В Федеральной таможенной службе Российской Федерации создан внутренний информационный портал на основе Microsoft Office SharePoint Server 2003



Для решения задачи документооборота и обеспечения сотрудников актуальной информацией в Федеральной таможенной службе Российской Федерации компания РБК Софт создала информационно-справочную систему центрального аппарата ФТС России на основе Microsoft Office SharePoint Server 2003, дополненного рядом возможностей и специально разработанных веб-приложений на платформе Microsoft .NET.

О заказчике

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) является органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями. ФТС России решает возложенные на нее задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ФТС России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ФТС России являются:


Федеральная таможенная служба РФ является одним из важнейших бюджетообразующих ведомств страны. В структуру таможенных органов входит 39 таможен и 694 таможенных поста, разбросанных по всей территории Российской Федерации.

В 2003 году ФТС была удостоена премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.

«Отмена в начале 90-х годов государственной монополии на внешнюю торговлю потребовала от таможенной службы России пройти за десятилетие путь, который таможня других стран проходила за столетия. Это стало возможно только в результате того, что таможенная служба России учитывала опыт всех стран, ориентировалась на применение лучших технологий таможенного оформления и контроля. Мы стараемся взять из мирового опыта все наиболее прогрессивное для создания российской таможенной службы XXI века», — рассказывает Леонид Ухлинов, начальник главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Федеральной таможенной службы РФ.


Ситуация


Мы придерживаемся принципа эволюционного развития системы. Все решения должны быть максимально обоснованы с учетом современного уровня развития информационных технологий, масштабов их внедрения, возможности упрощения существующих таможенных процедур. Мы стремимся к тому, чтобы внедрение новых информационных технологий приводило к оптимизации деятельности таможенных органов, переносу части выполняемых инспектором функций на компьютер, упрощению взаимодействия между различными подразделениями таможни.

Леонид Ухлинов
начальник главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий
Федеральной таможенной службы РФ


Начиная с 2003 года, все разработки ФТС России в области информационных технологий ориентированы на упрощение и ускорение документооборота по таможенному оформлению. Эта же идеология, направленная на снятие бюрократических барьеров, на приближение отечественных технологий таможенного оформления к мировым стандартам, положена в основу и нового Таможенного кодекса, который вступил в силу с 1 января 2004 года.

«Информационная система таможенных органов непрерывно работает в реальном времени, интегрирована с технологическими процессами таможенного оформления и контроля, взаимодействует с системами таможенных служб зарубежных стран, таможенных брокеров, экспедиторов, перевозчиков, других контролирующих органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях», — комментирует Леонид Ухлинов.

Сотрудники ФТС нуждаются в доступе к большим объемам служебной информации, таможенному законодательству, классификаторам и т.д. При этом одним из существенных требований является разграничение прав доступа к информации различных пользователей, а также возможность поиска необходимых документов, оперативное обновление, возможность совместной работы и т.д.

До создания корпоративного портала в ФТС использовался отдельный файл-сервер для хранения документов и обмена данными по электронной почте. Однако такое решение не способствовало эффективной совместной работе сотрудников. Файловый сервер не поддерживает механизм поиска и обработки документов, не существует механизма отслеживания версий документа. Сложно также организовать структурирование информации, что приходится делать вручную, и разграничивать доступ к информации.

Оценив преимущества портальных технологий для организации совместной работы при проведении конкурса «Зеленый коридор», руководство ФТС приняло решение о создании корпоративного портала в ФТС и обратилось к специалистам РБК СОФТ.


Выбор технологии


Основу разработки составил Microsoft Office SharePoint Server 2003, который сочетает в себе ряд готовых настраиваемых решений и широкие возможности по ведению разработки с применением современных технологий. Выбор Microsoft Office SharePoint Server 2003 объяснялся также тем, что в новой версии продукта появился ряд улучшений в интеграции с другими серверными продуктами Microsoft и Microsoft Office 2003, увеличились возможности по управлению, поиску и классификации документов, расширились возможности администрирования.

Тимур Аитов
директор по развитию бизнеса РБК СОФТ


Основной целью проекта по созданию информационно-справочной системы центрального аппарата ФТС России являлось создание полноценного профессионального инструмента, улучшающего документооборот и повышающего эффективность работы сотрудников.

Требовалось обеспечить:


Возможности, предоставляемые Microsoft Office SharePoint Server 2003 под управлением Windows Server 2003, наиболее полно соответствуют поставленным задачам.

Это решение обладало также таким существенным преимуществом, как возможность быстро запустить базовую версию портала и затем постепенно наращивать функциональность.

«Необходимость организовать единую точку доступа к информационным ресурсам, возможность совместной работы с документами, и при этом требование поэтапного ввода системы в эксплуатацию и разработки новых функциональных сервисов предопределили выбор программных средств», — рассказывает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ.

Среди основных возможностей Microsoft Office SharePoint Server 2003, используемых в ФТС РФ, выделяются такие, как:

Решение

С технологической точки зрения портал представляет собой специализированное решение на основе продукта Microsoft Office SharePoint Portal Server 2003. В рамках проекта по внедрению системы была произведена глубокая настройка продукта и были разработаны дополнительные специальные сервисы портала. Были разработаны и настроены XML-шаблоны областей портала, списков с данными, а также разработаны необходимые веб-части.

Для разработки веб-частей специалисты РБК СОФТ используют среду разработки Microsoft Visual Studio .NET, язык C# и компоненты доступа к данным ADO.NET.

После проведенного анализа производительности, а также в соответствии с рекомендациями вендоров была выбрана аппаратная конфигурация из 3 2х-процессорных P4 серверов DELL с возможностью дальнейшего масштабирования и добавления новых серверов.

Приложение распределено таким образом, что один из серверов выделен под работу СУБД SQL Server, а остальные сервера обслуживают веб-запросы клиентов и осуществляют индексацию данных. Для работы механизмов индикации новостей и офлайн-доступа к интернет-сайтам был использован сертифицированный защищенный канал доступа в интернет. При этом данные передаются и сохраняются в формате XML и отображаются в рамках портала при помощи специализированных веб-частей в едином дизайне портала.

Идут экспериментальные работы по использованию в рамках портала нового инструментария Microsoft SQL Server 2000 Reporting Services. «Использование Microsoft Reporting Services позволило обеспечить в портале доступ в реальном режиме времени к информации из существующих баз данных, созданных с использованием СУБД Oracle, —комментирует Тимур Аитов. — Использование Reporting Services позволяет сделать доступными данные из различных источников для сотрудников и автоматизировать трудоемкую работу по составлению отчетов, предоставляя в реальном времени всю необходимую информацию. Возможности Reporting Services позволяют избавиться от традиционной формы ежегодного отчета о работе, парализующего многие организации в декабре, и каждый день видеть состояние организации».


Результаты

Сегодня в проекте реализованы основные возможности корпоративного портала и совместной работы с информацией:
Например, на главной странице портала отображены курсы валют, погода, телефонный справочник, информационные блоки — справа, в центре –система навигации, которая позволяет выбрать внутренние интернет-ресурсы и опуститься на уровень ниже — к подразделениям ФТС.

На странице рабочей группы основное меню включает нормативные документы, материалы заседания, состав органа, отчеты и протоколы, дискуссию, в центре — форум, где можно обсудить текущие вопросы, увидеть объявления о предстоящих событиях. Такие рабочие страницы есть у всех подразделений ФТС России.


Перспективы

«Интернет-технологии используются в наших разработках достаточно широко. Уже сегодня работает система оперативного мониторинга таможенного оформления, построенная на основе таких технологий. Кроме того, использование интернет-технологий обеспечивает доступ сотрудников таможенной службы России к ресурсам Международной организации по борьбе с мошенничеством. Реализовано информационное взаимодействие с таможенными службами Швеции и Финляндии в рамках проекта «Зеленый коридор», разработана система электронного декларирования. В перспективе мы планируем также организовать обмен данными о перемещаемых через таможенную границу России товарах и транспортных средствах с крупными участниками внешнеэкономической деятельности, — рассказывает Леонид Ухлинов. —Существующая информационная система позволяет автоматизировать основные операции таможенного оформления, сбор и предварительную обработку информации в центральной базе данных Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) ФТС России, выполнение аналитической работы сотрудников центрального аппарата службы и региональных таможенных управлений, мониторинг таможенного оформления и контроля и ряд других технологических процессов. Однако говорить о том, что мы полностью удовлетворены существующим положением, пока еще рано. Предстоит существенно улучшить возможности ведомственной телекоммуникационной системы и обеспечить информационную связь этапов прохождения грузов через границу, помещения их на склад временного хранения, основного оформления во внутренней таможне, а также обеспечить доведение до каждого инспектора всей требуемой ему информации в режиме реального времени. Очень важно создать гибкую и эффективную систему информационной поддержки управления таможенной деятельностью».

За дополнительной информацией обращаться по адресу:
http://www.microsoft.com/Rus/Casestudies/CaseStudy.aspx?id=339

© Информационное общество, 2005, вып. 5, сс. 62-64.