Может ли ФЦП "Электронная Россия" стать базой для перехода к информационному обществу?

Д.С. Черешкин



Свое выступление мне хотелось бы посвятить Федеральной целевой программе "Электронная Россия". Подразумевается, что она должна стать базовой платформой для создания "электронного правительства". Поскольку я реально занят в реализации некоторых проектов этой программы, то считаю целесообразным разобраться, действительно ли "Электронная Россия" будет являться базой построения информационного общества в России или, так сказать, ей под силу лишь решение ряда конкретных проблем.

К глубокому сожалению, я не считаю, что "Электронная Россия" – это то, что действительно создаст нам базу. Почему? Переход к информационному обществу требует определенного этапа развития экономики. Если мы посмотрим с этой точки зрения на "Электронную Россию", то не увидим ни одного проекта, который был бы ориентирован на реорганизацию соответствующим образом национальной экономики. Прежде всего, необходимо обеспечить повышение уровня жизни населения таким образом, чтобы это привело к повышению уровня потребности в информационных продуктах и услугах. С другой стороны, "Электронная Россия" действительно ориентирована на существенное изменение характера деятельности аппарата управления. На мой взгляд, вот это противоречие – с одной стороны, создание базы для внедрения информационных технологий в систему управления, с другой стороны, вынесение за скобки крупнейшей на сегодняшний день целевой программы вопросов реальной экономики – создает определенные "ножницы", не характерные для любого пути построения информационного общества.

Что следует сделать, чтобы исправить это положение? Вероятнее всего, пересмотреть сейчас содержание "Электронной России". Сегодня эта федеральная целевая программа в основном направлена на совершенствование и изменение деятельности аппарата управления. Но от того, что мы дадим чиновнику информационные технологии, он не станет лучше управлять государством. Качество управления зависит от уровня развития экономических отношений в стране, а отнюдь не от присутствия компьютера на рабочем столе чиновника. На моей памяти – а я занимаюсь развитием АСУ, по-моему, с 60-х годов – не произошло никакой трансформации чиновника, хотя уже в те годы в органы управления пришел компьютер.

Хорошее управление, плохое управление – применительно к информационным технологиям так ставить вопрос нельзя. Мотивы внедрения "электронного правительства" понятны: информационные технологии повышают производительность труда, с их помощью больший объем информации можно донести до большего числа граждан в более сжатые сроки. Сфера государственной деятельности, где применение технологий "электронного правительства" способно принести реальную пользу, расширяется с каждым днем. Однако реальный переход к информационному обществу будет лишь после того, как по мере развития в России информационной инфраструктуры произойдет кардинальное изменение образа жизни практически всех слоев населения, формирование новой социально-психологической модели поведения людей в важнейших сферах жизнедеятельности.

Поэтому я уверен, что сегодняшнее основное направление федеральной программы будет меняться в сторону развития экономики, основанной на знаниях. В качестве аргумента, подтверждающего мою позицию, назову конференцию "Новая экономика", которая состоится буквально завтра. Ее проводит Высшая школа экономики, предполагается присутствие многих министров. Там будут рассматриваться вопросы перехода от ныне действующей затратной экономики, базирующейся на сырьевой составляющей, к экономике, основанной на использовании знаний и информационно-коммуникационных технологий. Возможно, именно эта конференция станет основой модернизации программы "Электронная Россия".

Совсем недавно программные методы управления очень эффективно использовались для развития многих сфер народного хозяйства, в частности, космоса. Изменение характера крупнейшей федеральной целевой программы, точнее, введение в нее мероприятий, направленных на формирование экономики информационного общества, можно считать столь же эффективным методом создания в России условий для перехода к информационному обществу. Именно это вызывает сегодня самый большой интерес.


Черешкин Дмитрий Семенович - заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, доктор технических наук, профессор.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 63-64.