_________________________________________________________
М.А. Бунчук, О.В. Петров
Как полагают международные эксперты, в основе национальной концепции электронного правительства должна лежать не информатизация имеющейся модели государственного управления, а использование ИКТ для перехода к качественно новому типу государства, ориентированного на предоставление услуг гражданам (в отличие от регулятивного государства прошлого, основанного на пассивном согласии населения с действиями правительства), и к принципиально новому этапу развития государственного управления в третьем тысячелетии, который нельзя было даже представить 15 лет назад, до появления новых ИКТ, в частности интернета и Всемирной сети.
Такое видение отражено в стратегиях электронного правительства в странах с наиболее высокоразвитыми системами государственного управления, такими как «Электронная Европа» в ЕС, «Ответственное правительство» в Австралии, «Правительство в Сети: Лучшее обслуживание для канадцев» в Канаде, «Обеспечение преобразований» в Новой Зеландии, «Интегрированное правительство (i-Government) в Сингапуре, «Трансформационное правительство» в Великобритании2.
Названия многих из этих стратегий говорят сами за себя и показывают, как соответствующие страны представляют себе роль электронного правительства в общей стратегии развития государственного управления. Существует четкая связь между такими подходами к электронному правительству и результатами развития этих стран. Например, все вышеперечисленные страны входят в список 15 лидеров по Индексу восприятия коррупции 2006 года организации «Transparency International»3, 10 лидеров по простоте ведения бизнеса (Доклад Всемирного банка «Doing Business»4) и 23 лидеров в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума5.
В Российской Федерации формирование электронного правительства стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти. Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке. Новый импульс развитию электронного правительства дала программа «Электронная Россия».
В августе 2007 года Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее – Концепция). По мнению ряда российских и зарубежных экспертов, принявших участие в обсуждении Концепции в рамках проекта Евросоюза на семинаре 26 октября 2007 года, данная Концепция:
Рекомендация
Россия могла бы создать Офис Национального Координатора по электронному правительству и ИКТ (Government Chief Information officer, CIO) и Национальный совет координаторов по электронному правительству основных федеральных министерств/ведомств. Кроме того, возможно создание Комитета (или Рабочей группы) по электронному правительству в рамках Комиссии по административной реформе (например, в Корее был создан Особый комитет по электронному правительству в рамках Комитета по модернизации правительства).
Рекомендации
I. Необходимо разработать и ввести в действие новый закон об электронных подписях, вносящий изменения в существующий закон, а также разработать ряд смежных актов и распоряжений, обеспечивающих юридическое признание и официальный статус электронных документов и подписей. Отсутствие таких актов подрывает развитие электронной коммерции и электронного правительства, и их разработку нужно рассматривать как высший приоритет.
II. Кроме того, возможна разработка и введение альтернативных средств цифровой идентификации (например, в Эстонии коммерческие банки предоставляют услугу электронной идентификации для целей электронного правительства).
III. Необходимо подробное исследование существующего законодательства с последующей разработкой рекомендаций и поправок, снимающих правовые барьеры развития электронного правительства.
IV. Возможно принятие отдельного закона об электронном правительстве (или правительстве «одного окна») для объединения нескольких связанных вопросов в едином документе (например, Акт США об электронном правительстве, 2002).
К концу 2006 года 100 регламентов было разработано на федеральном уровне и 150 – в регионах. 4 регламента (в сферах регистрации мигрантов, служб занятости, регистрации собственности) были введены в действие на пилотной основе. Однако до сих пор неясно, была ли разработка регламентов осуществлена:
Таковы критические факторы, которые будут определять успех введения регламентов и степень того, насколько они смогут упростить и облегчить доступ граждан и предприятий к государственным услугам.
В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» до сих пор не созданы необходимые связи с отраслевыми реформами, административными реформами и другими инициативами правительства. Многие проекты информатизации все еще чрезмерно сфокусированы на технологиях и испытывают недостаток лидерства экспертов в предметных областях. Существует опасность неудачного внедрения, обусловленного принятием решений на основе технологических факторов, а не приоритетных нужд пользователей систем. Отсутствие ориентации на конечных потребителей и спрос, а также недостаточно развитый процесс реинжиниринга управленческих процессов представляют собой основной недостаток проектов информатизации в органах власти.
I. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы Министерство экономического развития и торговли РФ, на которое возложена ответственность за общеправительственные преобразования и административную реформу, играло более активную роль в сфере электронного правительства и назначило постоянного высокопоставленного представителя для выполнения функций обеспечения связей между электронным правительством и административной реформой. Методология разработки регламентов государственных услуг должна соответствовать передовому международному опыту реинжиниринга бизнес-процессов в государственном секторе, особенно в контексте реализации проектов в сфере электронного правительства.
II. Важно удостовериться в том, что разработка и введение электронных «регламентов» основываются на активном участии заинтересованных сторон, учете роли ИКТ при реализации регламентов на самой ранней стадии их разработки, а также на надежной методологии преобразования управленческих процессов. В частности, такой подход должен применяться в том случае, когда регламент соответствует определенному набору приоритетных электронных услуг.
III. Отраслевые министерства должны принимать более активное участие в реализации системы электронного правительства посредством федерального совета по информационным технологиям, межведомственного комитета, рабочей группы или неформального сообщества.
IV. Преобразование управленческих процессов должно стать обязательным условием любых значительных инвестиций в области ИКТ в государственном секторе.
1. Разработать стратегию и план действий по введению электронного правительства, включающий, в частности, механизм внедрения электронных услуг, критерии определения приоритетных услуг, дающих быстрый и зримый социально-экономический эффект;
2. Обеспечить организационную ясность, улучшение координации и распределение ответственности;
3. Создать и наделить полномочиями сеть лидеров электронного правительства (управляющих по ИКТ);
4. Обеспечить юридическое признание электронных подписей и электронных документов, а также разработку необходимой нормативной базы;
5. Усилить интеграцию между административными и отраслевыми реформами и процессами информатизации.
2 См., например, http://www.igov.gov.sg/Strategic_Plans/iGov_2010/ (Сингапур); http://www.gol-ged.gc.ca/index_e.asp (Канада).
3 http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2006
4 http://www.doingbusiness.org/
5 http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/Global%20Competitiveness%20Report/index.htm
6 http://www.tbs-sct.gc.ca/btep-pto/index_e.asp
7 http://www.gao.gov/special.pubs/bprag/ai10115.pd