_____________
Буримская Д.В.
Аннотация
В статье рассматриваются преимущества смешанного обучения: возможность начинать обучение с любого уровня и на расстоянии, без ограничений по форме образовательного процесса, обеспечивать развитие студента с целью его самоактуализации за счет выбора образовательного пути.
Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, обучение английскому языку с использованием информационных и коммуникационных технологий, МООК.
Отношение педагогов к дистанционному и электронному обучению разное: кто-то считает, что оно не может заменить традиционные формы, кто-то полагает, что это одно из последних достижений человечества. Несмотря на подобное расхождение во мнениях, дистанционное образование набирает обороты, особенно в крупнейших вузах, имеющих мировое значение. Студенты, которые по разным причинам не могут поехать учиться в другие страны, используя ИКТ, слушают курсы известных лекторов и получают сертификаты по избранному направлению. Развитие техники и технологий привело к расширению использования дистанционных курсов университетами по всему миру, к изменению как процесса обучения, так и способов оценки полученных знаний, доступа к необходимым учебным материалам.
В первые годы XXI в. многие педагоги мировых вузов выступали против дистанционного обучения, большинство широкомасштабных проектов электронного обучения оказались несостоятельными. В качестве основной причины подобных провалов указывалось на то, что для эффективного обучения требуется человеческое общение и контакт между преподавателем и студентом, поддержка и объяснения педагога [1]. Однако электронные формы обучения продолжали совершенствоваться, было запущено несколько европейских проектов в этой области, их сторонники отстаивали право дистанционного образования на жизнь, отмечая, что обучение с помощью компьютерных технологий открывает широкие перспективы для студентов с разным уровнем подготовки, что оно позволяет использовать разнообразные формы образовательной деятельности.
Постепенно электронное обучение переросло в смешанное обучение – сочетание традиционных форм с использованием информационных и коммуникационных технологий. Курс может быть выстроен на дистанционном обсуждении темы студентами не только одной группы или одного вуза, но и их сверстниками по всему миру. Педагог в этом случае играет роль посредника, который направляет студентов в ходе обучения и председательствует в дистанционных дискуссиях. У студентов есть выбор: они могут обучаться исключительно дистанционно либо посещать, кроме того, аудиторные занятия.
Сейчас отрицательное отношение к дистанционному обучению уходит в прошлое, тем более что интернет проник во все сферы жизни и доступен почти везде. Нет необходимости покупать дорогие планшеты, ноутбуки или компьютеры – достаточно иметь мобильный телефон. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении продиктовано самой жизнью.
Сегодня студент должен владеть всеми слагаемыми профессиональной компетенции, чтобы быть востребованным на рынке труда, а для этого ему нужно соответствовать трем важным критериям:
· быть профессионалом в своей сфере деятельности;
· уметь работать с информационными и коммуникационными технологиями – находить информацию, обрабатывать ее, сравнивать и анализировать;
· знать, как минимум, английский язык на академическом уровне.
Смешанное обучение начало бурно развиваться в первую очередь в вузах, которые используют разнообразные информационные образовательные системы и платформы (например, Lms, edX, Coursera, Udacity, Moodle) с доступом к интернет-ресурсам и которые позволяют отрабатывать разные виды заданий, обмениваться мнениями на форуме, работать над проектами в группе, а также:
· контролировать учебную деятельность студента;
· развивать у студента чувство ответственности за изучение и своевременное выполнение учебных заданий;
· самостоятельно регулировать и контролировать процесс обучения;
· развивать аналитические способности и критическое самосознание;
· использовать все доступные информационные источники.
Использование обучающих систем и платформ привело к изменению структуры представления учебного материала, к самостоятельному выбору траектории обучения, представления и извлечения знаний, к обеспечению личностно-ориентированного режима учебной деятельности.
Современные платформы дистанционного обучения называются иногда системами управления обучением (LMS), иногда системами управления знаниями (KMS), иногда онлайновыми обучающими средами (OLE). В отечественной литературе получил распространение термин «система дистанционного обучения».
Сегодня зарегистрировано множество обучающих сайтов, на которых организуются курсы для обучения и тренировки отдельных умений и навыков. В изучении английского языка они нацелены на:
· формирование и совершенствование навыков и умений просмотрового, детального и интенсивного чтения на основе как учебных пособий, так и сети интернет;
· формирование и совершенствование навыка аудирования на основе аутентичных видео-материалов;
· совершенствование навыков письма путем участия в форумах по проблемам, изучаемым в рамках учебной программы;
· эффективное развитие грамматических и лексических навыков;
· пополнение словарного запаса, как академического, так и профессионального;
· формирование устойчивой мотивации и познавательной активности у студентов, реализующих проектно-исследовательскую деятельность.
На аудиторных занятиях фокус сместился с активности педагога на активность студента, который из пассивного слушателя превращается в создателя знаний. В настоящее время смешанное обучение включает три основных метода: подготовительное изучение материала, изучение при непосредственном контакте педагога и студента, совместное дистанционное изучение материала (обсуждение на форумах).
В московском НИУ ВШЭ применяются три образовательные системы – Coursera, Lms и edX. Их используют многие преподаватели, особенно в изучении тех предметов, на которые отводится мало академических часов. Например, преподаватели английского языка на факультете права, обучая студентов 3 курса, применяют EdX и Lms-системы. При одной паре в неделю преподнести материал по интеллектуальному, договорному, трудовому праву и по гражданским деликтам очень трудно, при этом студентов надо подготовить к прослушиванию лекций на английском и научить правильно составлять конспект, вступать в дебаты, аргументировать свою позицию. Дистанционное обучение в этом случае оказывается очень полезным, так как отработка терминологии, чтение аутентичных текстов, просмотр видеоматериалов, а также обсуждение некоторых вопросов на форумах осуществляются в автономном режиме. На аудиторных занятиях разбираются сложные вопросы по теме, заслушиваются презентации студентов, анализируется и сравнивается найденная информация, выделяются преимущества и недостатки двух систем – англосаксонского и европейского права.
Сегодня смешанное обучение называют образованием третьего поколения. Первое поколение – это когда на аудиторных занятиях использовались радио- и телевизионные передачи в режиме прямой трансляции. Эта форма имела свои преимущества, но и свои недостатки. Во-первых, передачи транслировались в определенное время, с которым зачастую не совпадало время занятий (приходилось переставлять пары). Во-вторых, не все группы могли просмотреть или прослушать передачу, так как объединять группы до размеров целого потока неэффективно с точки зрения восприятия учебного материала. Второе поколение – это использование простых информационных технологий: обучение с применением компьютера (обучение с применением системы обработки информации в качестве инструмента) и начальное обучение на основе интернет-технологий. Третье поколение – это традиционное аудиторное обучение с использованием многообразия информационных технологий для самостоятельной работы студентов.
Электронное обучение включает в себя все плюсы очной, вечерней и заочной форм обучения, тем самым освобождая студентов от необходимости синхронизировать участие педагогов в процессе обучения. Все курсы, которые проводятся в информационных системах Lms, Coursera, edX, приемлемы для университетского образования, так как они позволяют представить большой объем материала за определенный промежуток времени, при этом педагог имеет возможность полностью контролировать содержание и последовательность представления учебного материала, точно распределить время. Один из главных методов on-line обучения, отличный от традиционных форм, – это форум (групповое обсуждение), который позволяет максимально полно использовать опыт, знания и аргументацию студентов, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Появился еще один новый метод обучения третьего поколения – метод проектов (презентации), который способствует актуализацию знаний, умений и навыков, их практическому применению и стимулирует потребность студента в саморазвитии, самореализации и самовыражении.
Итак, сегодня можно с уверенностью утверждать, что смешанное обучение – это необходимая форма современного университетского курса. Благодаря ему образовательный процесс становится гибким (обеспечивается независимость учебного процесса от времени, продолжительности), модульным (можно планировать индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с образовательными потребностями), доступным (достигается независимость от географического положения студента), мобильным (благодаря налаженной связи между студентом и педагогом). Кроме того, обеспечивается одновременный охват обучением большого числа студентов, удается использовать разные дидактические подходы в обучении, появляется возможность интегрировать в процесс обучения такие вспомогательные элементы, как видео- и аудиоролики, наглядные графики и схемы, ссылки на интернет-ресурсы, общение на форумах, обмен информацией.
Многие педагоги приходят к выводу, что при модульной системе организации учебного процесса и использовании ИКТ доминирующим видом учебной деятельности становится самостоятельная работа студента в удобном для него режиме.
Переход от принципа «знания на всю жизнь» к принципу «знания через всю жизнь» дал толчок развитию многих обучающих систем, которые породили МООК, с помощью которых человек может совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. МООК (MOOCs – massive open online courses – массовые открытые онлайн курсы) – перспективное направление развития информационной технологии дистанционного обучения студентов в вузе:
• массовые – одновременно обучаются тысячи студентов из разных стран, с разным уровнем подготовки, разного возраста;
• открытые – не имеют ограничений, многие из них бесплатные;
• дистанционные – курс читается внеаудиторно, через интернет (для этого необходим компьютер, ноутбук, планшет или телефон);
• курс – любой MOOК имеет программу, дату прохождения, параметры и критерии оценивания.
По мнению специалистов, концепция МООК опирается на коннективизм как принцип обучения (разнообразие подходов, понимание обучения как процесса формирования сети и принятия решений, обучение и познание как динамический процесс). МООК – это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие в себя видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены, которые создают для каждого студента персональную образовательную среду [2, c. 221]. Отмечаются и такие преимущества МООК, как доступность, высокий уровень самоорганизации, мультимедийная форма представления материала (скрипты для чтения, видео- и онлайн-форумы, вебинары, интерактивные задания в виде пазлов, симуляционные лаборатории по электронике) [3].
В настоящее время в России в рамках университетского образования применяются две крупные платформы – Coursera и edX. Coursera предлагает полный видеокурс лекций (с субтитрами) или/и конспект лекций, задания, тесты и итоговый экзамен. Слушатели имеют ограниченный по времени доступ к курсам; фиксируются четкие сроки выполнения домашнего задания или теста. EdX – совместный проект Гарвардского университета и Массачусетского технологического института, который предусматривает видеозанятия, обратную связь с преподавателем, студенческие рейтинги ответов и работу на форумах. На онлайн курсы данной платформы студенты могут зарегистрироваться, минуя специалистов центральной службы поддержки.
Эффективность применения информационных систем основана на возможности «работы с учебными материалами в таком режиме и объеме, который подходит непосредственно студентам» [4, с. 3]. Подчеркивается, кроме того, что при создании обучающих курсов необходимо учитывать «общедидактические требования, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования. С другой стороны, необходимо максимально использовать возможности, которые предоставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий» [5, c. 174].
Активизация самостоятельной работы студентов и их подготовка к профессиональной деятельности, требующая практически перманентного повышения квалификации в условиях быстрого устаревания информации, невозможна только в рамках традиционного обучения. Смешанное обучение позволяет получать образование с любым уровнем подготовки, не ограничивает образовательный процесс по форме, создает для обучающихся условия для самоактуализации за счет выбора образовательного пути.
За последнее десятилетие концепция смешанного обучения стала более широко применяться как в деловом, так и в академическом мире: сейчас термин в основном употребляется применительно к деятельности педагога и студента, основанной на сочетании традиционных аудиторных занятий с обучением с использованием ИКТ. Многие педагоги отмечают значительное повышение качества обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. Другое дело, что не всегда бывает просто спроектировать обучающий курс с применением новых методов, особенно МООК. Иногда приходится какие-то элементы заменять или убирать. Именно поэтому очень важно понять существенную разницу между дистанционным обучением и представлением учебного материала в электронном виде, то есть различие в использовании технологий в качестве способа «доставки» знаний и в качестве коммуникационного средства в рамках смешанного обучения.
Сегодня очевидна необходимость эффективной взаимосвязи между педагогикой и технологией, которая внедряется в проблемно-ориентированное обучение. Опираясь на опыт использования обучающих платформ, можно отметить новые возможности и преимущества дистанционных курсов:
· они могут оптимизироваться под мобильные устройства;
· позволяют оценивать уровень усвоения учебного материала;
· позволяют проводить все обсуждения в одном месте;
· обеспечивают возможность прохождения курса по индивидуальному графику;
· позволяют преподавателю принимать решение о том, как и в каком объеме он участвует в курсе;
· обеспечивают возможность тренировки разнообразных навыков.
Нельзя не согласиться с выводом о том, что современный период развития образования характеризуется процессом информатизации, которая обеспечивает образование методологией, технологией, практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных условиях [6].
Итак, смешанное обучение предоставляет новые возможности для студентов по изучению и усвоению учебного материала: можно не только в любое время просмотреть материал в режиме реального времени, но и пройти тестирование, поучаствовать в обсуждениях, проверить свои знания по предмету, выполнив тренировочные упражнения, ознакомиться с дополнительными источниками.
Конечно, успешность смешанного обучения зависит от организации учебного процесса и максимального использования всех возможностей, которые предоставляют программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. Большую роль здесь играет использование соответствующего контента, который представлен на электронных образовательных ресурсах нового поколения, спроектирован на основе принципов интерактивности, модульности, мультимедийности и вариативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование информационных и коммуникационных технологий способствует совершенствованию форм и методов, индивидуализации и дифференциации обучения. В случае смешанного обучения педагог должен создать единый дидактический комплекс с информационно-образовательной средой, не дублируя базовый учебник, а обогащая и углубляя учебный материал.
Литература
1. Jones N., Man Sze, Lau A. Blending Learning: widening participation in higher education// Innovations in Education and Teaching International. 2010. V. 47. № 4. P. 405–416.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под ред. Б. Дендева. – М., 2013.
3. Попов П.П., Черкасова И.И. Возможности дистанционных образовательных технологий на базе MOODLe, ADOBECONNECT, MOOCS в развитии инновационного мышления субъектов образовательного пространства [Электронный ресурс]. – URL: http://elibrary.ru/download/88974892.pdf (дата обращения: 05.06.2015)
4. Бидайбеков Д.Е. Технологии дистанционного обучения в условиях кредитной системы подготовки студентов технического вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Алматы, 2010.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М.: ИИО РАО, 2010.
7. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Москва, 2005.
8. Холодкова И.В. Создание виртуальной информационно-образовательной среды образовательного учреждения с помощью систем управления обучением // Информатика и образование. 2009. № 4. С. 81–82.
9. Akyuz H.I. & Samsa S. Critical thinking skills of preserve teachers in the blending learning environment // International Journal of Human Sciences. 2009. V. 6. № 2. P. 538–550.
10. Cases on line and Blending Learning Technologies in Higher Education: concepts and practices. New York: Guam, 2010.
11. Condie R. and Livingston K. Blending online learning with traditional approaches: changing practices// British Journal of Educational Technology. 2010. V. 38. № 2. P. 337 – 348.
12. Motteram G., Sharma P. Blending Learning in a Web 2.0. World// International Journal of Emerging Technologies & Society. 2009. Vol. 7. № 2. P. 83-96.
13. Sokolik M. and Zemach D. How to be a Successful MOOC Student// Wayzgoose Press. 2014.
14. Schnurr M., De Santo E., Graig R. Using a Blended Learning Approach to Simulate the Negotiation of a Multilateral Environmental agreement// International Studies Perspectives. 2013. № 14. P 109-120.
____________________________________
БУРИМСКАЯ Диана Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных дисциплин НИУ «Высшая школа экономики»
© Информационное общество, 2016, вып. 1, с. 48-54.