Рис. 1. Стратифицированная модель, включающая в себя основные структурные компоненты стратегии РФФИ по развитию информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов науки и образования 1. Верхний слой – это комплекс объективных факторов, влияющих на стратегическое целеобразование. Здесь особо следует отметить специфику и значительную динамику изменений требований научного сообщества к решению вопросов информационного обеспечения: а) открытость и доступность информационных ресурсов; б) высокая квалификация пользователей; в) востребованность и восприимчивость к новым технологиям; г) информационная безопасность и др. 2. Цели. Глобальная цель: достижение мирового уровня и высоких темпов развития науки в России как одного из главных средств решения глобальных и локальных проблем – экономических, экологических, социальных и других. Подготовка к вхождению в информационное общество XXI века. Подцели: а) удовлетворение информационных потребностей ученых и специалистов, работающих в сфере фундаментальной науки и образования; б) эффективное использование национальных и мировых информационных ресурсов; в) повышение эффективности информационного обмена в рамках системы “фундаментальная наука – прикладная наука – производство”; г) информатизация сферы фундаментальной науки, интеграция информационной и научно-исследовательской деятельности; д) решение современных социальных проблем (занятости) фундаментальной науки и ее структурной перестройки; е) развитие и распространение информационной и научно-технической культуры. 3. Макрозадачи: первая и основная задача – информационное обеспечение фундаментальных исследований; вторая задача – поддержка фундаментальных исследований в информатике (теория информации, информационное моделирование, теория систем искусственного интеллекта, теория информационных систем, компьютерная лингвистика). 4. Принципы и механизмы реализации стратегии. Целереализация стратегии осуществляется через программы и конкурсы РФФИ (в том числе, региональные), межведомственные программы, совместные международные проекты. В марте 1998 г. стартовала межведомственная программа “Российские электронные библиотеки”, объявленная РФФИ и Российским фондом технологического развития. Вследствие отставания в темпах информатизации в советский период, а также в силу причин переходного периода социально-экономических преобразований, уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Косвенно это положение иллюстрирует диаграмма обеспеченности ученых и специалистов отечественными научно-техническими журналами, представленная на рис. 2.
Рис. 2. Обеспеченность исследователей первичными научными журналами Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадицион ные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов. Программа “Российские электронные библиотеки” (рис. 3) направлена как на создание общественно значимых фондов разнообразных электронных документов научного, культурного и образовательного характера, доступных в удобном виде для конечного пользователя (ученого, инженера, работника культуры, студента, учащегося), так и на развитие необходимой сетевой и высокопроизводительной вычислительной инфраструктуры для оперирования сверхбольшими объемами информации.
Рис. 3. Основные направления исследований и разработок в рамках межведомственной программы "Российские электронные библиотеки" Следует отметить значимость разработки правовых вопросов развития отечественной информационной инфраструктуры, таких как:
Рис. 4. Цепочка "исследования - разработка - внедрение - производство" Иллюстрацией к этому утверждению может служить, например, практически завершившаяся программа РФФИ и Фонда Сороса по созданию южного участка Московской оптоволоконной опорной сети (ЮМОС). Финансирование проектов по подключению научно-исследовательских институтов и вузов к ЮМОС не решало непосредственно никаких проблем исследования или разработки, но опосредованно обеспечивало им качественно новый уровень. В заключение следует отметить, что опыт РФФИ в области создания научных компьютерных сетей и их информационных и вычислительных ресурсов свидетельствует о высокой эффективности конкурсного подхода к отбору и финансированию проектов, так как последний, в условиях дефицита финансовых ресурсов, позволяет концентрировать их на наиболее приоритетных направлениях и привлекать к их реализации наиболее подготовленные коллективы. Проводимая РФФИ научно-техническая и финансовая политика во многом оказала значительное позитивное влияние как на темпы развития информационных ресурсов, так и на уровень проводимых в этом направлении информатики научных исследований и практической реализации новых технических решений, созданию баз данных и информационных систем, уже сегодня доступных российским ученым. Реализация концептуальных установок Программы – за счет коррекции в сторону информационной ориентации деятельности ученых, а также относительной дешевизны труда наших ученых и специалистов – может позволить России стать обладательницей самого мощного научно-информационного потенциала, стабилизировать положение в сфере фундаментальной науки и образования, решить многие социальные проблемы переходного периода, создать благоприятные предпосылки для качественно нового развития отечественной науки при переходе экономики России в фазу постиндустриального развития.
© Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 9 - 13.