Целевая программа города Санкт-Петербурга "Электронный Санкт-Петербург" - вектор развития информационно-коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге

Д.А. Пильдес



На мой взгляд, Петербург находится практически на том же этапе развития информационного общества, как и столица нашего государства Москва. Мы оцениваем его как вторую стадию готовности к информационному обществу. На первой стадии были накоплены разрозненные информационные ресурсы, созданы разрозненные вычислительно-аппаратные комплексы, сейчас мы пытаемся построить единое информационное пространство Санкт-Петербурга как таковое. Настолько я понимаю, примерно те же задачи стоят и перед Москвой.

19 февраля 2002 года Распоряжением Администрации Петербурга № 226 была создана рабочая группа по разработке Целевой программы "Электронный Санкт-Петербург". К сожалению, на текущий момент мы проработали уже фактически год, подготовили Программу к заседанию Правительства, но она не рассматривалась. Причиной стали выборы в Законодательное Собрание, фактически все это время город готовился к выборам. Поэтому Программа будет выноситься на заседание Правительства Санкт-Петербурга в январе-феврале 2003 года, то есть почти одновременно с Москвой. После этого вновь избранное Законодательное Собрание, когда начнет работать, нашу Программу, очевидно, с какими-то поправками, должно будет утвердить. И мы приступим к ее реализации.

В основе Программы "Электронный Санкт-Петербург" лежат три федеральных целевых программы: "Электронная Россия на 2002-2010 гг.", "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.", "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости".

Сразу подчеркну то, что программа "Электронный Санкт-Петербург" не является продолжением вот этих федеральных программ. У города есть своя собственная судьба в области развития информационно-коммуникационных технологий, которую мы в Программе постарались отобразить.

Сначала несколько слов об общей тенденции развития информационно-коммуникационных технологий в регионах Российской Федерации. Что касается Москвы, позволю себе немного зачитать постановление № 609 ПП: "Развитие города требует активного внедрения современных коммуникационных технологий, форсированного развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая должна обеспечить доступ москвичей к накопленным человечеством информационным ресурсам, качественно улучшить их жизнь, изменить взаимоотношения граждан и общества, сделать более прозрачной работу органов городского управления". И так далее. Ханты-Мансийский автономный округ занимается созданием на основе информационно-коммуникационных технологий территориальной информационной системы. То есть налицо разность подхода. Ярославская область базируется на освобождении организаций, работающих в сфере высоких технологий, от уплаты налогов на имущество, прибыль, от уплаты земельного налога в части, поступающей в областной бюджет. Санкт-Петербург поставил в своей Программе практически одинаковые цели с Москвой – создание благоприятных условий для улучшения качества жизни жителей Санкт-Петербурга и повышения эффективности функционирования экономики и управления города за счет развития и широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

В Санкт-Петербурге попытка ввести налоговые льготы для предприятий IT отрасли не удалась – Законодательное Собрание и Правительство данное предложение отвергли.

Программа "Электронный Санкт-Петербург" опирается на то, что современные ИКТ пронизывают практически каждую отрасль жизни мегаполиса. Здесь и туризм, и наука, и производство, и транспорт, и средства массовой информации, индустрия отдыха, развлечений и так далее. Наша программа базируется на ряде проектов и мероприятий, которые в Санкт-Петербурге ведутся последние два года. К ним относятся:


Это только наиболее крупные проекты.

В нашей Программе присутствует двенадцать направлений. Коротко охарактеризую каждое из них.

1. Первое, безусловно, как и в проекте программы "Электронная Москва" – совершенствование нормативно-правовой базы и государственной политики Санкт-Петербурга в сфере информационно-коммуникационных технологий. На текущий момент количество лакун в региональном законодательстве Санкт-Петербурга достаточно велико, в связи с этим необходимы новые подзаконные акты, распоряжения администрации, законы Санкт-Петербурга и пр., которые регулировали бы сферу применения электронной цифровой подписи, электронной торговли и так далее.

2. Формирование информационных ресурсов Санкт-Петербурга для обеспечения широкого доступа к ним жителей и хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга. По сути дела, мероприятия данного направления должны сформировать информационные ресурсы и доступ к ним населения жителей и хозяйствующих субъектов.

3. Совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, жителей и хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга на основе использования ИКТ. Данное направление посвящено органам государственной власти, территориальному органу федеральной исполнительной власти и органу местного самоуправления и объединяет их в рамках единого информационного пространства на территории Санкт-Петербурга.

4. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Здесь у нас с Москвой достаточно разные ситуации – если в Москве телекоммуникационная инфраструктура развита достаточно сильно, интенсивно развивается, то в Санкт-Петербурге присутствуют определенные проблемы. Наши телекоммуникационные инфраструктуры остро нуждаются в поддержке бюджетными средствами, в привлечении внебюджетных средств и не случайно на долю этого направления приходится практически треть всего финансирования программы.

5. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику и социальную сферу Санкт-Петербурга. В данном направлении содержится больше всего мероприятий – здесь и такие мероприятия, как создание автоматизированной системы подготовки и проведения празднования 300-летия, что очень актуально для нашего города, и т.д.

6. Создание автоматизированных систем ведения государственных кадастров и регистров. Здесь и АИС Комитета управлением государственным имуществом, государственный регистр населения, электронный социальный реестр населения, градостроительный кадастр и так далее.

7. Развитие электронной торговли Санкт-Петербурга. В данном направлении мы поддерживаем своими мероприятиями инициативы федеральной целевой программы "Электронная Россия", которая включила в себя мероприятия проекта целевой программы "Электронная торговля". Здесь и создание регионального сегмента единой базы данных о товарах и услугах, создание регионального центра электронной торговли и так далее.

8. Поддержка научных исследований в области развития и применения информационно-коммуникационных технологий. Здесь очень важно первое слово – поддержка. Мы из городского бюджета не можем непосредственно инвестировать в научные исследования в области ИКТ, так как это задача федерального центра, наши финансовые органы не позволяют этого сделать. Поэтому здесь мы используем систему грантования – то, что сегодня во время пленарного заседания уже упоминалось. Здесь будут выдаваться гранты на проекты в области информационно-коммуникационных технологий.

9. Развитие единой информационной среды науки и непрерывного образования Санкт-Петербурга. Основное здесь отличие то, что Санкт-Петербург до сих пор остается одним из центров образовательных услуг Российской Федерации и поэтому основной аспект здесь именно на непрерывности образования, как такового.

10. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в области разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий. Здесь мы поддерживаем мероприятия федеральной целевой программы "Электронная Россия" по поддержке вступления в ВТО и так далее.

11. Развитие средств массовой информации на основе применения информационных технологий.

12. Организационная поддержка Программы.

Немного статистики: организаций-разработчиков Программы – 26; направлений – 12; мероприятий – 56; подано предложений на этапе разработки – 312; проектное финансирование из бюджета Санкт-Петербурга – 3,5 миллиарда рублей; проектное финансирование, рассчитанное на привлеченные средства – 1,2 миллиарда рублей. Это на 2003-2006 гг.

Ожидаемые конечные результаты программы "Электронный Санкт-Петербург":


Хотелось бы в 2006 г. вплотную приблизиться к уровню информатизации Москвы – достичь 85-90% относительно уровня информатизации Москвы 2002 г. Столица, естественно, за это время уйдет далеко вперед, поэтому нами выбран такой ориентир. Сегодня наш уровень информатизации составляет примерно 50-70% от уровня информатизации Москвы.


Пильдес Даниил Анатольевич - заместитель директора Санкт-Петербургского Государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 84-86.