Роль государства в развитии информационного общества

А.В. Волокитин, И.Н. Курносов
Министерство Российской Федерации по связи и информатизации





При рассмотрении роли государства в развитии информационного об-щества необходимо иметь в виду, что это относительно новая для госу-дарства сфера деятельности. В отличие от традиционных областей его от-ветственности, в которых уже исторически сложились определенные формы и принципы взаимоотношений государственных структур с обществом, предпринимателями и гражданами, место и роль государства в развитии информатизации является сегодня объектом частого общественного диало-га.

В этой связи можно напомнить споры о праве доступа к государс-твенным информационным системам и ресурсам, о защите персональной тай-ны или же обострившиеся в последнее время дискуссии о государственном регулировании развития российского сегмента Интернета.

Самыми различными правительственными и межправительственными, об-щественными и коммерческими организациями разрабатывается много прог-рамм, отчетов, «белых» книг, посвященных проблемам информационного об-щества. Общим местом абсолютного большинства этих документов является признание особой ответственности государства за развитие информацион-ной или информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая ин-тегрирует в себе ряд отраслей информационной экономики, таких, как ин-дустрия информационных услуг, создание и эксплуатация информационных систем и сетей, телекоммуникации, СМИ и др. Информационно-телекоммуни-кационная инфраструктура сегодня превратилась в ключевой фактор конку-рентоспособности страны, от ее потенциала зависит место страны в миро-вом сообществе.

В России, которая также испытывает на себе глобальные тенденции новой «цифровой» экономики, процессы формирования и перехода к инфор-мационному обществу совпали по времени с другим кардинальным социаль-но-экономическим переходным процессом – формированием рыночных отноше-ний в экономике. Без учета этого «переходного периода в квадрате» не-возможно понять, как в условиях существенного падения ВВП в течение последнего десятилетия (в среднем около 7%) наблюдался стабильный рост (около 10–15%) продаж компьютерной или телекоммуникационной техники на российском рынке.

Асинхронность формирования российского информационного общества и развития экономики следует принять во внимание при оценке ситуации в сфере информатизации и определении роли государства. Наблюдающиеся в последнее время положительные тенденции в динамике ВВП и промышленного производства позволяют надеяться на будущую линейность связи между этими процессами.

Каковы в целом итоги развития информатизации в России за послед-ние 10 лет?

Их можно укрупнено свести к следующим:
  • сформировался рынок информационно-телекоммуникационных техноло-гий (ИТТ), который стал частью мирового рынка;
  • создана законодательная основа информационных отношений как на федеральном, так и региональном уровнях;
  • государство отошло от непосредственного управления хозяйственной деятельностью в сфере информатизации, за исключением государственного сектора.

    И еще один результат, как следствие предыдущего. Кризис авгус-та 1998 г. показал устойчивость развития рынка ИТТ. Этот рынок, несмотря на резкие колебания спроса, сохранил свой потенциал роста по многим сек-торам, в том числе на компьютерном рынке.

    Новая роль государства в развитии информационного общества нашла отражение в Концепции государственной информационной политики, одоб-ренной Комитетом по информационной политике и связи Государственной Думы второго созыва и Постоянной палатой по государственной информаци-онной политике Политического консультативного Совета при Президенте России в декабре 1998 г., и в Концепции формирования информационного общества в России, основные направления которой одобрены Государствен-ной комиссией по информатизации при Госкомсвязи России (май 1999 г.). На региональном уровне следует отметить принятие в г. Санкт-Петербурге Концепции «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному об-ществу», одобренной в августе 1999 года Правительством города. Указан-ные концепции раскрывают существо новых подходов к участию государства в развитии информатизации.

    Концептуальные разработки, а также анализ текущей ситуации на российском и мировом рынках ИТТ, позволяют сформулировать в качестве основных задач государства в сфере информатизации и формирования ин-формационного общества на ближайшие 5–7 лет следующие:
  • создание условий развития и роста информационного сектора нацио-нальной экономики;
  • поддержка инновационных проектов создания и развития систем информатизации в приоритетных областях информатизации;
  • обеспечение информационной безопасности и защиты информации;
  • обеспечение равноправного участия в международном разделении тру-да;
  • развитие правовой базы информатизации.

    Сегодня информационная экономика, создание и использование новых информационных технологий во всех областях жизнедеятельности общества должны рассматриваться как важнейшие направления деловой активности. Реальный экономический рост может быть обеспечен, прежде всего, путем привлечения инвестиций частного сектора, создания сбалансированной конкурентной среды и развития информационной инфраструктуры российско-го рынка ИТТ.

    Государственным структурам на федеральном и региональном уровне целесообразно сконцентрировать усилия на разработке и реализации мер стимулирования и поддержки отечественного предпринимательства в инфор-мационной сфере, в первую очередь, компаний, создающих высокотехноло-гичную и наукоемкую продукцию, а также предприятий, реализующих инно-вации и оказывающих новые информационные услуги населению.

    С этой целью необходимо принятие законодательных мер поддержки отечественных поставщиков услуг, разработчиков сложных систем информа-тизации и производителей компьютерного и телекоммуникационного обору-дования. Государство должно создать для предпринимателей условия, об-легчающие получение финансовых средств, особенно для малых структур. Создать эффективные и разнообразные механизмы предоставления этих средств и кредитования.

    Необходимо более активно участвовать в развитии систем электрон-ной торговли. Эти системы важны не только как области приложений ИТТ, они также способствуют развитию торговли в целом. Поэтому недооценка их роли сегодня может обернуться для нас потерями во внутренней и международной торговле. Минсвязи России совместно с Минторгом России и другими заинтересованными государственными структурами в настоящее время осуществляет разработку федеральной целевой программы «Развитие электронной торговли в России на 2001–2006 гг.», которая направлена на создание благоприятных правовых, экономических и технологических усло-вий для ведения электронной торговли у нас в стране уже в ближайшие годы. Осуществление программы позволит ввести в деловую практику электронный документооборот при совершении и реализации сделок куп-ли-продажи товаров и услуг.

    Следует пересмотреть правила конкуренции в сфере информатизации с учетом развития информационного общества и конвергенции технологий. С этой целью необходимо совершенствовать порядок лицензирования дея-тельности в области предоставления информационных услуг с использова-нием Интернета. Кроме того, эффективным средством поддержания кон-курентной среды на рынках ИТТ является создание благоприятных условий для средних и малых предприятий в использовании ИТТ, облегчение им доступа к сетевым ресурсам и к научно-технической и экономической ин-формации.

    Еще одним эффективным средством государственного влияния на рынок ИТТ является поддержка работ по стандартизации ИТТ, проводимых частным сектором на национальном и международном уровнях. При этом государс-тво должно взять на себя функции финансирования разработок стандартов и определение их приоритетности в тех областях, где федеральные струк-туры являются пользователями информационных систем и услуг, в частнос-ти, при государственных закупках информационных ресурсов и систем.

    По существу, современное информационное общество есть общество, основу жизнедеятельности которого составляют сетевые информационные технологии. Следует повысить уровень восприятия этих технологий людь-ми, использовать различные формы для повышения компьютерной грамотнос-ти населения, его информированности о возможностях и ресурсах Ин-тернета, освоения преимуществ сетевого информационного обмена в различ-ных областях деятельности человека.

    Темпы формирования информационного общества в России непосредс-твенно зависят от создания необходимых предпосылок вовлечения активной части населения в использование новых ИТТ. Учащиеся и социально неза-щищенные слои населения и инвалиды должны получить возможность работы в сети в минимальном гарантированном объёме по приемлемым ценам, неза-висимо от социального положения, географической отдаленности, возраста и т. п. Это задача большой социальной значимости.

    В качестве основной причины, препятствующей сегодня использованию ИТТ и компьютерных сетей, можно назвать значительные, по отношению к до-ходам большей части россиян, расходы на приобретение оборудования и оп-лату доступа к сети. В настоящее время трудно говорить о реальных суб-сидиях государства на снижение этих расходов или предоставление льгот. Можно рассчитывать лишь на инициативы местных органов власти. Реализа-ция программ улучшения доступа населения к сети на местном и регио-нальном уровне могла бы серьезно разрешить проблемы с занятостью и соответственно снизить социальную напряженность в регионах.

    Минсвязи России в настоящее время готовит предложения о реализа-ции специальной государственной программы в данной области.

    Государство должно стимулировать применение ИТТ в образовании, прежде всего путем обучения преподавателей использованию новых ИТТ, подключения всей школьной системы к услугам информационных сетей. Не-обходимо осуществлять поддержку социально-значимых проектов использо-вания сетевых технологий в школах, вузах, библиотеках, включить в учебные программы на всех уровнях образования вопросы использования компьютерных сетей.

    Создание и использование современных информационно-телекоммуника-ционных систем и информационных ресурсов невозможно без государствен-ной поддержки перспективных отечественных исследований и разработок в области ИТТ, инновационных применений ИТТ во всех сферах частной и об-щественной жизни. Необходимо создать реальные условия для проведения научно-исследовательских работ в области критических информационных технологий (многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой, вычисли-тельные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ, системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений, сис-темы искусственного интеллекта и виртуальной реальности, информацион-но-телекоммуникационные системы и др.).

    К сфере ответственности государства относится непосредственное уп-равление собственными информационными ресурсами и системами. В этой области важнейшая задача – повышение эффективности использования госу-дарственных информационных ресурсов и систем путем улучшения доступа к ним, совершенствования процедур создания и эксплуатации информационных систем, предоставления информационных услуг и поддержки государствен-ных информационных центров. Государственные информационные системы должны создаваться и поддерживаться рационально, без излишней траты бюджетных средств. Этому вопросу также необходимо уделять достаточное внимание.

    В настоящее время наиболее перспективной формой распространения открытой государственной информации становится представление информа-ции в Интернете, создание общедоступных сайтов и подключение к се-ти общественно-значимых государственных информационных ресурсов.

    Решение указанных выше задач возможно на основе совершенствования законодательства, обеспечения необходимого уровня информационной безо-пасности и развития международного сотрудничества.

    Особо следует отметить важность правового регулирования функцио-нирования российского сегмента глобальной информационной сети Интер-нет и охраны прав потребителей сетевых информационных продуктов и ус-луг. В числе проблем, требующих законодательного регулирования, нахо-дятся вопросы применения новых ИТТ в различных видах деятельности, та-ких как электронная торговля, дистанционное обучение, работа, медици-на, досуг и др.

    Общий правовой режим информации и обеспечения прав граждан при информатизации определен федеральными законами «Об информации, инфор-матизации и защите информации» и «Об участии в международном информа-ционном обмене». Реализуется принятая Государственной комиссией по ин-форматизации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации в феврале 1999 года Программа норма-тивно-правового обеспечения сферы информатизации в условиях формирова-ния в России информационного общества. В настоящее время Минсвязи Рос-сии подготовил проекты федеральных законов, вносящих дополнения и из-менения в эти базовые законы, связанные с необходимостью привести их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами а также с из-менившимся характером взаимоотношений на российском рынке ИТТ.

    Среди наиболее дискутируемых и спорных вопросов, относящихся к нормативно-правовому регулированию, – вопрос регулирования содержания информации, распространяемой по Интернету. Ведущаяся дискуссия достаточно широко освещается СМИ. Для успешного решения проблем регу-лирования содержательной стороны информации, циркулирующей в сети, на наш взгляд, необходимо более четко разграничить ответственность всех субъектов отношений по цепочке «генератор информации – пользователь». В этом плане сегодня наиболее приемлем принцип, в соответствии с кото-рым операторы связи и Интернет-провайдеры (поставщики доступа к сети) не должны нести ответственность за содержание информации, распростра-няемой через сеть. А пользователь сети должен получить необходимые технические и программные средства и возможность использовать системы фильтрации содержания информации.

    К сожалению, до настоящего времени не приняты федеральные законы о персональных данных и о коммерческой тайне. С этими вопросами прихо-дится сегодня постоянно сталкиваться при применении новых ИТТ. Следует предусмотреть возможность для пользователя сохранять свою анонимность при работе в информационных системам и сетях без ущерба интересам об-щества и других граждан.

    Первоочередными задачами в области обеспечения информационной безопасности являются развитие нормативного регулирования в области за-щиты данных в информационных и телекоммуникационных сетях, улучшение процедур идентификации и аутентификации обьектов и субьектов информа-ционного обмена, создание условий для использования надежных систем криптографии, разработка технических мер обеспечения надежных телеком-муникаций, разработка стандартов безопасности для операторов и постав-щиков телекоммуникационных услуг, предотвращение и пресечение компь-ютерных преступлений.

    С тем, какую угрозу могут представлять компьютерные сети, весь мир столкнулся в связи с «Проблемой 2000». Создание безопасных информаци-онных технологий, особенно используемых в системах критических прило-жений (ядерная энергетика, химические производства, финансовые и бан-ковские системы, системы управления вооруженными силами и др.), явля-ется сегодня необходимым условием устойчивого развития страны, форми-рования информационного общества и включения России в глобальную ин-формационную инфраструктуру.

    Создание надежных систем обеспечения неприкосновенности докумен-тальной информации и подтверждения ее подлинности – основа проведения финансовых расчетов, электронной деловой переписки и торговли. В 1999 году Министерство Российской Федерации по связи и информатизации организовало разработку проекта федерального зако-на «Об электронной цифровой подписи», который создает правовые основы формирования надежной инфраструктуры, включающей удостоверяющие цент-ры, для использования электронной цифровой подписи как государственны-ми, так и коммерческими структурами. В этой области предстоит еще боль-шая работа по созданию центров, подключению российских специалистов к работе организаций, связанных с разработкой международных стандартов для электронных цифровых подписей. Необходимо обеспечить взаимное признание сертификатов электронных цифровых подписей.

    Защита государственного информационного ресурса нуждается в раз-работке соответствующих правовых норм, регулирующих вопросы подключе-ния информационных ресурсов к Интернету, инструктивных и методи-ческих материалов по защите информации в информационных сетях общего пользования.

    Развитие информатизации, особенно деятельность по поставке и распространению информации в Интернете, ее наполнение напрямую связаны с уровнем охраны интеллектуальной собственности в стране, и, прежде всего, охраной авторских и смежных прав, защитой инвестиций в базы данных. Крайне важно разработать и реализовать на государственном уровне систему мер по охране интеллектуальной и имущественной собс-твенности на информационные ресурсы и базы данных, на программные средства для ЭВМ, используемые в глобальных информационных сетях, что-бы снизить уровень пиратства в области информационных продуктов и ус-луг.

    Формирование информационного общества в России должно сопровож-даться интеграцией страны в международное информационное сообщество, в частности, гармонизацией российского законодательства с международными правовыми системами, обеспечением взаимодействия и сопряжености рос-сийских информационных систем и сетей с зарубежными сетями.

    Прошло полтора года со времени подписания Совместного заявления заместите-ля председателя Правительства России и члена Комиссии Европейских Со-обществ о сотрудничестве в создании общеевропейского информационного общества. В данном Заявлении отмечается необходимость содействия со стороны КЕС «участию России в программе «Технологии информационного общества». Настоящая конференция является хорошим свидетельством реа-лизации данной инициативы.



    © Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 8 - 11.