Становление психологических исследований в данной области проходило по-разному за рубежом и в нашей стране. За рубежом (прежде всего в США) психологическая проблематика, начиная с 1970–1980-х годов, лишь постепенно отделялась от социологической (в лучшем случае – организационно-психологической) и от полулюбительских исследований, которые пробовали временами вести неспециалисты – например, администраторы компьютерных сетей. Это положение во многом сохранилось до настоящего времени: единый и четко обозначенный фронт психологических исследований деятельности людей в интернете так и не сложился, а занимающиеся исследовательской работой в данной новой сфере знаний психологи, как это ни странно, не обзавелись ни собственной профессиональной ассоциацией, ни специализированным научным журналом, ни (насколько можно судить) диссертационными советами. Для сообществ ученых на Западе или Востоке, активно занятых изучением определенного круга проблем, пусть даже пограничных с другими областями науки, столь низкая самоорганизованность должна быть признана исключительной.
Нетрудно заметить, что деятельность людей в интернете наряду с психологами систематически изучают социологи, специалисты в области взаимодействия человека с компьютером, педагоги, философы, специалисты в области коммуникативных исследований. Психологи примыкают к ним в рамках публикаций в совместных сборниках статей или выступлений на конференциях, чаще всего – непсихологических. Поскольку же эпизодические, но тем не менее довольно многочисленные исследования в данной сфере проводят еще и юристы, политологи, географы, архитекторы, историки, маркетологи, специалисты по компьютерной безопасности и др., причем названия их работ нередко звучат довольно «психологично», то собственно психологические работы не всегда заметны и не очень выделяются на фоне многочисленных исследований особенностей деятельности человека в интернете. Ограничимся этими общими замечаниями, поскольку тема данной работы – отечественные, а не зарубежные исследования.
В нашей стране исследования деятельности человека в интернете хотя не обильны, но тем не менее ведутся, и история их становления весьма отлична от генезиса зарубежных исследовательских проектов [1]. Как и на Западе, подобные исследовательские проекты стартовали за много лет до появления интернета в современном виде. В то время представителям академического сообщества не только затруднительно было предвидеть, что доступ к компьютерным сетям вскоре окажется массовым, но и сами сети (даже локальные) были малочисленны. Отличие отечественных проектов от зарубежных состоит в том, что с самого начала психологическим исследованиям отечественных специалистов не пришлось выделяться, как это было за рубежом, из социологических либо каких-либо иных проектов: именно с психологических исследований началась работа специалистов-гуманитариев по изучению деятельности человека в интернете (поначалу – просто деятельности людей, использующих компьютерные сети). Других, непсихологических исследований просто не было довольно длительное время – вплоть до сравнительно высокого уровня развития интернета, то есть не менее десятка лет.
И тому есть причина, как мы уже отмечали это ранее [1, 2, 3]. Для приверженцев культурно-исторической школы Л.С. Выготского – одной из ведущих в отечественной психологической науке – изучение деятельности человека в интернете представляется более чем естественным. Связано это с универсальным положением о значении опосредствования и переопосредствования осуществляемой человеком деятельности. Данное положение вовсе не отрицают представители других направлений в психологии, однако именно Л.С. Выготский с особенной силой настаивал на его значимости и универсальности. Остановимся на данном теоретико-методологическом вопросе несколько подробнее.
Согласно одному из краеугольных положений концепции Л.С. Выготского [4], одним из наиболее существенных аспектов психического развития человека (не только ребенка, но и взрослого) является внешняя орудийная деятельность, т.е. активность во внешнем мире человека, пользующегося разнообразными инструментами, предметами, орудиями, приспособлениями для адаптации к среде и для подчинения этой среды своим потребностям и интересам. Имеются в виду не только сельскохозяйственные, охотничьи или рыболовные инструменты либо приспособления для изготовления жилища, приготовления пищи и пошива одежды, но и, например, орудия счета, фиксации сведений или знаний, разнообразные магические и символические средства, способы передачи сообщений на расстояние. Хорошо известно, что подобные средства и орудия на протяжении человеческой истории становились все более многочисленными и совершенными. А потому всякая деятельность человека, даже совсем недавно родившегося, должна быть признана опосредствованной внутренними и внешними орудиями и инструментами. Именно орудийное опосредствование представляет собой одно из самых существенных условий и одновременно характеристик развития психики; не менее значимым, особенно на сегодняшний день, является механизм переопосредствования, т.е. включения уже опосредствованных форм деятельности в новые системы опосредствования. О значимости механизма переопосредствования напоминает, например, американский последователь культурно-исторической психологии М. Коул [5].
«Внутренние» орудия особенно важны для понимания особенностей психического развития. Как справедливо настаивал Л.С. Выготский, предназначенные для подчинения внешней среды орудия потребовали развития своеобразных психических аналогов и внутренних, собственно психологических орудий, опираясь на которые, человек постоянно развивает, преобразует собственную психику. Эти внутренние орудия были названы им «знаками» и «знаковыми системами». Еще в начале 1930-х годов Л.С. Выготский в своих теоретических построениях развития человеческой психики и в своей практической деятельности прозорливо отводил наиболее значимое место именно семиотическим орудиям или знакам – при том, что в те времена семиотика в ее современном виде только складывалась, а до появления наиболее совершенных (с сегодняшних позиций) знаковых орудий должны были пройти десятилетия.
Тут самое место принять во внимание, что основой интернета являются взаимосвязанные компьютеры, а основой компьютеров и производных от них устройств (скажем, маршрутизаторов или серверов) – микрочипы, т.е. устройства бинарные и знаковые. Понимаемый как социотехническая система, интернет вместе с современными цифровыми технологиями опирается на традиционные знаковые системы и всемерно способствует их количественному усложнению и качественному преобразованию. Так что с психологической точки зрения интернет представляется не более (но и не менее!) чем современным этапом знакового (семиотического) опосредствования деятельности.
В соответствии с положениями культурно-исторической теории развития психики, постоянно усложняющиеся знаки и семиотические системы способствуют развитию и трансформации «высших психических функций» (это также термин Л.С. Выготского), включая, например, память или мышление. Проблематика развития и усложнения строения высших психических функций в результате освоения и применения человеком компьютеров – и информационно-коммуникационных технологий в целом – была поднята отечественными и зарубежными исследователями; эмпирическому и экспериментальному исследованию особенностей этого процесса был посвящен ряд теоретических и экспериментальных трудов [5–11]. В середине 1970-х годов была выдвинута концепция преобразования опосредствованной применением компьютеров деятельности [7]. В соответствии с концепцией преобразования были проведены многочисленные исследования личностной, эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности, процессов принятия решений, специфики осуществления трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной деятельности в условиях опосредствования их компьютерами [10, 12–15].
Такие исследования можно отнести к направлению работы, связанному с изучением особенностей преобразования психических процессов и функций под влиянием компьютеров (в том числе взаимосвязанных в составе компьютерных сетей). Было справедливо отмечено, что в условиях информатизации структура высших психических функций развивается и обогащается, в частности, за счет необходимости не только работать со знаковыми системами, но и обучаться технологиям их применения [13, 16, 17]. Современный этап связанных с «психологией интернета» исследований можно обозначить как изучение психологических аспектов преобразования культуры в целом: именно в таком разрезе ставится – и в теоретическом, и в эмпирическом плане – задача в настоящее время [8, 18, 19].
Таким образом, следует признать, что относительно ранние (начиная с середины 1980-х годов) психологические исследования опосредствованной компьютерными сетями деятельности обусловлены следованием основополагающим теоретическим положениям отечественной психологической науки. Специалисты в других отраслях гуманитарного знания, лишенные этой теоретической опоры, в отличие от психологов не придали в те годы должного значения фактам появления и развития локальных и глобальных компьютерных сетей, появлению и начальным этапам развития интернета. Для большинства зарубежных психологов изучение деятельности пользующегося компьютерными сетями субъекта также не стало продолжением ранее выполнявшихся ими исследовательских задач, с чем и связаны, вполне вероятно, указанные выше сложности с определением места своих исследований среди других психологических и непсихологических проектов.
В первой половине 1980-х годов, за много лет до появления общедоступного интернета, в Москве были развернуты, как нам уже доводилось писать ранее [1; 19, с. 8], два исследовательских проекта, направленных на изучение особенностей человеческой деятельности, опосредствованной применением локальных и глобальных компьютерных сетей. Один из этих проектов развивался и до сих пор развивается на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Он был выдвинут и выполнялся как развитие исследований в области опосредствованных компьютерами и средствами связи мыслительной деятельности и общения и был первоначально связан исключительно с изучением психологической специфики реализации коммуникативных процессов посредством компьютерных сетей.
Опубликованные в рамках данного проекта в середине 1980-х и начале 1990-х годов эмпирические данные основаны на анализе деятельности пользователей локальных сетей – анализ включал проведение бесед с пользователями и специализированных опросов [20]; публикации опирались также на наблюдение деятельности экспертов (ученых-биохимиков), участвовавших в международных компьютерных телеконференциях, и на проведенные с ними беседы [10, с. 139–158]; еще одно направление исследований было основано на психологическом анализе особенностей электронной коммуникации [21–23]. На основе этих ранних работ в дальнейшем были осуществлены проекты психологических и – шире – гуманитарных исследований применения интернета, наиболее существенные на сегодняшний день результаты которых представлены в книгах [19, 24].
В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (название составлено из начальных слогов фамилий кураторов проекта в СССР и в США: Велихов-Хамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал его основной инициатор М. Коул (Калифорнийский университет в Сан-Диего), а с российской – А.В. Беляева (Институт психологии РАН). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались [25–27]. Результаты эти включают анализ опосредствованной компьютерами деятельности не только детей, но и взрослых (к примеру, ученых-гуманитариев, сотрудников Академии наук), впервые сталкивающихся с применением персональных компьютеров и компьютерных сетей; наряду с задачами психологии развития исследователями активно ставились и решались задачи кросс-культурной и этнической психологии. Десятилетняя история этого проекта, выполнение которого, к сожалению, было прекращено, подробно описана в отчете М. Коула [28].
Оба названных проекта в равной мере опирались на теоретические положения культурно-исторической психологии, выдвинутые Л.С. Выготским и развитые его последователями. Таким образом, в 1980-е годы в нашей стране были проведены эмпирические исследования, которые в дальнейшем стали основой для работы в области «психологии интернета». И характерно, что такого рода исследования были в то время осуществлены лишь в рамках психологической науки, а не в какой-либо другой гуманитарной дисциплине.
Стало быть, один из двух пионерских проектов изучения деятельности человека, опосредствованной интернетом, выполнялся на факультете психологии МГУ; этот проект продолжает выполняться до сих пор. Самое время заметить, что и впоследствии психологами из других организаций не было выдвинуто ни одного значительного исследовательского проекта в данной области, хотя эпизодические исследования, конечно же, выполнялись. Тем самым факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова должен быть по праву признан флагманом российских исследований деятельности человека в интернете. Остановимся в силу данного обстоятельства на кратком перечне конкретных направлений исследований психологических особенностей опосредствованной интернетом деятельности, ведущихся психологами МГУ.
Так, осуществлен теоретико-методологический анализ особенностей опосредствования деятельности – трудовой, коммуникативной, познавательной, рекреационной и др. – на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий [18, 19, 29]. Показано, что для современного этапа характерно преобразование не только отдельных психических процессов (например, мнестических, мыслительных или перцептивных), как это имело место ранее, а преобразование личности в целом [18, 19, 30]. Наряду с непосредственным воздействием компьютеров и других элементов информационно-коммуникационных технологий на условия, процессы и механизмы осуществляемой деятельности (что приводит к ее трансформации), наряду с обусловленным появлением новых технологий, возникновением принципиально новых видов деятельностей имеет место также косвенное опосредствование и многократное переопосредствование таких разновидностей деятельности, которые никак не относятся к числу компьютеризированнных и в какой-либо степени связанных с применением информационно-коммуникационных технологий.
Примером подобного косвенного опосредствования и переопосредствования деятельности может служить, скажем, просмотр рекламных продуктов (клипов и др.) или фильмов, при создании которых были применены средства компьютерной графики, анимационные вставки с искажением, иной раз до неузнаваемости, облика и размеров героев фильмов/клипов, воссозданием либо созданием не сохранившихся до настоящего времени или вообще никогда не существовавших построек, местностей, поселений, природных объектов, созданных людьми предметов и т.п. На очереди, по-видимому, выполненное посредством современных цифровых технологий воссоздание новых ролей актерами предшествующих поколений, чьи изображения во множестве сыгранных ими ролей сохранились (как это недавно имело место в рамках «новой» роли сэра Лоренса Оливье), или появление принципиально новых рисованных «звезд-киногероев», которые будут принимать участие в кино-теле-действиях наряду с обычными актерами – что называется, из плоти и крови.
Многократное опосредствование и переопосредствование деятельности сопровождается [18, 19] преобразованием мотивационно-личностной сферы и личности в целом, не только отдельных психических процессов. Так, заметно расширился спектр группировок и движений многообразных «фанатов» – не только спортивных, но и связанных с конкретными компьютерными играми, фильмами и т.п. Известны многочисленные случаи противоправных и даже трагических действий, совершенных подобными фанатами. Да и для не доходящих до степени фанатизма подростков – даже взрослых – членство в дистантном (иногда именуемом «виртуальном») сообществе подчас оказывается гораздо важнее семейных и дружеских уз либо обязанностей как членов ближайших социальных кругов.
Тут самое место перейти к рассмотрению соотношения между позитивными и негативными последствиями информационно-коммуникационных технологий, отношению к ним реальных и потенциальных пользователей. Подобные вопросы также были неоднократно проанализированы [18, 31–34], что, разумеется, не означает, будто данный вопрос в науке решен, причем раз и навсегда. К примеру, в работах [19, 24] представлены следующие потенциально негативные трансформации личности под влиянием информационно-коммуникационных технологий: крайние формы увлечения компьютерными играми (иногда именуемые «игровой наркоманией»), компьютерное хакерство как результат выходящего за пределы необходимости увлечения познанием в сфере высоких технологий, своеобразная «зависимость» от интернета, аутизация (замкнутость и неразговорчивость, невнимание к другим людям, отсутствие интереса к ним, непонимание их действий, чувств, мотивов), диссинхрония (неравномерность) развития – к примеру, интеллектуальная сфера может опережать в развитии то, что относится к сфере взаимодействия с другими людьми (т.н. «социальный интеллект»), и наоборот. Надо заметить, что эти аспекты личностного развития проанализированы в психологической литературе в неравномерной степени. В работах [19, 24] представлена точка зрения, согласно которой информационно-коммуникационные технологии амбивалентны относительно направлений психического развития – позитивных или негативных – и потому не могут считаться ответственными за те или иные трансформации.
Выполнены эмпирические исследования мотивации пользователей интернета, проанализированы актуальное состояние и перспективные направления развертывания дальнейших исследований познавательных и коммуникативных применений интернета и www [19, 29, 35–37].
На теоретическом и эмпирическом уровнях изучены особенности психологических механизмов идентификации и самопрезентации у пользователей современных информационно-коммуникационных технологий, специфика их видоизменения и трансформации на примере активно применяющих интернет подростков [35, с. 77–84; 38– 40]. Проанализированы имеющиеся в научной литературе представления о таком виде психопатологии, как зависимость от интернета или «интернет-аддикция»; предложены клиническая и интегративная (объединяющая информационный, нейропсихологический и патопсихологический подходы) модели зависимости от интернета [19, с. 100-131; 32; 35, с. 58–68; 41–43].
В рамках обширного исследования методов диагностики, профилактики и коррекции профессионального стресса ведется работа по изучению когнитивных и поведенческих эффектов, возникающих в ситуациях (достаточно распространенных в сфере применения информационно-коммуникационных технологий) вынужденного совмещения последовательных и параллельных задач; экспериментально выявлены применяемые людьми в подобных ситуациях стратегии и их влияние на продуктивность компьютеризированной деятельности [44–46].
Выполнены исследования, направленные на теоретическое и практическое обоснование обусловленных применением информационно-коммуникационных технологий модификаций методов проведения психологического исследования (количественного и качественного); среди наиболее актуальных методов могут быть названы, к примеру, онлайновый эксперимент, веб-опрос и опрос посредством электронной почты, дистантная психодиагностика и дистантная диагностика знаний, дистантная форма психологического консультирования, веб-практикум и т.п. [35, с. 253–261; 47–53]. Осуществляются исследования гендерных аспектов применения интернета, продемонстрированы определенные различия между паттернами применения сетевых сервисов женщинами и мужчинами [19, с. 290–313; 54]. Проведено изучение психологических особенностей малоизвестных прежде и таких заметных ныне популяций и сообществ как хакеры и игроки в компьютерные игры [55–66]. Поставлена и детально рассмотрена проблема выявления и изучения особенностей такой разновидности одаренности, как одаренность в применении ИТ (к примеру, можно говорить об одаренности программистов, в том числе подростков, веб-дизайнеров и т.п.) [19, с. 367–420; 24; 35, с. 35–46; 67–69]. Сотрудники факультета психологии принимают участие и в решении такой актуальной в настоящее время задачи, как обеспечение информационно-психологической безопасности человека, общества и государства [70, 71].
Мы не считаем, что проблемная область, связанная с изучением деятельности, опосредствованной информационно-коммуникационными технологиями и, в частности, интернетом, ограничивается указанными выше исследовательскими направлениями. Как говорилось выше, зарубежные исследования ведутся более широким фронтом. Можно высказать надежду, что и в нашей стране фронт исследований будет быстро расширяться, и проводимые в МГУ проекты будут дополнены новыми, в том числе осуществляемыми не в МГУ. Тем не менее, учитывая многообразие и высокое качество перечисленных выше работ, а также повторяя сказанное ранее, нельзя не заметить, что факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова остается флагманом психологического изучения опосредствованной информационно-коммуникационными технологиями и, в частности, интернетом, деятельности.
2. Психология компьютеризации – история и современность / А.Е. Войскунский // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения): Тезисы докладов научной конференции / ИП РАН, 22-23 мая 2003. – М.: ИП РАН, 2003. – С. 207–212.
3. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological research of computer-mediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology, 1999, vol. 18(2). – Рp. 141–147.
4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. – М.: Педагогика, 1982–1984.
5. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. – М.: Когито-Центр, 1998.
6. Человек и ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Экономика, 1973.
7. «Искусственный интеллект» и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1976. – С. 5–40.
8. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994.
9. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. – М.: Педагогика, 1989.
10. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г. Ярошевского и О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1987.
11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
12. Интеллект человека и программы ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. – М.: Наука, 1979.
13. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии / О.К. Тихомиров, Л.Н. Бабанин. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986.
14. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / Т.В. Корнилова, О.К. Тихомиров. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990.
15. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, Н.Б. Березанская, И.А. Васильев, А.Е. Войскунский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан и О.К. Тихомирова. – М.: Смысл, 1999.
16. Л.С. Выготский и современная психология / О.К. Тихомиров // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзн. конференции. – М, 1981. – С. 151–154.
17. Информационный век и теория Л.С. Выготского / О.К. Тихомиров // Психологический журнал. – 1993. – №1.
18. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – Т. 9. – 1998. – № 1.
19. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Терра-Можайск, 2000.
20. Общение, опосредствованное компьютером / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – 1986. – № 3. – С. 31–42.
21. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций / А.Е. Войскунский // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 142–147.
22. Voiskounsky A.E. The Development of External Means of Communicative Orientation // Journal of Russian and East European Psychology. – Vol. 33. – 1995. – № 5. – Pp. 74–81.
23. Voiskounsky A.E. Telelogue Speech // Network and Netplay: Virtual Groups on the Internet / Ed. by F.Sudweeks, M.McLaughlin, Sh.Rafaeli. – Menlo Park, Calif., Cambridge, Mass., London, England: AAAI Press/The MIT Press, 1998. – Pp. 27–40.
24. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский. – М.: Сканрус, 2003.
25. Познание и общение / Под ред. Б.Ф. Ломова, А.В. Беляевой, М. Коула. – М.: Наука, 1988.
26. Беляева А.В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития / А.В. Беляева, М. Коул // Психологический журнал, 1991. – Т. 12. – № 2. – С. 145–152.
27. Griffin P, Belyaeva A.V., Soldatova G.U. Socio-historical concepts applied to observations of computer use // European Journal of Psychology of Education, 1992. – Vol. 7. – Pp. 269–286.
28. Cole M. An experiment in computer-mediated cooperation between nations in conflict. The Velikhov-Hamburg project. 1985-1994. – Report, The Laboratory of Comparative Human Cognition. University of California, San Diego. La Jolla, California, 1996.
29. Интернет – новая область исследований в психологической науке / А.Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 / Под общей ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 82–101.
30. Метафоры Интернета / А.Е. Войскунский // Вопросы философии. – 2001. – № 11. – С. 64–79.
31. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление / О.В. Доронина // Вопросы психологии. – 1993. – N 1.
32. Современные технологии и новые границы социокультурной детерминации нормы и патологии / А.Ш. Тхостов, К.Г. Сурнов // Психология: Современные направления междисциплинарных исследований / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.В. Тарабриной. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
33. Voiskounsky A. Current problems of moral research and education in the IT environment // Human Perspectives in the Internet Society: Culture, Psychology and Gender. / K. Morgan, C.A. Brebbia, J. Sanchez, A. Voiskounsky (eds.). – WIT Press: Southampton, Boston, 2004. – Рp. 33–41.
34. Особенности субъективных представлений о работе с компьютером у разных категорий пользователей / А.А. Белышкин // Вестник МГУ. – Серия 14. – Психология. – 2000. – № 3. – С. 82–93.
35. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03-14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru / Под общей редакцией А.Е. Войскунского. – М.: Московский общественный научный фонд, 2001.
35. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – С. 395–430.
36. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 1996. – № 4. – С. 14–20.
37. Белинская Е.П. Личность и новая информационная среда // Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
38. Запутавшиеся в «паутине» / Е.П. Белинская // Педология. – 2000. – № 2.
39. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей интернета / А.Е. Жичкина., Е.П. Белинская // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО. – 2000. – С. 431–460.
40. Человек в информационном поле и информационные поля / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. – 2004. – № 1.
41. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 1. – С. 90-100.
42. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа) / А.В. Россохин // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта, 1998. – С. 247-255.
43. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал. – 2004. – № 2. – С. 75–85.
44. Leonova A.B., Zijlstra F.R., Roe, R.A. Temporal factors in interrupted computerized office work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1999. – V.72 (2). – Рp.163–186.
45. De Keyser V., Leonova A.B. (Eds.). Error prevention and well-being at work in Western Europe and Russia: Psychological traditions and new trends. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2001.
46. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
47. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002.
48. Телетестинг – миражи или реальные перспективы методического роста? / А.Г. Шмелев // Методы психологии. Ежегодник Российского психологического общества. – 1997. – Т. 3 (1). – С. 284–286.
49. Онлайновое тестирование / А. Шмелев, А. Бельцер // Мир Internet. –1999 (7-8). – С. 18–20.
50. Интернет в психологическом исследовании / Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 2003. – № 3. – С. 79–96.
51. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета / Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / Под ред. Т.В.Корниловой. – СПб.: Питер, 2004. – С. 214–233.
52. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования / А.Е. Войскунский, С.В. Скрипкин // Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 2001. – № 2. – С. 93–109.
53. Интернет / А.Е. Войскунский, Пол Гендер // Вестник Российского Гуманитарного научного фонда. – 2004. – № 1. – С. 169-178; Перепеч. в: «Благой фонд, благое дело». К 10-летию Российского гуманитарного научного фонда. – М.: Российский гуманитарный научный фонд, 2004. – С. 811–820.
54. Компьютерная среда ЛОГО глазами психолога / О.В. Митина // Информатика и образование. – 1995. – №5.
55. Психотерапевтические и психодиагностические возможности средств мультимедиа (на примере использования компьютерной среды ЛогоМиры) / С.Н. Ениколопов, О.В. Митина // Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – М.: Росс. Ассоц. Искусств. Интеллекта, 1998.
56. Групповая игровая деятельность в интернете / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1.
57. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование / А.Е. Войскунский, В.Ф. Петренко, О.В. Смыслова // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 1. – С. 104-118.
58. Психология компьютерной игры / О.К. Тихомиров, Е.Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. – Вып. №1. – М.: Знание, 1988. – С. 30–66.
59. Voiskounsky A.E., Smyslova O.V. Flow-Based Model of Computer Hackers’ Motivation. // CyberPsychology & Behavior. – Vol. 6. – № 3. – 2003. – Рp. 171–180.
60. Voiskounsky A.E., Smyslova O.V. Flow in computer hacking: A model // Lecture Notes in Computer Science. – Vol. 2713. – Berlin e.a.: Springer, 2003. – Рp. 176–186.
61. Voiskounsky A.E., Babaeva J.D., Smyslova O.V. Attitudes towards computer hacking in Russia. – Cybercrime: Law Enforcement, Security and Surveillance in the Information Age. – Ed. By D.Thomas & B.Loader. – L. & NY: Routledge, 2000. – Рp. 56-84.
62. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вест. Моск. Ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1991. – № 3. – С. 27–39.
63. Мир поправимых ошибок / А.Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – 1988. – №3. – С. 27–39.
64. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера / А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова // Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 35–43.
65. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Мотивация потока и ее изучение в деятельности хакеров / А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – Современная психология мотивации / Под. ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 244-277.
66. Babaeva J.D., Voiskounsky A.E. IT-Giftedness in Children and Adolescents. // Educational Technology & Society. – Vol. 5(1). – 2002. – Рp. 154–162.
67. Информационные технологии и одаренность: направления исследований и практической работы / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Одаренный ребенок. – 2004. – № 1. – С. 8–32.
68. Информационные технологии для одаренных / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Одаренный ребенок. – 2004. – № 2. – С. 6–39.
69. Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2 томах. Том 1. Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002.
70. Войскунский А.Е. Психологические аспекты информационной безопасности / А.Е. Войскунский. – Глобальная информатизация и безопасность России. – М.: Изд-во Московского университета, 2001. – С. 168–175.
© Информационное общество, 2005, вып. 1, сс. 36-41.