_____________________
Питер Найт
Аннотация
Публикуемая здесь часть второй главы книги Питера Найта «Интернет в Бразилии. Возникновение, стратегия, развитие и управление» будет особенно интересна русскоязычному читателю, так как в ней детально описывается история возникновения бразильского интернета, система поддержки на государственном уровне и в академических кругах, участие определенных лидеров и организаций для включения Бразилии в международную сеть Интернет.
Ключевые слова: передача данных, Специальный секретариат по информатике (ССИ), Управление по вопросам политики в области информатики и автоматизации, сетевая архитектура по стандарту OSI (стандарт взаимодействия открытых систем), протокол TCP/IP, Международная организация стандартов (ISO), Межправительственное бюро информатики, ARPANET, Национальная лаборатория компьютерных сетей, сеть BITNET, Национальная научно-исследовательская сеть (RNP), Эко-конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро, сфера интернет-услуг.
В 1975 г. Министерство связи приняло решение, в соответствии с которым компания Embratel, оператор междугородней и международной связи, входящая в государственную группу компаний Telebras, будет отвечать за развертывание и эксплуатацию национальной системы телексной связи и национальной сети передачи данных, включая международную связь.
В том же году Винтон Серф и Кейт Анкэфер продемонстрировали подключение к компьютерной сети ARPANET на Первом латиноамериканском семинаре по передаче данных, который проводился в рамках Седьмой национальной конференции по обработке данных (Сан-Паулу). Демонстрация вызвала всеобщий интерес [1].
В конце 1970-х – начале 1980-х годов наблюдался рост интереса к конвергенции телекоммуникаций и теории вычислительных систем или, как ее еще называли, информатике (на португальском – informаtica), что отразилось на программах крупных конференций и исследований, проводившихся в стране. В 1979 г. группа компаний Telebras объявила о запуске проекта по созданию Латиноамериканской компьютерной сети (Rede Latina-Americana de Computadores – REDLAC), в рамках которого планировались исследования в области коммутации пакетов, локальных вычислительных сетей и взаимодействия сетей. Исследования проводила рабочая группа по передаче данных исследовательского центра Telebras в городе Кампинас (штат Сан-Паулу) в сотрудничестве с Университетом Сан-Паулу (УСП). [2]
Борьба протоколов
В эти годы возникло противостояние между развитием сетей на базе протоколов TCP/IP, применявшихся в международных партнерствах, ориентированных на открытые стандарты, и промышленными, технологическими регламентами и политиками контроля импорта, которые формировало националистическое военное правительство Бразилии. Эти отраслевые и технологические регламенты впервые были разработаны в 1975–1979 гг., в период правления президента генерала Эрнесту Гезеля, в рамках Второго плана национального развития как средство, способствующее становлению отечественной электронной промышленности и отраслевых ресурсов, формированию технологической автономности от других стран, а также поддержке собственного производства оборудования для отрасли. Эта политика проводилась в рамках второй волны импортозамещения. (Первая волна началась во время Великой депрессии и продолжалась в период Второй мировой войны и в 1950-е годы.) [3]
В области информатики главным учреждением, отвечавшим за претворение в жизнь этой политики, был Специальный секретариат по информатике (ССИ, Secretaria Especial de Informаtica, SEI), созданный в 1979 г. Он подчинялся непосредственно Совету национальной безопасности при президенте генерале Жуане Фигейреду. Деятельность Специального секретариата по информатике велась в авторитарном стиле, и это не вселяло особого доверия у сообщества гражданских лиц, интересующихся новыми технологиями. Секретариат контролировал межгосударственные информационные потоки, поддерживал развитие сетевой архитектуры по стандарту OSI (стандарт взаимодействия открытых систем), проект которого был впервые опубликован Международной организацией стандартов (ISO) в 1981 г. В 1984 г., через 11 лет после разработки протокола TCP/IP, Секретариат сделал стандарт ISO проще и дешевле (изобретение этой технологии финансировалось правительством США). Для бразильских военных принятие протокола TCP/IP «означало бы восстановление американской гегемонии». 1
Политика Секретариата согласовывалась с движением стран Третьего мира, которые стремились создать новый мировой порядок в области информации и коммуникации, своего рода «боковую ветвь» нового мирового экономического порядка2. При поддержке и координационных мерах ЮНЕСКО в 1978 г. было создано Межправительственное бюро информатики, в состав которого вошли представители 35 стран, включая Бразилию; деятельность Бюро ставила своей целью прогресс информатики в развивающихся странах, включая законодательные аспекты межгосударственных информационных потоков.
Позицию Бразилии четко сформулировал генерал-лейтенант Жубер де Оливейра Бризида, исполнительный секретарь ССИ, на Первой международной конференции по межгосударственным информационным потокам, проводившейся в Риме (Италия) в июне 1980 г.: «Страна, которая не занимается контролем над используемой ею стратегической информацией, рискует через телекоммуникации оказаться чрезвычайно зависимой от интересов политических и экономических групп за пределами этой страны»[4].
В целом информационная политика Бразилии резко отличалась от позиции крупных развитых стран, особенно Соединенных Штатов, и международных компаний. Роль, которую в этих процессах играла ЮНЕСКО, стала одним из факторов, побудивших США, Великобританию и Сингапур выйти из состава ЮНЕСКО в конце 1984 г. Вследствие националистической политики участие бразильских компаний и организаций (правительственных, академических и общественных) в развитии интернета, который базировался скорее на стандарте TCP/IP, чем OSI, было затруднено.
Следует добавить, что ряд крупнейших международных корпораций, которые в то время производили телекоммуникационное и ИТ-оборудование (например, IBM, Burroughs, Digital Equipment Corporation), работали на основе собственных засекреченных технологий, и это был еще один фактор, сдерживавший принятие протокола TCP/IP.
С уходом военного правительства в 1985 г. Совет национальной безопасности передал ССИ в ведение незадолго до того созданного Министерства науки и технологии (MCT). Затем, в 1990 г., в начале президентского правления Фернанду Колора, ССИ расформировали, создав вместо него Управление по вопросам политики в области информатики и автоматизации (Departamento de Politica de Informatica e Automatacao, DEPIN) в составе Секретариата по вопросам науки и технологии, который был учрежден вместо Министерства науки и технологии. Теоретически Департамент продолжал контролировать межгосударственные информационные потоки, но на практике, под влиянием таких факторов как глобализация и развитие интернета, он утратил эти функции.
Продвижение интернета в академической среде
В то время в академическом сообществе возрастал интерес к формированию сетей, объединяющих компьютеры разных университетов. Первые шаги в этом направлении были сделаны в самом южном штате Бразилии Риу-Гранди-ду-Сул, где в середине 1970-х был запущен проект под названием «Южная сеть телеобработки данных» (Rede Sul de Teleprocessamento, RST), за координацию которого отвечала профессор Федерального университета Риу-Гранди-ду-Сул (ФУРГС) Лиане Таруко. В 1973 г. она познакомилась с профессором Леонардом Клейнроком, одним из создателей ARPANET, приехавшим в Бразилию читать лекции по курсу телеобработки данных в Папском католическом университете Рио-де-Жанейро (ПКУРЖ). В 1977 г. Таруко опубликовала первую в Бразилии книгу по передаче данных. После этого она ездила в Стэндфордский университет, где завязала контакты с людьми, участвовавшими в проекте ARPANET. Вернувшись в Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул, Таруко попыталась подключиться к сети ARPANET, но это оказалось слишком дорогостоящим предприятием [5].
Проект RST так и не был начат, но интерес к изучению сетей передачи данных в бразильских университетах набирал силу. В конце 1979 г. была создана Национальная лаборатория компьютерных сетей (Laboratуrio Nacional de Redes de Computadores, LARC), виртуальная организация, объединившая учреждения, работавшие в этой области. Особую активность проявляли Федеральный университет Рио-де-Жанейро (ФУРЖ) и Папский католический университет Рио-де-Жанейро. В 1982 г. в Папском католическом университете Рио-де-Жанейро началось исследование, посвященное развитию коммутации пакетов; в совместном проекте под названием REDPUC также принимали участие группа компаний Telebras, компания Embratel и Университет Сан-Паулу. На специализированных курсах в Папском католическом университете Рио-де-Жанейро сотни людей получили представление о компьютерных сетях. В 1984 г. был создан проект «Сеть Рио» (Rede Rio), которая объединяла компьютеры учебно-исследовательских институтов Рио-де-Жанейро, но проект не получил дальнейшего развития, отчасти из-за того, что закончилось финансирование, которое обеспечивал Фонд исследовательских проектов (Financiadora de Estudos e Projetos, FINEP).
Однако интерес к компьютерным сетям в бразильских университетах продолжал набирать обороты, получая подпитку из новостей о создании в США сетей NSFNET и параллельных инициативах в других странах. К 1986 г. во всем мире насчитывалось уже более 50 академических сетей, но сети бразильского академического сообщества существовали только на бумаге. Тем не менее велись дискуссии о проектах, которые могли бы изменить эту ситуацию, в основном в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Академическая общественность узнала об этих планах в 1987 г., когда бразильские ученые стали признавать важность компьютерных сетей для научных исследований и обмена информацией.
После дискуссий об академических компьютерных сетях, которые состоялись на июльском конгрессе Бразильского компьютерного общества, Национальный совет по научно-техническому развитию (Conselho Nacional de Pesquisa, CNPq) предоставил средства для проведения в октябре трехдневного совещания; оно было организовано в Университете Сан-Паулу профессорами Пауло Агьяр (Paulo Aguiar) из Федерального университета Рио-де-Жанейро и Майклом Стэнтоном (Michael Stanton) из Папского католического университета Рио-де-Жанейро. В этом совещании приняли участие 38 человек: исследователи, представители правительства (в том числе ССИ) и компании Embratel (оператор междугородней и международной связи, входящий в состав государственной группы компаний Telebras). Они решали вопрос о создании сети для обмена данными между бразильскими научно-исследовательскими группами и их коллегами из других стран. «В результате были посеяны первые семена, которые впоследствии выросли в специализированную национальную исследовательскую сеть. В конечном счете представители Бразилии приняли участие в Шестом международном семинаре по вопросам развития сетей, который месяцем позже проходил в Принстоне; именно там впервые завязались обширные контакты с международным исследовательским сообществом в сфере сетевых технологий» [6].
В 1988 и 1989 гг. три бразильских учреждения – Национальная лаборатория применения вычислительных машин для научных расчетов (LNCC) в Рио-де-Жанейро, Исследовательский фонд Сан-Паулу (Fundo de Amparo а Pesquesia do Estado de San Paulo, FAPESP) и Федеральный университет Рио-де-Жанейро – самостоятельно создали сетевые подключения к трем учреждениям в США по сети BITNET (Because It’s Time Network), поддерживающей обмен файлами и сообщениями электронной почты. Для таких подключений требовалось согласие компании Embratel и ССИ; их удалось получить после заседания, проведенного в Бразилиа в апреле 1988 г. Для сети BITNET не использовался протокол TCP/IP: в соответствии с действовавшим в то время бразильским законодательством невозможно было объединить в сети три эти учреждения и Bitnet [7].
Эти законодательные препоны удалось обойти, когда Исследовательский фонд Сан-Паулу (FAPESP) представил все подключенные к сети государственные организации как подразделения одного юридического лица. Таким образом единое подключение FAPESP к сети ANSP (Academic Network at Sгo Paulo, Академическая сеть Сан-Паулу) использовалось, в числе прочих, тремя университетами в штате Сан-Паулу: Университетом Сан-Паулу, Государственным университетом Кампинаса (Unicamp) и Государственным университетом Сан-Паулу (UNESP). Кроме того, канал лаборатории LNCC использовался для предоставления удаленного доступа к терминалам, благодаря чему ученые могли подключаться к центральному компьютеру Лаборатории LNCC в Рио-де-Жанейро, подключенному к сети BITNET. По мере ослабления ограничений сетевые каналы стали появляться в других университетах и лабораториях Бразилии, образуя ответвление сети BITNET, которое использовалось до середины 1990-х годов. На рисунке 3 показаны масштабы этой сети в 1991 г.3
Рис. 3. Подключения к BITNET по каналам, арендованным RNP (декабрь 1991 г.)
Источник: Stanton, M. (1993). Non-Commercial Networking in Brazil. Proceedings INET 1993. Р. GFB-8.
Для более объемного и амбициозного проекта – создания Национальной научно-исследовательской сети (RNP) – потребовалась обширная дорогостоящая инфраструктура, строительство которой зависело от государственных ресурсов. В середине 1988 г. при начальнике секретариата Министерства науки и технологии была учреждена рабочая группа, координацию которой осуществлял Тадао Такахаси, на тот момент работавший в Национальном совете по научно-техническому развитию. В результате проведенной работы Министерство науки и технологии приняло решение о поддержке и финансировании проекта RNP. В сентябре 1989 г., во время проходившей в Сан-Паулу конференции, стартовала реализация проекта RNP [8]. В 1992 г. в Бразилии в рамках проекта начала функционировать сеть арендованных линий связи (рис. 4).
Такахаси, ставший первым координатором проекта RNP, в середине 1990 г. пригласил Майкла Стэнтона на должность координатора по научно-исследовательской работе. Вместе с Пауло Агьяром и Алесандре Гройсгольдом Стэнтон, назначенный годом ранее координатором по сетевым технологиям Исследовательского фонда Рио-де-Жанейро (Fundo Carlos Chagas Filho de Amparo а Pesquisa do Estado do Rio de Janeiro, FAPERJ ), планировал внедрение сети на базе протокола TCP/IP, которая сменила бы сеть BITNET в Рио-де-Жанейро. К середине 1990 г. наблюдалось некоторое продвижение в работах по проекту, и о нем начали говорить в бразильском сообществе BITNET.
Сначала Такахаси неохотно воспринял идею с протоколом TCP/IP, но Майклу Стэнтону и Деми Гетчко удалось его переубедить4 . После этого Такахаси развернул кампанию по подключению сети RNP к интернету, что привело к столкновению с ССИ по поводу используемых протоколов. В свое время ССИ допустил подключение к сети Bitnet, для которой не использовался протокол TCP/IP, не требовалось создания выделенной международной линии связи, «так как политические барьеры все еще препятствовали импорту IP-маршрутизаторов» [9].
Рис. 4. Сеть RNP в 1992 г.
Источник: Meneses de Carvalho, M. S. R. (2006). A Trajetoria da Internet no Brasil: Do surgimento das redes de computadores а institucionalizaзгo dos mecanismos de governanзa. M.Sc. dissertation in Engineering and Computer Systems, Federal University of Rio de Janeiro (COPPE/UFRJ). September. Р. 102.
В ноябре 1990 г. проводился бразильский семинар по высокопроизводительным вычислительным системам, на который в качестве докладчика был приглашен доктор Барри Лейнер. Лейнер был членом технической группы, отвечающей за развитие набора протоколов интернета, работу интернета и международное взаимодействие. Он также являлся членом Координационного комитета по межконтинентальным научно-исследовательским сетям. Лейнер нашел несколько университетских преподавателей, занимавшихся вопросами развития сетей. В их число вошли Майкл Стэнтон (на тот момент координатор, а сегодня – директор по исследованиям и разработкам Национальной научно-исследовательской и образовательной сети), Пауло Агьяр из Федерального университета Рио-де-Жанейро и Деми Гетчко из Исследовательского фонда Сан-Паулу, в настоящее время – председатель Исполнительного комитета Бразильского сетевого информационного центра (NIC.br) и член комитета CGI.br, а также еще несколько бразильских специалистов по сетевым технологиям.
В марте 1991 г. Гетчко и Стэнтон посетили Соединенные Штаты как представители проекта RNP; в течение трех недель они принимали участие в заседаниях рабочей группы проектирования интернета (IETF) и Федеральной группы США по планированию технических решений, посещали различные учреждения, занимающиеся исследованиями, разработкой, организацией работы и финансированием научно-исследовательских сетей. Эта поездка оказалась крайне полезной, в том числе благодаря усилиям Тадао Такахаси (проект RNP) и Стива Гольдштайна (фонд NSF), тщательно спланировавшим визит.
В первое время после развертывания RNP в создании опорной сети прогресс был очень незначительным. Но в 1991 г. на должность директора CNPq по специальным программам был назначен Иван Моура Кампос, имевший определенный опыт работы в академической сфере и государственном секторе. Он стал важным союзником проекта RNP, незаметно мобилизуя политические и финансовые ресурсы в его поддержку. К началу 1992 г. была введена в эксплуатацию первая версия опорной сети RNP (рис. 4).
Бразилия подключилась к всемирной паутине в мае 1992 г. по двум международным каналам связи, установленным образовательными учреждениями во время Всемирной конференции ООН по вопросам экологии и развития, более известной как Встреча на высшем уровне «Планета Земля» или Эко-конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Гражданские сети связи: Alternex
В то время бразильское сообщество неправительственных организаций также проявляло возрастающий интерес к сетевым решениям. Основные усилия в этой сфере предпринимал Карлос Афонсо, который в настоящее время является президентом бразильского подразделения организации Internet Society и членом комитета CGI5 . Афонсо вернулся в Бразилию после амнистии (1979) бразильских эмигрантов, которые покинули страну в наиболее тяжелые годы военной диктатуры. Вместе с Гербертом де Соуза (более известным как Бетиньо) в 1981 г. он основал Бразильский институт социально-экономического анализа (Instituto Brasileiro de Anаlises Sociais e Econоmicas, IBASE) и стал неутомимым сторонником создания сетей между неправительственными организациями в Бразилии и по всему миру. Используя свои технические навыки и связи в международных организациях, фондах и бразильских государственных учреждениях, он заручился финансовой поддержкой для реализации намеченных сетевых решений – создания сети Alternex, начиная с электронной доски объявлений (Bulletin Board System, BBS) в 1985 г., за которой в 1987 г. последовала сеть для бразильских неправительственных организаций. Он получил поддержку Программы развития ООН и неправительственных организаций в других странах, включая Институт глобальных коммуникаций (Institute for Global Communication, IGC) в США. Он также был соучредителем глобальной сети Association for Progressive Computing (APC). В 1989 г. он установил первое коммутируемое подключение к интернету по сети Alternex за пределами образовательных учреждений (между сетью Alternex и Институтом глобальных коммуникаций), «обойдя радары» ССИ и компании Embratel.
В середине 1990 г. Афонсо искал союзников в академическом сообществе сетевых технологий Рио-де-Жанейро. Бразильский институт социально-экономического анализа, как представитель глобальной сети APC в Бразилии, подготовил подробный проект по обеспечению поддержки интернет-подключения во время Всемирной конференции ООН по вопросам экологии и развития (более известной как Эко-конференция 1992 г. или Встреча на высшем уровне «Планета Земля»). После этого он потратил более года на напряженные переговоры с секретариатом этой конференции при поддержке проекта RNP, и особенно Тадао Такахаси и их сторонников из Программы развития ООН, об утверждении Проекта информационной стратегии Эко-конференции в Рио. Этот проект был включен в официальное соглашение между организаторами Эко-конференции и бразильским правительством о порядке проведения мероприятия.
Благодаря утверждению этого проекта появилась возможность обновить большую часть компьютеров, используемых для сети Alternex, что в свою очередь позволило подключить к интернету все помещения Эко-конференции 1992 г., включая помещение пресс-центра и Глобального форума, мероприятие для неправительственных организаций, которое проходило одновременно с конференцией и привлекло более 9 000 участников со всего мира. Для этих подключений использовались IP-адреса совершенно новой академической сети Рио-де-Жанейро Rede Rio, поддержку которой предоставил Исследовательский фонд имени Карлоса Чагаса по поддержке научных исследований в штате Рио-де-Жанейро (Fundo Carlos Chagas de Apoio а Pesquisa do Estado do Rio de Janeiro, FAPERJ). В то время президентом фонда был Фернандо Перегрино. Проект Alternex также передал часть полученного оборудования проекту RNP.
Компания Embratel затягивала международное сетевое подключение, но не смогла не предоставить каналы связи, наличие которых бразильское правительство гарантировало ООН. Проведение Эко-конференции, на которой произошло первое подключение к бразильскому интернету, обусловило эффективное сотрудничество между бразильскими образовательными, государственными и общественными организациями, а также международными учреждениями, включая ООН и неправительственные организации (особенно APC), а также фонды.
После мероприятия проект Alternex продолжил сотрудничество с сетью Rede Rio, став первым бразильским поставщиком услуг интернета. Поскольку провайдер взимал с некоторых клиентов плату для покрытия собственных расходов, но сам использовал возможности интернет-подключения Rede Rio бесплатно, это породило определенные разногласия. Некоторые руководители сети Rede Rio восприняли подобную «коммерческую» деятельность как противоречащую целям академической сети. В 1992 г. еще до проведения Эко-конференции проект Alternex начал реализацию первой программы по формированию новых поставщиков услуг интернета, помогая им осуществить переход с системы BBS. Благодаря этой программе более 150 организаций BBS стали поставщиками услуг интернета. Но в конечном счете из-за этого усугубились разногласия с основными руководителями Rede Rio. В результате Rede Rio отключила от интернета канал связи Alternex. Тем не менее проект RNP и дальше предоставлял Alternex интернет-доступ через свою точку подключения в Рио с использованием международного канала связи FAPESP. Бразильский институт социально-экономического анализа стремился мотивировать появление новых предпринимателей в области интернета, но в то же время не спешил приватизировать систему Telebras.
Первые ласточки коммерческого интернета и создание комитета CGI.br
С изобретением в 1989 г. Всемирной паутины Европейской организацией ядерных исследований (CERN) в Женеве и появлением удобных в использовании браузеров, начиная с Mosaic в 1992 г. и Netscape в 1994 г., распространение интернета по всему миру ускорилось. Техническое решение, которое изначально, по сути, представляло собой научно-исследовательскую сеть, также используемую некоторыми крупными организациями и знатоками современных технологий, становилось все более востребованным в рамках коммерческой деятельности. Для сложных операций, требующих специальных знаний для любых действий, разве что кроме отправки сообщений электронной почты, теперь нужно было просто щелкнуть мышью. Это привело к резкому увеличению интернет-трафика и к волне предпринимательской деятельности, которые взаимно усиливали друг друга.
Коммерческое использование интернета в Бразилии началось только в 1995 г., когда сеть NSFNet была выведена из эксплуатации после начала пилотной эксплуатации Embratel в декабре 1994 г. В бразильском интернет-сообществе зародился страх, что компания Embratel монополизирует национальный коммерческий интернет.
Президент Фернанду Энрики Кардозу, который вступил в должность 1 января 1995 г., был решительно настроен положить конец государственной монополии в области телекоммуникаций. В этом начинании его активно поддерживал Министр связи Сиргио Мотта. В апреле 1995 г. Мотта подписал постановление № 004-1995, согласно которому интернет признавался дополнительной услугой, в отношении которой не допускается установление монополии. В постановлении «услуга подключения к интернету» определялась как «общее название, обозначающее дополнительную услугу предоставления доступа в интернет пользователям и поставщикам информационных услуг». Далее Мотта объявил, что компании Embratel придется прекратить предоставление доступа физическим лицам, и отклонил попытки этой компании взимать плату с интернет-пользователей по особому тарифу. Это означало, что новые небольшие компании, предоставляющие интернет-услуги, включая компании, созданные при поддержке Бразильского института социально-экономического анализа, получили шанс на дальнейшее развитие.
Таким образом, благодаря принятому постановлению сфера интернет-услуг в Бразилии приобрела характер, нетипичный для большинства других стран: появились тысячи компаний малого и среднего бизнеса, которые предоставляли интернет-услуги в удаленных регионах или на небогатых рынках, на которых крупнейшим телекоммуникационным компаниям и новым крупным операторам еще предстояло найти своего клиента. Действительно, многим из небольших провайдеров и сейчас удается успешно конкурировать с крупными операторами за счет более высокого технического качества услуг и более глубокого знания своих клиентов.
На принятие необходимых законодательных мер, позволивших приватизировать государственные телекоммуникационные компании, ушло три года. В то же время необходимо было создать условия для развития коммерческого сектора интернет-услуг, который не контролировался бы государственными компаниями, дни которых были сочтены. Новые провайдеры получали доступ в интернет либо через государственную компанию Embratel, либо через сеть RNP, до тех пор пока в конце 1990-х на смену государственному телекоммуникационному сектору не пришли приватизированные компании.
Для отслеживания продвижения и принятия новых правил предоставления интернет-услуг в Бразилии совместным постановлением Министерства науки и технологии и Министерства связи № 147 от 31 мая 1995 г., с изменениями и дополнениями согласно Указу президента № 4 829 от 3 сентября 2003 г., был учрежден Бразильский рабочий комитет по вопросам интернета (CGI.br). В полномочия Комитета входила координация и интеграция всех бразильских инициатив в области интернет-услуг, а также содействие повышению качества, развитию инноваций и распространению доступных услуг. Комитет CGI.br оказывал поддержку новоявленному бразильскому коммерческому интернету в рамках государственно-частного партнерства. Согласно этому постановлению, коммерческим провайдерам разрешалось подключаться к сети RNP.
Указанное постановление представляет собой результат активной работы и закулисных политических маневров Ивана Моура Кампоса из Министерства науки и технологии, Ренато Гуеррейро, тогдашнего министра связи, и Бетиньо, руководителя Бразильского института социально-экономического анализа, тесно сотрудничавшего с Карлосом Афонсо из Alternex.
Закон Бразилии о телекоммуникации, приватизация и структура рынка
Современная организационная структура телекоммуникационной системы Бразилии была создана на основании Общего закона о телекоммуникациях (Lei Geral de Telecomunicaсоes, LGT) 1997 г. В соответствии с этим законом было создано Национальное агентство телекоммуникаций (Anatel) – контрольный орган, отвечающий за защиту интересов государства и граждан, поощрение конкуренции, повышение доступности телекоммуникационных услуг и развитие телекоммуникационных технологий.
Этот закон вместе с конституционными поправками, принятыми в 1995 г., положил конец государственной монополии холдинга Telebras, который контролировал государственный телекоммуникационный сектор в каждом штате до его приватизации в 1998 г. Целью приватизации было создание конкурентного телекоммуникационного рынка и расширение спектра телекоммуникационных услуг, доступных для населения Бразилии. В результате приватизации появились три региональные телекоммуникационные компании: компания Telefоnica на крупнейшем рынке в штате Сан-Паулу, компания Telemar (позднее переименованная в Oi), действовавшая в северных, северо-восточных и юго-восточных штатах, и компания Brazil Telecom – на западе, юге и в западной части центра страны. Все операторы создавались с участием в их капитале европейских телекоммуникационных компаний. В 2008 г. компанию Brasil Telecom поглотила компания Oi (которая в феврале 2014 г. была объединена с компанией Portugal Telecom), так что крупнейших региональных телекоммуникационных операторов осталось два. Компания Embratel осталась оператором междугородней и международной связи, сместив основной фокус деятельности на услуги мобильной связи (Claro) и кабельного телевидения (Net), контролируемые крупной мексиканской компанией Telmex. Сегодня все эти компании предлагают услугу доступа в интернет через свои филиалы.
В 1999 г. в каждом регионе и на общенациональном уровне, на котором компания Embratel предоставляла услуги междугородней и международной телефонной связи, в результате открытых торгов были созданы вторые, так называемые «зеркальные» операторы (empresa espelho). Таким образом на рынке установились дуополии, хотя новым игрокам приходилось создавать свои сети практически с нуля, что, с одной стороны, ставило их в весьма невыгодное положение, а с другой, позволяло воспользоваться преимуществами наиболее продвинутых технологий. В 2002 г. в каждом регионе на компании-двойники приходился только 1% трафика [10]. Начиная с 2002 г., ограничения по количеству новых участников рынка были сняты, так что вскоре появились и небольшие «зеркальные» компании (espelhinhos). В 2003 г. компания Embratel выкупила двух своих «двойников», Vesper и Intelig, а в 2009 г. компанию TIM. Global Village Telecom (GVT), изначально крупнейшая «зеркальная» компания, работавшая в регионе компании Brasil Telecom, добилась больших успехов в расширении своей оптоволоконной сети и сегодня активно работает в 20 штатах, предоставляя широкополосный высокоскоростной доступ и другие услуги. В 2009 г. она была приобретена французской компанией Vivendi.
В настоящее время идет активная конкуренция между четырьмя крупнейшими провайдерами услуг мобильной связи (Oi, TIM, Vivo и Claro), а в некоторых штатах в конкуренции участвуют и небольшие операторы. Однако в том, что касается услуг стационарной телефонной связи и интернета, крупнейшие региональные игроки (компании Vivo/Telefоnica и Oi) на протяжении ряда лет практически сохраняют монопольное положение в своих регионах, располагая обширными оптоволоконными опорными сетями и опорными сетями СВЧ-связи, а также кабельными сетями «последней мили» на наиболее богатых рынках. Как крупнейшие игроки в США и многих других странах, они изыскивают возможности противостоять «добровольному разукрупнению» и удерживать свою долю рынка, несмотря на предусмотренные законом обязательства. Под таким «добровольным разукрупнением» или «совместным использованием линий связи доминирующих операторов» понимается обязанность предоставлять для оказания телекоммуникационных услуг обращающимся с соответствующим запросом телекоммуникационным операторам недискриминационный доступ к элементам сети в любой точке, где это технически возможно, по тарифам и на условиях, которые являются справедливыми, разумными и недискриминационными. Примерами может служить лизинговый доступ к оптоволоконным сетям последней мили и опорным сетям с оптовыми продажами пропускной способности или лизингом неиспользуемого оптоволокна крупным и малым конкурентам.
Агентство Anatel обладает административной независимостью и финансовой автономностью, хотя официально оно существует при Министерстве связи. Директора Anatel назначаются президентом республики на фиксированный срок после утверждения кандидатуры Федеральным сенатом. Общим законом о телекоммуникациях уже предусматривалась необходимость добровольного разукрупнения. Затем появились правила, согласно которым требовалось осуществлять оптовые продажи пропускной способности, исходя из понесенных затрат. Однако агентству Anatel не хватало сил, чтобы обеспечить соблюдение этих норм.
Одна из причин такой слабости – урезание средств, изначально предусмотренных для финансирования агентства. Финансирование поступает из федерального бюджета и Фонда по контролю за телекоммуникациями (Fundo de Fiscalizao das Telecomunicaсоes, Fistel). В Фонд Fistel деньги поступают из разных источников, наиболее важным из которых является абонентская плата за телефонные номера. Бюджетные поступления за период с 2001 по 2012 г. составили порядка 44,2 млрд бразильских реалов, но агентство Anatel получило только около 10% от этой суммы 6. Другое ограничение возможностей агентства – это давление, оказываемое на Anatel и Министерство связи крупнейшими операторами.
Для финансирования предоставления интернет-услуг на удаленных и бедных рынках в 2000 г. был создан Фонд повышения доступности телекоммуникационных услуг (Fundo de Universalizao dos Serviсos de Telecomunicaсоes, Fust) – в соответствии с положениями Общего закона о телекоммуникациях. Средства в Fust поступают в основном от однопроцентного налога на валовой доход телекоммуникационных операторов и отчасти от доходов фонда Fistel. За период с 2001 по 2012 г. поступления в фонд Fust составили 14,3 млрд бразильских реалов, из которых 1,9 млрд получены в 2012 г.[11]. Средства просто не были использованы по назначению. Так же и Фонд развития телекоммуникационных технологий (Fundo para o Desenvolvimento de Tecnologia de Telecomunicaсоes, Funttel), который получает 0,5 % от всех телекоммуникационных выплат, использовал только 40–50% получаемых средств. Вместо этого Министерство финансов направило практически 90% поступлений, переданных фондом Fistel в фонд Fust, и 50–60 % поступлений фонда Funttel для формирования первичного профицита бюджета для выплаты процентов с федерального долга. Законопроекты по изменению окончательного назначения средств фонда Fust ожидают своей участи в Конгрессе с 2007 г.
* Peter T. Knight. The Internet in Brasil. Origins, Strategy, Development and Governance. Authorhouse, 2014. 159 p.
** Первая часть книги Питера Найта «Интернет в Бразилии. Возникновение, стратегия, развитие и управление» опубликована в 4-м номере журнала «Информационное общество» за 2014 г.
Сноски:
1 Переписка по электронной почте с Луисом Оскаром Дантэсом (Luiz Oscar Dantas), 28.01.2014.
2 См. статьи Wikipedia: http://en.wikipedia.org/wiki/New_World_Information_and_Communication_Order and http://en.wikipedia.org/wiki/New_International_Economic_Order Дата обращения 27.01.2014
3 Из переписки с Майклом Стэнтоном, 16 февраля 2014 г.
4 Из переписки с Майклом Стэнтоном, 16 февраля 2014 г.
5 Следующие параграфы во многом основаны на работе Менезиз де Карвальо (Meneses de Carvalho, 2006 г.), стр. 111 – 120, Перегрино и Порто (Peregrino & Porto, 2004 г.) и резюме Карлоса Афонсо (Carlos Afonso), размещенное на сайте http://www.cgi.br/eleicao2010/cvs/CarlosAfonso.pdf. Дата обращения 28.01.2014
6 В 2012 г., например, доходы Фонда Fistel составили 4,9 миллиардов бразильских реалов, в то время как фактические расходы Anatel достигли 364 миллионов долларов, а утвержденные расходы на конец года были равны 79 миллионам долларов. Anatel (2013). Relatуrio Anual 2012. Brasнlia: Anatel. p. 115, 117.
Литература
1. Meneses de Carvalho, M. S. R. (2006). A Trajetoria da Internet no Brasil: Do surgimento das redes de computadores а institucionalizaзгo dos mecanismos de governanзa. M.Sc. dissertation in Engineering and Computer Systems, Federal University of Rio de Janeiro (COPPE/UFRJ). September. p. 55
2. Там же, c. 74.
3. Baer, W. (2001). The Brazilian Economy: Growth and Development. Fifth Edition. Westport, CT: Praeger; Dantas, V. (1988). Guerrilha Tecnolуgica: A verdadeira histуria da polнtica nacional de informбtica. Rio de Janeiro & Sгo Paulo: Livros Tйcnicos e Cientнficos.
4. Meneses de Carvalho, M. S. R. (2006). A Trajetoria da Internet no Brasil: Do surgimento das redes de computadores а institucionalizaзгo dos mecanismos de governanзa. M.Sc. dissertation in Engineering and Computer Systems, Federal University of Rio de Janeiro (COPPE/UFRJ). September. p. 60
5. Там же.
6. Stanton, M. (1993). Non-Commercial Networking in Brazil. p. CFB-3.
7. Meneses de Carvalho, M. S. R. (2006). A Trajetoria da Internet no Brasil: Do surgimento das redes de computadores а institucionalizaзгo dos mecanismos de governanзa. M.Sc. dissertation in Engineering and Computer Systems, Federal University of Rio de Janeiro (COPPE/UFRJ). September. p. 84
8. Там же, с. 89.
9. Там же, с. 90.
10. Considera, C. M., Franco, F. L., Saintive, M. B., Teixeira, C. P., Pinheiro, M. C., Moraes, R. K. ….Soares, D. P. (2002). “O Modelo Brasileiro de Telecomunicaзхes: Aspectos concorrenciais e regulatуrios”. Agosto. Downloadable in pdf at https://gestaoseae.fazenda.gov.br/central_documentos/documento_trabalho/2002-1/doctrab18.pdf. p. 8
11. Anatel (2013). Relatуrio Anual 2012. Brasнlia: Anatel. p. 116 и Anatel (2012). Relatуrio de Gestгo do Exercнcio 2011: Fundo de Universalizaзгo dos Serviзos de Telecomunicaзхes. Brasнlia: Anatel. p. 19.
___________________________________
PhD, соучредитель и член Совета директоров Института мировой экономики Фернана Броделя (Бразилия)
© Информационное общество, 2014 вып. 5-6, с. 89-102.