_______________________
Очередное мероприятие в рамках данного проекта прошло 17 апреля 2009 года в традиционном формате международного видеосеминара по теме: «Открытые стандарты для трансформации правительства: обеспечение прозрачности, безопасности и интероперабельности». Участникам была предоставлена уникальная возможность обмена опытом по вопросам использования открытых стандартов1 в процессе реформирования и повышения эффективности государственного сектора. В ходе семинара также обсуждались вопросы, связанные с управлением бюджетом, электронными государственными закупками, «облачными» вычислениями, электронной идентификацией, безопасностью и средами электронного взаимодействия.
Мероприятие состояло из двух сессий: российской (локальной) и международной (глобальной).
Основным партнером глобальной сессии семинара выступил международный консорциум OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards)2 , внесший значительный вклад в разработку и координацию открытых стандартов для глобального информационного общества.
«Сегодня, во время глобального экономического кризиса, когда правительства планируют важные реформы своих регулирующих режимов, исключительно важно, чтобы частью решения проблемы стало использование открытых стандартов. Стандарты повышают взаимное доверие и ответственность, обеспечивают бульшую прозрачность власти и укрепляют уверенность граждан в завтрашнем дне, — отметил исполнительный директор международного консорциума OASIS Лоран Лисия. — Консорциуму OASIS участие в проекте по созданию электронного правительства в партнерстве со Всемирным банком дает возможность продвигать использование открытых стандартов для трансформации правительства».
В подготовке мероприятия также принимал участие Институт Всемирного банка и Департамент информационных и коммуникационных технологий Всемирного банка.
Локальная сессия семинара, проведенная в московском офисе Всемирного банка, была организована Институтом развития информационного общества совместно с Тематической группой Всемирного банка по электронному развитию, занимающейся распространением передового мирового опыта в сфере развития информационного общества, электронного правительства и связанных с этим тем.
Видеоконференция глобальной части семинара соединила аудиторию в России с центральным офисом Всемирного банка в Вашингтоне и специалистами из развивающихся стран, где Всемирный банк поддерживает проекты по созданию электронного правительства, включая Молдову, Гану, Шри-Ланку, Новую Зеландию, Кению, Танзанию и Руанду.
Локальная сессия в Москве была посвящена обсуждению вопросов, которые были обозначены и поставлены Тематической группой Всемирного банка по электронному развитию перед глобальной аудиторией:
- Каково текущее состояние и основные сложности при внедрении открытых стандартов в Российской Федерации?
- Какими должны быть институциональные структуры для обеспечения гарантии соответствия открытых стандартов и интероперабельности в масштабах всего правительства?
- Какой механизм должен быть положен в основу для гарантии того, что стандарты интероперабельности3
сохраняются в текущем состоянии в контексте быстро меняющихся технологий?
- Какие меры должны быть приняты для стыковки развивающихся стран и стран с переходной экономикой с международными организациями по стандартизации и ответственными за это государственными органами в области международной интероперабельности?
В мероприятии приняли участие представители ключевых федеральных и московских правительственных структур, участвующих в выработке политики и в реализации проектов в сфере электронного правительства (Министерства связи и массовых коммуникаций России, Федерального агентства по информационным технологиям, Министерства экономического развития России и других ведомств), а также представители органов власти субъектов Российской Федерации, международных организаций и ведущих ИКТ-компаний.
Программу российской части семинара открыл председатель Совета директоров Института развития информационного общества Ю. Е. Хохлов докладом «Открытые стандарты и обеспечение интероперабельности в проектах электронного правительства в Российской Федерации».
На примере проектов разной степени успешности и реализованности Ю. Е. Хохлов рассказал о текущем состоянии дел и основных проблемах в данной области. Наиболее показательными оказались проекты, реализованные в рамках ФЦП «Электронная Россия», запущенной в 2002 году. Так, уже в первом релизе этой программы было заложено направление, связанное с организацией эффективного межведомственного взаимодействия и взаимодействия власти с населением и бизнесом на основе ИКТ путем внедрения стандартов, обеспечения интероперабельности и формирования соответствующей нормативной правовой базы. Но, несмотря на ряд полезных новационных проектов, программа имела очевидные недостатки, одним из которых стал слабо проработанный механизм управления и координации действий многочисленных государственных заказчиков. Это сказалось на ее существенном недофинансировании, дублировании, отмене и приостановке ряда проектов, что привело к пересмотру ФЦП «Электронная Россия» и принятию в 2006 году новой редакции программы.
В своем докладе Ю.Е. Хохлов выделил четыре уровня интероперабельности (начиная с верхнего): нормативно-правовой, организационный, семантический и технический.
«В настоящее время основная деятельность в России по внедрению стандартов и обеспечению интероперабельности государственных информационных систем сосредоточена на нижних уровнях: на техническом и, частично, на семантическом.
Если вспомнить прошедший год назад семинар «Архитектура электронного правительства как катализатор реформ в области государственного управления», где говорилось о том, что на федеральном и региональном уровнях эта деятельность является нескоординированной, то можно диагностировать, что за прошедшее с тех пор время, по сути, ничего не изменилось. Органы местного самоуправления не включаются ни в федеральные целевые программы, ни в другие инициативы, а ведь именно эти органы располагают огромным количеством тех данных, которые так нужны для государственного управления.
Базовая проблема, которую мы видим в России, находится на верхних уровнях интероперабельности. При этом уже имеются необходимые технологии и человеческие ресурсы, благодаря которым можно начать внедрять как открытые стандарты, так и другие технологии в этой области, однако существует очень много барьеров с точки зрения организации и нормативной правовой базы.
Что нужно делать и каковы возможные решения?
Необходимо повышение значимости тех подходов, которые давно уже доминируют в построении электронного правительства в странах-лидерах в этом направлении, в особенности архитектурного подхода, через использование открытых стандартов и интероперабельности, прежде всего, на законодательном (нормативно-правовом) и организационном уровнях.
С этой целью следует в полной мере использовать новые создаваемые институты и координационные механизмы в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, в частности Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества.
Кроме того, требования по стандартизации и обеспечению интероперабельности создаваемых государственных и муниципальных информационных систем должны стать частью требований к конкурсам на создание и развитие соответствующих систем.
Необходима поддержка и стимулирование прямого участия российских организаций и экспертов в деятельности международных организаций в области стандартизации, например OASIS, W3С, IETF и т.д.».
В докладе, подготовленном Ю.Е. Хохловым, также были рассмотрены механизмы принятия решений с учетом создания Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, где обозначены все основные заинтересованные стороны и субъекты этого процесса.
На российской части семинара также прозвучали следующие доклады:
Так, с использованием ресурсов ОГИЦ создан портал государственных услуг5 — новационный проект, предлагающий единую инфраструктуру для стандартизации и интеграции сферы оказания электронных услуг и основных процессов управления в рамках отдельных правительственных организаций и, следовательно, для перехода к межведомственному электронному взаимодействию и возможности оказания юридически значимых дистанционных услуг гражданам.
Докладчиком была отмечена необходимость создания эффективного механизма реализации имеющегося потенциала инновационных информационных технологий в целях расширения доступа организаций и граждан к необходимым сведениям о деятельности органов государственной власти, внедрение которого будет способствовать модернизации российской экономики в рамках создаваемого в России электронного правительства.
Президент Фонда ФОСТАС Е.З. Зиндер в своем выступлении рассказал о барьерах, существующих между глобальными и российскими подходами при внедрении открытых стандартов. По его мнению, нельзя рассматривать «прозрачность, безопасность и интероперабельность» в отрыве от цели трансформации правительства, состоящей в принципиально новом и гораздо более высоком уровне ориентированности правительства и всех органов государственной власти на законные интересы граждан, на более эффективную работу госслужащих. Также Е. З. Зиндер подчеркнул, что отсутствие нужной квалификации и образования в этой области является одним из основных препятствий на пути к обеспечению интероперабельности в проектах электронного правительства в Российской Федерации. Для решения этой проблемы необходимо сочетать различные активные методы обучения и вовлечения людей в процесс использования стандартов. Кроме того, внедрение открытых стандартов требует вовлечения в процесс разных групп людей — чиновников, разработчиков программ и конечных пользователей этих программ.
В докладе об электронном документообороте в контексте применения Европейской спецификации MoReq26 заместитель генерального директора по научной работе ЗАО «НТЦ ИРМ» А.Е. Загоруйко сделал следующие выводы: для обеспечения интероперабельности информационных систем в госструктурах необходимо разработать единые национальные требования к электронному документообороту, создать государственную систему сертификации информационных и организационных систем по работе с электронными официальными документами, разработать пакет законов, направленных на совершенствование регулирования процессов работы с электронными документами, а также развивать технологическую инфраструктуру для развития электронного юридически значимого взаимодействия и документооборота.
На основе обсуждений российскими экспертами были сформированы краткие выводы, представленные вниманию глобальной аудитории во второй части семинара. Так, в ходе дискуссии участники пришли к заключению, что количество инициатив в этом направлении достигает сотни, причем на них в последнее время было потрачено очень много усилий и средств. Но, несмотря на такие показатели, Россия отстает от передовых в этом отношении стран. В числе главных препятствий для продвижения открытых стандартов в Российской Федерации участники назвали такие базовые проблемы, как устаревшая нормативная правовая база и устаревшие стандарты управления внедрением информационно-коммуникационных технологий.
В ходе локальной сессии семинара также были рассмотрены примеры удачного использования открытых стандартов для трансформации правительства и сформулированы общие рекомендации для успешной реализации проектов в этой сфере.
В международном онлайновом обсуждении проблемы участвовали высокопоставленные правительственные должностные лица и эксперты ряда зарубежных стран. Докладчики рассмотрели значимость и перспективы открытых стандартов для развивающихся стран и стран с переходной экономикой в их стремлении к эффективному государственному управлению и повышению качества предоставления государственных услуг.
Глобальная часть открылась основной сессией, на которой после обмена мнениями между экспертами всех представленных стран выступил генеральный директор Департамента информации и коммуникаций Республики Гана Сэм Сомуа с докладом «Электронное правительство в Гане и принятие открытых стандартов: опыт, проблемы и перспективы».
Основная программа международной части была поделена на три секции: «Идентификация, аутентификация и безопасность», «Управление государственными финансами и электронными государственными закупками» и «Среды электронного взаимодействия». На них были представлены следующие доклады: «Эволюция управления качествами, дающими человеку право заниматься определенной деятельностью»7 (Боб Сандэй), «Идентификация и аутентификация: состояние дел» (Колин Вильямс), «Информационная безопасность» (Рон Росс), «Стандарты для управления государственными финансами, включая электронные государственные закупки» (Дэвид Темошок), «Электронные государственные закупки, основанные на стандартах: возможности и приоритеты» (Эдуардо Талеро), «Вопросы информационной безопасности в управлении государственными финансами» (Джон Т. Сабо), «Политические и законодательные аспекты» (Питер Лорд), «Интероперабельность и «облачные» вычисления» (Кевин Новак) и «Интероперабельность и веб-приложения» (Даниель Бартон).
Мероприятие транслировалось в режиме реального времени через интернет на сайте Всемирного банка — www.worldbank.org/edevelopment/live
Дополнительные материалы по семинару — аудиограмма и презентационные материалы глобальной части — доступны по адресу: http://go.worldbank.org/ZCBGZ1FTK0
С презентациями, представленными на локальной части семинара, можно ознакомиться на сайте Института развития информационного общества по адресу: http://www.iis.ru/content/view/397/91/ СНОСКИ
1 Под открытыми стандартами обычно понимаются общедоступные спецификации, утвержденные независимой специализированной организацией и не зависящие от производителей. Понятие открытых стандартов подразумевает обязательное соблюдение доступности процесса разработки и текстов стандартов для всех заинтересованных лиц, отсутствие лицензионных или патентных ограничений и связанных с ними отчислений. Открытые стандарты являются «строительными блоками или цементом», которые позволяют различным системам, платформам и устройствам взаимодействовать, и составляют ядро новых, открытых архитектур. Подобно программному обеспечению с открытым исходным кодом, открытые стандарты являются результатом деятельности сообществ, где никто в отдельности не контролирует стандарт, таким образом, открытые стандарты доступны всем и в общем случае бесплатны и не требуют авторских отчислений или другой платы. Производители могут либо создавать ПО с открытым исходным кодом, либо проприетарное ПО, соответствующее открытым стандартам. Открытые стандарты предоставляют такой выбор и обеспечивают интероперабельность систем. Интернет и Всемирная паутина, основанные главным образом на протоколах TCP/IP и HTML, являются замечательным примером инноваций, движимых открытыми стандартами. 2 OASIS (Организация по развитию стандартов структурированной информации) — некоммерческий международный консорциум, занимающийся разработкой, согласованием и принятием открытых стандартов для глобального информационного общества. OASIS продвигает стандарты: SOA, безопасности, интернет-сервисов, документов, электронной коммерции, управления и права, локализации, цепей поставки, обработки XML, а также в других областях, идентифицированных его членами. Открытые стандарты OASIS предоставляют потенциал для снижения издержек, стимулирования инновационной деятельности, увеличения роста мировых рынков. Кроме того, они защищают право на свободный выбор технологии. В консорциум входят более 5000 участников, представляющих более 600 организаций и индивидуальных членов из 100 стран. 3 Под интероперабельностью понимается возможность информационных систем, которые поддерживают управленческие процессы, обмениваться данными и быть готовыми к обмену информацией и знаниями. Полноценной проверкой на интероперабельность может служить наличие возможности согласованного обмена информацией и сервисами между системами, при этом любая система или ее отдельные компоненты с интерфейсом требуемой (или аналогичной) спецификации должны допускать замену без ущерба для процесса взаимодействия (Источник: М. Р. Когаловский, Ю. Е. Хохлов. Стандарты XML для электронного правительства. М.: Институт развития информационного общества, 2008. С. 21).
4 Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) представляет собой государственную территориально-распределенную информационную систему, обеспечивающую информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»).
5 Портал государственных услуг — это система «одного окна» общероссийского государственного информационного центра, позволяющая осуществить с использованием технологий электронной цифровой подписи связь граждан и коммерческих предприятий с различными правительственными организациями, предоставляющими ту или иную информацию и услуги. Создание единого портала госуслуг поможет многим гражданам и организациям решать свои проблемы и вопросы, не выходя из дома или офиса.
6 Европейская спецификация MoReq2 (Model Requirements for the Management of Electronic Records) — документ, представляющий детальные рекомендации к формированию технических требований для построения полноценных программных продуктов по автоматизации управления документами, в первую очередь для органов государственной власти.
7 В оригинале: Credential Management Evolution.
© Информационное общество, 2009, выпуск 2, с. 34-38.