Учитывая положительный зарубежный опыт создания адекватных условий для эффективного развития ИКТ, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации разработана Концепция развития нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий.
В экспертном сообществе идея такого документа озвучивалась на протяжении последних нескольких лет. Необходимость научно проработанной Концепции была обусловлена большим количеством нормативных актов, так или иначе регулирующих отношения, связанные с использованием информационных технологий, которые не соответствуют, с одной стороны, современному уровню их развития, с другой стороны, комплексному характеру проблемы регулирования таких отношений (или отношений в области информационных технологий). В правовой теории отсутствует отдельная отрасль права, которая регулировала бы информацию или информационные технологии. Это абсолютно оправданно, так как в зависимости от природы правоотношений они регулируются нормами гражданского, административного, процессуального права. Таким образом, создание правовых условий для использования информационных технологий целесообразно производить посредством принятия целого комплекса новых нормативных актов, а также внесения изменений в существующие. Практика показывает, что невозможно решить проблему создания правовых условий для использования ИТ посредством принятия одного или двух-трех нормативных документов. Речь должна идти о большом количестве отдельных федеральных законов и подзаконных актов, а также о внесении поправок в значительное число действующих. В российской практике крайне редко взаимосвязанные нормативные акты (например, содержащие отсылки к другим актам) рассматриваются в одном пакете или разрабатываются одним коллективом авторов. Широта сферы регулирования информационных технологий с необходимостью приведет к тому, что нормативные акты будут разрабатываться в разное время разными субъектами законодательной инициативы и с привлечением различных экспертов и научных организаций. Законодателю и авторам необходимо дать ориентиры их деятельности по разработке взаимосвязанных норм. Так как уже накопилась сумма экспертных знаний в области правового регулирования ИТ, появилась возможность хотя бы в общих чертах сформулировать направления совершенствования нормативных актов. Наличие плана действий позволит придать процессу системность.
Поэтому следует поддержать инициативу авторов Концепции, направленную на то, чтобы сосредоточить в едином документе концептуального характера, определяющем вектор развития законодательства и государственной политики в данной области, теоретические и методологические основы государственного регулирования в сфере ИТ.
Концепция устанавливает принципы правового регулирования в области ИТ, перечисляет основные направления и первоочередные меры его совершенствования. В приложении к Концепции содержится перечень конкретных документов, в которые необходимо внести изменения либо которые необходимо разработать. Принципы Концепции условно можно разделить на общие (такие как, например, принципы верховенства закона, системности и согласованности правовых норм, гармонизации с зарубежным законодательством) и специфичные (презумпция открытости информации; обеспечения достоверности, сохранности и эффективного использования информации; принцип технологической нейтральности). Применение этих принципов позволит эффективно оценивать законопроектные инициативы и действующие нормативные документы и постепенно совершенствовать систему правового регулирования информационных технологий.
Например, если проект федерального закона, регулирующего доступ к информации о деятельности органов государственной власти, будет содержать закрытый перечень такой информации, это будет противоречить логике принципа презумпции открытости информации и позволит указать на недостатки закона уже на стадии его разработки. Действующий закон «Об электронной цифровой подписи» формально не соответствует принципу технологической нейтральности, о чем, кстати, зарубежные эксперты предупреждали еще на стадии его подготовки. Словом, принципы в Концепции являются не декларативной частью, а инструментом, позволяющим четко проверять нормативные документы на соответствие целям развития ИТ-сектора.
Направления совершенствования законодательства, перечисленные в Концепции, можно классифицировать следующим образом:
Предложение о необходимости принятия отдельного акта по электронному документообороту, которое содержится в Концепции, требует дополнительного изучения. По крайней мере, в настоящее время в развитых странах отсутствует практика регулирования этого вопроса отдельным нормативным актом.
Концепция была представлена широкому кругу экспертов и ИТ-компаний на презентации в Министерстве информационных технологий и связи. Документ и заложенные в нем основные положения получили поддержку большинства присутствующих представителей ИТ-компаний, научных организаций, а также компаний, использующих ИТ в своей повседневной практике.
Кроме того, этот проект был рассмотрен Правлением Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ)2 и членами ее Комитета по законодательству.
Ассоциация разделяет принципиальный подход авторов Концепции, направленный на устранение административных барьеров и создание гармоничного и благоприятного для развития ИТ-сектора правового регулирования. Следует отметить, что данный подход согласуется с международной практикой, потребностями развития отечественного ИТ-сектора и приоритетными принципами, лежашими в основе деятельности Комитета.
В заключении были высказаны следующие предложения и замечания членов Комитета по доработке проекта:
Поэтому свою работу Комитет по законодательству решил сосредоточить на трех направлениях:
Следует обратить внимание на те принципы, которыми руководствуется Комитет в своей деятельности:
Ссылки:
1 Сайт ВОИС: http://www.wipo.int/treaties/en/ip/wct/index.html
2 Сайт АП КИТ: http://www.apkit.ru/
© Информационное общество, 2004, вып.5, сс. 7-9.