Приветственное слово

Бригита Шмёгнерова



Я очень рада приветствовать всех присутствующих на открытии этой конференции, особенно в то время, когда мы только месяц назад успешно завершили Пан-Европейскую региональную министерскую конференцию, посвященную подготовке Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу.

В настоящее время, в том числе и благодаря этой конференции, развивается региональное и глобальное сотрудничество в рамках подготовки Встречи на высшем уровне по информационному обществу. Она проводится в два этапа, первый пройдет в декабре 2003 года в Женеве.

В этом контексте Российская Федерация и страны СНГ должны сыграть важную роль в обеспечении конструктивного и всеобъемлющего диалога между странами-членами ЕЭК ООН и другими региональными и международными организациями.

Таким образом, особенно логичным выглядит совместное проведение этой встречи ЕЭК ООН, российским правительством и инициативой "Глобальное Знание – Россия".

Целевая Группа ООН по ИКТ

В марте 2001 года Экономический и Социальный Совет ООН сформировал Целевую группу по информационно-коммуникационным технологиям – Целевую группу ООН по ИКТ.

Ее целью было придать действительно глобальный характер усилиям по устранению глобального информационного неравенства, способствовать расширению возможностей информационных технологий и, таким образом, поставить ИКТ на службу всеобщего развития.

При этом подчеркивалось, что для достижения ощутимых и стабильных результатов деятельность в области ИКТ для развития должна быть ориентирована на конкретный регион, сотрудничество должно развиваться на субрегиональном и региональном уровне, а общая повестка дня должна определяться на глобальном уровне.

Вклад в эту работу посредством Целевой Группы ООН по ИКТ отражает особые преимущества Организации Объединенных Наций – ее легитимность, универсальность, глобальный масштаб деятельности в области развития, опыт и возможности, а также объединяющую и катализирующую роль.

Первое собрание Целевой Группы прошло в ноябре 2001 года, а второе – в феврале 2002 года. На первом собрании был принят План действий Целевой Группы.

Были также созданы несколько рабочих групп, а именно:


Эти тематические рабочие группы открыты для участия организаций, не являющихся членами Целевой Группы.

Было также принято решение основать региональные секретариаты Целевой Группы. Женевский секретариат уже полностью работает на паневропейском уровне, и идет создание субрегиональных секретариатов, таких, как Московский секретариат.

Роль информационного общества в функционировании общеевропейского экономического пространства

Роль Московского секретариата особенно важна также и в контексте общеевропейского экономического пространства, сложившегося в результате расширения ЕЭС.

Как вы знаете, целью Общеевропейского экономического пространства является установление более тесного экономического сотрудничества между ЕЭС и Россией. Это предполагает определение основных предпосылок для сближения российской и европейской экономики.

Конкретнее, это предполагает гармонизацию соответствующей законодательной и нормативной базы для развития торговли и инвестиций и определения других областей экономической интеграции, в которых информационное общество будет важной предпосылкой сотрудничества.

План работы Общеевропейского экономического пространства, основанный на опыте формирования общеевропейского рынка, включает предложения по ряду вопросов, в числе которых таможенные процедуры, государственное снабжение, конкурентная политика и услуги.

В этих областях сближение законодательств, как форма плавной гармонизации, должно начаться в ближайшем будущем, и сотрудничество заложит основу экономической интеграции в среднесрочной перспективе. Все вышеупомянутые сферы тесно связаны с развитием информационного общества.

ИКТ как ключевые инструменты экономического развития России и СНГ

Известно, что Россия и страны СНГ обладают богатыми, с региональной точки зрения, запасами природных ресурсов. Действительно, с момента начала переходного периода в 1990-х годах природные ресурсы составляют около 50% экспорта России, что делает их основной составляющей текущего дохода и экономического производства.

На этом фоне, тем не менее, мы не должны забывать, что этот регион также очень богат хорошо образованными и высокоинтеллектуальными людскими ресурсами.

Поэтому наша задача – привлечь эти ресурсы к работе на переднем крае экономического развития как составной части стратегии устойчивого развития.

Учитывая опыт других стран и регионов, которые успешно использовали знание как важнейший фактор производства, мы уверены, что использование людских ресурсов в экономическом производстве данного региона сможет вывести его в ближайшем будущем на новый, более высокий уровень.

Это, в свою очередь, сделает интеграцию российской экономики в европейскую и мировую экономику более сбалансированной, а текущий процесс перехода – более разумным в долгосрочной экономической и социальной перспективе.

Как и во многих других инициативах в этой области, нам еще предстоит столкнуться со многими сложностями при достижении этой цели. Молодые поколения должны преодолевать трудности с нашей решительной и постоянной поддержкой, обеспечивающей реализацию их таланта и потенциала на благо общества в регионе.

Для этого интеграция в глобальное информационное общество должна сопровождаться развитием местного информационного наполнения, сохранением культурного разнообразия и универсальным доступом к информации по приемлемым ценам.

Роль ЕЭК ООН

Чтобы реализация вышеупомянутых задач стала возможной, ЕЭК ООН обязалась предоставить странам-участницам форум для обмена мнениями, взглядами и опытом проведения политики и участвовать в выработке основных условий и моделей успешной деятельности, которые будут способствовать развитию глобального информационного общества.

ЕЭК ООН внесла весомый вклад в работу Пан-Европейской министерской конференции в Бухаресте, организуя дополнительные мероприятия по стандартизации ИКТ, гендерным вопросам, а также электронной политике и электронному регулированию информационного общества.

Кроме того, ЕЭК ООН подготовила Отчет по информационному обществу, состоящий из отчетов о развитии информационной политики 16 стран с переходной экономикой. При составлении этого отчета решающим был вклад высококвалифицированных специалистов правительств Российской Федерации, Украины, Молдовы, Азербайджана и Кыргызстана.

ЕЭК ООН, помогая правительствам региона в развитии экономики знаний, работала в основных сферах информационного общества – электронном регулировании, электронной безопасности, электронном управлении – и принимала участие в разрешении споров в этих областях.

В рамках этих усилий ЕЭК ООН полностью поддерживает сегодняшнюю, очень своевременную и актуальную конференцию, на которой обсуждаются насущные проблемы экономики знаний, различные подходы к ней, стратегические инструменты, последствия и пути развития.

Это обсуждение, безусловно, поможет лучше понять, как определить стратегическое направление деятельности для получения максимальной экономической выгоды от использования новых технологий и накапливаемых социально-значимых знаний.

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча станет эффективным форумом для правительств, делового сообщества и гражданского общества. Не сомневаюсь также, что она явится важным элементом диалога, который сейчас проходит в рамках Целевой Группы ООН по ИКТ с участием соответствующих региональных секретариатов. Хочется выразить уверенность, что результаты сегодняшней конференции будут способствовать дальнейшему обсуждению животрепещущих проблем современности на Всемирной встрече на высшем уровне по информационному обществу в 2003 году в Женеве.


Бригита Шмёгнерова - Исполнительный Секретарь Европейской экономической комиссии ООН.


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 8-10.