Компания Hewlett-Packard хотела бы поддержать данные проекты и помочь Правительству Российской Федерации добиться своих целей в отношении реализации образовательной стратегии, предоставив продукты, услуги и решения мирового уровня. Настоящая статья содержит общее описание решения для обучения, которое HP предлагает для сферы образования.
HP предлагает большой выбор тесно интегрированных друг с другом и простых в применении решений. Это серверы, системы хранения информации, системы доступа (самые разнообразные аппаратные решения НР, включая персональные цифровые устройства, персональные компьютеры и принтеры) и программное обеспечение управления информационными ресурсами. HP сотрудничает со своими многочисленными партнерами и предоставляет министерствам и департаментам образования комплексные решения, позволяющие воспользоваться всеми преимуществами ИКТ для усовершенствования образовательной системы:
Рис. 1. Общая структура управляемой среды обучения.
УСО предлагает набор услуг в форме инструментальных средств, функций и содержимого. Набор услуг, относящихся к тому или иному пользователю, определяется персональным профилем пользователя. УСО основана на сотрудничестве. Характер сотрудничества УСО вдохновляет родителей и сообщество на участие в образовании учащихся и в их собственном образовательном развитии, в распространении и совместном использовании лучших практических методов и образовании сообществ. УСО позволит совместно использовать все свои преимущества и создать реальные или виртуальные системы обучения.
Архитектуру функциональных возможностей можно определить только после стадии анализа задач и определения требований. Тем самым можно будет обеспечить ориентированную на пользователя и понятную информационную архитектуру. Хотя функциональные возможности каждой группы пользователей различны, их архитектура может быть одной и той же.
Материалы ресурсов, планы урока, ресурсы программного обеспечения учебного курса и т.д. имеют общую ссылку в учебном плане. Учебный план – это система классификации, которую легче понимают преподаватели и труднее – учащиеся и родители. Если она будет использоваться в качестве основы архитектуры материалов ресурсов, учащиеся и родители лучше поймут, как их прошлая, текущая и запланированная на будущее деятельность впишется в более широкий контекст.
Кроме учебного плана существуют дополнительные критерии классификации, которые выходят за рамки профилей пользователя, они могут также стать составной частью информационной архитектуры, ориентированной на пользователя. Информационная архитектура зависит от профиля пользователя и его текущих задач.
В соответствии с пониманием компании Hewlett-Packard групп пользователей был разработан список услуг и соответствующих функциональных возможностей, обеспечивающих поддержку ролей пользователей. УСО предлагает интегрированное приложение, где услуги, которые необходимо предоставить определенному пользователю, определяются в профиле пользователя. Услуги будут зависеть от контекста, то есть они будут направлены на текущую деятельность пользователя. Таким образом, среди них выделяются как общие («Ежедневник», «Область учебного материала»), так и специфические для каждого типа пользователя («Средства для выставления оценок» для преподавателей или «Просмотр результатов на определенный момент» для родителей).
Каждую группу пользователей можно разделить на подгруппы. Профилирование и персонализация УСО позволяют каждому отдельному лицу накопить уникальный личный опыт и взаимодействовать с УСО. Ключевым определяющим фактором является группа пользователей – преподаватели, учащиеся, родители, члены сообщества.
Поскольку каждая из перечисленных категорий пользователей должна иметь доступ к своей информации и своим приложениям (хотя иногда и пересекающимся), крайне привлекательным и продуктивным является построение персонифицированных образовательных порталов для каждой из категорий. На рис. 2 дается структура такого персонифицированного портала с перечислением тех разделов данных, приложений и других ресурсов портала, которые им необходимы, интересны или они должны иметь к ним доступ.
Для реализации управляемой среды обучения в системе РКЦ-ММЦ предлагается следующая архитектура программных средств, представленных на рис. 3.
Рис. 2. Структура персонифицированного портала обучения.
Рис. 3. Архитектура программных средств УСО.
Рис. 4. Архитектура технических средств УСО.
© Информационное общество, 2005, вып. 1, сс. 81-84.