ИТ-департамент Нью-Йорка на основе технологий Oracle создал одно из самых больших в мире хранилищ пространственно-географической информации. Уже сейчас официальный сайт города содержит более 50.000 страниц и поддерживает 50 типов транзакций. Пользователь официального сайта Нью-Йорка может получить не просто карту окрестности любой точки в мегаполисе. Граждане, бизнесмены и власти любую запрашиваемую информацию получают с географической привязкой.
Например, продюсер, планирующий проведение акции в Нью-Йорке, может, находясь в интернете, не просто выбрать наиболее подходящее помещение, но и спланировать использование уличного пространства для шоу-презентации на открытом воздухе, ведь на экране компьютера он увидит и подробную схему линии тротуара, и размещение газонов.
Если в чрезвычайной ситуации возникает необходимость эвакуации дома или группы соседних домов, то соответствующие службы города могут мгновенно получить информацию, сколько мест для приема людей надо готовить и где это удобнее сделать.
Для «электронного» Нью-Йорка следующий шаг – это стать «мобильным» Нью-Йорком. Водитель, не обнаруживший своей машины, оставленной на запрещенном для парковки месте, сможет прямо на мобильном устройстве получить информацию о том, куда был отбуксирован его автомобиль и каким образом его можно получить обратно. А прохожий, увидев привлекательную вывеску кафе, сможет тут же посмотреть через КПК или мобильный телефон, каковы результаты последнего санитарного контроля этого заведения и как отзываются о нем посетители.
Речь шла не просто о предоставлении услуг гражданам через интернет, но и о полной информатизации работы правительства. На основе единой технологической платформы надо было создать единое информационное пространство, обеспечить предоставление услуг гражданам, автоматизировать работу ВСЕХ правительственных департаментов и построить самую современную систему отчетности и информационной поддержки принятия решений для руководства страны.
В 2002 году после длительной подготовительной работы поставщиком технологической платформы и прикладного программного обеспечения этого комплексного проекта был выбран Oracle. Непосредственными пользователями системы стали 40.000 государственных служащих Дубаи.
В результате уже к середине 2003 года эксперты ООН присвоили электронному правительству Дубаи 4-ю степень зрелости (наивысшая – 5-я), что приблизило этот эмират к пятерке стран – мировых лидеров по внедрению электронных правительств.
Особое внимание придавалось бесперебойности, скорости предоставления и корректности информации, предоставляемой гражданам. В любой момент граждане имели возможность увидеть статус прохождения своих запросов. В числе прочего были автоматизированы следующие функции:
В планах администрации – внедрение географической системы, которая будет ежедневно анализировать фотоснимки провинции со спутников. Первое планируемое применение системы – предотвращение нелегального строительства.
Правительство Исландии особенно высоко оценивает тот факт, что преимущество единой, централизованно управляемой информационной метасистемы сочетается со всеми преимуществами территориально и ведомственно децентрализованного административного управления.
Реализуя идеологию электронного правительства, руководство округа не просто создавало мультиязычный портал. Городские власти придавали огромное значение тому, как донести информацию до небогатого и далеко не всегда имеющего доступ в интернет населения. Во всех людных местах и торговых центрах были открыты круглосуточные интернет-киоски. Благодаря использованию учитывающих географию мультиконтентных технологий Oracle информация доводилась до граждан не только в виде текста, но и в виде картинок и видео (дружелюбно выглядящие говорящие головы). Кроме того, информация подстраивалась под местоположение каждого интернет-киоска. Население получило возможность общаться с властью по месту жительства и в удобное для каждого время, после основной работы, а не только в приемные часы соответствующих департаментов.
Интернет-киоски получили огромную популярность. К удивлению городских властей, среди пользователей электронного правительства оказалось очень много пожилых людей. Таким образом, не просто была повышена социальная активность местных жителей, но к участию в делах округа были привлечены новые слои населения.
Пространственно-географические возможности Oracle позволяют генерировать карту каждого события, о котором рассказывается на сайте. Эта функциональность оказалась не просто удобной для жителей округа, но и позволила увеличить поток туристов и повысить привлекательность для бизнеса.
Те же пространственно-географические возможности прекрасно зарекомендовали себя в работе местных правоохранительных органов, например, когда речь шла о пропажах детей. В этих случаях сообщение о пропаже ребенка не только содержало географическую информацию, но и поступало прежде всего в территориально близкие районы.
Успешный опыт округа Ньюхэм был востребован при создании общегосударственного сайта электронного правительства Великобритании. Следующие шаги электронного правительства Ньюхэма – это установление связи с федеральными системами (в том числе с государственной электронной системой голосования), а также пополнение местного бюджета за счет тиражирования полученного решения.
Продление лицензий, государственные вакансии, пробки на дорогах, погода, чистота города – вот самые востребованные темы сайта Кокьютлэма, который благодаря продуманности решения и самым передовым технологиям Oracle стал витриной муниципальных электронных правительств Канады.
© Информационное общество, 2004, вып. 2, сc. 63-65.