Интернет-переписи населения: инновации, возможности и проблемы

______________

М.В. Карманов, П.А.Смелов



Статья рекомендована С.Б. Шапошником 16.04.2012

Аннотация

В последние годы все возрастающее внимание уделяется исследованиям, связанным с попытками всестороннего анализа роли инновационных технологий в жизни современного общества. В этом аспекте большой научный и практический интерес вызывает осмысление возможностей и проблем организации и проведения интернет-переписей населения как одной из форм практического применения инновационных технологий.

Ключевые слова:

переписи населения, интернет-переписи населения, онлайн-переписи населения, инновационные технологии, инновационные технологии в переписях населения.

Введение

Интернет как информационная среда и переписи как источник получения данных о численности и составе населения – два, на первый взгляд, различных и не пересекающихся понятия, которые широко вошли в жизнь современного общества и получили тотальное распространение в мире. С исторической точки зрения кардинальные и принципиальные отличия между ними заключается в том, что переписи населения как инструмент определения количественных параметров совокупности жителей конкретных государств, известны уже несколько тысячелетий, а Сеть как своеобразная «информационная паутина», обеспечивающая доступ к самому разнообразному контенту и общению, – всего лишь несколько десятилетий. Однако в настоящее время данное обстоятельство мало кого смущает, а поэтому инновационные возможности и связанные с ними вопросы целесообразности проведения переписей населения через интернет возникают все чаще и чаще, что объективно требует всестороннего анализа.

Предпосылки интернет-переписей населения

В теоретическом аспекте попытка обращения к интернету с точки зрения возможностей организации и осуществления переписей населения не является чем-то неожиданным или случайным и по сути дела подготовлена предыдущим ходом развития демографической статистики. В подавляющем большинстве государств мира переписи населения в прошлом проводились либо через опросы, либо самоисчислением. При этом, например, в США участники переписи населения могли самостоятельно заполнять анкеты и высылать их по заранее установленным почтовым адресам. В данном алгоритме по существу был заложен принципиально новый подход. Оставалось ждать только того времени, когда подобная пересылка результатов переписи населения могла быть реализована не только в бумажном варианте, но и с применением других технологий, например в электронном виде. Ведь какая разница, как заполнять и пересылать ответы на вопросы программы переписи населения − по почте или через интернет. Поэтому с возникновением и развитием последнего инструмента объективно появились новые возможности организации мероприятия, возникшего в глубокой древности.

Особенности и возможности интернет-переписей населения

Не секрет, что интернет, предоставляя современные возможности, формирует качественно иные условия, когда жители страны, не выходя из дома, могут принимать участие в переписи населения и отправлять свои ответы в национальные статистические учреждения и ведомства. Наряду с новыми условиями «работы» респондентов, определенные и существенные преимущества получает и государство. В общем виде они сводятся к тому, что заметно сокращаются материальные, трудовые и финансовые расходы на подготовку и проведение переписей населения, связанные с обучением и оплатой труда переписного персонала, экономией на инструментарии, транспортных расходах и т.д. [1]. Одновременно снимаются многие практические проблемы, возникавшие в ходе проведения традиционных переписей населения (доступность респондентов в элитных и охраняемых домах и поселках, общение с маргинальными элементами, обеспечение безопасности переписчиков и др.).

Одной из важнейших особенностей проведения переписей населения через интернет является та, что подобный подход позволяет существенно нивелировать различия, имеющиеся между отдельными странами мира. Данное обстоятельство наглядно подтверждается тем фактом, что первые официальные заявления и попытки практической реализации интернет-переписей населения были сделаны в экономически развитых государствах мира, а вот в более или менее развернутом варианте они были доведены до ума и осуществлены отнюдь не в самых экономически «продвинутых» державах. Например, о перспективах проведения национальных переписей населения через интернет еще несколько лет назад активно говорили в США, Канаде, Австралии, а в более массовом порядке их успешно реализовали Болгария и Литва.

Еще в 2006 г. Австралийское бюро статистики (ABS) в рамках проходившей тогда переписи населения сделало анонс, что жители страны смогут заполнять переписной лист через интернет, внесенные в веб-форму данные будут передаваться по протоколу SSL в зашифрованном виде с длиной ключа в 128 бит, а при регистрации каждому гражданину будет присвоено два индивидуальных номера. Причем программно-аппаратные решения для проведения австралийских переписей населения через интернет, которые планировалось проводить один раз в пять лет и в полномасштабном варианте предполагалось реализовать в 2011 г., предоставила компания «IBM», которая за подобные инновационные разработки уже получила около 9 млн долларов [2].

В практическом аспекте, что весьма показательно, намного дальше продвинулись государства, занимающие гораздо более скромное место на геополитической карте мира. Так, в феврале 2011 г. в Болгарии прошла перепись населения, уже вошедшая в историю тем, что почти 40% жителей данной страны были охвачены ею через интернет [3]. В результате был получен колоссальный и уникальный опыт интернет-переписи более двух с половиной миллионов человек, которые не встречались с переписчиками, т.е. действовали в фарватере новых учетно-статистических подходов.

В марте 2011 г. перепись населения через интернет была проведена в Литве, что, по словам директора департамента социальной статистики Центрального статистического управления Маранды Бехмане [4], позволило получить целый ряд преимуществ и только за одну неделю охватить 11% жителей страны. Главным достоинством использования интернета в ходе переписи населения была признана существенная экономия финансовых затрат (с 10 до 6 млн латов). Ведь при прочих равных условиях, чем больше людей имеют доступ к интернету и желают «переписываться» по новому, тем меньше расходы по традиционному статистическому учету населения посредством опроса. При этом предполагалось, что в ходе второго этапа переписи (с 5 по 9 мая), когда по жилым помещениям будут ходить переписчики, лица, уже предоставившие свои данные в электронном виде посещаться не будут. Кроме двух раздельных периодов, инновационный алгоритм организации интернет-переписи населения в Литве также предполагал:

1) размещение анкеты на сайте Центрального статистического управления;

2) уменьшение примерно в два раза количества традиционных вопросов переписей населения, рекомендуемых Евростатом;

3) возможность заполнения электронной анкеты за всех членов семьи, проживающих по одному адресу.

Еще дальше в плане использования передовых инновационных технологий в проведении учета собственных жителей пошла Бразилия, которая гораздо быстрее других государств мира, включая и США, смогла опубликовать предварительные итоги переписи населения. Впервые в современной истории переписей населения бразильские переписчики были обеспечены специальными переносными терминалами, которые позволяли сразу вносить получаемые статистические сведения в единую электронную базу. Данное обстоятельство вкупе с уже приведенными выше фактами свидетельствует о том, что внедрение инновационных достижений в области переписи населения позволяет заметно вырываться вперед даже тем государствам, которые не являются общепризнанными лидерами и не обязательно располагают мощными финансовыми ресурсами.

Достоинства интернет-переписей населения

Анализ и обобщение новых возможностей, предоставляемых интернетом для организации и проведения переписей населения, дает основание выделить следующие позитивные моменты:

- при наличии доступа к интернету обеспечивается практически тотальная достижимость респондентов независимо от места их проживания, транспортной доступности и др. факторов;

- повышается уровень безопасности жителей, принимающих участие в переписи населения, за счет устранения физических контактов с переписчиками (особенно в тех случаях, когда преступные элементы маскируются под работников переписи);

- повышается уровень безопасности переписчиков за счет устранения физических контактов с маргинальными элементами в ходе переписи населения;

- заметна экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов, затрачиваемых на организацию и проведение переписи населения в традиционной форме;

- существенно сокращаются сроки сбора, сводки, обработки и публикации результатов переписи населения, поступающих в электронном виде, и пр.

Перечисленные выше основные преимущества интернет-переписей населения уже сегодня способны подвигнуть к быстрому переходу на новые информационные технологии, имеющие, несомненно, инновационный и прогрессивный характер. Однако при этом ни в коем случае не стоит забывать о том, что только поступательное и продуманное движение вперед способно привести к хорошим результатам. В этой связи целесообразно всесторонне проанализировать осложнения и трудности, которые могут возникнуть в процессе проведения переписей населения через интернет и своевременно предпринять меры, направленные на их преодоление.

Проблемы интернет-переписей населения

По объективным причинам наряду с новыми возможностями интернет порождает и своеобразные трудности, связанные со спецификой его построения и функционирования, которые применительно к переписям населения вынуждают решать целый ряд серьезных организационных и методологических проблем.

Точки зрения на проблемы организации и проведения интернет-переписей населения

Руководитель Федеральной службы государственной статистики, доктор экономических наук, профессор А.Е. Суринов: «Внедрение в практику переписей новых технологий (интернет-опроса, электронных вопросников и т. д.) требует не только серьезных финансовых вложений, но и изменений законодательства, касающегося защиты персональных данных, и других институциональных изменений. Тем не менее, Росстат планирует проведение экспериментальных работ по внедрению новых технологий в перепись уже к 2020 году» [5].

Руководитель Статистического комитета СНГ В.Л. Соколин: «Те статистические ведомства, которые пытались использовать интернет для проведения переписи, столкнулись с … очень серьезными проблемами. Первая – как обеспечить закрытость данных? Их легко перехватить по дороге от вашего компьютера к нашему. А закон обязывает нас обеспечить конфиденциальность. <…> Обеспечить должную защиту данных можно только с помощью шифрования, сложных криптографических программ. Вторая проблема интернет-переписи – идентификация человека, заполнившего анкету. Пример − вы в интернете с домашнего компьютера заполняете анкету на всю семью. Потом ее с рабочего компьютера заполняет ваша жена, потом на даче – дедушка и бабушка. Все это приходит в разные центры обработки данных, и мы одну и ту же семью можем учесть три раза. <…> Еще одна проблема – дети, обучающиеся за рубежом. С ней столкнулись австралийцы и новозеландцы. У них люди часто включали в анкету детей, уже давно учащихся где-нибудь в Сорбонне, а заодно и их зарубежных жен и детей. Но для статистики, если ты живешь за границей более года, ты не резидент этой страны, тебя будут считать по месту жительства» [6].

Руководитель Петростата (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) О. Никифоров: «На мой взгляд, существенным недостатком онлайн-переписи населения является тот факт, что мы не можем отследить территориальное местонахождение человека в определенное время. Слишком короткие сроки у переписи – по закону не больше 12 дней. За это время невозможно точно зафиксировать все перемещения граждан. А ведь именно временной фактор является основополагающим» [7].

Доктор экономических наук, профессор, декан факультета ФИНЭК Клупт М.А. − «Подобные передовые алгоритмы пока нашли успешное применение в относительно небольших по числу жителей странах с достаточно высоким уровнем информатизации общества (главным образом с широкой доступностью Интернета)» [5].

Директор по маркетингу и PR АСИ «Санкт-Петербург» А. Смирнов − «Результаты неутешительны – несмотря на то, что большая часть активных пользователей Интернета заявила о готовности участвовать в онлайн-переписи, уровень распространения Интернета в России еще очень низок – всего 27 % населения имеют доступ к всемирной паутине. Следовательно, говорить о том, что онлайн-перепись может стать реальностью в ближайшем будущем, не приходится» [7].

Следует отметить, что А. Смирнов приводит весьма заниженную долю населения, имеющих доступ к интернету. По данным социологов, доля россиян, пользующихся интернетом каждый день, за минувший год (2011) значительно увеличилась. Основным способом выхода во Всемирную паутину остается стационарный компьютер. Хотя бы раз в полгода интернетом пользуются 58% россиян, как следует из результатов опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) с 31 марта по 1 апреля 2012 г. в 46 регионах России. Год назад таковых было 53%. Больше всего увеличилась доля тех, кто пользуется интернетом ежедневно, − с 30% до 38%. Из данных ВЦИОМ следует, что основным способом выхода в интернет для российских пользователей остается стационарный компьютер − его используют для этого 78%, причем 49% − ежедневно [8]. По данным Euromonitor International, проникновение интернета в России все еще значительно ниже уровня западноевропейского − 49% по сравнению с 78% в среднем по Европе [9]. Данные показатели свидетельствуют о том, что наше население имеет возможность принять участие в интернет-переписи.

В мировой практике существует несколько способов электронной идентификации граждан. Один из них – так называемые идентификационные карты, которые активно используются как альтернатива общегражданскому паспорту в соседней Эстонии. С помощью пластиковой карты гражданин может совершать любые процедуры – от оплаты проезда в общественном транспорте (на карту можно кодировать проездной билет) до совершения платежей. В какой-то степени аналоги идентификационных карт существуют и в России в виде социальных карт, применяемых в некоторых регионах. Однако эти карты обычно предоставляются только социально незащищенным слоям населения и не имеют широкого уровня охвата.

В некоторых странах применяется практика идентификации граждан с помощью присвоения им государственного электронного почтового адреса. Несмотря на кажущуюся незащищенность такой процедуры, с помощью современных технологий можно сделать ее достаточно надежной. В случае попытки мошенничества, когда недоброжелатели попытаются отправить письмо, подделав адрес отправителя, специальная программа сможет отследить, с какого сервера отправлено сообщение. Так как для электронных серверов будут использоваться только государственные серверы с определенными IP-адресами, вероятность взлома или несанкционированного использования минимальна.

Альтернативой пластиковым картам и государственным электронным почтовым ящикам может стать персональная электронная подпись, присваиваемая гражданину. Регистрируясь на государственном портале, пользователь сможет оставить свои реквизиты, такие как номер паспорта или ИНН. Данные должны будут пройти проверку на соответствие с базами данных, и если они верны, то по месту регистрации почтой будет выслан конверт с письмом, где будут указаны логин и пароль. В таком случае гражданин сможет пользоваться этими данными для совершения различных государственных операций через интернет.

АСИ «Санкт-Петербург» с 2006 года опрашивает население о готовности к использованию системы предоставления органами государственной власти услуг гражданам через интернет. 40 % населения Петербурга – за использование услуг электронной власти. В целом уровень компьютерной грамотности петербуржцев достаточно высок – порядка 70 % имеют доступ к компьютеру, а 63 % пользуются при этом интернетом. Тем не менее далеко не каждый из этого числа готов сегодня получать различные справки, оплачивать налоги, получать права на вождение автомобиля или голосовать через интернет [10]. На данный момент в сети действует портал gosuslugi.ru, но «Электронным правительством» его называть еще рано. Пока на сайте можно лишь узнать контактную информацию государственных служб и скачать образцы и бланки заявлений. Однако портал развивается, не так давно была открыта возможность регистрировать «личный кабинет» – теперь пользователь может создать на сайте свой персональный профиль и более активно пользоваться услугами портала.

Оценивая точки зрения, следует отметить, что в современных условиях Российская Федерация действительно относится к большим по численности населения государствам мира, к тому же она располагает огромной территорией с низкой физической плотностью и крайней непропорциональностью заселения. Одновременно уровень доступности интернета, несмотря на его быстрый рост, все же оставляет в нашей стране желать лучшего и пока отстает от уровня целого ряда стран земного шара. Среди указанных специфических обстоятельств, пожалуй, только доступность интернета является серьезной преградой на пути реализации проектов подобного рода в нашей стране. По своей сути интернет как раз и является тем инструментом, который вполне может позволить свести к минимуму и даже устранить различия в территории, размещении и размерах совокупности жителей отдельных стран. Для интернета практически нет границ и препятствий с точки зрения размера территории и численности населения, включая его место жительства. Если удастся охватить Всемирной паутиной большинство жителей нашего государства, то часть указанных выше проблем можно будет устранить. Правда, при этом не следует забывать, что информатизация общества, включая охват интернетом, − не бесплатное мероприятие, требующее заметных финансовых инвестиций, тем более в таком огромном государстве, как Россия. К выборам Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года была разработана и запущена система «Web выборы 2012»1. Для работы этого портала была проделана огромная работа по прокладке интернет-сети до избирательных участков. Был заново проложен кабель до приблизительно 60 тыс. избирательных участков. Это соответствует 1100 км кабеля. Сразу же в обществе возникла дискуссия, как использовать полученную интернет-инфраструктуру в дальнейшем. На наш взгляд, в этих точках могут располагаться переписные участки, на которых люди смогут ознакомиться с принципами интернет-перепись, а при желании и пройти ее.

В дополнение ко всем проблемам, перечисленным выше, также не следует забывать и особенностей национального менталитета и внутренней самодисциплины россиян. Недалекий отечественный опыт, связанный с попыткой апробации проведения последней переписи населения нашей страны при помощи метода самоисчисления, дал «плачевные» результаты (менее 10% респондентов ответили на вопросы переписного листа). В этой связи никто не может гарантировать, что без соответствующего законодательства (например, обязывающего людей участвовать в переписи, включая штраф за уклонение от переписи, имеющий место в ряде государств мира) жители Российской Федерации проникнутся пониманием всей важности проводимого мероприятия и заполнят переписные анкеты через интернет. Тем более что не только доступность, но и освоенность интернета в современной России, по официальным оценкам, пока не так велики, как хотелось бы, так как люди пожилого возраста в своем большинстве просто не владеют компьютером и новыми информационно-коммуникационными технологиями. Дополнительно с учетом опыта переписи населения Литвы 2011 г., видимо, придется предусмотреть возможность переписи людей, не изъявивших желание пройти ее в электронном варианте, что потребует пересмотра целого ряда традиционных подходов, в том числе:


Заключение

В целом следует отметить, что интернет-переписи населения, несомненно являясь крайне перспективным и скорее всего одним из «магистральных» направлений развития демографической статистики на ближайшую перспективу, содержат достаточно весьма серьезных организационно-правовых и методологических проблем, от успешного решения которых, включая и серьезные финансовые вливания, зависит практическое достижение новых возможностей и преимуществ управления обществом, связанных с использованием интернета для определения численности, состава и размещения жителей нашей страны.

Cсылки

1 http://webvybory2012.ru/auth

Литература

1. Карманов М.В., Дмитриевская Н.А., Карманов А.М. Смарт как объект статистического исследования // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. №1.

2. Интернет-портал «Компьютерра–Онлайн» // URL: net.compulenta.ru.

3. Информационное агентство «Новости Молдавии» // URL: http://newsmoldova.ru.

4. Информационное агентство «Regum» // URL: http://regnum.ru/.

5. Интернет-портал RB.ru // URL: http://www.rb.ru.

6. Интернет-портал Всероссийской переписи населения 2002 года // URL: http://perepis2002.ru/index.html?id=11.

7. Интернет-портал spbIT.ru // URL: http://spbit.ru.

8. Смелов П.А., Егорова Е.А. Статистическая характеристика пользователей интернет в России // Тезисы докладов V Научно-практической конференции «Актуальные проблемы статистического анализа социально-экономических явлений и процессов»/ М.: МЭСИ, 2011.

9. Егорова Е.А. Статистический анализ распространенности Интернет в России // IV Международный научно-практический форум «Инновационное развитие российской экономики» Ч. 1. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М., 2011.

10. Сайт Агентства социальной информации «Санкт-Петербург» // URL: http://www.asinfo.ru.

____________________________________

Карманов Михаил Владимирович

Доктор экономических наук,

профессор, заведующий кафедрой социально-экономической статистики

Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Смелов Павел Александрович

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры социально-экономической статистики

Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


© Информационное общество, 2012 вып. 3, с. 23-30.