К вопросу об обновлении российского информационного законодательства

М.В. Якушев



Проблема, вынесенная в заглавие настоящей статьи, не нова. Предложения по совершенствованию российского законодательства, регулирующего связанные с использованием информации правовые отношения, стали возникать уже через несколько месяцев после принятия (еще «на закате» советской власти) первого профильного закона – «О средствах массовой информации». К закону было много претензий, как политического, так и технико-юридического характера, однако он остался до настоящего времени одним из немногих законов, нормативные правила которого реально применяются на практике уже более полутора десятков лет.

В дальнейшем (уже в середине 1990-х годов) был принят еще целый ряд актов «специального» (информационного) законодательства – федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «Об обязательном экземпляре документов» и другие. Их принятие сопровождалось серьезными доктринальными спорами, причем очевидные недостатки принимавшихся документов не устранялись даже в ходе попыток их последующих корректировок. Происходило накопление допущенных ошибок, нормы принятых и практически не применявшихся законов все менее соответствовали реалиям бурно развивавшейся информационной экономики. Наиболее показательным примером еще одного так и не заработавшего закона стал Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», относящийся уже к началу 2000-х годов. В нем были повторены все основные теоретические ошибки и заблуждения, которые характерны для первой волны информационных законов, и, дополнительно к этому, в жесткой форме предписывалось и регламентировалось использование лишь одной, причем не самой распространенной, технологии ЭЦП. Неудивительно, что и этот закон никоим образом не соотносится с теми реально существующими общественными отношениями, которые он был призван урегулировать.

Кстати, было бы неплохо прояснить вопрос о том, какой закон реально действует, а какой нет. Критериев для выбора правильного ответа на него, вообще говоря, достаточно много. Это и наличие монографий, научных комментариев и учебников по вопросам, затрагиваемым в тексте того или иного закона. И определенное число других научных трудов – кандидатских и докторских диссертаций, защищаемых в данной сфере правового регулирования. И количество конференций и иных мероприятий, посвященных соответствующим законам… Но, представляется, основными критериями все же должны быть другие – частота использования нормативных правил, установленных законом, в реальной практике хозяйствующих субъектов, а также при вынесении судебных решений по спорным вопросам. Исходя из этого критерия, никто не может подвергнуть сомнению, скажем, работоспособность Гражданского или Налогового кодексов. А вот, например, для Уголовного кодекса уже можно выделить часто или редко применяемые статьи. К сожалению, применительно к информационным законам результат подобного анализа, очевидным образом, окажется отрицательным – абсолютное большинство предприятий информационной сферы никоим образом не использует эти законы при оформлении правоотношений со своими контрагентами (а если говорить о Федеральном законе «Об ЭЦП» – то и всячески избегает распространения ограничительных норм этого закона на свою деятельность). Да и в судах, как общих, так и арбитражных, ссылки в мотивировочных частях судебных решений на нормы информационного законодательства носят, видимо, единичный характер и в литературе не исследованы.

В чем же суть застарелого несовершенства российского информационного законодательства и причины сложившейся ситуации? Применительно к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» обстоятельный анализ недостатков закона выполнен в статье С. Петровского (опубликована в настоящем номере). В значительной степени отмеченные С. Петровским дефекты характерны и для других актов информационного законодательства. В кратком перечислении их можно свести к перечню всего из двух пунктов:


Можно было бы также подробно остановиться и на причинах сложившейся ситуации, что было бы весьма важным для того, чтобы предотвратить ее повторение в будущем. Однако этого не хочется делать как по объективным, так и по субъективным причинам. С одной стороны, отмеченные выше недостатки все же не являются чем-то исключительным именно для информационного законодательства. Сложности исторического развития России за последние пятнадцать лет отразились во многих законодательных актах, принимавшихся в эти годы, и наложили свой отпечаток даже не на отдельные законы, а на целые отрасли законодательства – достаточно упомянуть, например, кодификацию налогового законодательства, не завершенную, кстати, до сих пор. С другой стороны, разработчики действующих федеральных законов в сфере информации, как правило, по-прежнему пытаются играть активную роль в вопросах развития законодательства. Хитросплетение личных, корпоративных, ведомственных и иных интересов, возникающих в процессе законотворчества, требует поиска компромиссных решений, а необходимость учета всех таких интересов не позволяет даже в форме критического экскурса в историю вопроса причинять этим уважаемым коллегам излишних субъективных переживаний.

Следовательно, целесообразно ограничиться беспристрастным анализом того, какими должны быть основные направления развития информационного законодательства России. В этом номере журнала представлены самые различные точки зрения, приведены различные проекты документов. Не следует считать, что представленные на суд читателей материалы полностью свободны от теоретических и юридическо-технических недостатков. В такой специфической и сравнительно новой области, как информационные правоотношения, пока еще рано говорить об устоявшейся доктрине и о безусловной правильности применяемых (или предлагаемых) подходов к регулированию. Наоборот, важно отметить наиболее критические болевые точки и продолжить совместный поиск решения выявленных проблем.

На мой взгляд, ключевой вопрос для информационного законодательства заключается в корректном определении пределов регулирования информационных правоотношений. В самом деле, информация – настолько необычный для традиционного права объект регулирования, что соотношение различных методов регулятивного воздействия в данной сфере очень трудно определить или сформулировать. Многие общественные отношения, связанные с поиском или распространением информации, вообще не нуждаются в каком-либо регулировании, и любое государственное вмешательство здесь было бы явно избыточным. Однако возникают все новые и новые объекты хозяйственного оборота, все новые и новые проблемы с публично-правовым и гражданско-правовым статусом информации. По ряду таких проблем (киберпреступность, спам, трансграничные сделки с использованием интернета, признание электронных сообщений в качестве документов и доказательств) имеющегося нормативного регулирования явно недостаточно. Во многих случаях развитие соответствующих отношений сдерживается и невозможностью (точнее, неспособностью) их участников грамотно формализовать такие отношения в отсутствие нормативной базы, что повышает риски причинения убытков вследствие необеспечения судебной защиты. Скажем, реально создаются (на заказ), поддерживаются и продаются такие объекты, как интернет-сайты. Так что реальные хозяйственные, гражданско-правовые отношения существуют и развиваются. Но что такое «сайт» с точки зрения гражданского законодательства, с точки зрения законодательства о бухгалтерском учете – еще только предстоит нормативно зафиксировать.

Центральной проблемой обновления информационного законодательства является судьба базового Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В плане законотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 год предусмотрена разработка его новой редакции. Один из предварительных вариантов такой новой редакции, разработанный рабочей группой по поручению Министерства информационных технологий и связи, публикуется в этом номере журнала. Безусловно, работа над новой редакцией Закона будет сопровождаться активной (и, надеемся, доброжелательной) научной дискуссией. Однако при этом хочется отметить следующее. Позволю себе задать крамольный для юриста, работающего в сфере информационного права, вопрос – а так ли уж нужен России некий специфический, базовый закон об информации? Не лучше было бы внести (в необходимых случаях) корректировки в действующие законы общего (такие, как Гражданский и Налоговый кодексы) и специального характера (скажем, закон о СМИ), и разработать те узко специальные законодательные акты, которые в нашей стране до сих пор отсутствуют – в первую очередь, закон о персональных данных? Более того, сильнейшим аргументом в пользу такого решения является зарубежный опыт, где законов, аналогичных нашему Федеральному закону «Об информации…», просто нет. В ряде стран (США, Великобритания) слово «информация» встречается в названии законодательных актов лишь в контексте «свобода информации». Представляется, что положительный ответ на заданный вопрос тоже имеет право на существование, или, по крайней мере, на серьезное обсуждение.

Здесь было бы немаловажно также присмотреться к деятельности в правовой сфере наших соседей из СНГ. Опыт их законотворческой работы в последнее время демонстрирует как определенную преемственность с советской (а, значит, в какой-то степени и с российской) правовой традицией, так и восприятие наиболее принципиальных тенденций развития европейского и американского права.

Резюмируя сказанное выше, хочется подчеркнуть, что дальнейшее развитие, обновление российского информационного законодательства невозможно без теоретической проработки наиболее принципиальных вопросов, связанных с правовой спецификой информации. Вряд ли целесообразно разрабатывать все новые законодательные акты по специальным вопросам без уточнения общих принципов регулирования и применяемого понятийного аппарата, без решения иных проблем теоретического характера. К заинтересованному обсуждению таких проблем приглашаем всех читателей нашего журнала.


Якушев Михаил Владимирович - Директор Департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.


© Информационное общество, 2004, вып. 3-4, сс. 4-6.