Электронное развитие Москвы в зеркале мониторинга

_________________

С.Б. Шапошник, Ю.Е.Хохлов


1. Введение


В данном разделе журнала публикуются статьи, в которых представлен анализ результатов мониторинга движения Москвы к информационному обществу, полученных в 2005 г. Мониторинг выполнялся в рамках ГЦП «Электронная Москва», его методология была разработана в 2003 г. Институтом развития информационного общества, который выиграл конкурс на разработку и реализацию системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу. В 2004 и 2005 гг. были проведены два цикла полевых исследований и сбора данных, результаты первого годового цикла были опубликованы в журнале «Информационное общество» в 2004 г. [1].

Работы по мониторингу осуществлялись в рамках разработанного на первом этапе подхода, который находится в русле последних тенденций развития аналитических и статистических исследований информационного общества и основан на концептуальной схеме оценки «электронной готовности» (e-readiness assessment). Его отличительной особенностью является комплексный анализ факторов электронного развития (человеческого капитала, делового климата, доступа к ИКТ) наряду с анализом использования ИКТ в ключевых сферах деятельности (здравоохранение, культура, бизнес, государственное управление, повседневная жизнь). В рамках этого подхода показатели развития информационного общества рассматриваются системно, в аналитической перспективе, позволяющей дать комплексный анализ исследуемых процессов и воздействующих на них факторов.

В соответствии с принятым подходом мониторинг электронного развития отдельных отраслей (здравоохранения, культуры и др.) повторяет концептуальную схему мониторинга электронного развития в целом и проводится как по показателям готовности отрасли (факторов электронного развития), так и по показателям использования ИКТ. Готовность рассматривается в двух основных аспектах: доступ к ИКТ (обеспеченность организаций отрасли компьютерным оборудованием,телекоммуникациями, информационными системами) и готовность человеческого капитала (наличие навыков и специальной подготовки у персонала). Мониторинг использования ИКТ в свою очередь осуществляется на основе показателей интеграции ИКТ в основные деловые процессы и профессиональную деятельность, а также по показателям предоставления услуг на основе ИКТ и их использования «клиентами» отрасли – населением и, в ряде случаев, предприятиями.

Реализация второго годового этапа мониторинга состояла в получении текущих значений показателей движения Москвы к информационному обществу на основе проведения полевых исследований (опросов населения, предприятий, организаций, профессиональных сообществ), сбора статистических данных и специальных исследований (обследование сайтов).

Использование в докладе сопоставлений показателей Москвы с показателями электронного развития ЕС и его метрополисов обосновано, в ряду прочего, следующими соображениями. Валовой региональный продукт Москвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, приближается к среднеевропейскому, что создает экономическую основу для того, чтобы бизнес, граждане и государство сформировали современную ИКТ-инфраструктуру, имели соответствующий доступ к ИКТ и могли воспользоваться плодами информационной революции наравне с жителями ЕС.

В настоящее время в связи с проведением административной реформы и реформы бюджетного планирования мониторинг рассматривается как важная и обязательная компонента управления, ориентированного на результат. Принятая в 2002 г. в Москве программа «Электронная Москва» выгодно отличалась от многих других региональных и федеральных программ тем, что с самого начала в ее рамках была начата работа по разработке и реализации системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу.

В данной статье на основе результатов мониторинга представлены общие оценки положения дел в области электронного развития Москвы, выделены наиболее острые, сквозные проблемы и особенности текущего этапа электронного развития города, обозначены основные пункты повестки дня ГЦП «Электронная Москва», актуальные с точки зрения результатов мониторинга.


2. Проблемы электронного развития Москвы

Достаточно благоприятные условия для электронного развития города – столичный статус, динамичное экономическое развитие, относительно высокий уровень доходов населения, большие объемы бюджетных расходов и ряд иных – позволили Москве занять лидирующие позиции среди других городов и регионов России по уровню развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и использования ИКТ в различных сферах деятельности. Более того, по целому ряду показателей Москва сегодня приближается или достигла среднего уровня стран ЕС. Вместе с тем проведенные в ходе мониторинга исследования дают основание говорить о целом ряде проблем и диспропорций электронного развития города.


2.1. Цифровое неравенство социальной сферы
и бизнеса

Как показали проведенные исследования, по показателям доступа предприятий бизнес-сектора к ИКТ Москва практически не уступает средним показателям Европейского союза, несколько отставая только по показателям доступа к интернету. В сфере ответственности государства ситуация иная – уровень доступа к ИКТ организаций социальной сферы (муниципальное образование, здравоохранение, культура) существенно ниже, чем аналогичных организаций ЕС и предприятий бизнес-сектора. Так, средний показатель доступности для врачей на рабочем месте интернета в Восточной Европе к началу 2004 г. составлял 24%, в Москве в 2005 г. – 11%. В Западной Европе доля врачей, имеющих на рабочем месте интернет, в 2002 г. уже составляла 47,7%, при этом в большинстве развитых европейских странах этот показатель превышал 60%, а в странах – «локомотивах Европы» (Германия, Великобритания и Франция) был больше 75%.

2.2. Цифровой разрыв между управлением
и основной деятельностью
в социальной сфере

Ситуация с использованием ИКТ в социальной сфере характеризуется еще одной особенностью. Компьютерной техникой и информационными системами обеспечиваются прежде всего управляющие структуры, а не подразделения, занимающиеся основной деятельностью. Причем указанная диспропорция характерна как для отдельных организаций, так и для отрасли в целом – в административном блоке организаций и в отраслевых органах власти уровень компьютеризации и автоматизации существенно выше. Например, в большинстве муниципальных медицинских учреждений Москвы, особенно в амбулаторных учреждениях, практически отсутствуют современные информационные системы, обеспечивающие поддержку диагностического и лечебного процесса. Информационные системы для бухгалтерского или медико-статистического учета имеют более 50% ЛПУ, а системы для ведения электронных историй болезни или обработки оцифрованных результатов диагностических исследований – 15,9% и 18,9% соответственно.

В Москве зачастую информатизация понимается и осуществляется исключительно как создание автоматизированных информационных систем для органов власти и управления. В городе быстро растет число разного рода АИС, создаваемых разными ведомствами и организациями. Эти АИС часто дублируют друг друга, сделаны на разных технологиях без возможности их взаимодействия, при этом необходимость создания ряда из них вызывает обоснованные сомнения у экспертов. В результате растут расходы на создание и эксплуатацию АИС, на автоматизацию профильной деятельности остается мало средств, а для работников, осуществляющих основную деятельность в социальной сфере города (здравоохранение, образование, культура и т. д.), плоды прогресса в сфере информационных технологий выступают в виде необходимости обеспечивать разного рода управленческие АИС большими объемами отчетной информации.


2.3. Слабая интеграция ИКТ в профессиональную деятельность

С указанными причинами связано, но целиком не сводится к ним, существенное (иногда на порядок) отставание от стран ЕС по показателям реального использования ИКТ в профессио­нальной деятельности в сфере здравоохранения, образования, культуры Москвы. Даже при наличии достаточно развитой ИКТ-инфраструктуры уровень интеграции информационных технологий в профильные деловые процессы в организациях социальной сферы города остается низким.

Например, при относительно неплохой вооруженности компьютерами и телекоммуникациями московских школ в 2004 г. менее 12% учителей-предметников использовало в преподавании компьютерные технологии и менее 5% учителей использовало интернет на занятиях со своими учениками по сравнению соответственно с 68 и 53% учителей в среднем по ЕС в 2002 г.

Врачи московских муниципальных ЛПУ в разы меньше, чем их коллеги в странах ЕС, используют ИКТ в своей профессиональной деятельности, в частности для ведения электронных историй болезней и взаимодействия с пациентами с использованием компьютерных сетей. Наблюдением пациентов с использованием интернета (включая переписку с использованием электронной почты) в 2005 г. занималось менее 7% врачей, в то время как в среднем по ЕС этот показатель составлял в 2003 г. 26,5%, а для Дании – 75,8%.

Полученные в 2005 г. результаты подтвердили и в извест­ном смысле позволяют говорить об обострении общей проблемы электронного развития города, наглядно продемонстрированной результатами 2004 г., – проблемы существенного дисбаланса между уровнем развития ИКТ-инфраструктуры, показателями доступа к ИКТ населения, предприятий и организаций социальной сферы и степенью интеграции информационных технологий в основные деловые процессы.


2.4. Неразвитость общественных электронных услуг

Особо необходимо выделить вопросы предоставления в общественном секторе услуг в электронном виде для населения
и предприятий. Услуги электронного правительства, электронные сервисы в сфере образования, здравоохранения и культуры рассматриваются во всем мире как одно из важнейших направлений развития информационного общества, нацеленное на сокращение транзакционных издержек и повышение качества государ­ственных услуг. Полученные данные свидетельствуют о том, что по номенклатуре, качеству и реальному использованию онлайновых услуг и информационных ресурсов, предоставляемых органами власти и организациями города, показатели Москвы значительно хуже, чем в развитых странах.

Так, номенклатура, глубина реализации (с точки зрения уровня интерактивности и транзакционности) и реальное использование услуг электронного правительства жителями Москвы существенно меньше, чем в странах ЕС. Дальше информирования об услуге и предложения для скачивания образцов форм реализация услуг электронного правительства для жителей в Москве практически не продвинулась. В 2005 г. реально использовало различные формы взаимодействия с органами власти на основе сетевых технологий около 8% населения столицы (в 2004-м – менее 5%). Особенно неудовлетворительным является положение дел с использованием ИКТ органами власти и организациями города для взаимодействия с населением и предприятиями по наиболее близким к повседневной жизни вопросам (при обращении в ДЭЗ, ЕИРЦ, управу, префектуру, БТИ, районное управление социальной защиты и т. п.).

Несмотря на относительно неплохое оснащение техническими и программными средствами и подключением к интернету музеев и библиотек Комитета по культуре города Москвы, уровень создания электронных информационных ресурсов, обеспечения доступа к ним и предоставления иных электронных услуг населению в целом по-прежнему остается низким и демонстрирует сущест­венное отставание от практики учреждений культуры развитых стран. Объем электронных каталогов в московских учреждениях культуры остается незначительным, составляя в москов­ских библиотеках 21% от общего объема фондов, в музеях – 11,5% (в доступе для читателей и через интернет – еще меньше).

Онлайновые услуги и ресурсы медицинских учреждений для населения (качественная медицинская информация, услуги удаленной регистратуры и т. п.) находятся в зачаточном состоянии и практически не предоставляются муниципальными ЛПУ.


2.5. Проблемы человеческого капитала: низкий уровень компьютерной грамотности и специальной подготовки
к использованию ИКТ

При заметном росте уровень информационной грамотности взрослого населения Москвы остается низким и в 2 раза уступает уровню информационной грамотности населения США.

Как показали опросы, совершенно недостаточно развита в Москве система обучения взрослого населения использованию компьютера и интернета, а также система специальной подготовки для использования ИКТ в профессиональной деятельности – доля населения и профессиональных групп, получивших такую подготовку, значительно ниже, чем в странах ЕС. По результатам опроса 2005 г. в Москве 10% населения прошли обучение работе на компьютере на специальных курсах, в том числе 1,6% – в течение последнего года. Тогда как по данным Евростата в 2003 г. 40% населения ЕС окончили компьютерные курсы, при этом 12% – в течение последнего года. Со специальной компьютерной подготовкой профессионалов, работающих в муниципальных учреждениях города, ситуация еще хуже – например, по данным опроса медработников, в 2005 г. только около 14%(!) врачей прошли за последние 5 лет специальную подготовку к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Причем в плане повышения компьютерной грамотности населения и специальной подготовки к использованию ИКТ «недорабатывает» не только государство, но и бизнес. Так, доля занятых, получивших подготовку в сфере ИКТ за счет работодателя, хотя и увеличилась в 2005 г. до 8,1%, тем не менее значительно отличается от уровня ЕС (15), где, по данным опроса 2002 г., получили соответствующую подготовку за счет работодателя 20% работников. Удельный вес предприятий, выделяющих средства на обучение сотрудников в сфере ИКТ, в Москве значительно ниже, чем в ЕС и составляет около 25% (в отличие от 74% предприятий Евросоюза). Это свидетельствует об общей недооценке лицами, принимающими решения в бизнесе и государстве, необходимости соответствующих инвестиций в человеческие ресурсы и представляет особую и важную проблему человеческого капитала как фактора электронного развития города.

В Москве остается высоким информационное неравенство. Люди малообеспеченные и/или относящиеся к старшим возраст­ным группам, которые являются основными потребителями услуг органов власти и нуждаются в частом взаимодействии таты подтвердили и в извест­ном смысле позволяют говорить об обострении общей проблемы электронного развития города, наглядно продемонстрированной результатами 2004 г., – проблемы существенного дисбаланса между уровнем развития ИКТ-инфраструктуры, показателями доступа к ИКТ населения, предприятий и организаций социальной сферы и степенью интеграции информационных технологий в основные деловые процессы.


2.6. Центры общественного доступа: игровые площадки или точки доступа к электронным услугам социально незащищенных групп населения?

В этом ряду важно отметить еще одну проблему. Как показали результаты мониторинга, действующие сегодня в Москве центры общественного доступа к ИКТ (ЦОДы) – интернет-кафе, компьютерные клубы и центры, созданные в общественном секторе, – пока не решают задачу компенсации негативных последствий информационного неравенства и вовлечения в круг пользователей электронных услуг все более широких слоев населения Москвы.

На первый взгляд среди посетителей должны преобладать люди, которые лишены возможности пользоваться компьютером и интернетом дома или на работе, как это происходит, отметим, во многих странах мира. Проведенный ИРИО опрос населения Москвы свидетельствует об обратном. Среди посетителей, пользовавшихся услугой ЦОДа для доступа в интернет, 78,4% имеют домашние компьютеры и 62,7% – возможность домашнего выход в интернет, что существенно выше, чем для населения столицы в целом. При этом основную массу пользователей ЦОДов составляют молодые люди (почти 90% пользователей ЦОДов младше 35 лет и около 50% – в возрасте от 16 до 24 лет). Наличие молодежных групп по интересам, современного, своевременно модернизируемого оборудования, высокая скорость доступа в интернет, относительно невысокие тарифы на услуги мотивируют молодежь использовать ЦОДы как игровую площадку и клуб по интересам.

При этом существует огромный разрыв между потенциальной востребованностью услуг центров общественного доступа к ИКТ населением Москвы и их реальным использованием. Почти половина москвичей (46,7% населения столицы в возрасте 16+), отвечая на вопрос о том, будут ли они пользоваться создаваемыми в рамках ГЦП «Электронная Москва» ЦОДами, в которых жители города смогут получить доступ к информации и услугам органов власти и городских организаций, предоставляемым с использованием ИКТ, выразила готовность воспользоваться их услугами (более половины из них указывают, что будут пользоваться только при определенных условиях). Вместе с тем пока пользователями дей­ствующих ЦОДов является всего 3,3% населения столицы.

Среди основных причин данного обстоятельства – платность услуг подавляющего большинства ЦОДов, их недостаточное число и низкая информированность населения об их расположении, отсутствие консультаций и обучения использованию ИКТ, редкое предложение специальных технических средств для лиц с ограниченными возможностями, недостаточное предложение общественных услуг в электронной форме. Следует подчеркнуть, что в Москве практически отсутствуют центры бесплатного доступа к базовым электронным услугам, которые в европейских станах принято называть точками общественного доступа к интернету.

В результате в аудитории ЦОДов фактически нет лиц старших возрастных групп, других социально незащищенных слоев населения, для которых (а) взаимодействие с органами власти и получение других электронных услуг является жизненно важным и (б) навыки использования и доступ к ИКТ отсутствуют или недостаточны.


3. Повестка дня для
ГЦП «Электронная Москва»

Полученные при проведении мониторинга результаты позволяют поставить вопрос о необходимости уточнения «повестки дня» электронного развития города и изменении целевых ориентиров электронного строительства. Назревшие изменения в политике электронного развития города связаны с выдвижением на первый план вопросов эффективного использования ИКТ, нацеленного на решение практически значимых для населения задач. В центре внимания должны быть вопросы развития социальной сферы и повышения качества государственных услуг на основе широкомасштабного «продвинутого» использования ИКТ.

В качестве взаимосвязанных узловых направлений для приложения усилий в рамках ГЦП «Электронная Москва» представляется актуальным предложить следующее.


3.1. Изменение целей
и приоритетов электронного строительства: ориентация на повышение качества государственных услуг

Архитектура «Электронной Москвы», приоритеты, связи и последовательность мероприятий должны быть переосмыслены и выстроены в рамках сервис-ориентированной модели, в которой повышение качества государственных услуг для населения и бизнеса за счет использования ИКТ должно выступать в качестве основной цели электронного строительства. Этот приоритет должен стать сквозным, относящимся ко всем отраслям, а не только к государственному управлению. Услуги на основе ИКТ, публичные электронные информационные ресурсы в сфере здравоохранения, культуры, образования, коммунального хозяйства востребованы жителями города, вопрос в их предоставлении и качестве. Сохранение сложившегося положения дел, когда потребители услуг социальной сферы и органов власти не видят ощутимых и понятных результатов вложений в электронное развитие города,представляется недопустимым и может привести к дискредитации работ, проводимых в рамках ГЦП «Электронная Москва».

При этом важно системно подходить к решению этой задачи. Без согласованной и целена­правленной работы, предполагающей координацию различных мероприятий ГЦП «Электронная Москва» и проектов информатизации органов власти, развития нормативной базы и перестройки административных процессов, добиться указанной цели не удастся. Представляется целесообразным, в частности, создать в рамках системы городских порталов «одно окно» для всего спектра общественных услуг (услуг органов власти разного уровня, городских организаций, учреждений здравоохранения, образования и культуры), сгруппированных по «жизненным ситуациям» в рамках удобного и понятного интерфейса. Потребитель должен иметь одну точку входа в систему предоставления общественных услуг, легко находить необходимую ему услугу и получать ее в «одном окне», не задумываясь о том, кто и где ее сегодня предоставляет.


3.2. Информационное общество для всех: расширение аудитории услуг электронной Москвы

Значимые социальные эффекты электронного развития возможны только при условии активного использования ИКТ и электронных услуг широкими слоями населения города, вовлеченности в электронное развитие социально незащищенных групп, создания равных возможностей доступа к электронным сервисам для всех жителей города. В Москве необходимо реализовать комплекс мер, нацеленных на вовлечение в сообщество пользователей услуг электронной Москвы слоев населения, в наибольшей степени нуждающихся во взаимодействии с органами власти и городскими организациями, – горожан старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и безработных. Для этого необходимо осуществлять мероприятия по разворачиванию сети ЦОДов, предоставляющих бесплатно социально значимые услуги, скоординировать эту работу с мероприятиями по разворачиванию системы обучения взрослого населения Москвы базовым навыкам использования ИКТ и мероприятиями по созданию сети городских порталов, информационных ресурсов и услуг. Такая координация очень важна, учитывая, что пока основными пользователями ЦОДов является молодежь и формирующейся сети центров придется решать задачу привлечения новой аудитории, которая в наибольшей степени нуждается в услугах об­щественного сектора, а доступ и навыки использования ИКТ у нее недостаточны. Эта сложная задача, требующая перестройки работы существующей сети ЦОДов в направлении пожеланий этой новой аудитории, выявленных в ходе мониторинга (удобство расположения ЦОД, наличие базовых бесплатных услуг, наличие обучения и консультаций по использованию ИКТ).


3.3. Развитие социальной инфраструктуры на основе ИКТ

Как показывают результаты мониторинга, в Москве остается актуальной задачей комплексное решение проблемы эффективного использования информационных технологий в сфере образования, культуры, здравоохранения и государст­венного управления. Важным направлением действий как для различных отраслей бюджетной сферы города в целом (образования, здравоохранения, культуры и др.), так и для отдельных организаций является смещение акцентов информатизации с создания ИС и ресурсов для целей управления на автоматизацию профильных видов деятельности. Особое внимание требуется в этом плане уделить муниципальному здравоохранению как наименее развитому с точки зрения использования ИКТ и московскому образованию, учитывая его стратегическую важность для электронного развития города. Реализация этого направления требует разработки и последовательного претворения в жизнь целого ряда взаимоувязанных мероприятий для каждой сферы деятельности:

Литература.

1. Информационное общество. – 2004. – № 3–4. – C. 3–128.

________________________________________________

Шапошник Сергей Борисович - Руководитель Дирекции мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества.

Юрий Евгеньевич Хохлов - Председатель Совета директоров Института развития информационного общества, кандидат физико-математических наук.


© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 7-11.