________________________
Е.Н. Шафикова
В современный период государство и общество в России нуждаются в создании новых механизмов взаимодействия друг с другом. Более широкое использование информационных технологий может создать такие формы для конструктивного диалога между государством и обществом, помочь в совершенствовании механизмов обеспечения, защиты и непосредственной реализации прав и свобод человека – основных общественных интересов.
Одной из важных форм такого взаимодействия должен стать процесс совершенствования российского законодательства и права в целом. Современные правовые акты издаются едва ли не каждый день, кроме того, они постоянно изменяются и дополняются. Законодательство в настоящий момент развивается динамично, и интенсивность создания новых правовых актов, изменений и дополнений в процессе развития общественных отношений будет только нарастать. Практически каждый государственный институт, а также орган местного самоуправления имеют собственный официальный орган печати. Это многочисленные бюллетени и газеты, пользование которыми на практике совершенно нереально.
Бумажные источники требуют достаточно больших средств на издание, рассылку и т.д., они экономически невыгодны в наше время. Процесс официального опубликования правовых актов требует полной модификации. Единственным эффективным и удобным для информирования и работы собранием всего массива правовых актов может служить соответствующая интернет-система.
Закон «Об обеспечении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 г. [1] предусматривает размещение в сети Интернет информации о нормотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. На практике правовые акты федерального уровня достаточно открыты в интернете, но акты уровня субъектов федерации, и особенно местного самоуправления, остаются в большинстве своем не размещенными в Сети.
Кроме того, вышеуказанный закон обязывает государственные структуры и органы местного самоуправления размещать свои акты на собственных сайтах. Это влечет чрезмерную разрозненность правовых актов, что увеличивает время поиска и затрудняет процесс получения соответствующей правовой информации.
Стоит отметить, что определенные шаги в объединении правовых актов на государственном уровне уже делаются. Так, 21 октября 2011 г. специальным законом был создан официальный интернет-портал правовой информации, на котором размещены конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания [2].
В настоящее время частными компаниями созданы достаточно крупные единые интернет-системы правовых актов Российской Федерации, которые включают наиболее полный объем российского законодательства. Однако цель данных компаний – получение прибыли, в связи с чем доступ к некоторым документам предлагается ими либо в определенное время, либо при соответствующей оплате. Минус этих систем заключается в том, что они не служат официальными источниками получения правовой информации.
Такое положение является препятствием при реализации конституционного права граждан на получение информации. Сегодня требуются ускорение и облегчение процедур доступа к ней. Несомненно нужным представляется создание общероссийской интернет-базы правовых актов, включающей в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления.
Доступ к такой базе должен быть постоянно открытым. При этом, как правильно указано в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов 1995 г., информация должна быть приближена к пользователю, и порядок ее получения должен быть предельно упрощен. Общероссийская интернет-база правовых актов должна также стать одним из официальных источников получения соответствующей информации. Пользование гражданами РФ ресурсами общероссийской интернет-базы правовых актов, которая будет включать законодательство всех уровней, упростит задачу поиска надлежащего акта, послужит основой для единообразного применения закона.
Однако на этом не заканчивается положительное влияние общероссийской интернет-базы правовых актов. Ее создание может повлечь за собой надлежащую унификацию, стандартизацию, кодификацию массива правовых документов, действующих в России. То есть сформируется реальное условие для качественного преобразования российского законодательства всех уровней.
М.Г. Потапов [3, с. 9] верно отмечает, что в настоящее время действующие нормы права и нормативные акты субъекта Российской Федерации реально представляют собой не столько гармоничный уровень федеративной системы, сколько беспорядочную совокупность норм и актов, не имеющих структурно-логических и функциональных связей между собой, равно как и с федеральной и муниципальной совокупностью действующих норм права и нормативных правовых актов. Между тем, по его мнению, соответствующие уровни – федеральный, региональный, муниципальный – системы права и нормативных правовых актов должны быть логичными и последовательными как внутри себя, так и между собой для осуществления эффективного правового регулирования. Действительно, на сегодня создается впечатление, что вышестоящим органам власти нередко неизвестны акты нижестоящих органов.
Сложение всех актов в общероссийскую интернет-базу правовых актов поможет преодолеть этот негативный фактор. Создание такой базы потребует определенных усилий на всех уровнях государственной и муниципальной власти: государственной, региональной (субъектов Российской Федерации), местного самоуправления. Вышестоящие органы смогут провести правовой аудит принимаемых актов нижестоящих инстанций, выстроив законодательство в единую логически связанную систему права.
Состояние современного законодательства РФ не соответствует нормам, принятым в Конституции Российской Федерации. Пройдя очередной цикл переформирования в 1990-2007 гг., оно, по мнению многих правоведов, строилось на основе глубокой модернизации сложившегося в СССР законодательства. Вот что пишут российские ученые: если в наибольшей степени изменилось правовое регулирование в области экономической деятельности, то такие отрасли, как административное, уголовное, процессуальное, социальное законодательство «по сути не оторвались от старой основы. Поспешность в разработке и принятии законов, пренебрежение правилами юридической техники породили такие негативные явления, как недостаточная системная сбалансированность, пробельность, экономическая необеспеченность и несоответствия реалиям общественного развития многих конструкций российского законодательства» [4, с. 12].
Особенно острым на сегодняшний день являются противоречия принципу неотъемлемости личных прав и свобод в России со стороны законодательств субъектов РФ и местного самоуправления. Н.А. Рубченко отмечает бессистемность и поспешность в принятии законов в субъектах Российской Федерации, объясняя это тем, что у федерального законодателя есть опыт и традиции законодательной деятельности, а у регионального – нет. Таким образом, перед законодательными органами субъектов стоит задача устанавливать юридические гарантии осуществления личных прав и свобод [5, с. 34].
Современное федеральное и региональное законодательство РФ в некоторых аспектах противоречит международным принципам. Так, несовершенство российского законодательства отрицательно сказывается на качестве законов в области личных прав и свобод, законодатель не чувствует ответственности перед человеком. Массив правовых актов с каждым днем увеличивается в разы, при этом приведение его в соответствие с международными нормами остается одной из приоритетных задач современного российского государства.
Общероссийская интернет-база правовых актов может стать отражением российского позитивного права, послужить важным элементом качественного его преобразования. Создание ее является важным звеном в развитии прав и свобод в России.
Однако все положительные элементы, которые несет создание общероссийской интернет-базы правовых актов в процессе качественного преобразования российского законодательства, настанут только в случае, если в данном процессе будет участвовать человек. Автор полностью разделяет мнение ученых, что в настоящий момент «очевидна необходимость широкого, открытого рассмотрения потенциальных нововведений, так как споры уже после их опубликования напоминают борьбу с ветряными мельницами» [6, с. 17]. При любых сколь угодно справедливых оговорках свобода выражения мнений является высшим благом граждан в свободном обществе [7, с. 9].
Сегодня делаются попытки законодательного закрепления участия граждан в обсуждении законов и правовых актов и развитии общественного контроля в некоторых общественных сферах. Например, установлена возможность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
Современная действительность предполагает обязательное участие человека в процессе совершенствования законодательной базы. Российское государство признает эту проблему, активно разрабатывая идею создания системы «открытого правительства» [8]. Однако в данной системе четко ограничен круг приоритетных направлений: борьба с коррупцией, развитие конкуренции в области предпринимательства, кадровое развитие государственных органов и механизмы работы данной системы в целом. Несомненно, данные вопросы очень важны для развития Российской Федерации, но имеется ряд других направлений, которые на сегодняшний день являются не менее актуальными, например совершенствование прав и свобод человека и гражданина, политических прав и т.д.
Автор предлагает наиболее быструю, а значит, эффективную форму выражения мнений в процессе преобразования российского законодательства: должен быть введен соответствующий раздел в общероссийской интернет-базе правовых актов. Включение такого раздела инициирует участие граждан в обсуждении. Полезным будет также соответствующее реагирование государственных и муниципальных органов – открытое опубликование ответов на предложения и замечания.
Непосредственное участие в преобразовании российского законодательства, открытый доступ ко всему массиву правовых актов должны стать отправной точкой в процессе формирования правосознания и понимания права на надлежащем уровне. Всеобщее уважение закона и непосредственное участие в процессе его создания активизирует гражданскую позицию российского населения, что будет способствовать становлению гражданского общества.
Гражданское общество порождает надлежащую реализацию неотъемлемых личностных возможностей, основанных на всеобщем равенстве правовых возможностей каждого, осознании и уважении личностных прав и свобод. Оно способно урегулировать «возникшие отношения в обществе и дает праву и конституционным основам реализоваться» [9, с. 24].
Современная реальность требует скорейшего создания интерактивной платформы взаимодействия человека и государства. Управление обществом и экономикой перестают быть исключительной прерогативой государственной власти. Российское общество способно и должно участвовать в решении важных для него задач в данных сферах.
Использование информационных процессов является самой эффективной, быстрой и экономически выгодной формой взаимодействия личности и государства. Создание общероссийской интернет-базы правовых актов в настоящее время должно стать одной из его первоочередных задач. Оно решит ряд исторически сложившихся проблем: увеличит доступ граждан к правовой информации, повысит активность человека в политико-правовой сфере, повысит уровень правосознания граждан, создаст необходимые предпосылки формирования гражданского общества, качественно преобразит всю систему российского законодательства, а также создаст реальные условия для выражения, охраны и защиты прав и свобод человека в целом.
Литература
1. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон РФ от 09 февраля 2009 №8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // URL: consultant.ru: справочная правовая система: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116691 (дата обращения 20.12.2011 г).
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: федеральный закон РФ от 21 октября 2011 г. № 289-ФЗ // URL: consultant.ru: справочная правовая система: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=120715 (дата обращения 20.12.2011 г.).
3. Потапов М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта федерации: статья // Журнал российского права. 2001. № 12.
4. Радченко В.И., Иванюк А.О., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм: статья // Журнал российского права. 2008. №8.
5. Рубченко Н.А. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. № 6.
6. Доклад Президенту РФ по итогам деятельности Рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство» (краткий обзор) // URL: http://xn--80abeamcuufxbhgound0h9cl.xn--p1ai/report/1445/.
7. Гребенькова Е.Г. Закон о средствах массовой информации и свобода слова // Адвокат. 2006. № 1
8. Устинович Е.С. Конституционно-правовой аспект функционирования средств массовой информации в Германии // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.
9. Орлова О.В. Право и личность в гражданском обществе // Право и государство: теория и практика. 2007. № 3(27).
____________________________________________
Шафикова Елена Николаевна Заместитель директора по учебной работе филиала Южно-Уральского государственного университета в г. Сатка, аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» ЮУрГУ