Позитивный процесс в условиях кризиса

О.Н. Вершинская





Сегодня тот факт, что отечественные стратегии экономического развития одна за другой полностью игнорируют возможности, открываемые информационной революцией, современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), представляется просто загадочным. Мы живем как на острове, не замечая, что парадигма мирового экономического развития изменилась под влиянием быстрого развития и распространения ИКТ и новые отрасли экономики считаются теперь наиболее важными для успеха в мировой конкуренции. Мы делаем вид, что не существует «новой экономики» (new economy) – понятия, специально введенного в оборот для обозначения быстро растущего сектора экономики по производству информационных и коммуникационных технологий и услуг, – тогда как не только экономически развитые, но и развивающиеся страны делают ставку в социально-экономическом развитии на производство и использование ИКТ. Между тем здесь у России есть реальная возможность оказаться на переднем крае информационной революции.

Обстановка в мире относительно возможностей ИКТ настолько накалилась, что в апреле 2000 г. развивающиеся страны подняли настоящее восстание, широко освещавшееся мировыми СМИ, направленное против экономической глобализации, против Интернета и электронной торговли как средств «неоколонизации». Суть протеста, выражавшегося в правительственных декларациях и пикетах, заключалась в утверждении о том, что электронные информационные потоки одним странам дают силу, а другим слабость, вводя новые виртуальные формы зависимости. Основной лозунг: «Хотим жить в мире, где мы все con-nec-ted». Протест справедлив – половина населения мира никогда не пользовалась телефоном, во всей Африке столько же пользователей Интернета, сколько в одном Нью-Йорке. В июле 2000 г. на Окинаве состоялось заседание министров иностранных дел Большой Семерки, посвященное обсуждению возможностей глобального информационного общества для развивающихся стран. У нас только в ноябре состоялось обсуждение программных документов по информационному обществу у советника Президента России по экономическим вопросам, результатом которого стало предложение о создании Белой книги по информационному обществу в России. Суть радикально новой культуры и новой экономики, повсеместно развивающихся под влиянием ИКТ, все еще до конца не осознается политиками и лицами, принимающими стратегические решения, тогда как именно им сегодня больше всех нужно было бы понять происходящее. Индустриальный век, век массового материального производства, происходящего в определенном месте в определенное время и основанного на унифицированных повторяющихся методах, уходит. Однако использование потенциала ИКТ все еще не входит в число государственных приоритетов.

В то время как российские программы социально-экономического развития упорно игнорируют проблематику ИКТ, ситуация на микроуровне совсем другая. В условиях кризиса в переходной России быстрыми темпами развивается снизу процесс информатизации, позитивный процесс интенсификации производства и использования информационных продуктов и услуг.

До 1993 года большинство отечественных и зарубежных ученых были уверены, что Россия в сфере информатизации отстала навсегда. К сожалению, мы так привыкли отставать, что практически не заметили, что на фоне падения материального производства с начала 1990-х годов начался рост производства информационных продуктов и услуг.

В переходной российской экономике одновременно с переходом к рыночной экономике шел процесс оснащения нового коммерческого сектора современными ИКТ, а также процесс формирования коммерческого информационного сектора экономики. Возникновение негосударственного сектора экономики сопровождалось его информатизацией, работавшей на модернизацию приватизированных предприятий и организаций. Преуспевающие предприятия в разных сферах экономики, как показывают социологические обследования, основывали свой бизнес на новейших ИКТ. Кроме того, оставаясь почти незамеченным при обсуждениях экономического положения в стране, по принципу самоорганизации сформировался и успешно функционирует основанный на ИКТ коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные информационные продукты и услуги. Статистического наблюдения за развитием этого сектора – за его масштабами, производительностью, занятостью, не ведется. Тот факт, что производство информационных продуктов и услуг в стране неуклонно возрастает, остается без внимания аналитиков – за исключением, пожалуй, бурного развития услуг Интернета в последние годы, что не заметить было просто невозможно.

Производство интеллектуальных продуктов и услуг всегда было нашей сильной стороной. При отмене командно-административной системы сравнительные преимущества России в мировой экономике, лежащие в области ее интеллектуального потенциала (наибольшее в мире число ученых и второй по величине после США образовательный потенциал нации), сразу же проявили себя.

«Запуск» глобального информационного общества в России начался в конце 1993 – начале 1994 го--да вместе с возникновением и быстрым ростом рынка ИКТ. И основная роль в этом процессе принадлежит бизнесу, коммерческому производству современных информационных услуг. Развивается как техническая, так и функциональная составляющая информационного сектора экономики. Так, производство отечественных ПК выросло в 1997 году по сравнению с 1996 годом на 40%. Рынок ИКТ в середине 1990-х имел самые большие в мире темпы роста, превышая среднемировые темпы в полтора раза.

В стране растет производство информационных продуктов и услуг. Во второй половине 1990-х бизнес информационных технологий стал здесь одним из наиболее процветающих. Он занял пустующую нишу на российском рынке и имеет все предпосылки для дальнейшего развития: хорошие стартовые условия и повышенный спрос на производимые им товары и услуги. Всплеск производства коммерческих консультативных услуг характеризуется таким показателем, как увеличение числа клиентов – по данным социологических обследований, в 10 раз за 1998–1999 годы.

Производство информационных продуктов и услуг, предоставляемых на рынок, постоянно увеличивается: по данным на март 1998 года компания «ВИСТ» имела в Москве 40 специализированных магазинов-салонов и 180 представительств в 80 российских городах. Эта компания непрерывно обновляет ассортимент своей продукции, активно переориентируя производство на выпуск новейших моделей компьютеров и современных услуг. Развитие компании характеризуется быстрыми темпами роста объемов выпуска и сбыта персональных компьютеров. Общий объем выпуска в 1995 году составил 150 тысяч машин, в 1996 году было выпущено 270 тысяч компьютеров, в 1997 – 346 тысяч.

Концерн «Белый ветер» в 1992 году открыл первый в России специализированный салон по продаже портативных компьютеров. С 1994 года работает служба заказов, благодаря которой клиенты могут приобрести желаемое оборудование или программное обеспечение в кратчайшие сроки. В 1995 году по инициативе «Белого Ветра» открылась первая в России общедоступная мультимедийная библиотека на базе библиотеки им. Добролюбова. В 1996 году номенклатура производства портативных компьютеров расширилась до 6 моделей.

Компания «АйТи», организованная в 1990 го-ду, в 1997 году названа одной из лучших фирм – системных интеграторов в России. Она предлагает своим заказчикам услуги в области консалтинга, реализацию комплексных систем управления предприятиями, внедрение системы безналичных расчетов, создание систем безопасности и жизнеобеспечения, подготовку сертифицированных специалистов в области информационных технологий.

Экономическое значение развития производства информационных и коммуникационных услуг, основанных на использовании современных технологий, на распространении опыта и знаний, трудно переоценить. Это свидетельство развития в стране информационной экономики как основы информационного общества.

Мало изученные изменения в жизни российского общества, вызываемые распространением ИКТ, носят как экономический, так и социокультурный характер. Отдаем ли мы себе отчет в том, что мы уже живем в другом мире? Что с помощью ИКТ наша повседневная жизнь изменилась и продолжает быстро меняться? Когда говорят «компьютер», речь уже идет не о вычислительной машине, а о новом образе жизни. Мы по-другому, чем несколько лет назад, общаемся, учимся, развлекаемся. На наших троллейбусах написано «di-gi-tally yours», мы задаем друг другу вопрос: «are you digital?». И хотя только для посвященных ясно, о чем речь, вхождение компьютеров и цифровой телекомуникационной техники в нашу повседневную жизнь идет с шокирующей воображение скоростью.

Социокультурный характер воздействия ИКТ на общество трудно не заметить: увеличение возможностей общения и сотрудничества, использования накопленных знаний для решения своих проблем, возможности порождать новое знание. Встроенный будильник утром, современный телефон днем, домашние инфоразвлечения вечером: разные виды телевидения, видеоинформация, компьютерные игры, компакт-диски, электронные устройства защиты и безопасности – это все наша сегодняшняя жизнь.

За очень небольшой период времени, как показывают социологические обследования ИСЭПН РАН, изменились критерии оценки знаний ребенка при приеме школу. Наибольшие перспективы на рынке труда имеет молодежь со знанием компьютера. «Включенность» в мир ИКТ стала реальным фактором социальной мобильности. Началось выравнивание столичных и провинциальных информационных потоков. Уровень информационного обеспечения географически удаленных и малонаселенных районов страны увеличился. Существующие уже сегодня виды ИКТ на селе – это разные виды телевидения и видеоинформации (98% домохозяйств страны имеют телевизор), факсы, мобильные телефоны, пейджеры для всех видов бизнеса.

ИКТ реально способствуют демократизации нашего общества. Однако ответ на вопрос о том, кто в России уже живет в информационном обществе, а для кого это звезды на небе, требует специальных исследований. Исследований, посвященных изучению социального эффекта технической революции, в России крайне мало.

Даже в нынешней неблагоприятной обстановке под влиянием распространения ИКТ в российском обществе произошли следующие перемены:

Техно-культурная среда, в которой проходят экономические преобразования, изменилась на наших глазах. Движущие силы ИО в России те же, что и во всем мире. Это снижение цен на различные ИКТ; реклама современного образа жизни в СМИ; изобилие электронных игр для детей, которые, взрослея, становятся проводниками идеи ИО; компьютеризация образования; электронные устройства, обеспечивающие комфорт и удобство в доме и офисе, а также устройства для личной охраны и безопасности.

Информационная эра – исторически выигрышный этап для России. Причин этому, на наш взгляд, несколько, и все они носят социокультурный характер. С одной стороны, как отмечалось выше, сравнительные преимущества России в мировом контексте лежат в области ее информационного (интеллектуального) потенциала. Интеллектуальный капитал нации, в информационный век особенно, становится общественным благом. С другой стороны, лозунг информационной эры – «знания для всех» – хорошо ложится на российскую культурную среду. Эта ценность, доставшаяся нам из социализма, становится еще одним сравнительным преимуществом России на пути к глобальному информационному обществу. С третьей стороны, социокультурные недостатки российского менталитета превращаются в достоинства в информационную эру: широта мышления, отсутствие жесткой привязки к месту и времени, беспокойство о судьбах мира, гибкость при принятии решений, способность переключаться и быстро осваивать новое и многое другое.

Эти специфически российские социокультурные феномены приобретают при развитии глобального информационного общества экономическое значение.

Дальнейшее развитие ИО в стране требует вмешательства государства. И в России, и во всем мире пока только интеллектуальные элиты и бизнес-элиты, только богатые и образованные широко пользуются возможностями ИКТ. По мнению ведущего ученого и философа современности Умберто Эко, развитие современного информационного общества без направляющей роли государства грозит средневековым расслоением на «жрецов» и народ (речь в МГУ им. М. В. Ломоносова летом 1999 г.).

Пути в ИО прорубает рынок, однако правительство призвано играть роль дирижера и закоперщика, играть роль защитника интересов граждан. И в крупных городах, и в регионах негосударственные структуры не развивают того, что не дает немедленной прибыли. Без принятия превентивных мер разрыв между регионами, городами и отдельными гражданами может стать очень большим. Какие рычаги влияния в сфере информатизации имеет государство? Направлять что и управляемость чем? Где рынок, где государство? Как показывает мировой опыт, формы взаимодействия государства и рынка могут быть различными, однако то, чего не делает рынок, и то, в чем, прежде всего, проявляется направляющее воздействие государства в сфере информатизации – это:

1. Принятие национальной программы информатизации с установлением реальных, подтвержденных потребностями практики приоритетов, работа над созданием которой уже ведется.
2. Организация на государственном уровне статистического наблюдения за развитием «новой экономики», определение ее структуры и объемов, основных индикаторов ее развития и воздействия на качество жизни населения. Необходимо также на государственном уровне следить за рождением новых моделей финансирования и ведения бизнеса, появлением и развитием в стране транснациональных и глобальных телекоммуникационных услуг.
3. Направляющее воздействие государства заключается и в содействии подготовке кадров, готовых к жизни и работе в ИО. Вложения в человека, в улучшение качества труда, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов – ключевой вопрос в России. В информационный век они важнее, чем вложения в материальную сферу. Приобщение к использованию ИКТ широких слоев населения создает предпосылки для повышения качества труда, что, в свою очередь, содействует остановке воспроизводства социальной стагнации.
4. Организация демонстрационно-просветительских компаний, информационных инкубаторов, общественных электронных центров, оснащенных новейшими ИКТ. Как показывает мировой опыт, путь к реализации таких проектов - партнерство органов власти, науки, предпринимателей, общественных организаций и СМИ.

Особенностью ценностной ориентации предыдущих десятилетий является низкая социальная значимость информации, что требует особого внимания к демонстрационно-просветительскому аспекту развития ИО. Одной из основных задач государственной социально-ориентированной информационной политики должно стать проведение социальных экспериментов и демонстрационных кампаний, служащих пропаганде целей и возможностей информатизации, обеспечению поддержки идеи ИО широкими слоями населения, разъяснению возможностей и преимуществ использования ИКТ, выяснению потребностей и ожиданий населения.

Потенциальные возможности по выводу страны из кризиса с помощью ИКТ велики: это и общая рационализация и «профессионализация» принятия решений путем интенсификации использования информации и знаний, и увеличение социальной и хозяйственной активности граждан за счет развития таких личностных качеств при использовании ИКТ, как способность делать выбор и искать оптимальную стратегию, способность осваивать новое.

Наступление информационного общества - это как сила природы, которую нельзя отрицать или остановить. Ждать больше нельзя, мы находимся в центре событий.



Вершинская Ольга Николаевна - доктор экономических наук, зам. директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН




© Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 3 - 6.