Необходимым условием законодательного процесса является наличие в электронном виде полнотекстовых баз данных (БД) всех нормативно-правовых актов, действующих в государстве. В концепции информационного развития Государственной Думы предусмотрено в качестве первой важнейшей задачи – обеспечение доступности ко всем нормативно-правовым актам, которые есть в стране.
Для того, чтобы выполнить эту задачу, в Аппарате Государственной Думы в рамках Правового управления создан отдел учета и систематизации законодательства, который ведет полнотекстовую БД ИПС «Закон» – одну из старейших в нашей стране.
Наличие серьезных информационно-правовых консорциумов в нашей стране в значительной степени облегчает нам нашу задачу, однако ни в коей мере в силу ряда факторов не делает нашу работу ненужной.
Прежде всего, ИПС «Закон» имеет служебный характер и гарантирует точность и полноту сведений, что имеет немаловажное значение для депутатов Государственной Думы, для наших заключений и оценок готовящихся законопроектов. Мы успеваем включить в эту базу все необходимые документы достаточно быстро, чтобы обеспечить депутатов необходимыми данными.
Очень часто у нас возникает потребность в использовании других подходов к ведению БД ИПС «Закон». Сейчас очень распространены законы с отложенным сроком вступления в силу – до полугода и более. И мы должны учитывать наличие этих законов в базе. Это, естественно, требует дополнительных усилий – при принятии каждого нового законопроекта мы должны сопоставлять базы данных. Это дает нам возможность дополнительного контроля, что не бывает лишним, т.к. в законе каждая запятая имеет значение.
Направленность баз данных правовой информации в ИПС «Закон» и коммерческих системах разная. Коммерческие базы предполагают такое изложение материалов, которое позволяет лучше ориентироваться в законодательстве правоприменителю – со всеми возможными ссылками, гиперссылками, пояснениями текстов. Но с точки зрения законодателя принцириалов, включая правовые источники и социально-экономическую оценку. Мы предполагаем, что в этом процессе будут задействованы все подразделения, занимающиеся информацией. Скажем, мы могли бы предоставлять заключения Правового управления, а также делать подборку нормативных правовых актов, включая акты министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, которые относятся именно к данной части вопроса. Библиотека может предоставить библиографический указатель, необходимые выдержки из монографий, статей, относящихся к этой теме, статистику, правоприменительную практику, заключения ученых и многое другое.
Заключения Правового управления являются источником информации, в котором можно получить сведения о том, соответствует или нет данный закон Конституции Российской Федерации и имеющемуся законодательству, и увидеть его недостатки. Готовые заключения Правового управления размещаются в системе интранет Государственной Думы и уже к концу дня становятся доступны для всех пользователей, что, на наш взгляд, чрезвычайно важно.
Для того чтобы оказать содействие депутатам в освоении правового пространства, нами проводится методическая работа. Так, в частности, мы готовим сборник образцов документов, которые относятся к законопроектной деятельности. Он размещен на нашем сайте в электронном виде и имеется также на бумажном носителе. Проводимые нами совещания с работниками аппаратов комитетов свидетельствуют о том, что необходим расширенный вариант сборника, где бы различные варианты документов излагались более пространно.
Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов – согласованный продукт всех основных органов государственной власти Российской Федерации, они рекомендованы Советом Думы к использованию. И в настоящее время мы требуем на основании решения Совета Думы исполнения этих рекомендаций от всех органов, которые участвуют в законодательном процессе. Это нам существенно облегчило работу.
Еще одно наше издание – «Комментарий к Регламенту», представляет собой первый комментарий к Регламенту, который вышел в свет. В книге «Оценка законов и эффективность их применения» мы изложили опыт оценки законов не только России, но и стран Европы, в основном федеративных государств, т.к. мы имеем общие проблемы.
Мы очень надеемся, что нам удастся реализовать идею о размещении на сайте Государственной Думы в интернете всех этих изданий с тем, чтобы с ними могли ознакомиться заинтересованные люди.
Отдельная тема – международно-правовые акты. Для нас общей проблемой является реализация международно-правовых идей в нашем законодательстве, которую мы решаем через непосредственное заимствование этих идей, их освоение, переработку и внедрение в законодательство. Мы сделали в электронном виде все основные документы международно-правового характера, имеющие обязательную силу для Российской Федерации. Кроме этого, мы переводим и размещаем в электронном виде также необязательные для Российской Федерации международно-правовые документы, прежде всего конвенции Совета Европы, членами которого мы являемся. Эта работа, полагаю, позволит нам реализовать положение Конституции, ее части 4 статьи 15, которая говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью нашей правовой системы.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 15-16.