Информационные технологии произвели революционный переворот в библиотечной сфере


______________________________


Р.У. Елизарова


Интервью было взято Ниной Семёновой, заместителем главного редактора журнала «Информационное общество», 1 августа 2012 г.

Елизарова Римма Узбековна

Заместитель директора Национальная библиотека Республики Татарстан,

кандидат педагогических наук, доцент,

заслуженный работник культуры Республики Татарстан


Аннотация

Библиотечное дело в эпоху информационного общества претерпевает огромные изменения как по форме, так и по содержанию. На базе ИКТ в библиотеках развиваются новые услуги, создается новая библиотечная среда. Библиотека перестает быть пунктом выдачи книг, превращается в многофункциональный информационный и социокультурный центр. Соответственно расширяется и перечень специалистов, требующихся современной библиотеке, от традиционного библиотекаря до программиста, психолога, маркетолога, дизайнера и т.д. Для развития, адекватного информационному веку, библиотечному делу необходима единая государственная политика в сфере культуры на федеральном и региональном уровнях, улучшение технической оснащенности библиотек, подключение их к интернету по выделенным каналам, развитие широкополосного доступа; формирование электронного контента в сфере культуры в целом и обеспечение доступа к нему; оптимизация системы непрерывного образования для специалистов сферы культуры.

Ключевые слова:

библиотечная сфера, информационные технологии, государственная политика, техническая оснащенность, новые специалисты в современном библиотечном деле, библиотекарь новой формации.

Н. Семёнова. Римма Узбековна, мы рады приветствовать Вас на страницах нашего журнала, тем более что недавно Вы отмечали свой юбилей – от души поздравляем Вас с этим событием!

Вы уже давно занимаетесь библиотечным делом, расскажите немного о своем пути на этом поприще.

Р. Елизарова. После окончания в 1978 г. библиотечного факультета Казанского государственного института культуры моя жизнь неразрывно связана с библиотечной сферой.

Условно можно выделить два периода: большую часть своей профессиональной деятельности я участвовала в подготовке библиотекарей и только с 1999 г. перешла на практическую работу в крупнейшую библиотеку Татарстана. Этот первый, наиболее значительный период научно-педагогической деятельности включил работу на кафедре библиографии Казанского государственного института культуры (1978–1981 и 1984–1986 гг.), на кафедре библиографии Восточно-Сибирского государственного института культуры (1986–1993 гг.) и на кафедре информатики и технических средств Казанского государственного института культуры (1994–1999 гг.). Очень яркими в этой череде лет были годы обучения в очной аспирантуре Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской (ЛГИК), где я защитила кандидатскую диссертацию. Моим научным руководителем была Гертруда Васильевна Гедримович, оказавшая на меня сильное влияние. Мы и сейчас ведем с ней электронную переписку. Очарование Петербурга, общение с преподавателями ЛГИК – представителями петербургской интеллигенции – заметно повлияли на формирование личности. Хочу назвать в этом ряду Аркадия Васильевича Соколова, Валентину Альфредовну Минкину, Татьяну Анатольевну Белогорскую.

Работа старшим преподавателем кафедры библиографии Восточно-Сибирского государственного института культуры значительно расширила мой кругозор, здесь я узнала представителей библиотечной школы Восточной Сибири, побывала в крупных библиотеках Читы, Иркутска. Вернувшись из Улан-Удэ, стала преподавать в Казанском государственном институте культуры: сначала на кафедре информатики и технических средств, затем на кафедре документоведения. С этого момента происходит постепенное увеличение выполняемых мною социальных ролей: одной из них стала работа ученым секретарем открывшегося совета по защите диссертаций.

С 1999 г. я начала работать ученым секретарем Национальной библиотеки Республики Татарстан, а с июня 2009 г. – заместителем директора по библиотечной работе. Спецификой этого периода стало изменение масштаба деятельности – на всю республику.

Н. Семёнова. На Ваш взгляд, принесла ли информационная эпоха что-то существенно новое в библиотечную сферу как профессиональную область и как отрасль культуры?

Р. Елизарова. Информационные технологии произвели революционный переворот в библиотечной сфере, в первую очередь изменив представление о библиотеке как о пункте выдачи книг. Усложнились библиотечные технологические процессы, автоматизированные технологии улучшили качество и эффективность работы. Как следствие, повысились требования к профессиональной компетенции библиотечных работников. Только использование современных ИКТ позволит библиотеке стать многофункциональным информационным и культурно-просветительным центром, площадкой для социокультурных коммуникаций.

Для читателей стали более доступными библиотечные услуги. Создание сайтов помогло увидеть «новое лицо» библиотеки, отражающее целый спектр направлений ее деятельности – информационной, просветительской, методической и т. д. Например, на сайте Национальной библиотеки Татарстана http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/index.htm специализированные страницы «Электронные каталоги», «Электронная библиотека», «Республиканский центр правовой информации», «Центр информации по культуре и искусству» отражают создаваемые информационные ресурсы. Краеведческая информация, особенно полнотекстовая, является наиболее востребованной. Назову лишь электронную коллекцию уникальных изданий «Тысячелетняя Казань» http://kitaphane.tatarstan.ru/1000_Kazan.htm, коллекцию документов 18–19 вв. Ивана и Николая Второвых http://kitaphane.tatarstan.ru/vtorov_a.htm. О востребованности информационных ресурсов свидетельствует возрастающее число обращений удаленных пользователей к сайту, например, в 2011 г. – более 512 тысяч.

Н. Семёнова. Мы все чаще говорим об использовании ИКТ в сфере культуры. Как Вы оцениваете идею и практику оцифровки библиотечных фондов, музейных сокровищ и т.д.? Какие проблемы при этом возникают и каковы возможные их решения?

Р. Елизарова. Знаю эту проблему основательно – вот уже в течение ряда лет готовлю материал по разделу «ИКТ в культуре» для коллективных монографий Института развития информационного общества (ИРИО) «Индексы готовности регионов России к информационному обществу» и «Анализ развития и использования ИКТ в субъектах Российской Федерации». Хочу выразить огромную благодарность генеральному директору ИРИО Татьяне Викторовне Ершовой, председателю Совета директоров Юрию Евгеньевичу Хохлову за привлечение к этой интереснейшей работе.

По-моему, идея оцифровки библиотечных и музейных фондов всем понятна: решается двоякая задача − сохранить культурное наследие и одновременно предоставить доступ к полнотекстовой информации удаленным пользователям. Реализацию этой идеи тормозит информационное (цифровое) неравенство регионов России. Приведу самые «свежие» цифры по материалам статистических данных за 2010 г. Различие между регионами РФ по доле библиотек, имеющих доступ в интернет, составляет 77,5 раз: если в Москве все библиотеки имеют доступ в интернет, то в Республике Дагестан лишь 1,29% библиотек имеют такой доступ. Еще более значительный разрыв существует по объему электронных каталогов между библиотеками (110,2 раза) и между музеями (398 раз) в регионах России.

Устранить информационное неравенство регионов в этой сфере позволят следующие шаги: разработка единых стандартов описаний для информационных объектов сферы культуры; интеграция информационных систем российских музеев и библиотек в глобальные информационные системы в сфере культуры; координация программ оцифровки документов на национальном и региональном уровнях.

В качестве примера координации усилий специалистов хочу назвать совместный доклад, подготовленный мною и Сергеем Дмитриевичем Черкалиным, директором Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, по теме «Использование ИКТ в культуре: первые итоги и перспективы реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» на VIII Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2011 г.

Н. Семёнова. Если оценивать состояние библиотек и библиотечного дела в России в целом и в Татарстане в частности, что бы Вы отметили как достижение и что – как нерешенные проблемы? И разрешимы ли эти проблемы?

Р. Елизарова. В числе достижений назову возросшую возможность гражданского общества влиять на государственную политику в сфере библиотечного дела. Вот, например, ряд региональных нормативных документов, в работе над которыми я принимала непосредственное участие в составе рабочей группы: Закон РТ «О библиотеках и библиотечном деле», Государственная программа по развитию библиотечного дела в Республике Татарстан на 2001–2005 гг., долгосрочная целевая программа «Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года».

Несомненно, положительным явлением считаю развитие корпоративной технологии библиотечной деятельности. В 2010 г. в Татарстане приступили к созданию информационной системы «Сводный электронный библиотечный каталог Республики Татарстан». Ее цель обеспечение доступа граждан и сотрудников библиотек Татарстана, России и зарубежных стран к сводному электронному каталогу библиографических записей Республики Татарстан. Единым окном доступа к ресурсам нескольких библиотек республики, число которых постепенно возрастает, стала Национальная электронная библиотека Республики Татарстан http://kitap.tatar.ru/tatar/. Опыт реализации данного проекта описан мною в статье «Развитие цифровых технологий на службе культурного наследия Татарстана» Справочник руководителя учреждений культуры. 2011. № 1. С. 5-15. .

В числе проблем, к сожалению, остаются хорошо известны: слабое финансирование и недостаточная продуманность принимаемых нормативных актов. Поэтому нерационально решаются вопросы комплектования библиотечных фондов, своевременного обновления устаревшего оборудования, повышения качества услуг. По-прежнему актуальна задача повышения статуса профессии библиотекаря, неразрывно связанная с низкой заработной платой. Вопрос достойной оплаты труда важно рассматривать в связи с востребованностью библиотекарей новой формации, специалистов других сфер, продвигающих ИКТ в библиотеках. Существующая в настоящее время система оплаты труда не способна стать материальным стимулом для программистов, инженеров, даже для их кратковременного привлечения к выполнению отдельных проектов.

Н. Семёнова. Есть ли у библиотек перспективы развития? И если есть, то в чем Вы их видите?

Р. Елизарова. Конечно, перспективы есть. Я уже говорила об изменении представлений о библиотеке – от пункта выдачи книг до многофункционального информационного и культурно-просветительного центра. Библиотека становится площадкой для социокультурных коммуникаций, предоставляя доступ не только к традиционным книгам, но и к электронным документам. Поэтому перспективы развития библиотек связаны с их возрастающей ролью как центров общественного доступа к цифровым продуктам и услугам и как производителей цифровых информационных ресурсов для образования, науки, организации досуга.

Другое перспективное направление развития библиотек – это деятельность в качестве социокультурных центров, предлагающих широкий спектр услуг и создающих благоприятные условия для реализации образовательных, досуговых и творческих потребностей населения. И здесь я вижу большую задачу библиотеки в формировании информационной культуры читателей: важно не столько «выдать» нужную книгу, сколько научить читателя стратегии поиска необходимой информации.

Проведенные в нашей библиотеке социологические исследования показали, что комфортность библиотечного обслуживания наши читатели связывают, прежде всего, с комфортностью библиотечной среды. Для обеспечения достаточного уровня комфортности необходимо развивать новые электронные услуги, формировать востребованные (читай – краеведческие) информационные ресурсы, повышать удобство используемых читателями внутрибиблиотечных помещений. К сожалению, сама Национальная библиотека Татарстана, расположенная в красивом старинном особняке и имеющая большой дефицит рабочих площадей, несмотря на многочисленные решения, не имеет нового специализированного здания.

Н. Семёнова. Какие люди нужны сейчас в библиотечной сфере, в какого рода подготовке и переподготовке они нуждаются для эффективной работы на современном уровне? Что для этого необходимо?

Р. Елизарова. Вопрос интересный. Библиотека на протяжении веков остается устойчивым социальным институтом, но со временем меняется содержание ее работы, соответственно изменяются требования к профессиональной квалификации работников. Целесообразно рассматривать двесоставляющие: собственно библиотечные работники и специалисты других сфер деятельности, работающие в библиотеках. Сегодня библиотекам нужны программисты, психологи, социологи, маркетологи, художники и целый спектр других специалистов, применяющих свои профессиональные знания в стенах библиотеки. С сожалением приходится констатировать факт, что создаваемые тарифно-квалификационные справочники всегда (!) отстают от потребностей реальных учреждений культуры.

С учетом специфики журнала «Информационное общество» скажу, что важным требованием к профессиональной квалификации библиотечных работников считаю формирование ИКТ-компетенций. Нужна продуманная многоуровневая система повышения квалификации и переподготовки персонала библиотек (музеев и других учреждений культуры в том числе) в области ИКТ, нужно адекватное нормативное и учебно-методическое обеспечение. Очень важной считаю подготовку представителей административно-управленческого аппарата и ведущих специалистов библиотек к использованию ИКТ в сфере культуры, именно они призваны управлять процессами освоения и внедрения информационных технологий.

В целом, накопленный мною опыт научно-практической деятельности позволил в размышлениях о современном библиотекаре придти к следующему выводу: развитие библиотеки непосредственно связано с расширением спектра профессиональных знаний и умений сотрудников. Сегодня востребован библиотекарь новой формации, обладающий синтетическими качествами, − навыками практической деятельности и аналитическими способностями, умением обобщать информацию и излагать ее, владеющий ораторским мастерством и культурой речи. И, наверное, основа – быть образованным человеком (что в нашей повседневной жизни, я имею в виду не только библиотечную, мы встречаем все реже).

Н. Семёнова. В чем нуждается современная библиотека и библиотечная сфера вашей республики, страны в целом?

Р. Елизарова. В первую очередь необходима единая государственная политика в сфере культуры на федеральном и региональном уровнях и, в частности, согласованная политика внедрения и использования ИКТ. Такая политика позволит уменьшить информационное неравенство регионов, увеличить темпы и эффективность внедрения ИКТ в деятельность учреждений культуры. Нужна нормативно-правовая база, оперативно реагирующая на потребности изменяющегося мира.

В числе конкретных практических задач считаю важными: улучшение технической оснащенности библиотек, подключение библиотек к интернету по выделенным каналам, развитие широкополосного доступа; формирование электронного контента в сфере культуры и обеспечение доступа к нему; оптимизацию системы непрерывного образования для специалистов сферы культуры.

Отдельно хочу остановиться на такой востребованной задаче, как формирование системы мониторинга использования ИКТ в сфере культуры. Очевидно, что показателей отраслевой статистики совершенно не достаточно для оценки использования ИКТ в библиотечной сфере как на региональном, так и на федеральном уровне. В отдельных регионах и отдельных учреждениях культуры активно идут процессы оцифровки фондов, формирования электронных каталогов, электронных библиотек. Вместе с тем, объем и результативность этой деятельности никем не оцениваются. Необходимо расширить набор статистических показателей мониторинга, в частности, за счет включения показателей, характеризующих не только развитие ИКТ-инфраструктуры, но и создание современных информационных ресурсов и услуг для граждан.

Н. Семёнова. Связываете ли Вы свое будущее с библиотечным делом и далее или у Вас другие планы?

Р. Елизарова. В реальной жизни мне посчастливилось в библиотечном деле исполнить разные социальные роли: быть исследователем (теоретиком и практиком), преподавателем, научным редактором, ученым секретарем, оппонентом, грантодержателем. Все это помогло накопить значительный когнитивный капитал (чего не скажешь о финансовом капитале!). Исторически сложившаяся тенденция в моей профессиональной деятельности – это проявление синтетических качеств. Объясню, почему. В процессе работы в Национальной библиотеке Татарстана, главной библиотеке республики, была очень востребована моя научная квалификация. Я уже упоминала о работе над республиканскими нормативными документами, также упомяну большой спектр регламентирующих документов самой Национальной библиотеки, работу секретарем Ученого совета Библиотеки, редактирование более 40 сборников по различным направлениям библиотечно-информационной деятельности.

Из более чем 100 моих публикаций 40 работ посвящены формированию положительного имиджа Национальной библиотеки, в том числе статьи в центральных и республиканских журналах: «Наши абоненты – весь мир» («Библиотека»), «Уникальное хранилище духовных ценностей» («Научный Татарстан») и др.

В 2001–2002 гг. я руководила проектом по проведению Всероссийской электронной научно-практической конференции «Библиотечная профессия в зеркале информационного общества», поддержанным Министерством культуры Российской Федерации. Впервые в Национальной библиотеке был реализован проект организации конференции в электронном формате. Также принимала участие в реализации проектов Российского гуманитарного научного фонда «Создание распределенной электронной библиотеки в области гуманитарных наук на базе информационной системы “Научная Казань”», государственного контракта Федерального агентства РФ по науке и инновациям по теме «Создание электронных версий российских научных журналов» (в результате научно-практический журнал «Библиотечный вестник», издаваемый Национальной библиотекой, стал доступен пользователям Научной электронной библиотеки http://www.eLIBRARY.RU/).

Перейдя на работу в Национальную библиотеку, продолжала сотрудничать с Казанским государственным университетом культуры и искусств в разных лицах: сначала преподавала на кафедре документоведения, руководила дипломными исследованиями студентов, сейчас приглашена председателем Государственной аттестационной комиссии на факультете информационно-документных коммуникаций. Взаимодействие с Советом по защите кандидатских и докторских диссертаций имеет давнюю историю: была ученым секретарем Совета, затем его членом, выступала официальным оппонентом на нескольких защитах и стала научным руководителем – в 2006 г. защитила диссертацию моя ученица.

О других планах: я «дрейфую» в сферу информационно-коммуникационных технологий. Кроме участия в подготовке Индексов готовности регионов России к информационному обществу, о котором я уже говорила, работала в экспертной секции по вопросам создания электронных библиотек, музеев и архивов Экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества (направление «Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения»). «Домашняя» работа в Республике Татарстан – это включенность в освоение информационной системы «Сводный электронный библиотечный каталог Республики Татарстан», обобщение накопленного опыта и его апробация на различных научных конференциях.

Н. Семёнова. И напоследок, Римма Узбековна, наш традиционный вопрос: что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

Р. Елизарова. Хочу в первую очередь пожелать каждому читателю журнала обрести гармонию с самим собой и окружающим миром и на этой основе двигаться вперед: обладать смелостью и настойчивостью для освоения информационных технологий и последовательностью в их использовании для повышения комфортности жизниН. Семёнова. Спасибо за беседу. Желаем Вам удачи в Ваших делах!


© Информационное общество, 2012 вып. 4, с. 4-11.