_______________________________________________
Ситуация
В прошлом граждане Египта часто сетовали на то, что им приходится тратить колоссальное количество времени и усилий на получение государственных документов и услуг. Процесс ожидания в очередях и обращений в целый ряд государственных учреждений для получения согласований и необходимых бумаг был крайне утомительным и вызывал раздражение у людей. Стремясь исправить такую ситуацию, египетское правительство предприняло несколько шагов. Для начала оно сделало субботу постоянным рабочим днем для государственных служащих, что должно было удовлетворить нужды большинства граждан, у которых выходные дни приходятся на пятницу и субботу. Кроме того, правительство изменило часы работы государственных организаций, чтобы трудящимся гражданам было проще их посещать.
Несмотря на все эти перемены, государственные служащие по-прежнему тратили титанические усилия на обработку огромного множества получаемых ежедневно запросов. А египетские граждане, как и раньше, выражали недовольство долгим, утомительным ожиданием в очередях и бесцельной потерей своего рабочего времени. Поэтому правительство Египта пришло к выводу, что и государственным служащим, и гражданам требуется более действенная и эффективная система обслуживания, которая бы положила конец длинным очередям и задержкам, затрудняющим обработку запросов на документы и услуги.
Решение
Египетское правительство сделало выбор в пользу системы-шлюза, которая должна была соединить между собой различные государственные службы. Благодаря этому граждане получили бы возможность доступа к ним по интернету через единую точку входа в любое время суток из любого места. В основе этого решения лежало пожелание правительства предоставлять государственные документы и услуги таким образом, чтобы людям не надо было посещать различные инстанции и стоять в очередях. Кроме того, требовалось, чтобы египетские эмигранты, иностранные инвесторы и потенциальные гости страны, нуждающиеся в информации или услугах, могли легко получать их из-за рубежа.
Поскольку государственные системы построены на разных платформах с применением различных технологий, их соединение между собой может быть сложным и дорогостоящим делом. Решение, необходимое правительству Египта, должно было обладать возможностями для интеграции унаследованных систем, использования существующих решений и дальнейшегорасширения, допуская подключение в будущем других технологий и устройств, например мобильных телефонов, персональных цифровых органайзеров (PDA), IVR-систем1, киосков2 и телевидения. Помимо всего прочего требовалось обеспечить, чтобы такое расширение проводилось быстро, стоило недорого и сопровождалось минимальными нарушениями в работе системы.
Рассмотрим случай, когда центральный государственный веб-узел предоставляет онлайновый доступ к услугам десяти различных ведомств или министерств. Для интеграции этих услуг следует соединить как минимум десять отдельных систем. При этом каждое соединение требует усилий разработчиков как на стороне веб-интерфейса, так и на стороне конкретного государственного органа.
А теперь представим случай, когда необходимо создать второй веб-узел, который бы предлагал услуги тех же самых десяти государственных органов. Для этого разработчикам нужно будет повторить те усилия, которые были затрачены для подключения первого веб-узла. Введение дополнительных веб-узлов с похожей функциональностью вызовет еще большие трудности.
Использование обычных решений приведет к ряду таких очевидных проблем, как дублирование усилий по разработке и интеграции, высокая сложность систем, трудность интеграции в силу разнообразия технологий, несовместимость условий безопасности в рамках одной сети, отсутствие гарантии надежности серверных систем, а также трудности администрирования.
Египетское правительство выбрало модель шлюза, которая предлагает альтернативный подход, свободный от недостатков обычно применяемых решений. Модель позволяет легко и единообразно соединять разнородные ИТ-системы, используемые в различных государственных органах, снижая при этом сложность работы и трудозатраты. Она также выступает в роли центрального канала, через который направляются все запросы независимо от адресата. И наконец, модель выполняет необходимые функции аутентификации и маршрутизации и гарантирует, что все запросы достигнут места назначения.
Продукты и технологии Microsoft, используемые в проекте:
• Microsoft BizTalk Server 2002
• Microsoft Internet Security and Acceleration Server 2000
• Microsoft SQL Server 2000
• Microsoft Windows 2000 Server
1 IVR (Interactive Voice Response, «Интерактивный голосовой ответ») – технология взаимодействия с компьютерной системой по телефону, когда система выдает голосовые сообщения, возможно, с использованием синтезатора речи из текста, а пользователь выбирает нужные действия с помощью кнопок тонового набора. 2 Киоск – интерактивная компьютерная система, как правило с сенсорным экраном, предназначенная для узкоспециальной цели и обычно расположенная в общественном месте. 3 1 египетская лира (фунт) = около 5 руб. (курс ЦБ России на август 2005 г.)