время является основным, и часто единственно возможным, способом подключения массового пользователя к сети Интернет. Поэтому нагрузка на телефонную сеть общего пользования растет.

Развиваются перспективные Интернет-технологии и услуги, такие как технология гипертекстового представления информации – WWW, новые технологии доступа к информации (пуш-технологии), существенно облегчающие избирательное получение пользователями информации, мультимедиа-технологии, обеспечивающие интегрированную обработку и передачу речи, данных, подвижных видеоизображений, Интернет-телефония и телевидение.

Новые технологий существенно повышают требования к каналам связи и к скорости передачи информации.

Высокими темпами по территории страны осуществляется строительство и ввод в действие широкополосных цифровых линий связи, основанных на технологиях Х.25, Frame Relay, ATM. Вводятся в строй волоконно-оптические линии связи, системы спутниковой и подвижной связи, сети кабельного телевидения. Увеличивается количество каналов связи, обеспечивающих трафик российского сегмента за рубеж. Ввод в строй магистрали С.Петербург-Москва-Екатеринбург-Новосибирск-Хабаровск силами АО "Ростелеком" позволяет по российским каналам осуществлять транзит мирового трафика из Европы в Азию. Эта магистраль по существу замыкает каналы Интернет вокруг земного шара и позволяет России использовать преимущества "срединной" страны.

Проблемы

Безусловно, при таких темпах развития российского сегмента сети Интернет неизбежны "проблемы роста". Еще сравнительно мало, относительно англоязычных, в сети представлены российские ресурсы, особенно в области культуры, науки, образования. Информационная "картина" России пока не соответствует нашим интересам и возможностям.

У пользователей возникают сложности при поиске нужной информации в сети. Стоимость информационных услуг сети Интернет в России выше среднемирового уровня. Это обстоятельство усугубляется тем, что по сравнению с другими странами у россиян относительно низкие (около 150 долл. в месяц) доходы основной части населения. Эти "ножницы" приводят к тому, что рыночную нишу сетевых услуг по низким ценам заполняют "серые" провайдеры, оказывающие услуг без получения лицензий. Поэтому пока основными пользователями услуг сети Интернет у нас являются корпоративные пользователи и представители высокооплачиваемых слоев населения. Только около 10% общего числа индивидуальных пользователей - студенты и школьники.

С развитием инфраструктуры сети и ростом конкуренции среди фирм, предоставляющих услуги в Интернет стоимость услуг постепенно снижается и будет приближаться к среднемировому уровню.

Качество современных информационных услуг, представляемых сегодня потребителю в российском сегменте сети Интернет по протоколам TCP/IP не отвечают потребностям пользователей.

Интернет-провайдерами используется, как правило, современная импортная сетевая аппаратура и программное обеспечение. Однако получению качественных услуг препятствует большое количество устаревшего коммутационного оборудования, недостаточная пропускная способность, низкие скорости передачи информации, помехоустойчивость и надежность ряда участков сетей электросвязи.

Использование современных информационных технологий, таких как мультимедиа технологии пользователями сети Интернет сдерживается возможностями традиционных телефонных линий связи. Чем выше информативность услуг и требуемая оперативность их предоставления, тем выше должна быть пропускная способность канала связи. Высококачественная передача мультимедийной информации в режиме реального времени в настоящее время возможна только по выделенным цифровым каналам связи с высокой пропускной способностью (от 64 Кбит/с и выше), не загруженным коллективным трафиком. Обычные абонентские линии телефонной сети этого не обеспечивают.

Проблемы эффективного использования существующих линий связи телефонной сети общего пользование и их модернизации рассматривались на коллегии Госкомсвязи России в апреле с.г. Намечен комплекс конкретных мер, которые позволят снизить остроту вопроса.

Важной проблемой, вызывающей беспокойство российских пользователей сети Интернет, является проблема информационной и сетевой безопасности. Обеспокоенность соблюдением конституционных прав граждан и организаций, использующих информационные технологии и системы для обработки и передачи своих информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, понятна и обоснованна, учитывая распространённую практику несанкционированного доступа и использования чужой информации со стороны конкурентов и хакеров. По данным американской фирмы IPR потери от компьютерного пиратства в России в 1997 году составили 252 млн. долл. (при уровне пиратства в 89 процентов, 11 место в мире).

Рост использования преступниками новых информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего сети Интернет представляет серьезную угрозу общественной безопасности не только в России, но и во всем мире.

В декабре 1997 года в Вашингтоне (США) министры юстиции и внутренних дел стран "восьмерки", куда входит и Россия, приняли "Принципы и план действий по борьбе с высокотехнологичными преступлениями", (среди таких преступлений наибольшую часть составляют компьютерные преступления и преступления с использованием новых телекоммуникационных технологий). Реализация принятых договоренностей требует гармонизации законодательства в области информации, информатизации и защиты информации, связи.

Информационное оружие, информационные войны и атаки, информационная преступность и терроризм, виртуальные бомбы - сегодня все эти понятия переходят из плоскости теоретических рассуждений в область практических дел и решений.

Об увеличении зависимости экономики и национальной безопасности стран от уровня безопасности новых информационных технологий свидетельствуют беспрецедентные меры, предпринимаемые в последнее время ведущими государствами мира по защите своих информационных инфраструктур. Директивой Президента США в мае 1998 года создан Центр защиты национальной информационной инфраструктуры, задачами которого являются оценка угроз национальной информационной инфраструктуре, принятие предупредительных мер, снижающих ее уязвимость, проведение расследований и реализации мер противодействия. Речь идет также о создании боевых подразделения по компьютерной обороне.

Информационная безопасность сегодня требует значительных дополнительных затрат от собственников информационных систем.

К наиболее распространенным видам угроз безопасной работе в сети относятся: порча программного обеспечения, изъятие конфиденциальной информации, искажение информации, информационное блокирование серверов и др. Имеются и другие угрозы безопасности сети, создаваемые неумышленно: неправильная маршрутизация, перегрузка и программно-аппаратные сбои и др.

Широкое распространение и использование сети Интернет в России создает также и другие проблемы, связанные с информационным и культурным суверенитетом и юрисдикцией национальных сегментов ГИС, сохранением самобытности страны, защитой интересов отечественного предпринимательства в области информационно-телекоммуникационных услуг и др.

Нормативно-правовые средства регулирования отношений, связанных с деятельностью в сети Интернет развиты еще недостаточно. В настоящее время эту сферу регулирует Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", однако процесс их реализации идет медленно.

Основные принципы и направления государственного регулирования российского сегмента глобальной информационной сети Интернет

Расширение использования сети в различных областях деятельности, наряду с феноменальными возможностями, породило массу острых проблем научно-технического, экономического и социального порядка. Имеющийся опыт, как у нас в стране, так и за рубежом, свидетельствует о том, что значительная их часть может быть решена только с участием государства.

Для того, чтобы реализовать потенциал ГИС необходима активная государственная политика в этой области. Сегодня уже складываются контуры федеральной и региональной государственной политики использования и развития российского сегмента ГИС.

Политика по отношению к сети Интернет была предметом заинтересованного разговора на парламентских слушаниях в Государственной Думе (декабрь 1996 г.), ряда совещаний в Правительстве РФ, не считая решения частных вопросов использования Интернет федеральными и региональными органами исполнительной власти. В апреле 1998 года принципы развития услуг сети Интернет в России были рассмотрены на коллегии Госкомсвязи России.

Развивается сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями, в частности с КЕС в области формирования общей политики по отношению к глобальным информационным сетям.

Определенная настороженность по отношению к сети, которая была характерна для начального периода ее использования - "с Интернет надо что-то делать", сменилась на политику конструктивного развития российского сегмента Интернет.

В июне 1997 года в Бонне (Германия) министры государств-членов Европейского Союза приняли совместную декларацию о глобальных информационных сетях. В декларации наряду с признанием поистине огромных возможностей этих сетей высказывается и общая озабоченность охраной интеллектуальной собственности в сетях, распространением недобросовестной информации, использованием персональных данных без ведома граждан.

Государство регулируя отношения, связанные с использованием ГИС, этих новых достижений человеческого интеллекта должно создать условия их безопасного развития. Госкомсвязи России, ряд других министерств и ведомств уже ведут эту работу.

Основные принципами дальнейшего развития услуг российского фрагмента сети Интернет:

предоставление возможности пользователю получать услуги сети Интернет по приемлемым ценам и независимо от географического местоположения;
обеспечение устойчивого функционирования и повышение качества услуг сети;
предоставление возможности выбора пользователем варианта подключения к сети;
обеспечение возможности получения современных высококачественных услуг, включая мультимедиа услуги;
переход на новые технологии передачи данных и предоставления информационных услуг;
поддержание конкурентной среды;
баланс между свободой распространения информации и защитой интересов общества, государства и граждан;
защиту прав потребителя информационных услуг;
защиту инвестиций в информационные ресурсы и технологии.

Высокий информационный, научный и культурный потенциал России в настоящее время еще недостаточно представлен в ГИС. Этому можно найти множество причин. Часть из них имеет объективные и материальные основания. Другая - связана с отсутствием эффективной государственной политики, направленной на развитие российского сегмента сети Интернет и включение России в международный информационный обмен как равноправного партнера.

В целях создания условий для развития и эффективного использования российского сегмента глобальной информационной сети Интернет, обеспечения защиты интересов пользователей сети необходимо разработать государственную стратегию, направленную на укрепление позиции России в сети путем использования преимуществ отечественного информационного потенциала. В качестве ее основных компонентов могут служить предлагаемые меры по следующим направлениям.

Развитие и поддержка предпринимательства в сети

Обычный;Рост использования ГИС прежде всего связан с привлечением к его развитию частного сектора. Негосударственный сектор играет ведущую роль в инвестировании в ГИС, в их создании, эксплуатации и модернизации. Понятно, что эта деятельность, как и любая частная инициатива может осуществляться только при ее рентабельности и окупаемости. Поэтому первостепенной задачей государственной политики является создание благоприятный условий для предпринимательства в области ГИС, привлечения инвестиций в модернизацию телефонных сетей, использования новых сетевых технологий, внедрения широкополосных цифровых каналов связи, обеспечивающих развитие глобальных информационных сетей в России.

С этой целью в Рекомендациях по итогам парламентских слушаний в Государственной Думе "Россия и Интернет: выбор будущего" отмечена возможность принятия законодательных мер поддержки отечественных провайдеров и производителей коммуникационного оборудования для обеспечения национальных интересов при использовании Интернет в России.

Государственным структурам на федеральном и региональном уровне целесообразно сконцентрировать усилия на разработке и реализации мер стимулирования и поддержки отечественного предпринимательства в сети, прежде всего компаний, создающих информационные ресурсы, а также малых предприятий, реализующих инновации и оказывающих услуги населению с использованием сети.

По существу, современное информационное общество - есть общество, основу жизнедеятельности которого составляют сетевые информационные технологии. В настоящее время перспективными направлениями использования ГИС являются образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, государственное управление, выполнение гражданами своих административных обязанностей с использованием сети.

Россия должна активно участвовать в развитии систем электронной торговли (СЭТ). Эти системы важны не только сами по себе, они способствуют развитию торговли как таковой. Поэтому недооценка роли СЭТ сегодня может обернуться для нас потерями во внутренней и международной торговле. Наше понимание роли и значения СЭТ не отвечает сегодняшним реалиям, в результате по этому направлению мы начинаем стратегически отставать. У нас сегодня отсутствует эффективная государственная структура, ответственная за развитие СЭТ.

Государство должно создать для предпринимателей условия, облегчающие условия получения финансовых средств для малых структур, включая эффективные и разнообразные механизмы предоставления этих средств и кредитования.

Особенно острая борьба на рынке сети Интернет разгорается в сфере новых технологий и услуг, в частности в области мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта и т.п. Ограниченность финансовых ресурсов государства диктует необходимость более эффективной координации научных исследований и разработок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.

Выход с российскими продуктами, технологиями и услугами на глобальные рынки - это задача государственной политики. Интернет создает техническую возможность активно включиться в международное разделение труда и международную торговлю. В этом плане Интернет должен служить интересам российского предпринимательства.

Необходимо со стороны государства осуществлять поддержку и стимулировать социально-значимые проекты использования сетевых технологий: в библиотеках, вузах, школах. Включить в учебные программы на всех уровнях образования вопросы использования сетевых технологий. Способствовать повышению компьютерной грамотности населения, его информированности о возможностях и ресурсах сети Интернет, освоению преимуществ сетевого информационного обмена во всех сферах деятельности человека и общества.

Сбалансированная конкурентная и антимонопольная политика в области предоставления информационных услуг

Становление и рост сектора сетевых информационных услуг осуществляется намного быстрее чем соответствующая инфраструктура управления и регулирования. На повестке дня этого сектора сегодня - использование возможностей конвергенции и создание новой структуры сектора услуг, повышение качества услуг, которые предоставляются сетями.

Ключевым вопросом для дальнейшего роста и улучшения качества услуг является создание и поддержание необходимой конкурентной среды в области доступа к сети. Необходимо совершенствовать порядок лицензирования деятельности в области предоставления информационных услуг с использованием сети Интернет и сертификации оборудования, используемого в сети.

Следует предусмотреть разработку новых методик оценки качества услуг, предоставляемых Интернет-провайдерами пользователям сети Интернет.

Улучшение доступа к сети

Дальнейшее развитие российского сегмента сети Интернет непосредственно зависит от создания необходимых технологических, экономических и социально-культурных предпосылок вовлечения активной части населения в работу в сети, использования ими информации, имеющейся в сети.

В качестве основной причины, препятствующей использованию сети можно назвать значительные по отношению к доходам расходы большей части россиян на приобретение оборудования и оплату доступа к сети. В настоящее время трудно говорить о реальных субсидиях государства на снижение этих расходов или предоставление льгот. В данном случае можно рассчитывать только на местные бюджеты. Реализация программ улучшения доступа к сети для каждой семьи на местном и региональном уровне могла бы серьезно разрешить проблемы с занятостью и соответственно снизить социальную напряженность в регионах.

Для этого могут быть привлечены также ресурсы, направляемые из местного бюджета на развитие библиотечной сети. Использование библиотечной сети - наиболее перспективный путь массового доступа населения к информационному богатству страны и мирового сообщества.

Еже одним резервом облегчения доступа к сети является развитие служб поиска, отбора и поставки информации из сети по требованию пользователя на русском языке, улучшение справочно-информационного обслуживания и навигации в сети.

При формировании новой тарифной сетки для оплаты услуг телефонных сетей следует учесть необходимость предоставления доступа к услугам сети Интернет для всех категорий населения, независимо от социального положения, географической отдаленности, возраста и т.п. Учащиеся и социально незащищенные слои населения (инвалиды) должны получить возможность работы в сети в минимальном гарантированном объёме по приемлемым ценам.

Безопасность информации в сетях

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300), в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов определены основные принципы защиты информации и обеспечения информационной безопасности субъектов российского сегмента ГИС.

Зашита государственного информационного ресурса, используемого в сети, нуждается в разработке соответствующих правовых норм, регулирующих вопросы подключения государственных информационных ресурсов к сети Интернет, инструктивных и методических материалов по защите информационных ресурсов в информационных сетях общего пользования.

Особого внимания требует охрана национальных информационных ресурсов, имеющих важное культурное, историческое, научное значение.

Необходимо принять решения о статусе этих ресурсов, обеспечить правовые условиях их использования.

Создание безопасных информационных технологий, особенно используемых в системах критических приложений (ядерная энергетика, химические производства, финансовые и банковские системы, системы управления вооруженными силами и др.) - является сегодня необходимым условием устойчивого развития страны в условиях формирования информационного общества и включения России в глобальную информационную инфраструктуру.

Надежное функционирование информационных систем в рыночной экономике зависит также от своевременного и полного возмещения нанесенного ущерба. В этом плане целесообразно развивать систему добровольного и обязательного страхования информационных рисков.

Важное значение для обеспечения надежного функционирования информационных систем имеет также их сертификация. В рамках Системы добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации "Росинфосерт" ведется подготовительная работа для сертификации не только отдельных компонентов - а систем в целом, по показателям качества и надежности.

Создание надежных систем обеспечения неприкосновенности документальной информации и подтверждения их подлинности - основа проведения финансовых расчетов, электронной деловой переписки и торговли. В этой области необходимо активизировать участие наших специалистов в работе организаций, связанных с разработкой международных стандартов для электронных цифровых подписей. Необходимо обеспечить взаимное признание сертификатов электронных цифровых подписей.

Политика в области средств криптозащиты должна быть пропорциональной и эффективной, учитывать интересы пользователей и интересы общественной безопасности, предоставлять возможность использования качественных современных технических решений.

Развитие сектора поставки информации в сети, ее наполнение напрямую связано с уровнем охраны интеллектуальной собственности в стране, и прежде всего охраной авторских прав и смежных прав, защитой инвестиций в базы данных. Крайне важно разработать и реализовать на государственном уровне программу охраны интеллектуальной и имущественной собственности на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, чтобы снизить уровень пиратства в области информационных продуктов и услуг.

Использование сети государственными структурами

Важнейшая задача в этой области - обеспечение доступности государственной информации через ГИС, создание общедоступных сайтов и подключение к сети открытых, общественно-значимых государственных информационных ресурсов.

Закупочная политика государственных структур по отношению к информационным продуктам и услугам с использованием сети должна стимулировать их рост, повышение качества услуг в сети, обеспечить эффективное функционирование органов власти и управления, их взаимодействие с населением. Расходы на подобные цели из федерального бюджета незначительны. Несколько иначе дело обстоит в регионах, где органы государственной власти более активно используют услуги сети “Интернет”.

Ответственность за распространение незаконного содержания информации

Среди наиболее дискутируемых и спорных вопросов, относящихся к Интернет - вопрос регулирования содержания информации, распространяемой по сети, определение необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями на ее распространение.

Принцип - сеть Интернет зона свободного распространения идей и свободы слова, которым руководствуются наиболее рьяные защитники суверенитета сети в реальной практике сталкивается с моральными, культурными и историческими традициями различных социальных групп и народов.

Соблюдение конституционных гарантий на свободу слова и обеспечение защиты прав человека, государства и общества от ущерба, вызываемого распространением "вредной" информации возможно кроме цензуры путем использования систем фильтрации и рейтинга содержания информации с учетом потребностей пользователей и их этическими, культурными и другим традициями и ценностями. Пользователь должен получить необходимые технические и программные средства и возможности использовать системы фильтрации содержания информации.

При распространении незаконного содержания ответственность должна быть пропорциональна возможности контроля за содержанием. Следует разграничить ответственность всех субъектов отношений по цепочке "генератор информации - пользователь". В этом плане сегодня наиболее приемлем принцип, в соответствии с которым операторы связи и поставщики доступа к сети не должны нести ответственность за содержание информации, распространяемой через сеть.

Особый вопрос - защита персональной и коммерческой тайны. Федеральные законы, регулирующие данную область, пока находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Не дожидаясь их принятия целесообразно ряд положений, прежде всего связанных с распространением информации с незаконным содержанием в информационных сетях, включить в Кодекс поведения в российском сегменте сети Интернет (Хартия), который в настоящее время разрабатывается профессиональными объединениями Интернет-провайдеров.

Следует также предусмотреть возможности для пользователя сохранять свою анонимность при работе в сетях без ущерба интересам общества и других граждан.

Необходимо разработать комплекс мер, включая совершенствование практики рассмотрения дел в судах, направленных на противодействие распространению ложной, недобросовестной информации.

Развитие нормативно-правовой базы деятельности в сети

Общий правовой режим информации и обеспечения прав граждан при работе в сетях определен федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене". В настоящее время ведется работа по подготовке изменений и дополнений в эти законы. Начата разработка законопроектов "Об электронной цифровой подписи" и "Об информационном обеспечении органов государственной власти".

Развитие нормативно-правовой базы в области ГИС следует основывать на трех основных принципах.

Во-первых, разрабатываемые проекты нормативных актов должны быть максимально "технологически нейтральны", чтобы любая, самая незначительная инновация не приводила к необходимости срочно вносить изменения в законодательство. Известно насколько далеко от этого сегодняшнее российское информационное право.

Во-вторых, и это дополняет первый принцип, - избегать излишнего регулирования. В ряде случаев развитие саморегулирования в сети, соблюдение этических и моральных норм на основе "корпоративного" права может быть более эффективным средством создания в ГИС цивилизованного правового пространства.

И наконец, в-третьих, поскольку ГИС наиболее чувствительны к различиям в правовых нормах, регулирующих информационные сети в различных странах, необходимо обеспечить гармонизацию законодательства на международном уровне. У нас уже имеется неплохая практика сотрудничества в разработке вторичного законодательства в области электросвязи и информатизации с Европейским Сообществом в рамках программы ТАСИС.

Среди наиболее актуальных проблем регулирования ГИС - разработка нормативных актов, регламентирующих ответственность Интернер-провайдеров и операторов электросвязи за устойчивое функционирование и обеспечение качества предоставления услуг российского сегмента сети Интернет. Вопросы организационно-технического взаимодействия поставщиков информации, Интернет-провайдеров и операторов телефонных сетей связи сегодня основаны на взаимных соглашениях и не обеспечивают устойчивого развития российского сегмента сети Интернет. Предоставление услуг сети Интернет через телефонные сети общего пользования должно регулироваться нормативно-правовыми актами, с учётом интересов всех категорий пользователей телефонных сетей, технических возможностей сетей и важности для России включения в мировое информационное сообщество.

Лицензирование деятельности по передаче данных и телематике должно быть дополнено лицензированием новых видов услуг, предоставляемых в сети. Что же касается сертификации программно-аппаратных средств, используемых для предпринимательской деятельности в сети, то эти вопросы также требуют проработки, и, в частности, согласования существующих норм с международными стандартами.

Развитие протоколов, стандартов сети и системы адресации

Ключевым элементом научно-технической политики в области ГИС является разработка и развитие протоколов и стандартов, обеспечивающих технические возможности взаимодействия сетей. В этой области необходимо активизировать работы по стандартизации в области информационных технологий, программного обеспечения, информационных и сетевых услуг, связанных с Интернет, в том числе по международной стандартизации.

Рост масштабов применения сети “Интернет” вызывает необходимость повышения эффективности Системы присвоения наименований доменов для сети “Интернет” и распределения ресурсов сети. Необходимо обеспечить участие российских представителей в международных организациях, осуществляющих распределение ресурсов сети “Интернет” (IANA - Internet assigning numbers authority, орган обеспечивающий присвоение номеров адресного пространства, IPOC - Internet policy oversight committee, Комитет наблюдения за политикой в области Интернет, CORE - Council of registrators, Совет регистраторов “Интернет”, осуществляющий регистрацию доменов верхнего уровня) и др.

Международное сотрудничество

К сожалению, баланс в торговле информационной продукцией и услугами складывается не в пользу России. Задача государственной политики - переломить эту тенденцию.

Ведущийся диалог о вступлении страны в ВТО, в рамках которого рассматриваются меры по либерализации рынка информационных и телекоммуникационных услуг, должен привести к ситуации, когда наши отечественные поставщики услуг и потребители будут достаточно защищены от условий неравной конкуренции. При этом, безусловно, не должны создаваться несправедливые преимущества. Этот хрупкий баланс особенно важен сегодня для российского сектора предпринимательства в сети, на котором уже сказывается нынешний кризис.

Международное сотрудничество в области развития ГИС имеет значительные перспективы. Большинство международных и межправительственных организаций признали приоритетными задачами способствовать более широкому использованию ГИС в целях устойчивого развития стран, повышения их конкурентоспособности и обеспечению социального диалога внутри общества. В рамках стран большой "восьмерки" реализуется 11 проектов Глобального информационного общества. Среди инициатив Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) важнейшее место занимает развитие электронной торговли, основанной на сетевых технологиях, включая Интернет. Подобные проекты и программы имеют КЕС, ЮНЕСКО, ВТО и др. организации.

Очень важно осуществлять координацию работ в области развития российского фрагмента сети Интернет со странами СНГ, нашими ближайшими соседями.

Появление и использование телефона и компьютера в свое время также породили массу надежд и страхов. Гигантские перспективы и опасности, вызванные этими нововведениями, долгое время были предметом жарких дискуссий. Прошло время. Страхи и надежды заменили текущие проблемы.

Телефон и компьютер стали обыденными вещами. Нечто похожее происходит и с сетями. Сегодня на повестке дня - сеть Интернет. Она становятся элементом нашей жизни.

Решение перечисленных выше задач возможно только при слаженной и согласованной работе ряда органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию политики в области развития глобальных информационных сетей, а также при активном и заинтересованном участии российского предпринимательства. И еще при одном условии. Необходимо иметь стратегию развития услуг российского сегмента сети Интернет на ближайшие пять-семь лет с учетом интересов создания современной национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, развития различных видов связи, включая спутниковую и сотовую связь, кабельное телевидение, а также процессов глобализации и персонализации связи, развития сфер применения и роста информационных ресурсов сети.

Важно не опоздать с реализацией возможностей, открываемых глобальными информационными сетями.



Курносов Иван Николаевич — заместитель начальника Управления информатизации Государственного Комитета РФ по связи и информатизации


© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 29 - 36.