Рассматривая существующую систему образования с точки зрения развития кадрового потенциала, нельзя не отметить необходимость ее существенной модернизации на базе информационно-коммуникационных технологий.
Дело в том, что по традиции российская система образования, особенно среднего, преследует цель дать обучаемому как можно больше информации. Тогда как мир перестраивается на обучение компетентностям, то есть умению применять полученные знания.
Конечно, из каждого правила есть исключения. Но, к сожалению, последние исследования показывают, что российское школьное образование по-прежнему отстает в области освоения выпускниками школ основных компетентностей, необходимых для эффективной работы в экономике, основанной на знаниях, и активного участия в жизни информационного общества.
Общепризнанно, что уровень подготовки выпускников средних специальных заведений и университетов в сфере ИКТ в целом не соответствует потребностям современного бизнеса, причем это справедливо не только для России, но и практически для всех высокоразвитых стран. Налицо разрыв между тем, что знают и умеют выпускники университетов, и тем, что от них требуется знать и уметь в реальных условиях. Одной из причин такого состояния дел является несоответствие номенклатуры специальностей и программ обучения в университетах реальным потребностям рынка.
Сравнительный анализ российского образования и западных образовательных систем показывает, что Россия обладает рядом специфических сравнительных преимуществ: высокий уровень образовательных запросов населения; качественная базовая подготовка и инициативность учителей; наличие потенциала для разработки инновационных учебных ресурсов и для обучения учителей в регионах; высокая массовая технологическая культура. Эти сравнительные преимущества порождают нетрадиционные ресурсы информатизации образования, интенсивное использование которых ускорит модернизацию системы образования.
Об этом говорится в большинстве статей данного номера, которые условно можно разделить на два вида. В одних – дается анализ существующей ситуации в целом, предлагаются меры по ее улучшению, тогда как другие публикации рассказывают об успешных решениях тех или иных конкретных проблем.
В материалах международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по вопросам информационного общества», публикуемых в данном номере, поднимаются вопросы создания европейского образовательного пространства, необходимости электронного обучения преподавателей в целях формирования информационного общества.
Все сказанное лишний раз подтверждает простую истину: образование является делом не системы образования, а всего социума, и если плохо обстоят дела с образованием, то нести ответственность за это и решать проблему должно общество.
© Информационное общество, 2005, вып. 4, с. 1.