_____________________________
Кедровский О.В.
Даны определение и характеристика информационных задач общества, выявлены связи между содержанием этих задач и способами их решения, проанализированы основные недостатки деятельности государственной системы научно-технической информации.
Последние десятилетия много было сказано о важности информации. В общественном сознании понятие "информационные ресурсы" стало ассоциироваться с наиболее важными условиями нашего существования и развития.
Такой поворот в сознании был подготовлен ходом современной жизни. Информация, которая традиционно воспринималась как средство общения, для нынешнего поколения людей все больше проявляет себя как универсальное средство организации всех форм общественной жизни, средство, которое в решающей степени определяет эффективность работы технических систем, предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.
Однако для того чтобы информация играла свою роль и оказывала влияние на повышение качества нашей жизни, в обществе должны быть созданы условия для ее эффективного использования. А к формированию таких условий, как свидетельствует опыт стран, уже стоящих на пороге "информационного общества", ведет путь широких преобразований.
Наш опыт свидетельствует, что попытки ускоренной, подкрепленной административным нажимом информатизации общества не достигают поставленных целей, особенно когда не считаются с "поддерживающей" информационные процессы организационной и технологической средой, с реальными информационными потребностями специалистов и всего населения.
Так было, когда в начале 70-х гг. провозгласили первую программу информатизации общества - программу создания общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС) [1 ]. Реализация этой программы "уперлась" в невосприимчивость "окружающей среды" к насаждаемым в соответствии с постановлениями и приказами АСУ. В большинстве случаев сопротивление "среды" было сломлено, но обернулось это дискредитацией самих методов и средств автоматизации в организационном управлении [2 ]. С помощью малоэффективных, решающих наиболее простые задачи управления (главным образом расчетного и учетного характера) АСУ не удалось создать "безбумажного общества", контуры которого виделись авторам первой программы [3 ]. Бумаг стало больше, а эффективности не добавилось.
К сожалению, опыт неудач не учтен в новой концепции информатизации общества [4 ], положенной в основу формирования следующей программы "информационной перестройки". Здесь вновь отсутствует анализ "объекта" информатизации, нет оценки действующих в обществе информационных механизмов, соответствия этих механизмов информационным потребностям и задачам общества. Упор, как и прежде, делается на информационную технику и информационные системы. Общественное обсуждение проектов концепции, где была высказана обоснованная критика такого подхода [5-7 ], не повлияло на окончательную редакцию концепции.
Конечно, изменения, которые в настоящее время происходят в обществе и экономике, способствуют формированию защитных механизмов от разрушительного действия претенциозных и недостаточно продуманных государственных программ. Уменьшается влияние всякого рода "директивных" документов на хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Директивный характер преобразований отступает в прошлое.
Тем большее значение приобретают идеи, которые должны быть положены в основу формирования государственной информационной политики, а также инициативных действий в данной области предприятий и организаций.
Изложенное далее является одной из попыток содействовать выработке таких идей и более взвешенного подхода к решению многочисленных проблем информатизации.
Начать, по-видимому, следует с информационных потребностей, а лучше сказать, имея в виду необходимость удовлетворения этих потребностей, с информационных задач, которые постоянно решаются людьми, организациями и обществом в целом. Из бесконечного множества таких задач рассмотрим наиболее крупные, в основе которых находится широкий и устойчивый интерес людей к соответствующим "объектам" природы и общества. Это могут быть природа и общество как целое,космос, атмосфера, поверхность и недра земли, народное хозяйство, знания и опыт людей, их здоровье.
Задачи организации сбора, обработки и распространения информации о состоянии и развитии таких "объектов" мы предлагаем называть информационными задачами общества.
Конечно, эти задачи охватывают только часть информационных потребностей людей. Однако благодаря масштабности и значимости информационных задач общества, именно здесь формируются организационные структуры и механизмы, обеспечивающие решение этих задач, концентрируются новые информационные технологии.
Выявление связей между содержанием информационных задач общества и способами их решения должно позволить лучше понять логику развития информационной сферы общества.
Очевидно, состав информационных задач общества не является раз и навсегда предопределенным. Он складывается по мере появления и роста интереса людей к тем или иным "объектам" природы и общества, находится в постоянном развитии. Расширение и углубление представлений в данной области является самостоятельной научной задачей.
Вместе с тем, наш собственный опыт свидетельствует о том, что такие задачи реально существуют и постоянно решаются людьми. Налицо общественное разделение труда и специализация в информационной сфере общества. Достаточно в качестве примера такой специализации упомянуть науку, образование, статистику, гидрометеорологию, геологию и архивное дело.
Организационное оформление специализации в информационной сфере привело к образованию информационных отраслей и всей обширной области производственной деятельности и новых экономических отношений, которую в последние годы нередко называют информационной экономикой [8 ]. Здесь пока еще много неустоявшихся процессов и представлений. О содержании деятельности и составе информационной экономики существуют различные точки зрения [9 ].
Приступая к обсуждению практики решения информационных задач общества, надо быть готовым к тому, что в реальности мы не увидим полного и однозначного соответствия между содержанием и составом информационных задач общества и организационными структурами, которые обеспечивают их решение. На практике нередко происходит объединение информационных задач, дополнение их другими видами информационной деятельности и процессами материального производства. Абсолютно "чистых", занятых решением только одной информационной задачи общества информационных отраслей просто не существует.
Однако несомненно и другое: чем более явственней связь между сутью стоящих перед обществом информационных задач и содержанием общественных механизмов, их решающих, тем полнее должна удовлетворяться потребность в необходимой обществу информации.
Наглядным примером могут служить такие классические информационные отрасли, как гидрометеорология, геология и статистика.
Начнем с гидрометеорологии. Потребность в сведениях о состоянии окружающей нас природы, особенно ее наиболее "подвижных" частей атмосферы и водных ресурсов Земли, является одной из насущных потребностей людей.
Начало специализации в удовлетворении этой потребности следует отнести уже к первым этапам истории общества. В последние два столетия это привело во многих странах к становлению одной из наиболее "чистых" информационных отраслей. Поскольку национальные различия в характере организации этой отрасли не столь важны для нашего примера, воспользуемся тем, что ближе, - опытом нашей страны.
Отрасль, которой управляет Госкомгидромет СССР, решает одну из жизненно важных задач общества.
Состояние атмосферы и водных ресурсов Земли, характер протекающих там процессов, как мы хорошо знаем, определяют не только условия жизни людей, но и саму возможность жизни. Многообразие и масштабность гидрометеорологических процессов, характерные особенности различных частей окружающей нас воздушной и водной среды приводят к тому, что главная задача распадается на значительное число подзадач. Многочисленные станции и пункты наблюдения, обсерватории, корабли, самолеты и космические аппараты фиксируют данные о состоянии различных слоев атмосферы, океанов, рек и озер, поверхности почв и ледяного покрова Земли. Существует специализация, например, в области подготовки морских или речных гидрологических прогнозов, метеорологического обеспечения гражданской авиации и др.
Мы не должны, однако, углубляться в детали специализации. Попробуем в общем виде ответить на несколько вопросов:
каковы характерные черты действующего в отрасли информационного механизма?
Как соотносится этот механизм с объектом наблюдения и с содержанием данной информационной задачи общества?
Каков относительный "удельный вес" в информационном механизме всего, что требует для создания серьезных усилий и ресурсов, таких его составных частей, какими являются, например, кадры, здания и сооружения, техническая база и новые информационные технологии?
Нарушается ли "чистота" данной информационной отрасли другими производственными задачами и какова логика присоединения других задач?
Отвечая на первый вопрос, подчеркнем, прежде всего, что в основе информационного механизма отрасли находится хорошо развитая организационная структура, составляющая основу "технологической цепи" обработки гидрометеорологической информации. В структуре достаточно четко просматриваются три уровня иерархии, соответствующие трем основным этапам обработки информации в "технологической цепи". Самой обширной составляющей является сеть постов и станций наблюдения, которая охватывает объект наблюдения - атмосферу и водные пространства нашей планеты. В настоящее время в сборе первичной информации участвуют более 4 тыс. метеорологических станций и 10 тыс. постов наблюдения [10 ].
В пределах соответствующих территорий обработку первичных данных, поступающих от постов и станций наблюдения, ведут десятки региональных гидрометеорологических центров.
Анализ, обобщение и оценку этой информации, а также обработку отдельных видов первичных данных на заключительном этапе "технологической цепи" проводят центральные организации Госкомгидромета СССР, которые связывают всю гидрометеорологическую сеть в единый информационно-технологический комплекс. Центральные организации решают одновременно проблемы дальнейшего развития самого комплекса. Госкомгидромет СССР располагает внушительным научным потенциалом. В 22 НИИ и КБ работает около 17 тыс. человек, в том числе 200 докторов и 1800 кандидатов наук [11].
Из краткого обзора организационной структуры отрасли видно, в какой высокой степени она подчинена задаче сбора, обработки и обобщения гидрометеорологической информации. Здесь это, прежде всего, организационная основа информационного механизма отрасли.
Рассматривая на более детальном уровне связи между "элементами" организационной структуры и информационными технологиями, можно увидеть, что информационный механизм, или "технологическая цепь" обработки информации, характеризуется определенным распределением специальных и универсальных информационных технологий.
На станциях и постах наблюдения для сбора первичных данных используются специальные технические средства, которые образуют широкие классы метеорологических, аэрологических и гидрологических приборов. Это метеорологические радиолокаторы и радиозонды, специализированные спутники типа "Метеор", гидро-зонды и гидроакустические маяки, преобразователи уровня воды и измерители ледовых характеристик, дистанционные измерители температуры, электропроводности, волнения, течения и др.
Для обработки данных наблюдений используется специализированная и универсальная вычислительная техника. Характер распределения информационных технологий по уровням организационной сети (или по этапам обработки информации) меняется. Так, универсальная вычислительная техника, в первую очередь персо-нальные компьютеры, все более активно используется на всех этапах обработки информации, дополняя и продолжая работу специальных средств наблюдения. Однако наибольшей "концентрации" универсальные информационные технологии достигают в центральных научных организациях, где решаются наиболее сложные и трудоемкие вычислительные задачи.
Изменения в характере распространения и "концентрации" универсальных информационных технологий меняют, в свою очередь, характер задач и функций отдельных звеньев информационной сети, характер организационной структуры.
Так, по мнению Ю. С. Седунова [11 ], решения о создании в "венце" сети, обеспечивающей прогнозирование гидрометеорологических явлений (здесь же составляется прогноз погоды), вычислительного центра, оснащенного сверхмощной техникой, приведет к двухзвенной структуре системы прогнозирования. В связи с этим должны изменить характер деятельности региональные центры, освобожденные суперцентром от значительного объема вычислительных работ. Региональные центры, используя результаты расчетов суперцентра в Москве; будут формировать и готовить прогнозы погоды по закрепленной территории.
Важнейшую роль в "технологической цепи" обработки информации играют средства связи. Именно техника связи объединяет информационные технологии в единый информационно-технологический комплекс. Так, система автоматической подготовки и распределения данных АРД-ЦИКЛОН обеспечивает полную автоматизацию сбора и распространения данных с наблюдательной сети. Обеспечивается также автоматический обмен данными по телеграфным и радиотелетайпным каналам связи. Из любого территориального центра сообщения по автоматизированной сети передачи данных в центры обработки (Москва, Новосибирск, Ташкент, Хабаровск) передаются за 1-3 мин.
К сожалению, в сети связи имеются пока серьезные "пробелы". Отсутствуют, в частности, прямая связь между ЭВМ, которые решают одинаковые или смежные задачи в различных центрах обработки гидрометеорологической информации. Эти "пробелы" существенно влияют на увеличение сроков и трудоемкости обработки информации.
Очевидно, что единый регламент обработки гидрометеорологической информации в отрасли поддерживается во многом за счет совместимости технических и программных средств, единого распорядка во взаимодействии звеньев организационной сети, централизации многих функций управления в Госкомгидромете СССР. Без такой централизации в управлении информационным механизмом отрасли вряд ли можно связать все информационные технологии в единый технологический комплекс, достигнуть согласованной работы большого числа организаций, обеспечить обработку, сбор и распространение гидрометеорологической информации по единым правилам.
Созданный и отлаженный за многие годы информационный механизм в целом и его "составляющие", специализированные на обработке определенных видов информации, производят значительный объем информационной продукции и услуг. В результате обработки, анализа и обобщения первичной информации в год составляется более 15 миллионов различных прогнозов, справок и расчетов [10 ]. Только в области речных гидрологических прогнозов, например, ежегодно выпускается более 11 тыс. долгосрочных и свыше 100 тыс. краткосрочных прогнозов [12 ].
Общественное и народнохозяйственное значение этой деятельности очевидно. По оценке специалистов, например, использование в гидроэнергетике гидрологических прогнозов позволяет повысить выработку энергии на 5-7 % [ 11 ].
Важной чертой информационного механизма в отрасли являются его постоянные связи с международными и национальными системами в области гидрометеорологии. Эти связи охватывают практически все специализированные системы. В 1982 г., например, в Гидрометцентре СССР создано специальное подразделение, взявшее на себя функции Московского регионального центра зональных прогнозов (РЦЗП) в рамках Всемирной системы зональных прогнозов международной организации гражданской авиации (ИКАО). РЦЗП ежедневно в 00, 06, 12 и 18 часов выпускает и передает по радиофаксимильным каналам связи прогностические карты ветра, температуры воздуха и особых явлений погоды в слое атмосферы от 7 до 13,5 км [13 ].
Все сказанное достаточно полно отвечает на два первых вопроса, поставленных вначале краткого обзора характерных черт гидрометеорологии. Для современных проблем информатизации общества особо важное значение должен иметь следующий вопрос о соотношении ресурсоемких "составных частей" информационного механизма, какими являются кадры, здания и сооружения, техническая база и новые информационные технологии. Даже самый общий ответ на этот вопрос должен, как кажется, внести коррективы в существующие программы и планы ускоренной информатизации общества.
Не располагая полными данными о "составляющих" информационного механизма отрасли, попытаемся дать приблизительную оценку ресурсной значимости этих "частей".
Начнем с численности работников отрасли. Как было указано, в НИИ и КБ Госком-гидромета СССР работает около 17 тыс. человек [ 11 ]. С учетом этих данных примерного, числа организаций, а также сведений, содержащихся в Большой Советской энциклопедии [14 ], можно предположить, что в отрасли работает порядка 100 тыс. человек, в значительной части высококвалифицированных, получивших специальное образование работников. Только на их зарплату ежегодно затрачивается 300-400 млн. руб.
Можно-также предположить, исходя из примерного числа организаций, что стоимость зданий и сооружений в отрасли составляет несколько сотен миллионов рублей.
Техническая база гидрометеорологии, как мы видели, обширна и охватывает широкую номенклатуру транспортных средств, оборудования и информационной техники, десятки специальных судов и самолетов, сотни автоматизированных станций, оснащенных сложной техникой, многие тысячи разнообразных приборов и специальных средств обработки информации, наконец, универсальную вычислительную технику.
Исходя из примерной оценки затрат на создание (приобретение) технической базы отрасли, можно утверждать, что они составляют тот же порядок, что затраты на оплату информационных работников отрасли и затраты на строительство зданий (сооружений).
Мы не очень следили за сопоставимостью "расчетов". Нам важно подчеркнуть, что создавая и совершенствуя механизмы решения информационных задач общества (тем более решая проблемы информатизации общества), необходимо учитывать состояние всех ресурсоемких "частей" такого механизма, планировать их согласованное развитие.
Обратим внимание при этом на то, что затраты на универсальные средства вычислительной техники и новые информационные технологии составляют только часть затрат на создание технической и технологической базы отрасли. Сегодня эта часть не очень значительна. Здесь сказывается наше общее отставание в использовании новых информационных технологий, в насыщении ими, в частности, всех участков "технологической цепи" обработки гидрометеорологической информации. Ряд региональных центров не имеют необходимых вычислительных мощностей, в большинстве случаев отсутствуют автоматизированные рабочие места специалистов на станциях и постах наблюдения, в подразделениях региональных центров и в других организациях отрасли.
Отвечая на вопрос о "чистоте" данной информационной отрасли, отметим, что она нарушается в незначительной степени другими производственными задачами, как бы вытекающими из основной информационной задачи общества, которую решает отрасль. Речь идет о производственных участках, где создаются и используются средства подавления града, рассеяния облаков и туманов, ослабления гроз, предуп-редительного спуска снежных лавин, борьбы с заморозками.
Такова в общих чертах гидрометеорология - одна из классических информационных отраслей.
В какой степени эти черты присущи другим информационным отраслям? В чем сходство, а в чем их различие? Обратимся к геологии и статистике.
Здесь мы сразу можем заметить хорошо развитые сети специализированных информационных организаций, которые буквально охватывают объекты наблюдения. В геологии - это геологические экспедиции, собирающие данные о состоянии земной коры, заключенных в ее недрах полезных ископаемых. В статистике - это городские и районные отделы статистики, занятые сбором данных о состоянии общества и народного хозяйства.
В организационной структуре этих информационных отраслей, как и в гидрометеорологии, присутствуют организации среднего звена, которые решают одновременно технологические и управленческие задачи. Так, в системе Мингео СССР, по данным на 1988 г. [15], действовало 91 производственное геологическое объединение. В их числе 41 объединение, специализированное на поисках и разведке твердых полезных ископаемых, 18-на разведке нефтиигаза, 10-на геофизических работах, в основном также нефть и газ. В составе этих объединений разведку полезных ископаемых вели 690 геологических экспедиций.
Наряду с производственными объединениями в геологии в качестве органов среднего звена отраслевого управления созданы в ряде республик (РСФСР, Украина, Казахстан и Узбекистан) главные территориальные координационно-геологические управления.
Структура сети органов статистики совпадает со структурой административно-территориального деления страны. Как правило, в этих органах решаются задачи обработки статистической информации и управления статистической деятельностью. Наглядным примером может служить Мосгорстатуправление, которое обрабатывает большой объем статистической информации, управляет сетью районных отделений статистики в Москве и образует вместе с ними единую систему передачи й обработки информации [16].
Геологическая и статистическая информация может быть разделена на значительное число видов. В геологии - это данные об отдельных видах полезных ископаемых (железная руда, нефть и газ, алмазы, золото), в поиске и добыче которых специализируются геологи и работники добывающих отраслей промышленности.
В статистике - это экономическая и социальная статистика, статистика различных отраслей народного хозяйства, например, статистика культуры или капитального строительства.
Несмотря на разнообразие видов геологической и статистической информации, сформировавшиеся в этих отраслях структуры позволяют так же, как и в гидрометеорологии, соединить отдельные технологические участки в единую "технологическую цепь". В начале "цепи" поступают данные наблюдения, а в конце - складывается общая картина текущего состояния объектов наблюдения, основных тенденций их развития.
Достигнуть таких результатов, по-видимому, нельзя без связующей роли центральных организаций в отрасли, без единого технологического регламента и централизованного управления всем информационным механизмом. Все эти факторы налицо как в геологии, так и в статистике.
Очевидно, что различия в природе объектов в геологии и статистике влияют на характер методов и средств сбора первичной информации. Геологическая съемка на местности не может не отличаться от статистического наблюдения в обществе так же, как геологические карты и профили от форм статистической отчетности.
Для уточнения данных геологической съемки, например, нередко приходится прибегать к использованию таких специальных средств, как буровые установки для бурения скважин и извлечения образцов горных пород, залегающих на достаточной глубине.
Потребность в разнообразной специальной геологической технике привела к созданию в геологии крупной подотрасли, где в больших объемах разрабатывается ипроизводится эта техника. Конструкторские работы ведут 15 конструкторских бюро, 22 завода производят геологоразведочную технику и геофизические приборы [15 ].
С другой стороны, методология статистики, ее методы и средства, прежде всего, формы статистической отчетности позволяют проводить статистические исследования "внутри" объекта наблюдения, силами действующих в среде этого объекта лиц, без помощи какой-либо специальной информационной техники. В результате большую часть первичных данных органы статистики, образующие организационную структуру отрасли, получают уже в готовом виде и занимаются главным образом их последующей оценкой, анализом и обобщением. Это позволяет на всех этапах обработки статистических данных широко использовать универсальную вычислительную технику и новые информационные технологии.
Не случайно потребность в крупных статистических исследованиях еще в конце XIX в. стимулировала создание первых эффективно использованных на практике вычислительных устройств, проложивших путь к созданию современной вычислительной техники. История нашей отечественной статистики свидетельствует, что именно эта отрасль уже с конца 20-х гг. играет роль одного из центральных полигонов по испытанию и использованию универсальных средств механизации и автоматизации информационных процессов [17].
В заключение следует сказать о том, что кадры, здания и сооружения, техника в геологии и статистике так же, как и в гидрометеорологии, являются ресурсоемкими "частями" информационного механизма. И хотя их "удельные веса", как мы видели на примере специальной техники, для геологии и статистики различны, проблемы информатизации этих отраслей вряд ли могут быть решены без детального учета состояния, взаимодействия и развития всех частей информационного механизма.
Мы попытались представить три отрасли информационной экономики. Описаны они так, как выглядят с точки зрения специалиста по информационным системам.
При сравнении нельзя не заметить общие черты, отражающие главное предназначение этих отраслей, - решать информационные задачи общества. В первую очередь общим является алгоритм решения задач - сбор, обработка и распределение информации. Этому алгоритму подчинено формирование организационных структур, распределение информационных технологий в отраслевых организациях, работа информационного механизма отраслей.
Можно сказать также, что отрасли находятся под воздействием одинаковых "граничных условий". С одной стороны, на них оказывает мощное воздействие сам объект наблюдения, с другой - ожидания потребителей информации. Объект определяет прежде всего характер систем и сетей сбора первичной информации, а в конечном счете - специфику каждой из отраслей. Ожидания потребителей формируют информационный механизм отрасли в целом. Здесь на первый план выступает связь между содержанием информации и действиями потребителя в собственной среде, например, отмена полетов при неблагоприятном прогнозе погоды.
От степени влияния информации на способность потребителя справляться со своими проблемами, от "остроты" ожидания нужной информации зависит жесткость требований, которые потребитель предъявляет к информационной отрасли и непосредственно обслуживающей его информационной системе.
Под воздействием таких требований формируется информационная отрасль, отлаживается ее информационный механизм, повышается его четкость и надежность. Очевидно, соответствие качества информационной продукции и услуг этим требованиям должно быть главным ориентиром в оценке способов решения информационных задач общества, в совершенствовании и развитии информационных отраслей.
Поскольку в данной работе проблемы решения информационных задач общества носят постановочный характер, не будем (да и не готовы!) давать более подробную оценку способам решения этих задач, степени соответствия информационных отраслей требованиям потребителей информации. Отметим лишь в дополнение к сказанному, что гидрометеорология, геология и статистика (при всех отставаниях и нере шенных проблемах) могут служить, как нам кажется, убедительной иллюстрацией того, к каким организационным и технологическим решениям приводит настойчивый поиск эффективных способов решения информационных задач общества.
Подытоживая сказанное о сходстве информационных отраслей, остановимся еще на двух принципиально важных моментах. Они важны не только с точки зрения характеристики информационных отраслей, но затрагивают также наиболее актуальные проблемы информационной политики и экономики. Речь идет о централизованном управлении информационными процессами (прежде всего взаимодействием организаций в "технологической цепи" обработки информации) и о государственной собственности на средства, системы и организации в этих отраслях.
6 какой степени эти черты связаны с природой информационных отраслей и сохраняются ли они в условиях рыночной экономики?
Очевидно, вопрос о возможности централизованного управления информационными процессами и вопрос о формах собственности в информационных отраслях взаимосвязаны. Даже в пределах государственной собственности, например, передача организаций из общесоюзной или республиканской собственности в коммунальную существенно сужает возможности их согласованной деятельности.
Мы начали обсуждение способов решения информационных задач общества с наиболее выгодных и наглядных примеров. В гидрометеорологии, геологии и статистике имеют дело с цельными объектами наблюдения, с потребностью общества из отдельных наблюдений составлять общую картину состояния объекта, оценивать тенденции в развитии состояний. При решении подобных задач вряд ли возможно обойтись без согласованных действий тех, кто ведет наблюдения, и тех, кто обрабатывает первичные данные. Необходима четкая координация работ, отвечающих за различные этапы работ организаций, а в гидрометеорологиии - постоянное управление информационными процессами.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (США, Канада, Франция и др.) также свидетельствует о существовании государственных служб сбора и обработки гидрометеорологических, геологических и статистических данных,о координации действий всех занятых решением этих задач организаций [18-21 ].
Так, во Франции, например, в системе государственной статистической службы работает более 7 тыс. человек - сотрудников национального института статистики и экономических исследований (НИСЭИ) и его 22 региональных отделений. Возглавляет статистическую службу Франции Национальный совет по статистике, президентом которого является министр экономики и финансов. Совет решает методологические и организационные вопросы в области статистики, стремится исключить дублирующие друг друга работы, разрабатывает и утверждает программы развития французской статистики. Всей оперативной работой по сбору и обработке статистических данных в стране руководит НИСЭИ [18,19].
Характерны ли такие решения для организации деятельности других информационных отраслей?
Как нам кажется, опыт трех информационных отраслей при его определенной уникальности в общих чертах демонстрирует в концентрированном виде то, что в той или иной степени присуще всем информационным отраслям.
Возьмем науку и образование, отрасли связи и средства массовой информации, издательское дело, полиграфию и книжную торговлю, геодезию и картографию, архивное дело. Несмотря на своеобразие информационных задач общества, которые в той или иной из этих отраслей решаются, специфику способов их решения,здесь также нельзя не заметить эти черты. В каждой из отраслей мы видим определенную последовательность в сборе, обработке и передаче информации, развитые сети взаимодействующих между собой организаций, сочетание специальных и универсальных информационных технологий, координацию со стороны государства взаимозависимых работ, существование государственных программ развития этих отраслей.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует заинтересованность общества в развитии и эффективной деятельности информационных отраслей и в большинстве случаев активную позицию государства по регулированию этой части информационной экономики. Однако здесь также демонстрируется и разнообразие в сочетании форм собственности, большие различия в степени координации деятельности отраслевых предприятий и организаций, в классификации отраслей и содержании их деятельности.
На одном полюсе, например, можно видеть национальные почтовые службы, которые, по данным Организации экономического сотрудничества и развития [22 ], находятся полностью во владении государства, на другом - издательскую деятельность, полиграфию и книжную торговлю, которые главным образом принадлежат частному сектору и слабо координируются. В какой степени такой способ производства и распространения полиграфической продукции отвечает объективным потребностям общества - тема для специального рассмотрения. Заметим только, что чисто коммерческий подход к решению ряда информационных задач общества в ряде случаев вызывает на Западе критику общественности, особенно часто при обсуждении проблем образования и науки. Скажем к слову о том, что наука с точки зрения государственной поддержки находится где-то посередине в перечне информационных отраслей. В США, например, бюджетные ассигнования занимают около 50 % в общем объеме финансирования научных исследований и разработок [23 ].
Несмотря на разнообразие форм собственности в информационных отрасляхрбщий баланс, насколько мы можем судить о нем по публикациям, свидетельствует о том, что доля государственной собственности в этих отраслях гораздо выше, чем в отраслях материального производства.
Заканчивая обсуждение присущих информационным отраслям особенностей, к уже сказанному добавим такие характеристики, как их высокая общественная значимость, широкие связи со всеми сферами общественной жизни, рост влияния на социально-экономическое развитие общества.
Обсудив в общем виде опыт информационных отраслей, освоенные там способы решения информационных задач общества, обратимся к задачам, для которых до сих пор не найдено достаточно удовлетворительных решений. Здесь особого внимания заслуживает задача сбора, обработки и распространения знаний.
Прежде чем перейти к оценке того, как решается эта задача, попробуем ответить на вопрос - имеет ли она самостоятельное значение и отвечает ли понятию "информационные задачи общества". Напомним, что по предложенному нами определению информационные задачи общества возникают в результате широкого и устойчивого интереса людей к соответствующим "объектам" природы и общества, настоятельной необходимости получать информацию об этих "объектах", их состояниях и тенденциях развития.
Вряд ли можно сомневаться в том, что накопленный человечеством, постоянно пополняемый, зафиксированный на различных носителях информации массив зна- 4 ний (отраженная в сознание людей картина мира и их опыт) представляет собой цельный "объект" широкого и устойчивого интереса людей. "Объект" этот нельзя считать принадлежащим только науке или образованию, он в известном смысле является результатом деятельности всех людей.
Информационная отрасль "образование", например, изучает в качестве "объекта" главным образом "отстоявшиеся знания", обрабатывает и целенаправленно распространяет их для определенных категорий потребителей присущими ей методами и средствами.
Наука как крупнейшая информационная отрасль исследует в качестве "объекта" окружающий мир. Однако как отрасль, производящая знания, не является единственным их источником и, как показывает опыт, не может решить в интересах всех потребителей задачи сбора, обработки и распространения знаний, во-первых, пото-му, что эта задача выходит за пределы собственных интересов науки, во-вторых, потому, что знания в широком смысле охватывают не только научные знания, но и весь новый опыт, которым обогащается практика. Таким образом, кажется достаточно очевидным, что здесь мы сталкиваемся с самостоятельной информационной задачей общества.
В последние годы нарастает число нерешенных проблем в этой области. Нам не раз приходилось писать об этих проблемах [24-26 ]. Во многом они связаны со стремительным и неконтролируемым ростом числа документов и публикаций.
Документальная основа новых знаний (включая сведения об опыте развития различных направлений общественной практики) достаточно велика. Ежегодно в мире публикуются, оформляются в виде научно-технических отчетов и сопроводительных материалов к новой продукции около 10 млн. документов. Несмотря на дублирование сведений и невысокую информационную ценность многих документов, большая часть их содержит новые знания и должна быть доступна потенциально заинтересованным организациям и специалистам.
Во многих странах действуют специализированные информационные организации, которые заняты обработкой и распространением знаний. Некоторые из них играют роль крупных международных центров информации, распространяющих информационную продукцию и услуги за пределы национальных территорий. К числу таких организаций относятся, например, институт "Кемикл абстракте сервис" и Нацио-нальная медицинская библиотека в США, фирма "Дервент" в Великобритании, Всесоюзный институт научной и технической информации (ВИНИТИ) в СССР.
К сожалению, специализированные информационные организации, как показывает опыт, не могут в полной мере справиться с задачей сбора и распространения знаний. Прежде всего им удается охватить только часть документов, содержащих новые знания. Значительная доля важных сведений остается практически недоступ-ной для многих специалистов. В нашей стране, где в последние десятилетия было сделано немало для формирования сети специализированных организаций, в эту сеть попадает не более 50 % мирового документального потока научной и технической информации.
Положение у нас в стране в определенной степени отражает общую ситуацию. Проведенное в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности обследование (при участии автора) показало, что наиболее известные на Западе информационные центры (каждый в отдельности и все вместе) не могут обеспечить полноты поиска информации, например, для определения оригинальности и патентоспособности новых изобретений.
Неполнота охвата знаний сочетается у нас ив других странах с многократным дублированием в их сборе и обработке. В нашей стране, например, специализированные институты и центры информации, входящие в состав Государственной системы научно-технической информации, обрабатывают близкие по содержанию массивы знаний по меньшей мере Десять раз [27 ]. И это не самый высокий показатель в мировой практике дорогостоящего дублирования работ в этой области.
Хорошо осознав необходимость бережного отношения к материальным ресурсам, мы продолжаем бесхозяйственно относиться к использованию новых знаний.
О том, что это так, свидетельствуют факты. Фактом, например, является то, что значительная доля заявок на новые изобретения отклоняется экспертизой (в СССР -это примерно 100 тыс. заявок в год) из-за отсутствия в них элементов новизны. В подавляющем числе случаев отрицательные решения экспертизы подкрепляются ссылками на уже существующие аналогичные изобретения, которые из-за несовершенства системы сбора и передачи знаний остаются неизвестными авторам заявок. Степень дублирования в результате повторной разработки технических идей превышает в данном случае 50 % [28 ]. Но это только один из примеров массового дублирования у нас и в других странах исследований и разработок из-за плохой осведомленности специалистов о существующих научно-технических результатах.
Фактом также является и то, что "тиражирование" научно-технических достижений в народном хозяйстве составляет очень низкую величину. Для нашей страны кратность повторного использования изобретений и других "новшеств" составляет 1,2-1,3 раза.
Опыт нашей же страны в целенаправленном информировании о научно-технических достижениях свидетельствует, что кратность повторного использования достижений (даже в условиях слабой восприимчивости экономики к достижениям) в результате деятельности информационных систем может быть увеличена более чем вдвое и составит 2,5-3,0 раза. Однако информационные системы такого рода охватывают в настоящее время не более 10 % достижений, нашедших успешное применение на практике.
Большие расходы несут конструкторские и проектные организации на самостоятельный поиск информации о новом оборудовании и комплектующих изделиях, сведения о которых также не более чем на 10 % охватываются существующими информационными системами.
Из сказанного можно заключить, что информационная задача распространения знаний не имеет до сих пор такой же поддержки общества и государства, какой пользуются уже известные нам задачи гидрометеорологии, геологии или статистики.
Оправдано ли такое отношение? Есть серьезные основания для сомнений по этому поводу.
Во-первых. В последние годы много было сказано о том, что знания стали главным ресурсом развития общества, повышения эффективности труда. Эта точка зрения лежит в основе концепции информатизации общества. Справедливо подчеркивается, что с нехваткой природных ресурсов, с проблемами экологии и растущего народонаселения можно справиться только на основе поиска новых путей развития, новых знаний и широкого их использования.
Во-вторых. Как мы уже видели, издержки неинформированности необычайно велики. Неинформированность сама по себе без учета других факторов торможения научно-технического прогресса порождает, кроме того, серьезную задержку в развитии и отставание освоенных "новинок" на одно-два поколения техники. В целом, по оценке экспертов, потери, связанные с недостаточной информированностью в различных областях науки и техники, составляют примерно 10 % национального дохода, т.е. для нашей страны порядка 60 млрд. руб. в год.
Крупность потерь от неиспользованных знаний очевидна. А если учесть, что процесс аккумуляции знаний определяет "разумность" общества (например, в области экологии) в каждый момент времени, можно ли поручиться в том, что эти потери восполнимы? Именно поэтому неинформированность из-за отсутствия под руками ресурса знаний следует рассматривать в настоящее время как серьезную угрозу развитию общества.
Вместе с тем вряд ли перечисленные потери можно отнести только за счет неумения поставить и решить информационную задачу.
Невысокая восприимчивость экономики к достижениям, характерная для нас в последние десятилетия, является неблагоприятной средой для работы любого механизма распространения знаний. И наоборот, наличие экономических стимулов для поиска и активного использования достижений должно значительно повышать эффективность существующего информационного механизма. О таком различии, с известными оговорками, могли бы свидетельствовать, например, данные рассмотрения заявок на изобретения в СССР и США. В СССР, при относительно более налаженной системе патентной информации, доля отклоненных заявок из-за отсутствия в них новизны составляет 53, а в США - только 36 % [28 ].
В связи с этим можно предположить, что негативные последствия недостаточно удовлетворительного решения задачи распространения знаний должны усиливаться в неблагоприятной для использования знаний экономической среде и смягчаться в среде, стимулирующей их использование.
Попробуем ответить еще на один вопрос. Обсуждая проблемы распространения знаний, мы до сих пор связывали их решение с деятельностью специальных информационных организаций.
Но разве такая информационная сеть - это единственный механизм решения задачи? Действительно, хорошо известно о существовании нескольких формальных и неформальных механизмов распространения знаний. Подробный анализ таких механизмов содержится в авторитетных публикациях [29-31 ]. Но именно на основе этого анализа сделан убедительный вывод о том, что в современных условиях быстрого роста объемов знаний и стремительного расширения фронта их использования, сокращения сроков создания и освоения достижений, традиционные механизмы уже не справляются с задачей. К ним на помощь должен прийти механизм, сочетающий в себе новые возможности и в определенной степени интегрирующий "старые*.
Так, в начале 60-х гг. было дано новое прочтение содержания задачи распространения знаний и сформулированы требования на создание нового, более эффективного механизма. В этом механизме главенствующая роль была отведена специализированным информационным организациям и созданным на их основе информационным сетям. Можно сказать, что, по существу, это был общественный заказ на новую информационную отрасль.
Почему же, казалось бы, созданный по этому заказу механизм дает у нас серьезные сбои?
Вернемся к началу разговора о нерешенных проблемах распространения знаний. Мы можем с уверенностью утверждать, что создание государственной системы научно-технической информации явилось наиболее представительной в мировой практике попыткой (это признают и специалисты развитых западных стран) организовать в масштабах страны рациональное разделение труда по сбору, обработке и распространению документальных источников знаний, которые требуются специалистам для решения задач научно-технического и социально-экономического развития. За сравнительно короткий срок, составляющий примерно два десятилетия, удалось сформировать довольно представительную сеть специализированных информационных организаций и подразделений.
В состав сети в настоящее время входят 230 специализированных институтов и центров информации и примерно 10 тыс. служб на предприятиях и в организациях. На создание институтов и центров информации затрачены значительные средства. Стоимость основных фондов этих организаций составляет около 1,5 млрд. руб., а текущие расходы достигают 300 млн. руб. в год [34 ].
Между участниками сети удалось установить определенное распределение информационных работ, в ряде случаев организовать их совместное выполнение и кооперацию в создании информационной продукции.
Почему же при наличии такой внушительной сети не удается собрать нужную информацию и одновременно происходит многократное дублирование в обработке и распространении одних и тех же ее массивов?
Может быть, ответ на этот вопрос нам позволит дать сравнение этой сети со статистикой одной из трех рассмотренных информационных отраслей.
Напомним характерные для статистики черты:
Сеть институтов и центров информации не охватывает значительную часть зафиксированных на различных носителях знаний.
При формировании на основе известных постановлений правительства государственной системы научно-технической информации в 60-е гг. и в начале 70-х гг. в этом направлении были сделаны важные шаги. Были созданы ВИНИТИ, ВНИИПИ, ВНТИЦентр, ИНИОН и другие общесоюзные центры информации, обеспечивающие сбор основных видов источников информации. Однако эта работа не была завершена. Мы как бы остановились на полпути и нет даже плана его завершения.
Беда заключалась, прежде всего, в том, что общий замысел формирования государственной системы не был подчинен логике решения данной информационной задачи общества. Во главу угла был положен так называемый отраслевой принцип, а по сути дела - ведомственный подход к созданию системы. Это породило, с одной стороны, систему, перегороженную во всех направлениях ведомственными барьерами (230 институтов и центров подчинены примерно 70 ведомствам), а с другой, - где нет ведомств - отсутствие необходимых звеньев для сбора информации, например, в случае информации о промышленной продукции.
Именно ведомственный подход привел к неполноте собранной информации и в то же время к многократному дублированию в этой деятельности.
Ведомственный принцип формирования системы не позволил создать достаточно рациональный механизм распространения знаний, отрасль, целеустремленно решающую данную информационную задачу. Отсюда слабая координация этих работ и слабая управляемость информационной сетью в целом.
В области распространения знаний (в противовес статистике) не решены многие важные вопросы подготовки и передачи информации в общественный оборот. Особенно остры эти вопросы сегодня. Их решение в настоящее время осложняется все более широко распространяющимся в интеллектуальной сфере общества коммерческим подходом. Отсутствие необходимых законов и норм в области подготовки и распространения знаний в определенной степени подрывает конституционные гарантии научного и технического творчества в нашем обществе.
Отсутствие в стране достаточно ясной государственной информационной политики и отмеченные недостатки в механизме распространения знаний привели к тому, что эта система слабо ориентирована на интересы и задачи потребителей знаний. Здесь имеются наибольшие потери и в наибольшей степени проявляется неэффективность существующего механизма.
Сопоставление статистики и сети органов научно-технической информации однозначно свидетельствует о том, что мы имеем дело с двумя принципиально различными общественными институтами.
В первом случае мы имеем отлаженный за многие десятилетия информационный механизм, организационно оформленный в одну из старейших информационных отраслей, которая сумела найти способ решения выдвинутой обществом информационной задачи. Мы, естественно, опускаем здесь проблемы содержания статистической информации, решение которых во многом связано с социальным заказом на это содержание.
Во втором случае сконструированный на недостаточно прочной основе механизм явно не справляется с задачей распространения знаний. К слову сказать, насыщение сети институтов и центров информации вычислительной техникой относительно (по меркам нашей страны) велико. Вряд ли в этом данная сеть уступает статистике. Однако в разорванной ведомственными барьерами "технологической цепи" ЭВМ используются крайне неэффективно.
Здесь требуется новая, более взвешенная и четкая постановка информационной задачи и выработка лучшего способа ее решения.
Опыт информационных отраслей подсказывает, в каком направлении следует идти:
Самостоятельное значение имеют экономические проблемы распространения знаний. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что в этой области неприемлем чисто коммерческий подход. Существует заинтересованность общества в сдерживании цен на научную и техническую информацию. Необходимо также учитывать, что большинство специалистов используют новые знания прежде всего в интеллектуальной деятельности и поэтому нельзя допустить возведение экономических барьеров на пути их распространения.
Следует сказать, что на пути рационального решения информационных задач общества стоят старые идеи и упрощенные представления в области информатизации, представления, которые уже привели нас к крупным неудачам и экономическим потерям при огульной автоматизации информационных процессов в управлении.
В русле этих представлений, например, находится и до настоящего времени активно обсуждается комплекс идей о необходимости организационного оформления такой отрасли народного хозяйства, как машинная информатика [33,34 ].
В основу организационного оформления машинной информатики положены не информационные задачи, а современные технические средства их решения (ЭВМ, ВЦ, сети ВЦ). Мотивируется такой подход все более широким использованием в народном хозяйстве ЭВМ, созданием все большего числа участков автоматизированной обработки информации и самостоятельных ВЦ, формированием на их основе вычислительных сетей.
Расширяющаяся машинно-информационная "нервная сеть" общества требует, по мнению авторов этих идей, для эффективной эксплуатации и развития не только соответствующей специализации в народном хозяйстве, но и организационного оформления всей сети.
Невольно возникает вопрос, к чему бы привел аналогичный подход в области использования станочного парка страны в отраслях материального производства?
Реализация этих идей на практике привела бы, по нашему мнению, к искусственному противопоставлению интересов "машинной информатики" интересам всех отраслей, которые во все более широких масштабах используют современную технику обработки информации, к повторным попыткам построения планов "саморазвития" информационно-вычислительных сетей в отрыве от реальных потребностей и запросов общества.
Рецидивы таких попыток уже имеются при формировании общей государственной программы информатизации общества. Решением Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике и Государственного комитета СССР по науке и технике, например, уже одобрен план создания, начиная с 1990 г., системы баз и банков данных [35 ].
Здесь опять игнорируются реальные информационные потребности общества и возможности для решения его информационных задач. В определенном смысле предлагается форсировать строительство "крыши" на "здании" информатизации до возведения его фундамента и соответствующих этажей. В расчет не принимаются проблемы создания организационных структур, кадров и материально-технической базы для формирования и широкого использования общесоюзных информационных ресурсов.
Мы затронули только малую часть проблем информационной экономики. Наряду со специальными информационными задачами общества, о которых в постановочном плане шел разговор, существуют и другие категории информационных задач, требующие внимания и активного решения. Именно в этой области формируются в настоящее время факторы, которые будут оказывать решающее влияние на социально-экономическое развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глушков В.М. Пути развития вычислительной техники и систем математического обеспечения.- В сб.: Автоматизированные системы управления (применение вычислительной техники и автоматизированных систем управления на предприятиях и в отраслях промышленности), М.: Экономика, 1972, с. 175.
2. Данилов-Данильян В.И. АСУ: модели, практическое управление и реальное хозяйство-Экономика и математические методы, 1986, т. XXII, вып. 5, с. 903-915.
3. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Наука, 1987, с. 485-491.
4. Концепция информатизации общества (обобщенный вариант). - Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. М., 1990, с. 6-31.
5. Кричагин В. Политэкономия информатизации - НТР, 1989, N 8, с. 4.
6. Кедровский О. От элементов к системе. - НТР, 1989, N 9, с. 3.
7. Кедровский О.В. Информатизация - все начнем сначала? - В сб. Теория и практика формирования и использования информационных ресурсов. М., 1989, Общество "Знание" РСФСР ДНТП, с. 3-13.
8. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации.- М., Наука, 1985. с. 36.
9. Robinson S. Analyzing the information economy: tools and techniques - Information Processing and Management, 1986, Vol. 22, N 3, pp. 189-190.
10. Изpaэль Ю.А. Интервью корреспонденту Правительственного вестника, июль 1989 г., N 14-15, с. 19.
11.Седунов Ю.С. Использование научно-технических достижений в практике гидрометеорологического обслуживания народного хозяйства. - Метеорология и гидрология, 1987, N 11, с. 5-13.
12. Жидков А.П., Корень В.И. Речные гидрологические прогнозы. - Метеорология и гидрология, 1987, N11, с. 38. .
13. Васильев А.А., Рубинштейн М.В. Метеорологическое обеспечение гражданской авиации. - Метеорология и гидрология, 1987, N 11, с. 20-27.
14. Калинин Г.П., Хзмалян К.А. Гидрометеорологическое образование. - БСЭ, т. 6, с. 493.
15. Салманов Ф.К. Совершенствование организационной структуры отрасли. - Разведка и охрана недр, 1988, N 10, с. 4.
16. Варенов В. Знаменательная дата в истории советской статистики. - Вестник статистики, 1988, N 8, с. 27-28.
17. Горбатов Н. Развитие механизации и автоматизации статистических работ. - Вестник статистики, 1988, N 8, с. 58-62.
18. Мальцева Г.А. Экономическая статистика Франции, М., МГИМО, 1983, 91 с.
19. Маленво Э. От статистики к управлению данными. Проблемы Фракции. - В сб.: Система сбора и обработки статистических данных в новых условиях. M., Финансы и статистика, 1984, 235 с.
20. Веселовский С.Я. Государство и бизнес в качестве партнеров. - В сб.: Государственная собственность в развитых капиталистических странах в 80-е годы: курс на приватизацию и создание смешанных предприятий, М., ИНИОН, 1989, с. 208-254.
21. Ажаева В.С. Государственная собственность в Канаде в 80-е годы: особенности развития и позиция политических сил. - В сб.: Государственная собственность в развитых капиталистических странах в 80-е годы: курс на приватизацию и создание смешанных предприятий. М., 1989, с. 255-286.
22. Canada / Organization for Economic Cooperation and Development, Paris, OECD, 1986, p.
23. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М., 1988, С.386.
24. Кедровский О.В. Неотложные вопросы улучшения качества информационной деятельности. - НТИ. Сер. 1,1987, N» 1, с. 1-4.
25. Кедровский О.В. Информационные ресурсы и информационная политика. - НТИ. Сер. 1,1988, N 7, с. 2-4.
26. Кедровский О. Информация как ресурс развития. - Экономическая газета, 1988, N 33, с. 17.
27. Kedrovsky О.V. Problems in bunging up and utilisation of information resources. - The seminar UNECA, October 15-27, 1989, Moscow, 13 c.
28. Статистика ВОИС по промышленной собственности за 1987 г. — В сб.: Изобретательство, патентное дело, патентная информация, 1989, N 7, с. 39.
29. Наука, правительство и информация (Роль ученых, инженеров и правительства в распространении информации) - доклад консультативного комитета по вопросам науки при президенте (Белый Дом, 10 января 1963 г.), пер. англ., ВИНИТИ, М., 1964, 111с.
30. UNIS1ST. Study Report on the feasibility of a World Science Information system, Unesco, Paris, 1971, 191 с
31. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревскнй Р.С. Научные коммуникации и информатика. М., Наука, 1976,435 с
32. Кедровский О.В. О сохранении и дальнейшем развитии государственной системы научно-технической информации. - В сб.: Информационная деятельность территориальных органов НТИ, М., 1990, с 4-8.
33. Глушков В.М., Каиыгии Ю.М. Основы экономики ж организации машинной информатики, Киев, 1981, 93 с.
34. Каныгии Ю., Парфенцова Н. Статистика информатики. — Вестник статистики, 1989, N 8, с. 31-36.
35. Антопольский А.Б., Кузнецов М.В., Преснухии В.В. Проблемы и перспективы создания Государственной системы баз и банков данных. — В сб.: Межотраслевая информационная служба, 1989, вып. 2, с. 3-8.