Электронное развитие Москвы: промежуточные итоги, подведенные мониторингом

_______________________________

Ю.Е. Хохлов



В настоящее время в России активизировалась работа по созданию различных систем мониторинга как важного компонента информационно-аналитического обеспечения процессов управления на всех уровнях власти. Это впрямую связано с проведением в стране административной реформы и реформы бюджетного планирования, ключевым направлением которых является переход на бюджетирование, ориентированное на результат и управление по результатам. Деятельность субъектов бюджетного планирования в новых условиях должна иметь измеримые цели, и системы мониторинга призваны обеспечить обратную связь и контроль за достижением целевых показателей.

Принятая в 2003 г. в Москве городская целевая программа «Электронная Москва» выгодно отличалась от многих других региональных и федеральных программ тем, что с самого начала в ее рамках была начата работа по разработке и реализации системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу. Методология мониторинга была разработана Институтом развития информационного общества (ИРИО) по заказу Управления информатизации города Москвы.

В данном номере нашего журнала публикуются результаты мониторинга движения Москвы к информационному обществу, полученные ИРИО в 2005 г. в ходе второго годового цикла мониторинговых исследований. Результаты 2004 г., отметим, были опубликованы в нашем журнале в конце 2004 г. Представленный сегодня анализ основных направлений и факторов электронного развития города базируется на результатах проведенных ИРИО в 2005 г. социологических и экспертных опросов населения города, представителей профессиональных сообществ, руководителей предприятий и учреждений социальной сферы. Использовались также данные государственной и ведомственной статистики, социологических и консалтинговых компаний, а также результаты обследования сайтов органов власти и городских организаций Москвы. Используемые показатели электронного развития города в значительной своей части сопоставимы с международными стандартами статистического наблюдения за развитием информационного общества, что позволило авторам статей проводить анализ положения дел в Москве на фоне широких межрегиональных и международных сопоставлений.

Хотя Москва остается лидером в области электронного развития среди регионов России и приближается по целому ряду показателей к уровню Европейского союза, проведенные исследования позволили выявить целый ряд проблем и диспропорций этого развития. Проблемой остается отставание учреждений социальной инфраструктуры (муниципальных лечебно-профилактических учреждений, школ, библиотек и др.) в области доступа и использования ИКТ от аналогичных учреждений развитых стран и уровня информатизации предприятий бизнес-сектора Москвы. Услуги электронного правительства и другие услуги в общественном секторе, предоставляемые на основе ИКТ, развиты совершенно недостаточно, хотя население и предприятия Москвы демонстрируют высокий спрос на такие услуги и готовность их активно использовать при наличии предложения. По оценке интернет-представительства органов власти Москвы, проведенной по методологии ООН, Москва несколько выправила свое положение среди регионов России, но по-прежнему не является лидером. Информационные технологии слабо используются в профессиональной деятельности врачей, учителей и других работников бюджетной сферы Москвы, что также негативно сказывается на качестве предоставляемых в общественном секторе услуг. Сохраняется отставание Москвы от развитых стран в уровне информационной грамотности населения и в распространенности специальной компьютерной подготовки.

Как подчеркивают авторы статей, ситуацию может выправить изменение повестки дня программы «Электронная Москва», предполагающее перевод предоставления электронных государственных услуг населению и организациям в разряд одной из главных целей электронного строительства, реализацию комплекса мер по эффективному использованию ИКТ для развития социальной сферы и внедрения принципа «информационное общество для всех».

__________________________________________________

Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров ИРИО, руководитель Дирекции региональных программ ИРИО.


© Информационное общество, 2006, вып. 2-3, с. 1.