Основными задачами ФТС России являются:
В 2003 году ФТС была удостоена премии «ИТ-лидер» за успехи в использовании информационных технологий.
«Отмена в начале 90-х годов государственной монополии на внешнюю торговлю потребовала от таможенной службы России пройти за десятилетие путь, который таможня других стран проходила за столетия. Это стало возможно только в результате того, что таможенная служба России учитывала опыт всех стран, ориентировалась на применение лучших технологий таможенного оформления и контроля. Мы стараемся взять из мирового опыта все наиболее прогрессивное для создания российской таможенной службы XXI века», — рассказывает Леонид Ухлинов, начальник главного управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Федеральной таможенной службы РФ.
«Информационная система таможенных органов непрерывно работает в реальном времени, интегрирована с технологическими процессами таможенного оформления и контроля, взаимодействует с системами таможенных служб зарубежных стран, таможенных брокеров, экспедиторов, перевозчиков, других контролирующих органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях», — комментирует Леонид Ухлинов.
Сотрудники ФТС нуждаются в доступе к большим объемам служебной информации, таможенному законодательству, классификаторам и т.д. При этом одним из существенных требований является разграничение прав доступа к информации различных пользователей, а также возможность поиска необходимых документов, оперативное обновление, возможность совместной работы и т.д.
До создания корпоративного портала в ФТС использовался отдельный файл-сервер для хранения документов и обмена данными по электронной почте. Однако такое решение не способствовало эффективной совместной работе сотрудников. Файловый сервер не поддерживает механизм поиска и обработки документов, не существует механизма отслеживания версий документа. Сложно также организовать структурирование информации, что приходится делать вручную, и разграничивать доступ к информации.
Оценив преимущества портальных технологий для организации совместной работы при проведении конкурса «Зеленый коридор», руководство ФТС приняло решение о создании корпоративного портала в ФТС и обратилось к специалистам РБК СОФТ.
Требовалось обеспечить:
Это решение обладало также таким существенным преимуществом, как возможность быстро запустить базовую версию портала и затем постепенно наращивать функциональность.
«Необходимость организовать единую точку доступа к информационным ресурсам, возможность совместной работы с документами, и при этом требование поэтапного ввода системы в эксплуатацию и разработки новых функциональных сервисов предопределили выбор программных средств», — рассказывает Тимур Аитов, директор по развитию бизнеса РБК СОФТ.
Среди основных возможностей Microsoft Office SharePoint Server 2003, используемых в ФТС РФ, выделяются такие, как:
Для разработки веб-частей специалисты РБК СОФТ используют среду разработки Microsoft Visual Studio .NET, язык C# и компоненты доступа к данным ADO.NET.
После проведенного анализа производительности, а также в соответствии с рекомендациями вендоров была выбрана аппаратная конфигурация из 3 2х-процессорных P4 серверов DELL с возможностью дальнейшего масштабирования и добавления новых серверов.
Приложение распределено таким образом, что один из серверов выделен под работу СУБД SQL Server, а остальные сервера обслуживают веб-запросы клиентов и осуществляют индексацию данных. Для работы механизмов индикации новостей и офлайн-доступа к интернет-сайтам был использован сертифицированный защищенный канал доступа в интернет. При этом данные передаются и сохраняются в формате XML и отображаются в рамках портала при помощи специализированных веб-частей в едином дизайне портала.
Идут экспериментальные работы по использованию в рамках портала нового инструментария Microsoft SQL Server 2000 Reporting Services. «Использование Microsoft Reporting Services позволило обеспечить в портале доступ в реальном режиме времени к информации из существующих баз данных, созданных с использованием СУБД Oracle, —комментирует Тимур Аитов. — Использование Reporting Services позволяет сделать доступными данные из различных источников для сотрудников и автоматизировать трудоемкую работу по составлению отчетов, предоставляя в реальном времени всю необходимую информацию. Возможности Reporting Services позволяют избавиться от традиционной формы ежегодного отчета о работе, парализующего многие организации в декабре, и каждый день видеть состояние организации».
На странице рабочей группы основное меню включает нормативные документы, материалы заседания, состав органа, отчеты и протоколы, дискуссию, в центре — форум, где можно обсудить текущие вопросы, увидеть объявления о предстоящих событиях. Такие рабочие страницы есть у всех подразделений ФТС России.