Московский городской портал

А.И. Музыкантский



Дальнейшее продвижение Москвы к информационному обществу связано в значительной степени с интеграцией различных информационных ресурсов. В Москве уже создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины. Естественно, возникает вопрос о создании эффективного инструмента системной интеграции – универсального городского интернет-портала, позволяющего получить быстрый доступ к необходимой информации по различным аспектам жизни города, сориентироваться в многочисленных городских интернет-ресурсах. Эта задача является естественной составной частью ГЦП "Электронная Москва".

В 2002 году по Распоряжению Мэра Москвы была создана рабочая группа, задачей которой стало формирование Концепции создания городского портала Москвы в сети Интернет. Недавно, 14 ноября 2002 года Распоряжением Мэра № 1762-РП эта концепция была утверждена.

Хочу начать с определений основных понятий, которые даны в Концепции. Во-первых, городской портал Москвы в сети Интернет – это:


Во-вторых, согласно принятому документу, назначение Московского городского портала состоит в том, чтобы:
Следует подробнее остановиться на функциях портала. Если говорить коротко, то их три: информация, коммуникация и городское управление.

1. Информация:


2. Коммуникация:
3. Власть:

Компоненты портала

Компонентами портала являются информационные системы, информационные ресурсы, отдельные документы, веб-сайты, основанные на XML веб-сервисах и др.

Компоненты портала могут находиться в различных формах собственности. Включение в городской портал новой информационной системы или ресурса в качестве компоненты не влечет автоматического изменения формы собственности или владельца

В основе городской целевой программы "Электронная Москва" лежит осознание городом того факта, что у него появился новый вид собственности – информационные ресурсы. Раз появился новый вид собственности, то нужно научиться им владеть, пользоваться, распоряжаться и осваивать рынок этих ресурсов.

В соответствии с Законом "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы", в собственности города находятся не только информационные ресурсы, формируемые за счет средств его бюджета, но и другие информационные ресурсы, соответствующие основаниям, предусмотренным законодательством. Правомочиями собственника городских информационных ресурсов обладают органы государственной власти столицы в рамках их компетенции, установленной Уставом города Москвы и иными правовыми актами. Законом также предусматриваются положения о соблюдении требований федерального законодательства о защите информации и обеспечении информационной безопасности. Это означает, что при включении каких-либо информационных ресурсов в городской информационный портал необходимо будет заключать регламентные соглашения с их владельцами.

Большое значение имеет правильное проектирование портала, которое позволяет быстрее, проще и дешевле решать поставленные задачи. Чтобы избежать ненужных затрат и дублирования информации, было принято решение, во-первых, не создавать новых мощных баз данных, а использовать социально значимые информационные массивы тех структур, где они уже создаются, поддерживаются, актуализируются. Ведь, как известно, сам город является обладателем большого количества информационных ресурсов, которые, несомненно, очень часто представляют интерес для всего населения. В этом случае задача портала сильно упростится – он должен будет только обеспечить предоставление свободного доступа. Во-вторых, не следует втягиваться в крупные (и дорогостоящие) программные разработки, а по возможности использовать готовые решения.

Серьезного отношения требует проблема наполнения публичного городского информационного ресурса и доступа к нему. Как я уже говорил, на информационном рынке города действует множество организаций, каждая из которых имеет своего пользователя, свои информационные источники. В городских структурах, научных организациях, коммерческих предприятиях накоплены гигантские массивы информации, лишь малая часть которых видна населению. Необходимо находить, классифицировать существующие информационные ресурсы и сервисы, и, используя современные технологии информационного взаимодействия, создавать новые интегрированные ресурсы и услуги для населения.

Такая интеграция – в интересах и пользователей, и информационных партнеров. Первые получат более полные, комплексные услуги, вторые – прибавление потока обращений.

Основная проблема организации взаимодействия информационных ресурсов и сервисов партнеров в интересах населения – выработка и принятие сообществом поставщиков социальной информации для населения набора внутренних форматов представления такой информации и протоколов обмена ею. Этот подход соответствует мировым тенденциям развития веб-ресурсов и сервисов. Решая эти задачи в городе, необходимо опираться на перспективные форматы метаданных и протоколы обмена, принятые в мире и используемые лидерами отечественного информационного рынка внутри страны.

Как я говорил, Концепция городского портала Москвы в сети Интернет уже утверждена. Создан Наблюдательный совет – рабочий орган по управлению порталом. Сейчас идет формирование редакционной коллегии, которая будет принимать решения по поводу содержания компонент. С самого начала разработки мы старались обеспечить публичность и прозрачность принимаемых решений. Был создан специальный сайт, где размещались протоколы заседания рабочих групп, предлагаемые решения и варианты Концепции. Таким же образом мы предполагаем действовать на всех этапах создания городского портала.

Состав компонент, естественно, постоянно изменяется во время функционирования портала. Владельцами и уполномоченными лицами компонент создается некоммерческая организация (ассоциация), делегирующая в состав наблюдательного совета своих представителей и участвующая в обсуждении и решении наиболее важных вопросов жизни портала.

И, в заключение, несколько слов о месте Москвы в мировом информационном процессе и нашем отставании. Мне хочется вспомнить опыт коллег из города Таллина, с которым столица заключила соглашение о сотрудничестве. Благодаря усилиям Правительства Эстонии эта страна за десять лет вышла на одно из первых мест в мире по использованию интернета, количеству пользователей на тысячу жителей (6-е место), уступая только странам США и Юго-Восточной Азии и опережая Францию, Италию, Германию и прочие. Городской портал города Таллина содержит информацию на русском, английском и эстонском языках. Здесь можно найти полную информацию обо всех городских структурах, о заседаниях Правительства города Таллина (оно называется Упарава). Регламентом предусмотрено, что за два дня до любого заседания в интернете должны появиться в свободном доступе повестка дня, проекты решений по всем ее вопросам вместе с имеющимися дополнительными материалами, куда входят согласования, возражения, обсуждения и прочее. Если какие-то материалы не готовы, не выставлены в сети, то этот вопрос с повестки дня заседания Правительства снимается.

Получается, что в недавнем прошлом граждане одной и той же страны по имени СССР теперь значительно опережают москвичей в отношении информированности о действиях городских властей, находятся в значительно более благоприятной ситуации.

Успешная реализация проекта "Городской портал Москвы в сети Интернет" создаст условия для эффективной реализации программы "Электронная Москва", повысит доверие и информированность наших граждан и даст толчок к переходу к информационному обществу.


Музыкантский Александр Ильич - Министр Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 27-29.