10

ВВУИО+10: главное – умение понимать интересы участников

________________

Минкин В.М.



Аннотация

Обсуждаются итоги подготовительного собрания к Встрече на высоком уровне по вопросам информационного общества. Показана роль МСЭ как инициатора организации подобных встреч, механизм согласования интересов сторон в ходе их подготовки.

Ключевые слова: Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, ВВУИО+10, Международный союз электросвязи, информационное общество.

Т.В. ЕРШОВА: Сегодня я беру интервью у замечательного человека, которого в сфере связи знают практически все. Я с большим удовольствием хочу представить нашим читателям доктора наук Владимира Марковича Минкина, который в настоящее время руководит многосторонним процессом подготовки к Встрече на высоком уровне по вопросам информационного общества (МПП ВВУИО+10). Процесс подготовки сложный, в нем участвуют все заинтересованные стороны, вовлеченные в выполнение решений Саммита. Сейчас активно ведутся обсуждения перспектив на будущее, многосторонние открытые консультации по этим вопросам. Мне бы хотелось, чтобы Вы, Владимир Маркович, подробно рассказали о том, как подобная работа начиналась, а затем можно будет перейти к более конкретным темам, связанным с выработкой общего видения ситуации и отдельными направлениями деятельности.

В.М. МИНКИН: Как известно, Международный союз электросвязи является инициатором Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). В 1998 году на Полномочной конференции в Миннеаполисе МСЭ выдвинул предложение, которое потом было поддержано Генеральной ассамблеей ООН, организовать проведение ВВУИО в два этапа: в 2003 году в Женеве и в 2005 году в Тунисе. Подготовка к этому процессу тоже была многоступенчатой. Было организовано несколько подготовительных собраний, так называемых PrepComs От англ. «preparatory committee» – подготовительный комитет.. Первым руководил господин Адама Самассеку (Мали), вторым – господин Янис Карклиньш (Латвия). В Тунисской Программе для информационного общества было принято решение осуществить через десять лет, в 2015 году, общий обзор выполнения решений ВВУИО.

Международный союз электросвязи был не только организатором и лидером подготовки к ВВУИО, и эта роль была ему поручена Генеральной ассамблеей ООН. Он стал единственным координатором важнейших направлений деятельности: C2 «Информационная и коммуникационная инфраструктура», C5 «Доверие и безопасность при использовании ИКТ» и C6 «Развитие благоприятной среды», а также является со-координатором или партнером для еще шести направлений деятельности За шесть направлений, включая некоторые, касающиеся применения ИКТ, ответственность несет ЮНЕСКО, за еще одно направление – другие организации ООН. МСЭ осознает свою роль и как инициатора ВВУИО, и как организации ООН, отвечающей за сферу ИКТ. Еще в ходе подготовки к первому этапу ВВУИО была образована рабочая группа, в задачу которой входила сначала подготовка к встрече, а затем отслеживание выполнения ее решений. Первым руководителем этой группы стал Юрий Григорьевич Гринь, в то время глава Департамента международного сотрудничества Мининформсвязи России. После его перехода на работу в МСЭ в 2006 году, Совет МСЭ передал бразды правления группой мне.

Группа регулярно собиралась, заслушивали отчеты Генерального Секретариата и Бюро Секторов, а также координаторов (или «focal points», как их тут любят называть), по закрепленным за Международным союзом электросвязи направлениям деятельности и другим задачам, порученным Саммитом МСЭ, формулировали предложения для Совета и Генерального секретаря МСЭ в интересах как Государств – Членов, так и Членов Секторов. Мы поддержали проведение ежегодного Форума ВВУИО, который тоже был организован по инициативе МСЭ и проводится уже несколько лет подряд совместно с другими организациями системы ООН. В соответствии с решением Всемирной Ассамблеи по стандартизации электросвязи 2008 г. по инициативе развивающихся стран в рамках РГС ВВУИО была образована Специальная группа по вопросам государственной политики, касающимся интернета, открытая только для Государств-членов.

Т.В. ЕРШОВА: Вы продолжаете эту деятельность и по сей день?

В.М. МИНКИН: В 2010 году Полномочная конференция МСЭ преобразовала специальную группу по вопросам государственной политики, касающимся интернета в отдельную Рабочую группу Совета, которой руководит господин М. Аль-Мазъед (Саудовская Аравия), оставаясь при этом моим Вице-председателем. Полномочная конференция МСЭ – это высший орган, который собирается раз в четыре года и принимает все важные решения, касающиеся деятельности Союза на следующие четыре года. В промежутках между конференциями ежегодно собирается Совет МСЭ, который имеет право решающего голоса. Исходя из текущих нужд, Совет образует рабочие группы. Например, одна из таких рабочих групп – группа по ВВУИО, другая – по вопросам государственной политики, касающимся интернета. В 2010 году на Полномочной конференции была принята Резолюция № 172, которая возложила на Генерального секретаря МСЭ задачу провести консультации относительно подведения итогов выполнения решений ВВУИО. На основании этой резолюции Генсек (в то время он был Председателем группы ООН по информационному обществу) провел соответствующие консультации, после которых мы рассмотрели этот вопрос в группе Совета. Не могу не отметить, что от России поступило много предложений. В 2013 году Советом МСЭ было принято решение провести встречу на высоком (хочу подчеркнуть, не на высшем) уровне в 2014 году, совместно с Всемирной конференцией по развитию электросвязи .

Т.В. ЕРШОВА: О какой конференции по развитию идет речь?

В.М. МИНКИН: Международный союз электросвязи состоит из трех секторов: сектора радиосвязи, сектора стандартизации электросвязи и сектора развития электросвязи. Каждый из них имеет свой высший орган, который собирается раз в четыре года и определяет программу и методы работы сектора. В промежутках часть полномочий выполняют консультативные группы, что-то типа совета сектора, но без права принятия решений как у Совета МСЭ, то есть совещательный орган. В настоящее время Сектор развития электросвязи, отвечающий за три упомянутые выше направления деятельности, то есть C2, C5 и C6, готовит Всемирную конференцию по развитию электросвязи, которая должна пройти с 30 марта по 10 апреля 2014 года, в Дубае).

Начиная с 2010 года группа ООН по информационному обществу рассматривала предложения по подготовке общего обзора реализации решений ВВУИО, были приняты шаблоны для десятилетних отчетов и для отчетов по отдельным странам (и те, и другие будут готовить координаторы), а также для отчетов по каждому направлению деятельности. Также была достигнута договоренность о проведении в 2014 году конференции по развитию благоприятной среды.

На предложенной Советом МСЭ встрече высокого уровня должны быть приняты два документа: первый – Заявление о реализации решений ВВУИО 2003 и 2005 годов, второй и главный, содержащий то, чего нет пока ни в одном документе ООН, – это Концепция деятельности на период после 2015 года («ВВУИО+10»). Была достигнута договоренность о том, что в процесс будут вовлечены все заинтересованные стороны, то есть, что это будет многосторонний подготовительный процесс Англ.: multistakeholder preparatory process (MPP). к «ВВУИО+10», как назвали этот временной рубеж и связанное с ним событие. Радует, что секретариат и Генсек МСЭ провели консультации с другими организациями, входящими в систему ООН, и все они согласились с нашими предложениями. В июле 2013 года прошел первый этап открытых консультаций, и был подготовлен так называемый нулевой проект Англ.: zero draft. Заявления и Концепции, ставший основой для подготовки ко второму очному собранию высокоуровневых экспертов, которое состоялось 7-8 октября 2013 года. На ней была достигнута договоренность о принципах работы.

Т.В. ЕРШОВА: Назовите, пожалуйста, наиболее важные из них.

В.М. МИНКИН: Прежде всего, это фокус на направлениях деятельности ВВУИО, включая относящиеся к ним вопросы интернета, и измерении их реализации в рамках ответственности соответствующих учреждений ООН. То есть, встреча ориентирована на дальнейшее развитие Женевской фазы ВВУИО. Как Вы знаете, в настоящее время Генеральная Ассамблея ООН разрабатывает Резолюцию, которая должна определить порядок общего обзора выполнения решений ВВУИО.

Группа европейских стран предложила вписать наше событие – «ВВУИО+10» – в текст резолюции. Надо сказать, что развивающиеся страны требуют на Генеральной ассамблее ООН, чтобы в 2015 году был проведен Саммит, то есть встреча на высшем, а не на высоком уровне.

Хочу отметить участие в нашей работе Комиссии по науке и технике в целях развития (КНТР). КНТР состоит при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС), ей поручают сопровождение всех саммитов, в том числе, ВВУИО, и нам удалось договориться дополнять деятельность друг друга, не конфликтуя и не внедряясь на «чужую» территорию. Это очень важная для нас договоренность, позволяющая четко очертить ту область, которой мы занимаемся.

Т.В. ЕРШОВА: По поводу согласия. Я тоже участвовала в процессе открытых консультаций по подготовке к «ВВУИО+10», прошедших 16-18 декабря 2013 года в штаб-квартире МСЭ в Женеве. В этих консультациях участвовали различные заинтересованные стороны, и меня в очередной раз очень впечатлило то, что зародилось в свое время в ходе подготовки к ВВУИО. Тогда в ходе подготовительных собраний и проведения саммита как бы рождался новый миропорядок, когда представители государства, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательных кругов собирались в одной аудитории и высказывались – каждый, естественно, со своих позиций, но благодаря умелому управлению процессом удавалось достичь согласия. Я восхищаюсь Адамой Самассеку, который виртуозно модерировал обсуждение, не позволяя возобладать какой-то одной точке зрения, не важно, американская она или китайская. Сейчас в Ваших, Владимир Маркович, руках решение, может быть, не такой масштабной задачи, как та, что стояла перед Адамой, но тоже очень и очень важной: оценить прогресс, достигнутый с 2005 года. На моих глазах происходило формирование неких договоренностей и компромиссных вариантов некоего пусть и предварительного текста, но такого, который более или менее устраивал всех. В чем тут секрет, какова технология? Вы как человек, который «рулил» этим процессом, объясните мне, пожалуйста, как это достигается.

В.М. МИНКИН: Я работаю в МСЭ лет тридцать пять, из них более тридцати здесь, в Женеве, а в течение двадцати лет председательствую в разных группах и на разных мероприятиях, поэтому, конечно, накопил определенный опыт. К любому мероприятию необходимо готовиться, всегда следует понимать и где могут быть наиболее дискуссионные вопросы, стараться распределить время обсуждения. Важно учитывать интересы всех участников, а зачастую они диаметрально противоположны. Опыт можно получить только в работе, сначала учась у старших товарищей, а потом уже и сам в общении, ведении собраний, поиске компромиссов, естественно, накапливаются и знания, и методы работы, а главное – умение понимать интересы участников собрания. Здесь очень важны две вещи: с одной стороны, нельзя полностью пускать собрание на самотек – в этом случае не удастся достичь поставленных целей; с другой стороны, если чуть-чуть пережать, получишь отрицательный результат. Так что необходимо балансировать.

Т.В. ЕРШОВА: Можно ли сказать, что сейчас существует уже не нулевая версия документов?

В.М. МИНКИН: Можно. Все то, что мы здесь согласовали, будет называться первой версией. Было получено много вкладов как от администраций, так и от гражданского общества. Поэтому подробно были рассмотрены Заявление и ряд направлений действий Концепции. Надеюсь, что первое чтение оставшихся частей Концепции будет завершено на следующей встрече.

Т.В. ЕРШОВА: С другой стороны, некоторые участники высказали мнение, что лучше пусть и медленнее, но более обстоятельно рассмотреть документ так, чтобы у людей, представляющих разные точки зрения, не осталось осадка, что на них оказывают давление. Ваша заслуга в том, что этого не случилось.

В.М. МИНКИН: Это вообще в традициях МСЭ – стараться всего добиваться на основе консенсуса. У нас очень редко вопросы решаются голосованием, мы всегда стараемся договориться, выслушать разные мнения.

Т.В. ЕРШОВА: Как говорится, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй.

В.М. МИНКИН: Вы абсолютно правы, именно такой подход мы исповедуем, тем более что многих, с кем приходится взаимодействовать, я хорошо знаю.

Т.В. ЕРШОВА: Скажите, пожалуйста, а кроме документа, который Вы только что назвали, какие составляющие того пакета, который был предложен с нулевой версией, требуют обсуждения?

В.М. МИНКИН: Заявление, которое мы сейчас будем готовить, включает три части: преамбулу, обзор того, что сделано, и тех проблем и вызовов, которые встали перед нами при реализации прошлых решений, и, что очень важно, тех новых вызовов, с которыми мы прежде не сталкивались. Могу привести примеры: широкополосный доступ, подвижность использования, социальные сети, облачные вычисления, разнообразные смарт-технологии и смарт-приложения («умный дом», «умный транспорт» и т.д.). Ведь этого всего в 2003-2005 годах просто не было! Нельзя не напомнить, что в минувшее десятилетие произошло очень много природных катаклизмов, которые повлекли за собой большие людские потери. Возникает вопрос о роли ИКТ в этой области, и это одна из проблем, требующих быстрого реагирования.

Второй документ направлен в будущее: это программа действий на следующий период, ориентировочно до 2020-го или 2025-го года. Это совершенно новое направление деятельности, даже по отношению к решениям саммита, даже по отношению к тому, что делает Комиссия по научно-техническому развитию, что делает ООН в целом, – они пока не рассматривают программу на перспективу, а мы это делаем, и хорошо, что все понимают важность такой работы и поддерживают ее. Ведь информационное общество еще только формируется, и цифровой разрыв существует – где-то он сократился, а где-то и увеличился.

Т.В. ЕРШОВА: Да, даже в одной стране есть региональные различия в доступе к ИКТ, причем отмечаются тенденции как их сокращения, так и усиления.

В.М. МИНКИН: Абсолютно верно, и Россия – типичный пример. С другой стороны, например, в Африке, где практически нет обычной телефонной сети, очень развита подвижная связь – мобильные телефоны почти у каждого.

Т.В. ЕРШОВА: То есть они совершили своего рода скачок.

В.М. МИНКИН: Именно так, и именно такие вопросы мы рассматриваем, работая на перспективу. При подготовке ко второму собранию мы собрали все предложения.

Т.В. ЕРШОВА: Давайте уточним, как вы собирали предложения. Что касается государств – это понятно: их присылали уполномоченные министерства. А если это представители гражданского общества или бизнеса? Как они взаимодействуют с вами?

В.М. МИНКИН: Принцип простой: от всех организаций, аккредитованных в ВВУИО, мы ждали предложений, причем были определены четкие сроки. На основании этих предложений в течение двух недель секретариат подготовил первую редакцию документа, который обсуждался на очной встрече в декабре. В результате родились два документа: первый – замечания по первой редакции; второй – компиляция всех поступивших предложений.

Т.В. ЕРШОВА: Насколько я понимаю, определен срок для представления поправок в уже существенно переработанные документы: 24 января 2014 года. Затем секретариат делает то же самое, что и в прошлый раз?

В.М. МИНКИН: Нет. В прошлый раз была сделана компиляция из всех поступивших предложений. Сейчас мы сделаем просто таблицу. Например, параграф 1: к нему сделали предложения, например, Куба, Россия, США и так далее, они точно фиксируются. И так по всему документу. 3 февраля это будет опубликовано, а 17 февраля мы начнем работу с обсуждения тех документов, которые еще не рассматривались в первом чтении. Думаю, нам удастся завершить первое чтение.

Т.В. ЕРШОВА: Очень интересно наблюдать за этим процессом и участвовать в нем. Хотелось бы поздравить Вас с благополучным завершением очередной очной встречи, продемонстрировавшей возможность договариваться. Желаю Вам столь же успешно провести третью встречу и двигаться дальше, к ключевому событию, которое, надеюсь, состоится в 2014 году. Не могу не сказать, что все мы, российская делегация, испытали большую гордость за нашего соотечественника, когда люди из зала благодарили Вас за прекрасное ведение дискуссии. На этой оптимистической ноте хотела бы поздравить Вас от имени редакционного совета и редакции журнала «Информационное общество» с наступающим Новым годом, пожелать успехов и на профессиональном поприще, и в личной жизни.

В.М. МИНКИН: Спасибо большое. Мы очень рады, что Вы участвуете в этом процессе, и ждем от Вас предложений.

______________________________________________

МИНКИН Владимир Маркович

Доктор технических наук, главный научный сотрудник ФГУП «Научно-исследовательский институт радио», председатель Рабочей группы Совета Международного союза электросвязи (МСЭ) по информационному обществу, председатель Консультативной группы по развитию электросвязи Сектора развития МСЭ (МСЭ-D), председатель Рабочей группы по работе с МСЭ Комиссии РСС по координации международного сотрудничества.


© Информационное общество, 2014 вып. 1, с. 4-10.