от успешности использования знаний.
Рис. 1. Значение использования знаний для экономического роста.
Нынешнее время можно назвать периодом революции знаний, когда способность производить, приобретать и использовать знания становится важнейшим фактором международной конкурентоспособности. Поэтому в наиболее развитых странах так называемые "инвестиции в знания" (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии) уже догоняют по своему объёму инвестиции в основной капитал. На качественно новый уровень выходит роль образования, непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации. Все важнее становится непрерывное внедрение новых технологий. В связи с тем, что устанавливается более тесная связь производства с НИОКР, происходит, с одной стороны, рост темпа инноваций, с другой – ускоренный моральный износ продукции. Отсюда – необходимость постоянных структурных перестроек как в рамках каждой отдельной кампании, так и в масштабах отраслей, секторов и национальной экономики в целом.
Каковы основные последствия этой революции знаний для развивающихся стран?
Так как мировая экономика становится все более динамичной и конкурентной, для каждой конкретной страны возникает необходимость разработки стратегии совершенствования использования знаний для того, чтобы повышать эффективность в традиционных отраслях производства, развивать новые отрасли и не упустить возможность догнать тех, кто сейчас находится на передовых позициях. Отсюда вытекает необходимость изучения зарубежного опыта и применения его с учетом специфики страны и текущей международной ситуации. Большую роль при этом может сыграть Глобальное Партнерство во имя Знания, поскольку изучение опыта других стран позволяет добиваться лучшего понимания ситуации, необходимого для стратегического планирования развития любой страны.
Что же это за понятие – знание-ёмкая экономика? Существует множество различных определений "экономики, основанной на знаниях". Зачастую на первый план выдвигаются ИКТ и высокотехнологичные отрасли. Мы определяем это понятие более широко, как экономику, в которой инновационные процессы – производство, приобретение, распространение и практическое применение знаний – превратились в главную движущую силу социально-экономического развития. Главная задача – рост эффективности использования знаний во всех отраслях экономики и во всех областях общественного развития. Это, в свою очередь, требует улучшения координации между государственной политикой, существующими институтами и гражданскими силами общества, а также развивающимися технологиями и мышлением людей. В конечном счёте целью является повышение качества жизни населения путем облегчения доступа к знаниям для всех его слоев – от работников правительственного аппарата до домохозяек.
Определены основные составляющие знание-ёмкой экономики, её четыре "столпа". Это, во-первых, экономический и институциональный режим, стимулирующий всё более эффективное использование ресурсов и ускоренное создание новой продукции. Во-вторых, уровень образования населения, квалификация кадров. В-третьих, динамично развивающаяся инфраструктура обработки и передачи информации и, в-четвёртых, (возможно, самое главное) – эффективная национальная инновационная система.
Специалисты нашей программы (в Институте Всемирного Банка) разработали методологию оценки готовности стран к знание-ёмкому развитию. Мы используем 76 количественных и качественных показателей для сравнительной оценки развития тех стран, которые входят в нашу базу данных (а их 121), по шкале от нуля (самого низкого показателя) до десяти (самого высокого). Получается что-то вроде всемирного соревнования в данной области. На основе 14 наиболее важных из этих показателей вычисляется специальный показатель – индекс знание-ёмкого развития.
На рис. 2 графически изображены сравнительные характеристики России, стран "Большой семерки", а также Восточной Европы и Центральной Азии. Видно, что сильные стороны России – наука, техника и образование, это ее самые высокие показатели. Хорошо видно, в каких областях Россия особенно отстаёт от наиболее развитых стран, а иногда – и от средних показателей стран Восточной Европы и Средней Азии.
Рис. 2. Сравнительные характеристики России по показателям знание-ёмкой экономики.
Важнейшей составляющей экономики знаний является инновационная система, в основе которой лежат НИОКР. Несмотря на то, что по численности ученых и инженеров Россия занимает одно из передовых мест в мировом масштабе, расходы России на НИОКР в процентном отношении от общемировых очень невелики (см. рис. 3). Этот показатель особенно высок в США – примерно 38 процентов от суммарных мировых затрат – а за США следует Япония. Соответственно (хотя и не в точной пропорции) там и производится наибольшее количество научно-технических знаний.
Рис. 3. Затраты на НИОКР и численность учёных и инженеров в России и других странах, 1997 г.
С экономической точки зрения очень важно эффективно использовать полученные знания, но не следует забывать, что практическое применение имеющихся достижений зависит от соотношения затрат и выгод. Однако, если с уровнем образования и квалификации кадров ситуация в России складывается относительно хорошо, то экономический и институциональный режимы для инноваций пока оставляют желать лучшего. Россия относительно сильна в плане развития науки и техники, а также общего количества образованных специалистов и ученых, но слаба в отношении объема капитала, направляемого на создание новых продуктов и технологий. Некоторые проблемы существуют также при смене квалификации специалиста, причём не только из-за сложившегося ранее менталитета, но и из-за ограниченных возможностей для дальнейшего и, тем более, непрерывного обучения.
Ещё одно необходимое условие успешного участия страны в глобальной революции знаний – развитие ИКТ-инфраструктуры. Не вызывает сомнений, что так называемое "цифровое неравенство" ведёт не только к информационной, но и к экономической бедности. Между тем в России ИКТ-инфраструктура, за исключением самых крупных городов, в основном находится в слабо развитом состоянии. Свободному доступу населения к необходимой ему информации мешает и языковой барьер. Следует обратить внимание и на вопросы, связанные с навыками использования ИКТ в образовании и в государственном управлении – это тоже слабые стороны России. На рис. 4 показано, что процент от ВВП, инвестируемый на развитие информационной инфраструктуры, в России относительно мал, система электронного правительства развита слабо.
Рис. 4. Россия: развитие ИКТ.
С точки зрения совершенствования экономического и институционального режимов для инноваций, чрезвычайно перспективным для Росии являются улучшение инвестиционного климата и развитие финансовой системы, что привело бы к предотвращению утечки капитала, укреплению стабильности экономики. Опасность состоит в продолжении утечки капитала, а также в возможности подчинения государственного управления интересам крупных промышленных групп.
В области инновационной системы России нужно более эффективно использовать мировой запас знаний. Если сравнить Россию с Китаем, то объем знаний, который Китай получает извне, примерно в 70 раз больше. Есть опасность, что Россия безнадежно отстанет от уровня развитых стран, если не будет стремиться улучшать доступ к запасам информации, которые выработало человечество, а собственный научно-технический потенциал будет продолжать терять. Чтобы этого не случилось, следует проводить реформу образования в соответствии с требованиями экономики, в частности, готовить и претворять в жизнь новые программы переквалификации и обучения взрослых людей, преодолевать инерцию старых организационных структур. Чтобы прекратить утечку умов, этой проблемой нужно заниматься на общегосударственном уровне. Точно также только на общегосударственном уровне можно решать и вопрос полной реализации потенциала ИКТ, проблему преодоления "цифрового отставания" России.
Какой должна быть действенная государственная стратегия перехода к знание-ёмкому развитию (включая проблему выбора "горизонтальных" или "вертикальных" мер экономической политики или определённого сочетания этих мер)? Каковы на сегодняшний день оптимальные способы интеграции России в мировую экономику? Как лучше выстроить отношения между российским правительством и крупными промышленными группами: проводя политику "пряника" для стимулирования их инвестиций в новую, знание-ёмкую экономику или "кнута" для принуждения их к соблюдению социальной ответственности?
На эти темы мы в Институте Всемирного Банка сейчас пытаемся написать небольшое исследование. При этом для нас ясно, что для того, чтобы не "изобретать велосипед" и уберечься от возможных ошибок, целый ряд уроков надо попытаться извлечь из опыта других стран.
Если сравнивать экономики отдельных стран по темпам роста ВВП на душу населения, то за последние 35 лет быстрее всех развивались Китай, Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Ирландия. За период после 1990 года в эту группу быстро растущих стран попадает и Финляндия. Приведу для сравнения образцы различных политических стратегий стран, относительно недавно добившихся больших успехов в деле построения знание-ёмкой экономики.
В Сингапуре развитие первоначально опиралось на прямые иностранные инвестиции, привлекая инвесторов дешевой и дисциплинированной рабочей силой. Затем успех в привлечении инвестиций привел к росту уровня заработной платы и потере указанного конкурентного преимущества. Для того, чтобы не потерять наработанные преимущества, страна начала активно инвестировать заработанные ранее средства в материальную инфраструктуру (порты, аэропорты, ИКТ), в развитие образования и повышение квалификации национальных кадров, в помощь частному бизнесу. Эти меры дали неплохую отдачу и помогли привлечь иностранные инвестиции с более высокой добавленной стоимостью, в том числе были созданы условия для размещения штаб-квартир иностранных фирм и создания центров НИОКР. В результате Сингапур готов стать центром по производству знание-ёмких услуг для всего региона Восточной Азии.
В Ирландии основной акцент делался на инвестиции в образование и повышение квалификации работников для привлечения прямых иностранных инвестиций в сферу разработки программного обеспечения. Когда в 1973 г. Ирландия вступила в Европейский Союз, она была самым бедным его членом и экспортировала в основном сельскохозяйственные продукты и неквалифицированную рабочую силу. Но политика правительства, ориентированная на развитие и использовавшая кризис 80-х годов, способствовавший разработке новых социальных отношений между государством, предпринимателями и классом наемных работников, принесла свои плоды. Страна активно инвестировала в образование и повышение квалификации кадров и эту новую, высокообразованную рабочую силу использовала как своеобразную приманку для привлечения иностранных инвесторов, особенно в отрасли по разработке компьютерных программ и электронных услуг для Европейского рынка. За последнее десятилетие ирландцы добились огромных успехов и теперь страна может себе позволить инвестировать в собственные НИОКР.
Китай, начиная с 1979 года, эффективно использует мировые запасы знаний благодаря активной внешней торговле и крупным прямым иностранным инвестициям. Первым шагом стало развитие импорта инвестиционных товаров (машин и оборудования), для чего успешно привлекались инвестиционные потоки из-за рубежа. Затем часть иностранных инвесторов удалось привлечь к созданию крупных национальных центров НИОКР. Многочисленная китайская диаспора заинтересована в создании и поддержке высокотехнологичных отраслей в Китае. Повышается престиж главных университетов страны, они превращаются в ключевые институты экономики знаний, сотрудничающие с крупнейшими учебными и научными центрами мира и участвующие в основании новых высоко-технологичных прозводственных компаний. Экономика Китая растёт и развивается чрезвычайно быстрыми темпами. Китай становится промышленным гигантом – второй по величине экономикой в мире после США, а в недалёком будущем – и одним из лидеров в области производства передовых технологий.
Финляндия изначально была экспортером природных ресурсов, но сумела наладить применение знание-ёмких технологий, чтобы переместить акценты на экспорт деревообрабатывающего и горного оборудования и услуг с высокой добавленной стоимостью. Правительством Финляндии проводилась политика, направленная на повышение международной конкурентоспособности национальных отраслей, на получение доступа к иностранным технологиям и стимулирование экспорта. В 1991 году, когда в Финляндии случился финансовый и экспортный кризис, спровоцированный распадом СССР, затраты на НИОКР в стране составляли 2% от ВВП. Но средства на НИОКР, тем не менее, не были урезаны. Напротив, к 2001 году они возросли до 3,5 % от ВВП. Одновременно утроилось количество студентов университетов и политехнических институтов, активно развивались ИКТ. Доля ИКТ в производстве и экспорте возросла, примерно, с 4% в 1980 г. до 30% в 2000 г.
В Республике Корея экономическая политика правительства, начиная с середины 60-х годов, была ориентирована на экспортную деятельность. Руководство страны сделало ставку на международную конкуренцию как дисциплинирующее средство для многих отраслей национальной экономики. При этом огромные средства вкладывались в образование (накопление человеческого капитала), а затем – и в НИОКР. Изначально от иностранных экспортеров приобретались передовые технологии и средства производства, но прямые иностранные инвестиции ограничивались. Значительные капиталовложения в образование привели к высочайшим среди Азиатских стран достижениям в этой сфере (уступающим лишь Японии). Для Кореи также характерен самый высокий в Азии уровень затрат на НИОКР (в проценте от ВВП), причём около 80% этих затрат производится частным сектором. Несколько крупнейших компаний Кореи имеют сегодня общемировую известность, и, прежде всего, SAM-
SUNG. После кризиса 1997 г. Корея стала более открытой и для иностранных инвестиций. Корейские фирмы заключили многочисленные стратегические альянсы с крупнейшими многонациональными корпорациями мира. Страна стала одним из основных игроков глобальной экономики знаний.
Какие уроки могут быть извлечены из предложенного нами анализа?
В стратегиях государств, добившихся больших успехов в развитии знание-ёмкой экономики, выделяются две основные линии. Первая – это укрепление так называемого "макроэкономического базиса", т.е. создание более благоприятного экономического и институционального режимов, обеспечение макростабильности и высокого уровня капитальных вложений. Вторая – доступ к глобальным знаниям и их использование, развитие национальных научных исследований, информационной инфраструктуры, повышение уровня образования.
Успешное развитие страны во многом зависит от последовательной стратегии правительства с четкой ориентацией на эффективное использование мировых знаний в интересах развития. Для России сегодня очень важно найти наиболее выгодный национальный путь включения в глобальную систему разделения труда. Например, такая крупная и быстро развивающаяся страна как Китай сначала сделала выбор в пользу трудоемкой экспортной стратегии. Однако сегодня уже ясно, что Китай этим не ограничится – он всё успешнее движется в направлении не только заимствования, но и создания собственных знание-ёмких технологий и отраслей. Стратегия, избранная Китаем, имеет большое значение и для других стран (его покупателей, поставщиков или конкурентов), особенно с учётом того, что Китаю уже сейчас принадлежит 5% всей мировой торговли, а к 2005 году, согласно оценкам экспертов, будет принадлежать не менее 8% (для сравнения, доля Японии в мировой торговле 2005 года прогнозируется на уровне 9%, так что доля Китая, Тайваня и Гонконга, вместе взятых, уже превысит долю Японии и почти сравняется с долей США).
Для успешно развивающейся страны принципиально важно научиться включаться в верхние, наиболее знание-ёмкие и наиболее прибыльные звенья цепочек международного разделения труда. Однако это требует резкого повышения способности национальной экономики приобретать, адаптировать, создавать и распространять новые знания. Соответственно, стратегия перехода к знание-ёмкому развитию должна предполагать серьёзное реформирование многих экономических механизмов, причём с учётом как национальных особенностей страны, так и глобального контекста.
Введению конкретных инициатив должен предшествовать глубокий анализ проблемы. Важнейшие секреты успеха – объективная оценка относительного положения страны в мире, гармоничное сочетание политических целей и согласованные действия всех заинтересованных сторон (федерального правительства, частного сектора, гражданского общества, областных и муниципальных органов власти). При всей важности опыта зарубежных стран следует также внимательно обобщать и широко распространять опыт, накопленный внутри страны. Например, первоначально в Китае знание-ёмкая экономика (кстати, один из лучших ее мировых образцов) была построена в Шанхае, а затем на этот город ориентировались и другие провинции. В России локомотивом движения к информационному обществу является, безусловно, Москва, а к ней должны иметь возможность подтягиваться и другие города.
Очень важно избежать "зацикливания" на постоянной недостаточности ресурсов для знание-ёмкого развития. Некоторые программы наверняка можно развивать за счёт более эффективного использования имеющихся ресурсов. Другие потребуют значительных дополнительных вложений, но и их зачастую можно мобилизовать через различные формы сотрудничества с заинтересованными партнёрами, прежде всего, в частном секторе. По мнению многих иностранных специалистов, Россия сегодня обладает огромным недоиспользованным потенциалом развития.
Главное – выработать верную стратегию, учитывающую тесную взаимосвязь между различными составляющими знание-ёмкой экономики. Мы надеемся, что в этой связи пригодится и предложенная нами концепция "четырёх столпов" знание-ёмкой экономики. Такой относительно широкий взгляд на проблему представляется нам более плодотворным, чем модная сейчас концентрация всего внимания на так называемом "электронном развитии".
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 27-33.