Разработка и реализация программ создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в т.ч. на базе бюджетных организаций (типовые макеты центров обработки данных и центров общественного доступа)

А.А. Лучин



Согласно Федеральной целевой программе "Электронная Россия", важным результатом распространения инфокоммуникационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни должно стать создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Одна из главных проблем, которые необходимо решить при реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" – это отсутствие доступа органов государственной власти, бюджетных организаций (образовательных и научных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры и т.д.) и населения к компьютерным сетям (в том числе к интернету). Это существенно ограничивает возможность использования открытых информационных систем, затрудняет информационный обмен, снижает эффективность функционирования организаций, для граждан уменьшается возможность повышения культурного уровня, образования, профессионального роста.

Для организации доступа к удаленным информационным ресурсам и базам данных большого количества пользователей, распределенных на территории всей страны, необходимо создать общественные пункты подключения в виде центров обработки данных и центров общественного доступа. Согласно современным воззрениям, эти пункты призваны играть важную роль в решении такой социально значимой задачи как ликвидации информационного неравенства. В частности, они должны содействовать предоставлению возможности равного доступа граждан к государственным информационным ресурсам, а также созданию условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами. Кроме того, с их помощью может быть обеспечен общественный доступ как к информационным услугам в целом, так и к образовательным услугам, в частности. В том числе, и к образовательным услугам, направленным на расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей. Как было показано специальными исследованиями, проведенными в ряде стран, пункты общественного доступа способны эффективно решать эти задачи.

В настоящее время в России создана и успешно развивается современная телекоммуникационная инфраструктура, в частности, IP-сети, к которым относится российский сегмент глобальной сети Интернет. Имеется достаточно разветвленная опорная инфраструктура научно-образовательных сетей, объединяющая ведущие университетские центры России. Таким образом, телекоммуникационные и информационные ресурсы существующих федеральных и местных IP-сетей при правильном их планировании и использовании позволяют решить задачу подключения к интернету общественных пунктов доступа без значительных финансовых затрат.

В рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" (2002-2010 г.г.) необходимо разработать и реализовать программу создания общественных пунктов подключения к открытым информационным системам, в том числе на базе бюджетных организаций.

Общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляют собой, прежде всего, информационные

ресурсы, предназначенные для обслуживания "внешних" пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются разного рода информационными организациями и подразделениями – государственными, муниципальными и частными.

Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие получение и актуализацию сведений о работе предприятий, организаций, органов власти и управления с целью дальнейшего информационного обслуживания населения.

При существующем подходе к формированию государственных информационных ресурсов уже на этапе сбора возникает дублирование информации, которое на последующих этапах технологического цикла приводит к многократному вводу одних и тех же данных в базы данных различных ведомств и организаций и дублированию при хранении. В то же время такая технология не гарантирует полноту необходимых данных для каждого конкретного ведомства. Несогласованность форматов, хранимых в разных системах данных, сроков и технологий их обновления, использование различных лингвистических средств приводят к неоднозначности и противоречивости содержащейся в информационных системах разных ведомств информации и невозможности ее совместного использования.

Выходом из этого положения является создание соответствующих центров хранения и обработки данных в органах государственной власти и местного самоуправления, позволяющих обеспечить наиболее эффективную форму хранения, поиска, обработки и передачи информации.

Построение единой системы государственных информационных ресурсов Российской Федерации, ведущихся на единой информационной основе в соответствии с едиными правовыми, технологическими и экономическими нормами, позволит существенно упростить решение задачи доступа граждан к соответствующей информации.

Подключение центров общественного доступа к центрам хранения и обработки данных невозможно без телекоммуникационной инфраструктуры, распределенной по территории всей России. Эта инфраструктура должна обладать наибольшим покрытием территории России, иметь необходимую производительность, надежность функционирования и безопасность передачи информации, обеспечивать простоту и экономичность подключения различных вычислительных сетей и отдельных пользователей к узлам доступа.

В наибольшей степени всем этим требованиям удовлетворяют сети пакетной коммутации на базе протокола IP.

В настоящее время на взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (ВСС РФ) существуют магистральные, региональные и местные IP-сети различных операторов, ресурсы которых могут быть использованы для реализации задач подключения создаваемых центров общественного доступа и центров обработки данных к интернету. Необходимо выбрать те сети, которые позволят решить данную задачу в кратчайший срок и с наименьшими финансовыми затратами бюджетных средств.

Правовой основой создания и функционирования пунктов общественного доступа граждан к открытым информационным ресурсам и сетям, включая интернет, являются Конституция Российской Федерации, законы РФ, Постановления Правительства РФ и ведомственные нормативные акты, регулирующие правоотношения субъектов в информационном пространстве России. Эти положения дополняются Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации" (№ 24-ФЗ от 20.02.95 г.). Таким образом, необходимая правовая база существует. Хотя отдельные вопросы их функционирования требуют более детальной проработки.

Услуги центров обработки данных и центров общественного доступа должны быть организационно и экономически доступны широкому кругу пользователей. Доступность пунктов должна быть на уровне доступности районных библиотек. Поэтому базовым источником финансирования центров обработки данных и центров общественного доступа должны являться целевые бюджетные средства, получателями которых являются учреждения, в составе которых центры функционируют. Возможно создание таких центров и на базе коммерческих организаций с привлечением сторонних инвестиций.

Аппаратно-программные средства, предоставляемые в распоряжение пользователя, а также используемые персоналом для обеспечения функционирования пункта доступа, по своим техническим характеристикам должны позволять организовывать доступ к государственным информационным ресурсам, а также возможность взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления посредством открытых телекоммуникационных и информационных систем.

В своей концепции мы исходим из того, что существуют структуры верхнего уровня, предоставляющие консолидированный доступ к открытым и специальным информационным ресурсам. Эти структуры (межрегиональный оператор связи) охватывают федеральный, межрегиональный и региональный уровни, оканчиваясь на нижнем уровне центрами (узлами) доступа. К этим центрам доступа должны присоединяться структуры, обеспечивающие необходимыми информационными ресурсами конечного пользователя. Иерархически эти структуры располагаются на муниципальном (реже региональном) уровне и ниже. Конечный пользователь в них представлен муниципальными организациями, предприятиями муниципального уровня, общественными организациями и частными лицами.

Предполагается следующая структурная цепочка: МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР СВЯЗИ – центр доступа – центр обработки данных – центр общественного доступа – конечный пользователь. Конечно, не везде она будет соблюдаться в силу местных особенностей, где-то будет иерархически сложнее, где-то – вырожденной.

Центр обработки данных (ЦОД) представляет собой структуру регионального уровня, входящую в национальную телекоммуникационную и информационную инфраструктуру и подключающуюся к центрам (узлам) доступа межрегионального и регионального уровня. ЦОД обеспечивает подключение пользователей муниципального уровня к ресурсам национальной информационной инфраструктуры и ресурсам интернета по выделенным и коммутируемым линиям связи.

Основными пользователями ресурсов центра на муниципальном уровне могут быть центры общественного доступа, образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, органы местного управления, государственные и коммерческие структуры.

В функции ЦОД входит организация баз данных, предназначенных для согласованного и безопасного обмена информацией между правительственными и законодательными федеральными структурами и региональными муниципальными пользователями, а также для доступа последних к ресурсам интернета.

ЦОД ответственны за учет мест размещения информационных ресурсов и доступ к ним, за контроль прохождения информации и использования данных, а также за организацию расчетов с клиентами при коммерческом предоставлении услуг центром.

Центр общественного доступа (ЦДО) представляет собой структуру регионального/муниципального уровня, входящую в национальную телекоммуникационную и информационную инфраструктуру и подключающуюся к центрам обработки данных и провайдерам информационных услуг. ЦДО обеспечивает подключение пользователей к ресурсам национальной информационной инфраструктуры и ресурсам интернета через ЦОД и провайдеров информационных услуг.

Практика создания пунктов и центров общественного доступа с целью решения различных социально-значимых задач существует во многих развитых странах уже на протяжении значительного времени. В частности, заслуживают внимания результаты функционирования системы Университетских центров Интернет, а также ряда других, сходных по назначению организационно-технических структур, созданных в рамках различных международных и российских программ и проектов. Несомненный интерес представляет зарубежный опыт создания пунктов общественного доступа на базе уже существующих публичных организаций.

Среди зарубежных проектов хочется отметить опыт развития системы муниципальных технологических центров (Community Technology Centers), ориентированных на обеспечения доступа к информационным и телекоммуникационным технологиям, ресурсам и сервисам людей с низкими доходами. Это обусловлено тем, что финансирование указанных центров осуществляется на паритетных началах, как из федерального, так и из местных бюджетов, что соответствует принципам ФЦП "Электронная Россия".

Следует также принять во внимание и опыт создания систем массового доступа нового типа. В частности, таких как устройства публичного доступа (MPU – Multi-Public Unit), использующих технологии точек беспроводного доступа и интернет-киосков для обеспечения высокоскоростного доступа в местах большого скопления людей (вокзалы, аэропорты, центры массовых мероприятий и т.п.).

Реализацию программы создания центров обработки данных и центров общественного доступа предлагается выполнить в три этапа:

1 этап. Разработка Концептуальных положений создания инфраструктуры центров обработки данных и центров общественного доступа. Создание макета ЦДО.

2 этап. Разработка типовых решений по созданию центров обработки данных и центров общественного доступа.

3 этап. Создание пилотных центров обработки данных и центров общественного доступа с поставкой необходимого комплекса программно-аппаратных средств и выполнением пусконаладочных работ. Организация подключения созданных макетов центров к оператору связи с решением вопроса последней мили.


Лучин Александр Александрович - Директор по продажам Компании "Управление системных проектов КомпьюЛинк".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 81-83.