_____________________
Белов Г.В.
Статья представляет собой взгляд автора на важнейший процесс современности — построение информационного общества.
*Публикуется в порядке дискуссии
Даже беглый обзор мировых событий последних лет позволяет сделать далеко не тривиальный вывод р том, что человеческая цивилизация переживает очередной кризис своего развития. В отличие от экономических и политических кризисов начала текущего столетия, которые имели в основном локальный характер, хотя и привели в итоге ко второй мировой войне, нынешний кризис имеет глобальный системный характер. Перед человечеством со всей угрожающей четкостью встала проблема ревизии накопленного багажа достижений и издержек пройденного пути и пересмотра общей стратегии и направлений своего дальнейшего развития на Земле.
Ситуация в России оказалась тем более сложной, что этот кризис усугубился совпадением с моментом замены фундаментальной основы общественного строя, вызвавшим жестокие потрясения во всех сферах жизни нашего народа и государства. Мы выделим прежде всего системный кризис в структуре отношений в стране, представляемый институтами государства, такими как институт государственности и права, информационные отношения в обществе.
Провозглашение в качестве перспективной цели реформ — построение в России демократического правового государства не обеспечило однако включение в работу многих механизмов, необходимых для Модификации и мобилизации национального духа, политической воли и гражданской ответственности, а многие объективные факторы переходного периода скорее способствовали их стагнации практически во всех социальных слоях населения. Общественные институты, статуированные прежним государством, оказались в значительной степени разрушенными или деформированными до такой степени, что это вызвало повсеместную деградацию общественного сознания, породило открытый правовой негилизм и беспредел ничем не сдерживаемых криминальных, в широком смысле, сил в экономике, культуре, обыденной жизни.
Одновременно, манящие горизонты свободы открыли гражданам России новые, ранее малоизвестные и непривычные перспективы цивилизованной жизни. Под именем гласности в жизнь людей вошла могучая сила, имя которой свобода информации. И оказавшись свободной, информация быстро продемонстрировала всем свою еще до конца непознанную природу и силу. Информация, образно говоря, в нашей стране изменила форму своего существования, из рабы тоталитарного государства она вдруг превратилась в правительницу демократического общества. Эта метаморфоза, пожалуй, наиболее ярко и значимо показала, что социальная революция в России свершилась.
Она открыла шлюзы стихийной информатизации, нарушая установки всяких госпрограмм и планов. Первая волна такой информатизации прошла в сфере бизнеса, в комбанках, правительственных и госучреждениях. Сегодня уже можно говорить, что в России заложены основы информационной инфраструктуры, созданы условия для институализации сферы информационной деятельности, услуг и рынка информационной продукции как особой отрасли национальной экономики.
Попытки придать этому; процессу программно-управляемый характер практического значения не имели. Начиная с первых вариантов Программы информатизации общества в СССР и кончая Программой информатизации России, проекты такого типа по ряду причин не получили достаточного ресурсного обеспечения и не стали реальным инструментом государственной информационной политики. Нынышнее экономическое положение в стране также мало способствует их реализации.
Вместе с тем, информатизация, создание развитой информационной инфраструктуры и рынка информационной продукции в России является непременным условием построения в стране демократического общества с основами рыночной экономики. От информированности людей, от степени доступности для них информационных ресурсов, особенно таких как правовая информация, зависит состояние общественного сознания и степень участия населения в демократических преобразованиях.
Характерно, что практически все программы информатизации страны представляли собой яркие примеры технократического мышления, когда средства информатизации имели выраженный примат по отношению к человеку, являющемуся главным субъектом любых информационных процессов. Отсюда следуют и запаздывание разработки информационного законодательства, и пассивность населения в информационной среде. Сфера информационной безопасности в бизнесе, в науке, обороне оказывается не подкрепленной ни правовыми средствами, ни социальными механизмами, необходимыми гражданину демократического общества для осознания полноценности своей личности и ее достаточной защищенности.
Действительно, если рассмотреть эти программы, ознакомиться с литературой, посвященной этим вопросам, то хорошо заметен крен в сторону технико-технологического обеспечения систем информатизации, забота об их организационном, программном, техническом обеспечении. Это элементы, безусловно необходимые для построения сферы организованных информационных ресурсов, но все-таки не достаточны для построения основ информационного общества.
В демократическом обществе центром всех общественных процессов является человек, гражданин, личность, социальные группы населения. В значительной мере источником "информационной идеологии" и, соответственно, информационной политики остается сегодня государство, а в России к тому же продолжает преобладать традиционный "интегральный" об-щественный подход. В этом случае государство рассматривает информатизацию как одну из целей своей деятельности, а человека, гражданина — как элемент этой цели и информационной системы. С одной стороны, вроде все делается для его блага, но с другой, он вновь становится как бы "кирпичиком", "винтиком" будущего информационного общества.
Информатизация, наращивая свое Влияние на все стороны жизни человека, превращается тогда в средство подавления его свободы, становится источником серьезной угрозы его информационному бытию, точнее духовной жизни. Нарастает "информационная прозрачность" его личной жизни, деятельности, повышается зависимость от источников информации, ее качества, корректности работы информационной системы.
Объектами воздействия становятся такие тонкие сферы бытия как мировоззрение людей, жизненные установки и ценности, личностные и социальные ориентации. Особую роль здесь играют средства массовой информации (СМИ).
Можно констатировать, что в процессах информатизации в России на сегодня превалирует функционально-технократический подход. Да и проходят эти процессы до сих пор в основном стихийно, мало затрагивая интересы основных слоев населения. Их влияние на структурную перестройку экономической сферы страны практически ничтожно.
Информатизация, как наиболее активная часть научно-технической революции меняет образ самого общества. Если несколько десятилетий назад развитие общества характеризовалось еще как культурно-историческое или социокультурное, то сегодня оно скорее выглядит как технологическое, технократическое. Духовный, интеллектуальный потенциал общества все более идентифицируется с информационным, вызывая изменения в культуре, языке, образе жизни и даже мышлении.
Информация и информированность стали подменять знание; память — понимание; принятие решений — человеческие способы осмысливания и решения проблем; спонтанные эмоции и амбиции заменяют интеллектуальные чувства, творческие переживания, сочувствие и сотрудничество в проблемных ситуациях, посредственная обученность подменяет культуру (В.П. Зинченко1 ).
Главная особенность технократического мышления — взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, например, информационной, который становится объектом различных манипуляций, зависимый от этой системы. При использовании систем, например экспертных, возникает феномен предопределенности решения, которое, исходя из принципа "минимума действия", принимается уже без дополнительных творческих поисков и переживаний.
В таких случаях достоверность, полнота и своевременность полученной информации практически определяет судьбу человека. А если информация некачественна или модель принятия решения неадекватна ситуации? Возникает угроза безопасности личности, ее самому ранимому компоненту — интеллектуально-духовному состоянию. И чрезмерное доверие, и чрезмерная осторожность к информационной системе могут создавать определенную опасность для человека. Так, например, при использовании системы правовой информации возможна ситуация выдачи неактуализированной информации. Впоследствии гражданин, которому был нанесен от этого ущерб, уже не доверяет системе и попадает в ситуацию, которая характеризуется психологами как когнитивный диссонанс. В то же время, формирование законопослушного гражданина демократического государства предполагает воспитание у него личного правосознания. При наличии общедоступных систем правовой информации это как бы отступает на второй план, так как текст любого нормативного акта оказывается доступен в любое время. Однако его интерпретация и осмысление в конкретной ситуации лежит уже за пределами функций машины. Технократический же подход практически игнорирует это.
Таким образом, а это общеизвестно, информатизация несет с собой не только благо, но и угрозу. Но это отнюдь не означает, что позиция "нового компьютерного луддизма" дает путь к спасению. Нужны новые подходы к этому феномену, которые должны опираться на гуманистические представления о роли И месте человека в информационном обществе. И пока в России это общество находится в начальной стадии построения надо не упустить время и создать идеологическую платформу Информатизации, в которой человек, гражданин стал бы не средством, а ее целью.
Исключение угроз информационной безопасности в сфере духовной жизни предопределяет необходимость, во-первых, осознания ее реальности и опасности, во-вторых, открытого провозглашения национальной идеологии информатизации, ориентированной на человека, на население страны, на нацию. Лишь на такой идеологической основе, учитывающей культурно-исторические условия, традиции, реальные возможности экономического состояния, возможно будет добиться гармоничного сочетания средств, которые дает человеку компьютерная революция, и объективных, природой обусловленных особенностей человека, имеющего, как известно, нетехногенную природу.
Сегодня с удовлетворением можно констатировать, что информационная наука, пройдя путь от информатики и "АСУнизации" до интеллектуальных информационных технологий и открытых систем, существенно изменила свое содержание и зоны практического приложения. Идеи социальной информатики уже сейчас придают новым технологическим разработкам выраженное гуманитарное звучание. Проектировщики информационных систем повсеместно ориентируются на интеллектуальные дружественные интерфейсы и принципиальную совместимость программно-технологического обеспечения.
По нашему, мнению, это важно не только для формирования Новой трудовой информатизированной среды, в которой непрофессионалы будут чувствовать себя достаточно комфортно, но и новых средств и каналов "социализации" информации. Прежде всего надо сказать о переводе на качественно новую ступень информационных отношений граждан с государственными и политическими институтами, роль которых будет все возрастать по мере демократизации нашего общества. Конечно, информационная свобода населения зависит от насыщенности жизни информацией, от реальной возможности реализовать свою личную свободу выбора ее источника, от информационной "прозрачности" государственных, политических, финансовых и т.п. структур. В новой информационной среде это достигается более эффективными средствами, также как и информационная манипуляция личным и общественным сознанием, подчинение их каким-либо политическим целям путем формирования через информационные каналы определенной социальной активности людей.
Принцип "информационной" свободы личности, пожалуй, наиважнейший среди всех свобод, которые должны быть защищены Его Величеством Законом в цивилизованном обществе. В России эта сфера лишь слегка обозначена. Основной закон, Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", кое-что о СМИ, и почти полное отсутствие средств и механизмов для обеспечения их неукоснительного исполнения в жизни. Система "информационного" законодательства должна превратиться действительно в систему, целостную, работающую, развивающуюся и ориентированную на человека. Следует сказать, ни Концепция, ни Программа формирования и развития4 информационного законодательства в РФ (проект) не избежали крена в сторону технократического видения системных связей в структуре информационных отношений. Стоит стимулировать техносреду информатизации и обеспечить компьютерную безопасность и т.п., но все же правовой идеал информационного права лежит в сфере обеспечения прав и свобод личности в "прединформационном" обществе, в создании правовых основ "информационной экологии", ориентированной на сохранение баланса в сложной системе информационных свобод и их ограничений. Право, в общем смысле, это вое же специальный институт самозащиты общества от разрушения социальной; экономической, духовно-нравственной среды обитания.
Так проблемы, выделенные в Проекте "Концепции перехода Российской. Федерации на модель устойчивого развития" также оказались деформированы технократическим мышлением составителей, которое можно охарактеризовать как "традиционный экологизм". Попытка рассмотреть сложно-структурную проблему устойчивого развития страны через призму экологического (природоохранного) инструмента дала в итоге продукт, который можно охарактеризовать как "сведение" всех проблем к экологическим.
В то же время распространение "экологической" идеологии может дать, определенный прогресс в понимании разумных и* целесообразных установок в обсуждении путей выхода из цивилизационного кризиса эпохи компьютерно-технологической революции.
Действительно, экологический подход правомерен при обсуждении всех трех ипостасей человеческого бытия: материальной, энергетической и информационной. И если материально-энергетические аспекты экологии обрели сегодня своеобразную идеологическую основу и Механизмы, то проблемы информационной экологии как идеологии выживания ц развития требуют своего исследования и широкого, обсуждения. В конце концов, традиционная экология требует восстановления баланса в системе отношении с природой, обеспечив контроль над формами и уровнями цивилизационного и техногенного давления на среду обитания. Человек это тоже элемент природы, информация — форма проявления их существования и развития, следовательно, вышеприведенная формула годится и для этой сферы жизнедеятельности. Другое дело, что знания о природе информации, формах информационного бытия человека не обрели еще сегодня системной целостности и продолжают интенсивно развиваться.
Далее рассмотрим лишь один аспект формирования такого подхода — преодоление технократизма и вырождения идеологии информационного выживания и развития в набор некоторых научно-технических (государственных или иных) программ. Идеология — это средство формирования определенного стиля и направления мышления, некоторой относительно ограниченной сферы духовного бытия. Прежде всего это воспитание, Цели, стиль и направления деятельности в той или иной сфере. Информационная сфера столь обширна, это практически вся разумная деятельность человека и его духовная сфера, что определить какую-либо общеприемлемую таксономию практически невозможно. Но условно выделенная в ней сфера информатизации как информационно-техногенная среда обитания цивилизованного человека может и должна быть исследована на предмет "экологического" соответствия.
Вместе с тем, создание такой "информационной" идеологии для "всего человечества" вряд ли оправдано хотя бы в силу отсутствия реальных путей, механизмов и средств ее проведения в жизнь. Но для масштабов страны как институционально оформленной общности людей (государство, нация) возможен поиск такой ее формы, которая обеспечила бы ей общественное понимание, признание и дееспособность. Одновременно чрезвычайно важно не поддаться при этом технократизму как способу сведения процесса осмысливания и оценки проблемы к набору желаемых, предполагаемых или даже научно-прогнозируемых задач и результатов.
Полагаем, что инструментом преодоления технократических подходов к формированию идеологии развития инфосреды правового демократического общества в России может стать разработка информационной доктрины России. ,
В качестве центрального "предмета" в ней должны быть проработаны общечеловеческие, социокультурные, социальные цели и задачи информатизации, информационной "экологии", информационной безопасности личности, информационного права, ориентированные на обеспечение цивилизованного уровня информационного бытия каждого жителя страны. При таком подходе меняются акценты в структуре взаимоотношений между государством, информационным сообществом и обществом, целями и средствами. Государственная информационная политика в этом случае Выступает уже как составная часть Доктрины, как одно из средств ее реализации.
Будем понимать Доктрину как систему (или совокупность) руководящих теоретических и политических принципов, предлагаемых в качестве перспективной идеологии информационного развития России в период реформ и на более отдаленную перспективу.
В отличие от документа типа концепции Доктрина, по нашему мнению, должна в сжатом, очень концентрированном тексте представить мировому сообществу, гражданам России, информационной общественности и руководящим органам страны системно проработанную совокупность базовых принципов и стратегически важных направлений информационного развития России на период реформ, обусловленных переходом страны к новой общественно-экономической формации, т.е. к рыночной экономике и в перспективе к информационному обществу.
В документах Доктрины необходимо глубоко проанализировать как современное состояние инфосреды, так и достигнутый уровень информатизации в России в различных сферах жизни, а также ее идеологическую платформу — и сделать это честно, откровенно и гласно. Нужно сформулировать новую парадигму информационного развития, согласованную с особенностями протекающих реформ и множеством других факторов современного состояния общества и человека.
Информационная доктрина России должна стать своеобразной "Информационной конституцией", из которой должны вытекать базовые принципы не только технологического развития и правового обеспечения информационной деятельности, безопасности и информационного комфорта, но и морально-нравственные принципы и критерии существования цивилизованной информационной среды общества и государства.
Прежде всего Доктрина должна декларировать систему главных целей н задач, на которые будет ориентирована национальная информационная политика и, как следствие, творческая энергия информационного сообщества и поддержка населения.
В качестве отдаленного примера такого подхода (и не более) можно привести фрагменты документа, одобренного национальной комиссией США по библиотекам и информационной науке (от 29.06.90) после двух публичных слушаний в Конгрессе, и который носит название "Принципы обеспечения доступности информации" 2 . В преамбуле говорится, что "общедоступная информация способствует образованию нашего народа, стимулирует наш прогресс и способствует решению самых сложных экономических и социальных проблем". Справедливо утверждается, что общедоступная информация является национальным богатством страны, которое преумножается и сохраняется в интересах общества.
Общедоступная информация определяется как информация, создаваемая, собираемая и/или сохраняемая федеральным правительством.
"Это информация, которой владеет народ, которая сохраняется его правительством и которая должна быть доступна народу, за исключением случаев, предусмотренных законом".
В документе продекларированы восемь базовых принципов доступности:
"— Народ имеет право на доступ к общедоступной информации;
- Федеральное правительство должно гарантировать целостность и сохранность общедоступной информации, независимо от формы ее представления;
- Федеральное правительство должно гарантировать распространение, размножение и перераспределение общедоступной информации;
- Федеральное правительство должно охранять тайну лиц, пользующихся информацией или запрашивающих информацию, а также лиц, информация о которых есть в правительственных записях;
- Федеральное правительство должно обеспечивать разнообразные способы доступа к общедоступной информации, как через частные, так и через государственные каналы;
- Федеральное правительство должно поддерживать такие цены, которые не будут препятствовать доступу людей к общедоступной информации;
- Федеральное правительство должно обеспечивать простой доступ к информации о правительственной информации независимо от формы ее представления через единый указатель;
- Федеральное правительство должно гарантировать доступ людей к общедоступной информации независимо от места их жительства и работы через национальные сети и программы".
В этом документе не только провозглашены некоторые высокие принципы, но даны установки и конкретные механизмы их реализации в жизни. Однако наш опыт, в том числе и личный, в сфере разработки законодательного обеспечения информатизации в СССР и затем в России показал, что прямое заимствование чужих наработок и идеологии в этой области не может привести к приемлемым результатам, особенно сейчас, в период радикальных преобразований в нашей стране. Придется пройти этот путь самостоятельно.
Предлагается разработать такой документ (типа декларации), в котором были бы сформулированы принципы взаимодействия государства, общества и личности в информационной среде демократического российского государства.
Доктрина должна играть роль генератора идей, концепций, направлений и программ развития и деятельности в сферах, где влияние информатизации, информатики и информационных технологии проявляется как их необходимая и неотъемлемая составляющая. В частности, из нее должны вытекать принципы и направления Государственной информационной политики, некоторые положения Государственной научно-технической политики и т.п.
Важнейшей фазой этой работы должна стать общественная дискуссия в СМИ, на телевидении, в научных обществах и учреждениях. Только путем широкого и гласного обсуждения этой важнейшей проблемы возможно достижение социального консенсуса между государством и обществом. Установление социального партнерства, создание достаточно прочной основы правового, организационного и финансового положения в сфере информатизации; является задачей национального уровня, и поэтому так необходим документ — Национальная информационная доктрина России.
ИНФОРАН (Институт информатизации общества и развития науки)
1 Известный российский ученый в области общественных наук; канд. техн. наук.
2Билль о праве на информацию
________________________________________________
Г.В. Белов - канд. техн. наук