Некоторое время назад ИКТ стали одним из краеугольных камней развития нашей страны1

_____________________




Суви Линден

Министр связи Финляндии2

Специальный представитель Комиссии по широкополосной связи в интересах цифрового развития Международного союза электросвязи

Аннотация

В 1990-е годы правительство Финляндии инвестировало в научные исследования и разработки, прежде всего в области ИКТ. Именно развитие мобильных технологий стало основой динамичного развития страны. Современные ИКТ позволяют правительству повышать эффективность своей деятельности и оказывать людям более качественные услуги без привязки к конкретному месту. Много инноваций порождает частный сектор, затем их подхватывает государство, например, в области электронного здравоохранения. ИКТ активно используются в системе сбора налогов, для осуществления банковских операций и во многих других сферах. Чтобы это стало возможным, в Финляндии были приняты меры по кардинальному изменению законодательства. В стране активно развивается государственно-частное партнерство, в особенности в сфере ИКТ. Правительство Финляндии идет путем развития открытости и обеспечения все более свободного доступа к данным коллективного пользования в целях развития страны. В ближайшие несколько лет особое внимание будет уделяться тому, как заинтересовать граждан в использовании ИКТ, что имеет принципиальную важность в условиях разреженности населения Финляндии и его быстрого старения.

Ключевые слова: ИКТ, инвестиции, исследования и разработки, инновации, частный сектор, открытость правительства, государственно-частное партнерство, электронное правительство, электронное здравоохранение, мобильные банковские услуги, открытые коллективные данные, социальные сети, информационная безопасность.

Татьяна Ершова: Г-жа Линден, большое спасибо за то, что нашли время для этого разговора. Я уверена, что наши читатели будут рады прочитать интервью с министром связи страны, находящейся на верхней строчке рейтинга мировых электронных лидеров.

Мой первый вопрос: за счет чего Финляндии достигла верхних позиций в сфере ИКТ, где была отправная точка в развитии политики, приведшей Вашу страну к такому успеху?

Суви Линден: Причин много, но я думаю, главной из них является то, что благодаря компании Nokia Финляндия стала страной мобильных телефонов. Конечно же, это повлияло на развитие мобильного мира и на применение информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, в 1990-е годы, когда Финляндия находилась в очень глубоком экономическом кризисе, правительство решило, несмотря на нехватку денег, инвестировать в исследования и разработки. В то время ИКТ и, в частности, мобильные технологии уже бурно развивались, так что ИКТ стали одной из основ нашей экономики. Это был фундамент, который служил в течение десятилетий. Благодаря мобильным технологиям и компании Nokia наша страна стала весьма и весьма мобильной, а это привело к появлению большого числа инноваций, большого числа компаний и исследователей, которые разрабатывали приложения и контент для мобильных телефонов.

Кроме того, 15 лет назад была принята наша первая стратегия развития информационного общества. Ее цель была очень простой: мы хотели применять больше ИКТ. Конечно, были разные времена: иногда для ее реализации мы принимали краткосрочные меры, но иногда и долгосрочные. Теперь настал такой период, когда понятия «ИКТ» и «информационное общество» у всех на устах, причем и в развитых, и в развивающихся странах, и мы внесли в это свой вклад.

Татьяна Ершова: Электронное правительство Финляндии – высокоразвитая система, и это факт. Что за этим стоит?

Суви Линден: Поскольку эффективность предоставления государственных услуг не очень высока, мы осознали очень простую вещь: если мы хотим, чтобы государственный сектор придерживался современных стандартов оказания услуг, нужно сделать так, чтобы правительство стало использовать больше ИКТ, позволяющих повышать производительность и зачастую дающих возможность оказывать людям более качественные услуги, причем без привязки к конкретному месту. В свое время как правительство мы стали очень децентрализованными, но сейчас, когда наш бюджет этого не позволяет, мы возвращаемся к более централизованной работе. Люди, живущие в сельской местности, нуждаются в инструментах, позволяющим им, несмотря на эти трудности, пользоваться всеми услугами, к которым они привыкли, а ИКТ как раз могут помочь этого добиться. Оказание услуг всем гражданам является вызовом для государственного сектора, ведь это наш основной приоритет.

Татьяна Ершова: Как вы принимаете решение о том, какие услуги следует оказывать сейчас, а что на следующем этапе? Каким образом вы узнаете, что именно требуется обществу?

Суви Линден: В этой области очень активен частный сектор. Представители бизнеса постоянно вносят инновации и предлагают новые инструменты и приложения, а государственный сектор начинает их использовать. Например, инновации в области электронной системы здравоохранения по большей части являются заслугой частных компаний, но иногда они появляются в результате сотрудничества с государством. Временами частный сектор просто обеспечивает инновацию, показывает ее госсектору с тем, чтобы понять, сможем ли мы с ее помощью сделать что-либо более эффективно, чем это было раньше. Да, мы пока еще не такие передовые, как вам может показаться. На самом деле для различных министерств и ведомств основная сложность заключается в разработке так называемой цифровой повестки, то есть некой программы действий по внедрению электронных услуг. Но я полагаю, в ближайшем будущем эта задача будет решена.

Важно ясно понимать, когда использование ИКТ обязательно. Это ведь не всегда приводит к наилучшим результатам, поэтому вначале всегда необходимо проводить анализ для того, чтобы понять, насколько ИКТ действительно могут содействовать экономической эффективности и более высокой производительности. И правительство должно постоянно об этом думать. И конечно же, всегда смотреть на вещи под углом зрения наших клиентов. Поясню, что я имею в виду. Финляндия заселена очень разреженно, особенно в северной части. Одним из основных прав в нашей стране является право на перевод: если, вы, например, глухой, вам должен быть обеспечен сурдоперевод. Общество должно обеспечить эту услугу согласно закону, однако, как Вы понимаете, весьма накладно посылать переводчика за 400 километров для того, чтобы помочь глухому человеку. Но теперь у нас есть ИКТ-приложение, позволяющее предоставлять такую услугу без утомительного восьмичасового переезда ради одночасовой услуги. Это хороший пример адекватного применения ИКТ: глухому человеку предоставляется требуемая услуга, при этом она обходится обществу гораздо дешевле, чем если бы оказывалась лично. Это одна из ситуаций, когда выигрывают все.

Другой пример – наша налоговая система, которая весьма эффективно использует ИКТ. В Финляндии нам больше не нужно заполнять налоговые декларации – наше налоговое ведомство само все подсчитывает и составляет проект декларации. Если вас в ней все устраивает, ничего делать не нужно, – просто принять ее, и все. Если же вам необходимо внести какие-то изменения, вы можете это сделать через интернет. Поэтому, я думаю, все органы власти в состоянии разобраться, что они могут и чего не могут добиться с помощью технологий, что нужно внедрять, а что нет. И, разумеется, роль правительства и, в частности, наша роль – роль министерства связи – заключалась в том, чтобы разработать соответствующую нормативную правовую базу для претворения в жизнь всех электронных услуг, например, таких как безопасная идентификация в Сети, которая очень важна с многих точек зрения. Для этого требуется совершенно новое законодательство, и мы только что его подготовили, чтобы дать возможность начать использовать все необходимые инструменты, включая те, что приходят с частных рынков. Пару месяцев назад мы также запустили систему мобильной идентификации: так как у всех в кармане уже есть то или иное мобильное устройство, стало ясно, что в ближайшем будущем большая часть безопасной идентификации в интернете будет производиться через мобильные телефоны. Часто возникают ситуации, когда вам нужно доказать, что вы – это на самом деле вы: когда вы, например, пользуетесь системой электронного банкинга, занимаетесь управлением или чем-нибудь еще. Я думаю, если создать хорошую регулирующую основу и благоприятную среду для внедрения инновационных услуг, то и частный сектор будет очень активен в решении этой проблемы. Ну и, само собой, – если будет государственно-частное партнерство, ведь зачастую государственный сектор слишком неповоротлив в таких вопросах, и бизнесу приходится его «будить» с целью продвижения инноваций.

Татьяна Ершова: Во многих странах государственно-частное партнерство рассматривается скорее как инструмент лоббирования частных интересов, нежели как инструмент продуктивного сотрудничества между государством и бизнесом. Но я полагаю, что в случае Финляндии это не так. Как на самом деле работает государственно-частное партнерство в вашей стране и как удалось его наладить?

Суви Линден: У нас достаточно длинная история государственно-частного партнерства, в особенности в области нормативно-правового регулирования связи и коммуникаций. Позиция регулятора заключается в том, чтобы внимательно прислушиваться к мнениям различных сторон, чтобы потом учесть их для принятии сбалансированного решения. В случае связи, где наша роль заключается в том, чтобы создавать благоприятную рабочую среду, кто на самом деле знает, что действительно важно и необходимо? Естественно, сами компании. Здесь никак не обойтись без доверия друг к другу, так что просто нет иного выхода, чем иметь открытое, непредвзятое сочетание мнений частного сектора, интересов граждан и представлений правительства. У нас работает нечто вроде консультативного совета, включающего представителей различных правительственных организаций, а также компаний, которые обсуждают, каким образом можно развивать информационное общество. Ведь государственный сектор сам по себе не в силах решить эту задачу. В конечном счете, именно граждане решают, хотят ли они быть частью информационного общества или нет, а частные компании просто предоставляют услуги и инновации. Мы – небольшая страна, и наш государственный сектор всегда был достаточно мудр, чтобы идти рука об руку со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь с частным сектором, а не конфликтовать с ними. Но иногда это достаточно деликатное дело.

Конечно, есть и препятствия, но в целом, я полагаю, у нас все складывается неплохо, поскольку нормативное правовое регулирование связи помогло нам развить эффективные рынки, предоставившие хорошую инфраструктуру для наших граждан. В результате мы надеемся в ближайшем будущем охватить всю страну бесплатными или дешевыми сетями, чтобы свести к минимуму число «белых пятен» на нашей карте, т.е. мест, где у людей нет доступа к ИКТ. У нас сейчас по законодательству у каждого гражданина есть право доступа к интернету, но мы считаем, что для этого не нужно вкладывать государственные деньги – с хорошим регулированием телекоммуникационные операторы сами придут и обеспечат такой доступ. В интересах общества следует, насколько это возможно, не тратить деньги налогоплательщиков – вместо этого государству следует создавать такую среду, в которой компании могли бы заниматься этой работой с выгодой для себя. Возможно, благодаря такому подходу, при котором рынки работают эффективно, наши граждане и имеют возможность дешево звонить куда угодно и иметь повсеместный доступ к широкополосным соединениям. На сегодня стоимость мобильной связи в Финляндии одна из самых низких в мире.

Татьяна Ершова: Сейчас, когда развитие информационного общества стало очень важной задачей, стали говорить не столько о государственно-частных партнерствах, сколько о многосторонних партнерствах. Что Вы думаете о вовлечении гражданского общества, академических кругов и международных организаций в развитие и реализацию государственной политики в отношении развития информационного общества?

Суви Линден: Мы стараемся быть открытыми. Например, когда мы создавали проект новой цифровой программы, одобренной в прошлом году парламентом, была организована открытая интерактивная процедура, в которой могли участвовать все желающие и в рамках которой они могли представлять идеи и комментировать различные точки зрения. Я думаю, у неправительственных организаций была хорошая возможность участвовать в этом процессе. Также когда мы проводим рабочие заседания или обсуждения, касающиеся развития информационного общества в целом и электронных услуг в частности, мы стараемся привлекать к ним государственный сектор и граждан. Ведь сегодня благодаря информационно-коммуникационным технологиям существует столько отличных инструментов, помогающих людям принимать активное участие в решении важных для них вопросов!

Татьяна Ершова: Проводите ли вы какие-нибудь специальные медийные кампании по вовлечению людей в дискуссии? Как они узнают о ваших планах?

Суви Линден: У нас имеется целый ряд онлайн-инструментов. Министерство юстиции имеет веб-страницу, которая называется «Выскажите свое мнение». Во многих городах органы государственной власти и граждане очень эффективно используют современные ИКТ-инструменты: имеются местные веб-странички, и у людей есть возможность высказываться в Сети по любым вопросам местной (муниципальной) политики или услуг, разрабатываемых местными органами власти. На самом деле мы могли бы быть гораздо более эффективными, но, видимо, не в финском характере быть самыми активными, даже если для этого есть все возможности. Мы обязательно должны пытаться это изменить и дать людям больше возможностей осуществлять свои права через интернет.

Юрий Хохлов: Вы рассказали о некоторых инновационных электронных услугах, предоставляемых вашим налоговым ведомством. Замечательно, когда государство просто предоставляет своим гражданам налоговую декларацию вместо того, чтобы контролировать все и вся. Это один из лучших примеров того, как информационно-коммуникационные технологии могут существенного преобразовать состояние дел в обществе. Но в дополнение к этому я хотел бы узнать, каковы самые заметные тенденции и инициативы вашего электронного правительства. Создаете ли вы предпосылки для использования услуг социальных сетей? Насколько широко они используются сейчас в Финляндии? Другой вопрос касается открытых данных. Есть ли у вас программа, схожая с той, которую полтора года назад приняла администрации Обамы?

Суви Линден: На самом деле сейчас я представляю правительство, которое больше не является политическим, – в настоящий момент мы ждем, когда начнет работать новое правительство. Возможно, будет принято решение о том, что открытые данные будут открыты для всех. Сегодня у нас есть рабочие группы, которые рассматривают данную проблему. А пока некоторые структуры правительства продают данные, и у нас действует законодательство, регулирующее эти вопросы. Но это требует изменений. Я знаю, что академический сектор ждет, когда данные коллективного пользования станут общедоступными, ведь такой подход привел к появлению большого числа инноваций, например, в Соединенных Штатах. И это основная причина, по которой правительство хочет раскрыть данные коллективного пользования – это позволит активизировать процессы создания инноваций и новых рабочих мест, а также создавать нечто весьма полезное на основе информации, появившейся благодаря деньгам налогоплательщиков. Все понимают, что существует строгое разграничение между открытыми данными, с одной стороны, и закрытыми и персональными данными – с другой. Мы запустили, но еще не полностью внедрили услугу, позволяющую каждому гражданину иметь электронную учетную запись с единым набором средств безопасной идентификации. Надеюсь, когда-нибудь граждане будут иметь возможность хранить все свои личные данные, к примеру, в сфере здоровья, налогов, финансов и т.п., в надежно защищенной электронной учетной записи. Такая платформа уже разработана, но теперь мы ждем ответа в отношении совместной работы от налогового ведомства и службы безопасности. Так что в будущем, когда я зайду в свои идентификационные данные в мобильном телефоне, я надеюсь, что смогу увидеть, какую информацию имеют обо мне государственный сектор и некоторые частные компании.

Теперь насчет социальных сетей. Сейчас все пытаются использовать их, так как они позволяют быть интерактивным. Это «круто» и современно, это позволяет вам быть частью чего-то, но мы пока не использовали их так уж активно. Однако если пользователи недовольны текущей ситуацией, их голос в некоторых случаях может быть услышан благодаря и этому инструменту. Также социальные сети позволяют государственному сектору напрямую сообщать определенную информацию или показывать вещи под каким-либо углом. Сейчас это представляется очень сложным делом, так как для этого просто нет нужного канала связи. Поэтому я надеюсь, в будущем у министерств или у правительства в целом появится такой чат или социальная сеть, в рамках которой можно будет вести дискуссии. Я, например, получаю большое количество вопросов от граждан по электронной почте и отвечаю на них, но было бы гораздо проще, если бы была такая открытая социальная платформа, в пределах которой мы могли бы интерактивно обмениваться идеями и объяснять, почему мы делаем то-то и так-то. У нас достаточно жесткие законы в отношении открытости государственного сектора, регламентирующие, какие документы являются публичными, и данное законодательство неукоснительно соблюдается. В Финляндии благодаря тому, что прозрачность долгое время была одним из важнейших элементов нашей политики, использование социальных сетей, по моему мнению, хорошо бы вписалось в административную среду.

Юрий Хохлов: Не могли бы Вы сказать несколько слов о платформе eAgora?

Суви Линден: Да, у нас есть идея разработки платформы под названием eAgora, в рамках которой было бы создано подобие социальной сети, куда каждый желающий мог бы загружать информацию, где он мог бы общаться и т.д. Мы стараемся продвигать широкополосные соединения и, поскольку это очень важный компонент инфраструктуры в информационном обществе, важно знать, что происходит в данной области и как выявить и перенять передовой опыт и приобрести соответствующих партнеров. Комиссия МСЭ по широкополосной связи (The ITU Broadband Commission)3 , по всей вероятности, будет той структурой, которая предложит платформу eAgora. Поскольку «агора» в переводе с греческого означает «открытый рынок», подразумевается, что эта платформа станет площадкой для сотрудничества неправительственных организаций и государства, организаций и компаний, так или иначе имеющих дело с широкополосным доступом в различных смыслах данного понятия, в особенности в смысле электронного контента.

Татьяна Ершова: Насколько я знаю, сегодня, в Международный день электросвязи и информационного общества, Международный союз электросвязи вручил награду вашему президенту г-же Тарье Халонен. Поздравляем с этим Вас и всех финнов!

Суви Линден: Спасибо.

Татьяна Ершова: Не могли бы Вы прокомментировать личное участие г-жи Халонен в вопросах использования ИКТ для развития страны?

Юрий Хохлов: Может быть, Вы даже вкратце сформулируете Ваше мнение относительно роли руководителей вообще в развитии информационного общества и роли президента как «электронного лидера»?

Суви Линден: Конечно. Я считаю, наш президент была награждена за совокупные результаты ее работы в этом направлении в развивающихся странах и в ООН. Все это отражает активную роль Финляндии в развитии глобального информационного общества. Одним из ключевых элементов является законодательство в вопросах широкополосной связи как универсальной услуги. Данное законодательство вступило в действие прошлым летом, в июле. Этому предшествовали оживленные дискуссии по всему миру на уровне правительств и парламентов. Все сегодня по многим причинам развивают информационное общество и электронные услуги. В случае развитых стран мы действительно можем предлагать электронные услуги, на которые найдутся потребители, нуждающиеся в них. В Финляндии мы решили найти оптимальный способ решения этой задачи. Поскольку у нас есть бесплатные или дешевые сети, предоставление доступа всем желающим вполне реалистично. У государственного сектора больше нет необходимости оказывать старые, «физические» услуги, но, полагаю, еще некоторое время будут иметь место и те, и другие.

Если мы оглянемся на ситуацию в банковском секторе в 1990-е годы, когда у нас был кризис и многие банки становились банкротами, то можем вспомнить, что именно в то время они и начали использовать ИКТ. А теперь почти 90 процентов их клиентов прибегает к банковским услугам в режиме онлайн. В новостях сообщается, что нельзя снять свои деньги там-то или хранить свои сбережения там-то, – клиентам просто предоставляются определенные услуги, которыми они могут воспользоваться через интернет. Сегодня все меньше людей идут в отделения банков, и при этом наши банки весьма эффективны. Они занимаются тем, чем государственный сектор тоже хотел бы заниматься в определенных областях. Но тут возникает не проблема отсутствия необходимой инфраструктуры, которая легко решаема в нашей стране, а проблема того, что есть люди, которые не могут или не хотят пользоваться интернетом, просто не заинтересованы. Это следующая большая проблема информационного общества: как нам вовлечь этих людей? Ведь пока государственный сектор будет одновременно оказывать и физические, и электронные услуги, ему придется выполнять двойную работу.

Поэтому я думаю, что в ближайшие несколько лет основное внимание будет уделяться тому, как заинтересовать граждан в использовании ИКТ и электронных услуг, особенно пожилых людей. Финляндия – страна с самым быстро стареющим населением в ОЭСР, и для нас это действительно серьезная задача. Некоторые наши пожилые люди, которым предоставили компьютер и соответствующие инструменты, сейчас являются чрезвычайно активными пользователями интернета, даже те, кому за 65. У них есть для этого время, и если они получают доступ к информационной магистрали, то могут сделать множество полезных для себя вещей. Конечно, есть и такие граждане в возрасте, которые и слышать ничего не хотят про интернет. Но в этом случае нам на помощь приходят технологии, помогающие изменить их мнение. Например, есть удобные для пользователя интерфейсы (такие, как сенсорные панели), которыми люди могут успешно пользоваться, даже если не желают иметь компьютер. Для таких людей необходимо разрабатывать и предлагать все больше услуг, помогающих принять и использовать ИКТ. Очень простой пример – NFC4 . Мобильный телефон – это инструмент, который есть практически у всех пожилых людей. Таким образом, с помощью NFC можно эффективно предоставлять им услуги, и это еще одна ситуация, в которой все выигрывают. Например, в моем родном городе есть услуга, позволяющая пожилым людям заказывать по мобильному телефону еду с доставкой. Для этого есть меню, и достаточно просто выбрать те позиции, которые они хотят заказать, – гороховый суп, мясо и т.д., указать время доставки, и их сообщение будет доставлено на кухню. Потом им привезут еду.

Мы знаем, что у пожилых людей могут быть различные виды хронических заболеваний, скажем, проблемы с артериальным давлением или с содержанием сахара в крови. С помощью ИКТ можно автоматически передавать врачу нужные показатели. В этом случае мы можем эффективно экономить на трудозатратах, ведь доктор может быстро отреагировать на эту информацию и сделать то, что требуется в данный момент этим людям. Но пока еще остаются трудности с тем, чтобы убедить людей поверить технике и ИКТ. Так что наша задача здесь – сделать эти услуги максимально дружественными по отношению к пожилому пользователю.

Финляндия – страна инженеров. У нас хорошие технологии, хорошие приборы и оборудование, но зачастую они слишком сложны в использовании. Нам следует уделять больше внимания интерфейсам, и успех будет на стороне тех, кто сможет решить эту задачу. Но сегодня модно иметь «умное устройство» – будь то планшет iPad или мобильный телефон с множеством различных приложений. Конечно, здорово обладать такими вещами, но если они сложны в эксплуатации, то немногие смогут воспользоваться их преимуществами. Ведь даже планшетом iPa

компании Apple некоторым людям трудно управиться. Не у всех есть время для того, чтобы сесть и внимательно изучить инструкции. Поэтому следующим шагом является предоставление приложений, контента, услуг, которые были бы просты в использовании. Наше налоговое ведомство предоставляет очень хорошие электронные услуги, но даже для меня не всегда легко в них разобраться. Когда мне потребовалось кое-что изменить в своей налоговой декларации, мне пришлось разбираться в том, как это делается. Я вынуждена была дважды проделать эту процедуру, прежде чем у меня все получилось. Это говорит о том, что нелегко предложить самый простой интерфейс и что в этой области еще многое требует улучшения.

Татьяна Ершова: Есть и другая группа населения в любой стране – люди с ограниченными возможностями здоровья. Информационное общество для всех означает, что ИКТ должны помочь им стать полноправными членами общества и максимально реализовать свой потенциал. Какова ситуация в Финляндии с этой точки зрения?

Суви Линден: В прошлом году мы разработали стратегию и законодательство для людей с ограниченными возможностями. Здесь возникает вопрос об оказании услуг. Пока все находится на стадии рекомендаций, и мы еще точно не представляем, как все это будет работать. У нас уже есть законодательство о предоставлении субтитров для телевизионного вещания. В соответствии с ним даже частные компании обязаны предоставлять определенный объем субтитров. Ну и, конечно же, так как наше телевидение – цифровое, то для тех, кто плохо видит, можно выводить текст более крупными буквами. Это сложная задача, но мы ищем возможности для того, чтобы информационное общество могло бы предоставлять больше возможностей для людей с различными ограничениями и менять их жизнь так, как они раньше и не мечтали бы. Именно поэтому ИКТ так важны. В особенности в школах, где мы заметили, что технологии действительно улучшают способности к обучению у детей с ограниченными возможностями. В качестве регулятора и законодателя мы должны прикладывать все усилия для того, чтобы эти группы людей не исключались из общества, и мы должны сосредоточиться на этом.

Юрий Хохлов: Важной частью любой государственной политики является мониторинг важных процессов. Как вы отслеживаете процесс развития своего информационного общества?

Суви Линден: Мы тщательно следим за международными исследованиями, чтобы понять, где мы находимся по тем или иным показателям. Кроме того, мы стараемся понять, где дела у нас идут не слишком хорошо и почему это происходит. Мы анализируем свое законодательство и его воздействие. Мы проделываем это также с универсальными услугами связи. У нас есть консультативный орган, который включает несколько групп и подгрупп и занимается мониторингом происходящих процессов. Естественно, университетские исследователи изучают то, как различные явления влияют на различные субъекты.

Татьяна Ершова: Мы желаем Финляндии оставаться на вершине мирового рейтинга еще долгие годы.

Суви Линден: Спасибо. Но сейчас это становится все более трудным, так как многие страны развиваются в этом направлении очень быстрыми темпами. Они начинают с нуля, поэтому могут избежать многих ошибок и сделать все оптимальным способом. Взять хотя бы нашу соседку Эстонию. Они просто начали работать и продолжают успешно развиваться, поскольку у них не было никакой предыстории. А мы занимаемся всем этим уже 20 лет, поэтому у нас множество систем с данными, которые не передаются из одной в другую. В этом наша основная проблема – заставить эти сотни систем, будь то в сфере здравоохранения или в других сферах, эффективно взаимодействовать. Для развивающихся стран хорошо, что они могут извлечь уроки из имеющегося опыта. Что же касается нас, то мы просто стараемся делать все, что в наших силах.

Татьяна Ершова, Юрий Хохлов: Большое Вам спасибо, г-жа Линден.

Суви Линден: Благодарю Вас.

СНОСКИ

1 Данное интервью было взято Татьяной Ершовой, главным редактором журнала «Информационное общество», и Юрием Хохловым, председателем Редакционного совета журнала «Информационное общество», в Женеве во время прохождения Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества 17 мая 2011 года, в международный день телекоммуникаций и информационного общества.

2 Г-жа Суви Линден занимала пост министра связи в правительстве Финляндии с 2007 по 2011 годы.

3 Комиссия по широкополосной связи в интересах цифрового развития была основана в мае 2010 года в рамках совместной инициативы МСЭ и ЮНЕСКО. Заявленной целью Комиссии является продвижение высокоскоростного широкополосного интернет-соединения с высокой пропускной способностью как важной составляющей современной инфраструктуры. Это может предоставить существенные экономические и социальные выгоды в странах, находящихся на любой ступени развития. В частности, Комиссия заявляет, что широкополосные сети являются инструментами с уникальными возможностями для достижения Целей развития тысячелетия, провозглашенных ООН в 2000 году с намеченной датой выполнения в 2015 году. Комиссия полагает, что прогресс в достижении Целей развития тысячелетия может быть существенно ускорен благодаря использованию широкополосных сетей для улучшения предоставления услуг в целом ряде общественных секторов и областей бизнеса. – Источник: Википедия.

4 NFC – сокр. от Near Field Communication (англ.: коммуникация ближнего поля) – технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров. Эта технология – простое расширение стандарта бесконтактных карт (ISO 14443), которая объединяет интерфейс смарткарты и считывателя в единое устройство. Устройство NFC может поддерживать связь с существующими смарткартами, считывателями стандарта ISO 14443 и с другими устройствами NFC, таким образом, оно совместимо с существующей инфраструктурой бесконтактных карт, уже использующейся в общественном транспорте и платежных системах. NFC нацелена прежде всего на использование в мобильных телефонах. – Источник: Википедия.


© Информационное общество, 2011 вып. 5, с. 4-13.