Интегрированная автоматизированная система Государственного градостроительного кадастра города Москвы как прикладной компонент городского портала




С.П. Мельниченко



Пожалуй, труднее всего выступать последним на каком-либо заседании. Все устали, поэтому мне придется в очень сжатой форме изложить тот материал, который я хотел бы сегодня озвучить.

Генеральный план развития города Москвы, на котором базируются информационные ресурсы Государственного градостроительного кадастра – документ регулятивного характера, координирующий государственные и частные интересы участников градостроительной и инвестиционной деятельности в столице в рамках единой общегосударственной и общегородской стратегии. Он постоянно уточняется с учетом изменяющихся социально-экономических условий, содержит системную открытую градостроительную модель развития, позволяющую органично включать в общий каркас те или иные конкретные проблемы и решать их на основе имеющегося проекта.

Стратегию Генплана детализируют градостроительные планы развития административных округов и районов Москвы. В Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 года сформулированы:


В первой части Генплана определены главные ориентиры перспективного градостроительства Москвы. Это предопределяет возможность создания методики стратегического градостроительного планирования, в том числе и для мировой градостроительной науки и практики.

Во второй части Генплана установлены обязательные для застройщиков значения функций и параметров использования территории – в общей сложности для 1500 планировочных районов городских кадастровых единиц. Тем самым вводится в правовые рамки и одновременно упорядочивается сам процесс градостроительства и улучшается структура города.

И, наконец, третья часть Генплана Москвы – Программа первоочередных мероприятий по его реализации – определяет перспективы практической деятельности строительного комплекса.

Таким образом, задачи по реализации Генерального плана сегодня становятся базой для развития различных направлений архитектурной и строительной деятельности.

Как известно, информатизация охватила в последние годы все направления московской инвестиционно-строительной деятельности. Однако ведомственные барьеры стоят и на этом пути. Я работаю в Москомархитектуре и могу сказать, что получить информацию из соседнего подразделения можно либо хитростью, либо с помощью еще чего-нибудь. То есть по-прежнему самое сложное – это получить информацию. То же самое можно сказать по поводу информационного взаимодействия двух родственных организаций – Москомзема и Москомархитектуры, хотя они по определению обречены на сотрудничество. В свое время у нас ушло 4 года на мучительные переговоры о том, что Московский земельный комитет должен отвечать на наши запросы.

Но вернемся к тому, что такое система градостроительного кадастра. Однажды меня спросили об этом иностранцы. Я объяснил, показал справки и услышал в ответ: "Три года назад, до появления вашей службы, чтобы собрать информацию для принятия объективного инвестиционного решения нам понадобилось полгода и 120 тысяч долларов". А мы выдаем эту информацию за три дня и шесть тысяч рублей.

Интегрированная автоматизированная система Государственного градостроительного кадастра налажена таким образом, что в понедельник (кстати, у нас каждый день приемный), допустим, пришел заказчик, сдал заявку, в среду получает справку (то есть на руки документ), а в пятницу ко мне из нашей канцелярии приходит его заявка расписать, какая ему нужна информация. Вот как построена система. Но надо работать на опережение, мы хотим наладить электронный взаимообмен, о чем я уже говорил, с Москомземом, с Департаментом имущества Москвы, с БТИ.

Хочу буквально два слова сказать о том, какую информацию мы выдаем заказчикам. Думаю, не надо говорить, насколько важна вообще система привлечения инвестиций. Любой город, любое правительство, любое сообщество, если они хотят жить лучше, должны создать систему для привлечения инвестиций. Если мы эти условия создаем, значит, в наш город будут вкладывать деньги. Любой вложенный рубль делает нас на этот рубль богаче. Вложили 10 млн. долл. – на 10 млн. долларов мы становимся богаче. И так далее. Страны Юго-Восточной Азии – Сингапур, Малайзия, Южная Корея, известные под именем "азиатские тигры" – сумели создать условия для привлечения инвестиций и за короткое время сделали колоссальный рывок в своем развитии. Но первое и обязательное условие успеха – открытость информации. Это то, чего мы пытаемся добиться совместно с Комплексом перспективного развития города в Государственном градостроительном кадастре.

Приведу один пример, хорошо известный всем нам – гостиница "Интурист". Сейчас ее благополучно разобрали. Если бы на момент возведения этого здания существовала система Государственного градостроительного кадастра, то его бы не было. Система градостроительных регламентных ограничений устанавливает нормы и возможности использования территории на каждом квадратном метре города. И нарушить архитектурную целостность исторической части города никто бы не позволил. Есть еще более злободневная задача –разграничение собственности на землю. Когда-то за сутки до Октябрьского переворота Владимир Ильич Ленин подписал два всем известных декрета – "О Мире" и "О Земле". Он провозгласил: "отныне и вовеки вся земля переходит в государственную собственность и пользование землей объявляется бесплатным". Сейчас пришла новая волна младореформаторов, вышел закон Российской Федерации "О разграничении государственной собственности на землю". В соответствии с этим законом мы будем обязаны делить землю на федеральную и городскую. Руководство города говорит, что мы отдадим федералам 5-7% земли, федералы считают, что они заберут у нас 60%. Истина, как обычно, посредине: 40-50% земли по объективным оценкам уйдет в федеральную собственность. Но город – единое целое, как управлять этим организмом, как вкладывать инвестиции? Только за счет градостроительных регламентов, установления градостроительных ограничений на развитие. Правила, связанные с развитием городской территории, формализуются в виде генерального плана и регистрируются в Государственном градостроительном кадастре. Эта система – "многослойный пирог", состоящий из слоев регламентной информации – единственный рычаг, который остается у города, чтобы он мог разумно управлять своим развитием как единым целым. Предполагается, что на территории города будет только видов собственников земли семь, не говоря об их количестве. Если каждый начнет командовать, как ему нравится, то через две недели у нас не будет света, через три недели забьются все трубы, перестанет работать канализация и так далее.

Кроме того, не следует забывать, что на территории Москвы много природных комплексов, информация о которых также важна для инвесторов.

Не буду перечислять все рубрики информационной системы. Я просто очень люблю дело, которым занимаюсь, и могу очень долго о нем рассказывать. Если у кого-то будет еще интерес к данной теме, то мы готовы встретиться и поговорить более подробно о возможном сотрудничестве.


Мельниченко Сергей Порфирьевич - Руководитель Службы Государственного градостроительного кадастра города Москвы.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 69-70.