5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ
5.1. Организационное обеспечение
Общая организационная структура российской индустрии БД представляет собой сложную неоднородную картину.
В государственном секторе в наиболее общем виде можно выделить следующие организационнофункциональные структуры (роли):
заказчик это,как правило, орган государственного управления, осуществляющий финансирование и общее руководство работами по созданию АИР и информационных систем в целом;
разработчик организация, осуществляющая разработку и внедрение информационной системы, включая информационную технологию и все виды обеспечения: техническое, программное, лингвистическое, но, как правило, не отвечающая за саму информацию;
владелец осуществляет сбор, обработку, ввод информации, ведение БД, иногда информационное обслуживание пользователей;
посредник организация, специализирующаяся на информационном обслужи
вании на основе сети передачи данных, региональных представительств, дилерской ceти и т. д.
В негосударственном секторе заказчик и владелец обычно сочетаются в одном лице, т. е. фирмы финансируют создание БД для той информации, которой они располагают. В других случаях фирмы предпочитают закупать готовые БД или становиться абонентами специализированных информационных служб. В государственном секторе заказчиком, как правило, выступают органы государственного управления. При этом далеко не во всех министерствах имеются подразделения или должностные лица, координирующие и контролирующие создание АИР, за которые несет ответственность данное ведомство.
Лучше всего организовано дело в тех ведомствах, в которых информационная продукция, в том числе в виде БД, является основной продукцией ведомства, например, в Госкомстате, Роскомнедра, Росгидромете, Рослесхозе.
Особо следует отметить Управление НТИ Миннауки РФ, которое является крупнейшим заказчиком БД за счет госбюджета и координирует деятельность десятков информационных служб и создателей БД. Другие управления Миннауки РФ тоже заказывают достаточно большое количество БД.
В тех случаях, когда информационные ресурсы, в том числе БД, создаются для обеспечения основной деятельности министерства, организация работ по БД существенно различается в зависимости от субъективной ситуации. Имеются
определенная концепция и соответственно координация работ в Минэкономике,
ГКАП, ГКТ, Минздраве и других ведомствах.
Ведется работа, хотя и без должной координации, по созданию АИР в Минприроде, Минсельхозпроме, Минкультуры.
В Госкомоборонпроме разработана вполне корректная и полная концепция информационного обеспечения отрасли, однако практически она не реализуется и фактически каждый департамент является заказчиком различных автоматизированных информационных систем (АИС), в рамках которых создаются БД.
Плохо ведется работа в одном из крупнейших информационных ведомств России Минпечати, где сотрудники аппарата не имеют представления о том, какие БД создаются в средствах массовой информации, в том числе за счет бюджетных ассигнований.
В качестве разработчиков выступают как государственные, так и негосударственные организации, владеющие соответствующими технологиями. После ввода в эксплуатацию они, как правило, осуществляют только авторский надзор и в практическом использовании БД не участвуют.
Основным организационным звеном в индустрии БД является владелец. Это может быть специализированная информационновычислительная организация (например, ГИВЦ), научноисследовательский институт, государственная служба, предприятие, организация. Владелец обычно самостоятельно осуществляет сбор информации, её обработку и ввод, благодаря чему должен нести ответственность за качество БД.
По имеющимся данным, общее число владельцев БД составляет в России около 10 тыс. организаций, из них не менее 70 % государственные организации..
В качестве посредников выступают иногда государственные, а чаще негосударственные предприятия, осуществляющие информационное обслуживание пользователей на основе множества БД, включая поставку копий этих БД. Посредники обычно являются владельцами хостов сетей передачи данных или других технологий обеспечения доступа к БД, например изготовление CDROM.
Общее число посредников в Москве несколько десятков, всего по России 250300 организаций. Сеть посредников, распределенных по территории России, имеется в системе НТИ; объединение "Роскоминформресурс" охватывает около 70 территориальных центров. В ряде случаев функции посредников выполняют библиотеки и территориальные центры информатизации. Крупными посредниками являются НАС, МЦНТИ, Роснет, АО "МБИТ", АО "Мосвнешинформ", "Национальное информационное агентство" и др.
Заказы на разработку АИР в государственном секторе осуществляются, как правило, в рамках государственных программ, выполняющих координирующую роль.
Центральной проблемой, рассматриваемой в Национальном докладе, является Федеральная целевая программа "Информатизация России", предусматривающая разработку большого числа АИР, предназначенных для социальной сферы, процессов управления и реализации экономических реформ. Программа рассчитана на срок до 2000 г., выполняется в два этапа. Результатом реализации программы должны стать повышение эффективности работы органов управления, социальной защиты населения, решение первоочередных проблем создания современной инфраструктуры индустрии БД.
Одним из разделов этой программы является раздел "Информатизация регионов России".
Сущность государственной политики региональной информатизации заключается в селективном отборе основных направлений информатизации, выборе первоочередных кадастров, систем тематических БД, базовых объектов и процессов, территориальных опорных зон.
В территориальных опорных зонах, выбранных на конкурсной основе с учетом уровня информатизации региона, наличия квалифицированных кадров разработчиков и заинтересованных заказчиков, осуществляется опережающее развитие первоочередных проектов информатизации, разрабатываются типовые проектные решения, которые тиражируются в другие регионы.
Для целенаправленного управления разработками в регионах определены и созданы следующие организационные структуры: генеральный заказчик территориальных систем и инфраструктуры информатизации; комитеты информатизации (управления, отделы); информационноимущественные фонды информатизации; территориальные центры информатизации; коллективы (ассоциации) разработчиков тематических БД, функциональных систем и телекоммуникаций.
В различных регионах состав таких организационных структур различен. На данный период в семи опорных зонах и одиннадцати других наиболее активных регионах ведутся разработки различных БД общего пользования.
Роскоминформ представил в Правительство РФ проект создания Единой системы ведения государственных кадастров страны для ее регламентации на федеральном уровне.
Создание первоочередных комплексных типовых проектов автоматизированных информационных систем в опорных зонах осуществляется на основе объединения финансовых средств федерального бюджета, средств субъектов Федерации, муниципальных средств и других источников.
Крупнейшей специализированной программой является программа "Федеральный информационный фонд по науке и технике", которая предусматривает сохранение и развитие национального информационного ресурса в научнотехнической сфере, а также национальной инфраструктуры информационного обеспечения проводимых научных исследований и опытноконструкторских работ. В выполнении программы участвуют около 150 организаций, заданиями программы предусмотрены создание и актуализация около 200 БД.
Другими примерами межотраслевых программ являются:
"Программа внедрения системы национальных счетов" (Госкомстат, участвуют 7 ведомств) свыше 50 БД;
"Программа создания Единой информационной системы недропользования" (Роскомнедра, участвуют 14 ведомств) свыше 80 БД.
Примерами ведомственных программ являются:
"Программа информатизации Минатома России";
"Основные направления информатизации государственной налоговой службы России";
"Интегрированная информационновычислительная система Госкомимущества России".
Однако единой системы координации между программами в России нет. Например, в программе "Экологическая безопасность России" представлен ряд БД, создаваемых также по другим программам.
Имеется опыт межотраслевой координации работ по БД на основе постановлений Правительства РФ и других нормативноправовых документов, например, система БД по землетрясениям, объединяющая несколько ведомств, причем финансирование каждой из организацийучастников осуществляется за счет собственных средств.
Примером эффективной организации добровольного сотрудничества в области БД является деятельность Международной ассоциации "История и компьютер", в которой активное участие принимают российские научные коллективы во главе с лабораторией исторической информатики при историческом факультете МГУ.
Основные задачи Ассоциации:
разработка принципов компьютерного архивирования и распространения машиночитаемых исторических данных;
стандартизация описания машиночитаемых исторических данных;
создание единого каталога машиночитаемых исторических данных в Европе и Америке;
совместные разработки и обмен результатами в области технологии исторических БД и т. д.
В государственном секторе практически отсутствует самый перспективный и распространенный за рубежом вид координации создание интегрированных БД, предназначенных для комплексного использования вместо множества разрозненных БД.
В государственном секторе создается и ведется несколько десятков БД типа "регистр предприятий" (не считая еще большого количества коммерческих), в то время как основные потенциальные заказчики (Госкомстат, Госкомимущества, Госналогслужба, Минэкономики) не могут договориться о принципах создания и финансирования интегральной БД. Аналогичная картина наблюдается по многим другим видам информации (правовая, картографическая, библиографическая и т. д.). При рациональном распределении усилий за те же средства могли бы быть получены гораздо большие результаты.
Все это говорит о необходимости организации вневедомственной экспертизы проектов создания БД за счет бюджета.
В негосударственном секторе проблема сотрудничества не является столь актуальной, поскольку имеется прямая и открытая конкуренция на рынке коммерческих БД.
5.2. Стандартизация и сертификация баз данных
5.2.1. Стандартизация в области автоматизированных информационных ресурсов
Стандартизация в области АИР имеет целью повышение качества нормативного обеспечения процессов создания, использования и сертификации АИР России.
Принципиально важной является ориентация на возможно более полный учет международного опыта в области стандартизации АИР (гармонизация отечественной и международной систем стандартизации), с одной стороны, и более активное участие России в работах по стандартизации на международном уровне, с другой.
Основными тематическими направлениями стандартизации АИР являются:
терминология в области создания, использования, обмена, сертификации АИР;
представление данных в системах автоматизированной обработки информации;
порядок создания, документирования и сертификации АИР;
показатели качества АИР и методики испытаний.
Стандарты в области АИР в России не образуют закрытого класса, они входят в следующие системы стандартов:
научноинформационная деятельность (СИБИД. ГОСТ 7.);
автоматизированные системы (Информационная технология. ГОСТ 34.);
отдельные виды автоматизированных систем (АСУ. ГОСТ 24.; САПР.ГОСТ 23501 и др.);
Единая система программной документации (ЕСПД. ГОСТ 19.);
Единая система конструкторской документации (ЕСКД. ГОСТ 2.);
системы обработки данных.
Стандарты на АИР, разработанные в разных системах, как правило, слабо связаны между собой и иногда противоречат друг другу. По ряду важных вопросов нормативнотехнические документы просто отсутствуют.
Изложенное выше в полной мере относится к терминологии в области АИР, которая оказалась разорванной и внутренне несогласованной, многие необходимые термины не нормированы, в то же время некоторые термины включены в несколько стандартов, причем могут иметь разные определения.
В настоящее время ведется большая работа по усовершенствованию терминологической системы АИР: готовятся государственные стандарты России на базе терминологических стандартов ISO. Начата работа над стандартами "БД. Классификация" и "БД. Жизненный цикл". Подготовлен проект нормативного словаря "Лингвистическое обеспечение БД. Термины и определения". Находятся на утверждении ГОСТ "СИБИД. Описание БД. Состав и обозначение характеристик" и ГОСТ Р. "Информационная технология. БД. Виды и комплектность документов".
Наибольшее число стандартов разработано в России на представление данных. Существуют стандарты на физическое представление массивов данных на различных носителях (магнитных лентах, гибких магнитных дисках), на правила записи данных определенного вида: дат и времени (ГОСТ 7.6490), физических величин (ГОСТ 8.41781), названий стран, языков, валют, числовых величин (используются соответствующие стандарты ISO) и т. п. Стандартизовано несколько коммуникативных форматов: для библиографической информации (ГОСТ 7.1484, ГОСТ 7.1985, ГОСТ 7.5285), лексикографической информации (ГОСТ 7.4784), фактографической информации (ГОСТ 2827089), торговой информации (ГОСТ 6.20.190). Однако и здесь существуют значительные лакуны: отсутствуют правила записи и использования АИР на оптических дисках, правила представления других видов данных архивной информации, исторических источников, данных научных исследований, а также систем непрерывного наблюдения за какимилибо объектами.
Наименее разработанной является стандартизация показателей качества АИР и правил их сертификации.
В настоящее время ведется разработка комплекса нормативных документов, определяющих процедуру сертификации БД. Начата работа над группой стандартов по оценке отдельных параметров БД.
Координацию разработки нормативных документов в области АИР осуществляет Подкомитет 7 "БД в области НТИ, библиотечного, издательского и архивного дела" при Техническом комитете 191 (аналог ТС ISO 46). Данный Подкомитет работает совместно с ТК 22 (аналог JTC ISO 1), который занимается близкими вопросами.
Программа работ ПК 7 на 19941995 гг. состоит из двух разделов: первый содержит перечень предлагаемых к разработке государственных стандартов России, второй перечень предлагаемых к внедрению в России международных стандартов ISO. Реализация данной программы обеспечит достижение следующих результатов:
создание условий для более эффективного развития и распространения АИР, включая продвижение отечественных БД на международный рынок;
создание условий для повышения качества АИР, приведения их в соответствие международным стандартам;
создание нормативной базы для процедур сертификации БД;
создание нормативной основы для дальнейшего развития стандартизации в области практических работ по созданию и использованию БД как основной формы машиночитаемого информационного ресурса.
5.2.2. Сертификация баз данных
В условиях становления рыночной экономики в России особую роль начинает играть проблема качества продукции, включающая в себя оценку качества, сопоставление продукции по качеству, контроль и управление качеством.
Необходимо признать, что широкомасштабные компании по "борьбе за качество" оказались неэффективными. Качество выпускаемой информационной продукции остается невысоким. Отсутствие практических результатов в решении проблем качества информационной продукции вместе с общим существенным отставанием информационной индустрии России от уровня ведущих зарубежных стран приводит к тому, что распространяемые БД содержат значительное количество элементарных ошибок и устаревшие сведения, не соответствующие требованиям коммуникативных форматов, после продажи нуждаются в значительном авторском сопровождении, информационная продукция плохо или совсем не документируется. В связи с этим остро встает вопрос о защите прав и интересов потребителя.
Одним из наиболее важных видов информационной продукции, имеющей свой собственный сектор рынка, являются БД. По оценкам специалистов НТЦ "Информрегистр", не менее четверти российских БД представляют собой товарные продукты и выходят или могут выйти на информационный рынок. Однако низкий уровень качества БД снижает интерес и доверие к ним, существенно тормозит развитие этого сектора информационного рынка.
Одним из возможных и эффективных способов преодоления этих трудностей является сертификация. Согласно определениям, принятым ИСО, под сертификацией понимается методическая и практическая деятельность, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям, а под сертификацией соответствия действия третьей стороны, доказывающие, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Применительно к БД, распространяемых, например, на дискетах, это означает, что потребитель должен быть уверен в том, что приобретаемая им БД сопровождается необходимой документацией, совместима с указанными в документации техническими и программными средствами, позволяет решать необходимый комплекс пользовательских задач, содержит объявленную информацию надлежащего качества.
Принципиальным в этом подходе являются его комплексность и ориентация на пользователя. Только комплексный подход, обеспечивающий потребителю уверенность в качестве всего продукта, а не отдельных его компонентов, является наиболее перспективным. Комплексность оценок БД должна сочетаться с максимально доступной простотой, на первых шагах может быть даже в ущерб полноте и глубине оценок. В противном случае, при избыточной сложности становится сомнительной возможность эффективной практической реализации.
Глубина и сложность стоящей проблемы требуют поэтапного ее решения при сочетании исследований и практической апробации полученных результатов. Одним из основных факторов, влияющих на формирование этапов работ, является разнообразие видов БД и способов их реализации. Начиная от наиболее массовых и изученных БД документальных, реализованных на IBMсовместимых ПЭВМ в среде MSDOS, предполагается осуществить постепенное расширение круга БД, для которых можно проводить испытания и сертификацию.
Первый этап работ завершен в 1993 г. аккредитацией двух испытательных лабораторий по БД при НТЦ "Информрегистр" и ГНИЙ "Тест", созданием испытательной лаборатории по библиотечным БД в ГПНТБ России и аккредитацией органа по сертификации в НТЦ "Информрегистр".
Начаты работы по созданию системы сертификации БД (ССБД). Под системой сертификации в соответствии с ИСО/МЭК 2 понимается система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации однородной продукции. Необходимость и целесообразность создания ССБД диктуются следующими соображениями:
БД образуют самостоятельный класс однородной продукции: все они описываются примерно одинаковым набором параметров и выступают в виде самостоятельного продукта на рынке. При этом их оценки, испытания и сертификация должны производиться по одинаковым или подобным схемам;
БД ввиду их специфичности не могут быть включены в какойлибо другой класс однородной продукции и, следовательно, к ним нельзя применять действующие схемы, методы и правила сертификации. Рассматриваемый класс однородной продукции обладает внутренней структурой, в нем можно выделить подклассы, что обусловлено имеющимися различиями между типами БД, связанными с их назначением, исполнением и т. п. Даже при одинаковых схемах сертификации БД различных типов требуют различных методов и средств испытаний. Поэтому существует необходимость создания испытательных лабораторий, специализирующихся на отдельных типах БД;
значительное количество БД, их распределение по территории России делают экономически оправданным создание нескольких региональных служб сертификации, деятельность которых координируется центральным органом ССБД, осуществляющим также методическое руководство.
Первая региональная служба сертификации БД, обслуживающая СевероЗапад России, создана на базе аккредитованной испытательной лаборатории ГНИЙ "Тест" ( СанктПетербург). Завершаются работы по созданию аналогичной службы в Поволжье (г. Чебоксары). Предполагается создание еще 45 региональных служб и, в первую очередь, в крупных промышленных регионах Урала и Сибири.
Существенная трудность, возникающая при оценках БД и их сертификации, связана с недостаточным обеспечением этого вида продукции нормативами.
5.3. Лингвистическое обеспечение создания и использования баз данных
Лингвистическое обеспечение (ЛО) БД включает различные языковые средства представления данных (классификаторы, словари, тезаурусы, форматы) и лингвистические процессоры, обеспечивающие обработку текстов, в частности, перевод на иностранные языки, и интерфейс пользователя с БД, главным образом, на естественном языке.
На общегосударственном уровне в стране традиционно сложилось несколько направлений в создании и развитии ЛО. Это общероссийские классификаторы техникоэкономической информации, библиотечнобиблиографические классификации, тезаурусы, применяемые в основном для документографических БД НТИ, специальные словари, классификации и другие системы представления данных для отдельных проблемных областей, например, в геоинформатике.
Многие из этих языковых средств стандартизованы в той или иной форме: общероссийские классификаторы техникоэкономической информации приравнены по статусу к ГОСТам. Стандартизовано также несколько форматов представления данных, особенно коммуникативных (EDIFACT, МЕКОФ, UNIMARC, MATER и др.).
Создано большое число локальных языковых средств, которые применяются только создателями отдельных БД. Создано также довольно много лингвистических процессоров, некоторые из которых весьма удачные (лингвистические процессоры, в отличие от других программных продуктов, не могут быть закуплены за рубежом, поскольку они существенно зависят от конкретного естественного языка, в данном случае от русского).
В целом состояние ЛО БД характеризуется следующими данными:
примерно из 30 общероссийских классификаторов широко используются пять шесть (ОКП, СОАТО, ОКПО и др.), однако именно они не сопряжены с классификаторами, принятыми в международной практике;
из распространенных международных систем применяются в коммерческих БД ТН ВЭД, в БД НТИ УДК и МКИ, а также классификаторы стран и языков и некоторые другие;
утверждены или готовятся к утверждению несколько новых классификаторов, сопряженных с международными, в частности,81С;
практически распалась мощная и весьма дорогостоящая система ведения общероссийских классификаторов (АСВОК), ведущую роль в которой играл Госстандарт;
продолжающиеся работы по системе классификации и кодирования ведутся Госкомстатом и Госстандартом в рамках "Программы перевода органов статистики на систему национальных счетов" и никак не связаны с программами информатизации в целом и создания государственных БД в частности.
В области тезаурусов, специальных словарей и классификаций произошла практически полная дезинтеграция усилий разработчиков. Созданный в свое время в Госстандарте при участии Миннауки банк лингвистических данных (АСВИЯ) практически прекратил свое существование, и поэтому во многих случаях дешевле создать новый словарь, чем восстановить уже сделанный. Почти прекращены работы по созданию новых универсальных классификаций, интеграции тезаурусов, семантическим лингвистическим процессорам, включая системы машинного перевода.
Многие из этих проектов носили амбициозный характер и зачастую были весьма неэффективными. В результате в стране фактически не осталось коллективов, которые бы занимались разработкой ЛО БД комплексно и в скольконибудь серьезных масштабах. В то же время проблемы, вызывавшие необходимость этих разработок, обострились. Так, необходимость расширения экспорта российских БД и других форм международного сотрудничества требует, как минимум, решения задач использования в БД распространенных международных языковых средств (классификаторов, форматов), а также перевода русскоязычных БД на английский язык.
Создание больших АИС, в частности, распределенных по территории России кадастров, требуют обеспечения разработчиков и пользователей кадастров оперативной и дешевой информацией по общероссийским классификаторам и изменениям к ним, а также создания многих новых словарей и классификаторов, особенно в области экологии, представления данных о природных ресурсах и др.
Многие новые классификаторы или нормативные словари можно было бы быстро и недорого создать на основе имеющихся разработок в области ЛО БД НТИ, а также использования вместо систем кодирования терминологических словарей на естественном языке. К тому же, использование естественного языка в БД резко повышает возможности их интеграции (совместимость БД). Однако такому подходу мешает влияние в значительной степени устаревших представлений о преимуществах систем кодирования по сравнению с представлением данных на естественном языке. В то же время изза несовместимости языковых средств различных БД, а также использования неизвестных пользователю систем кодирования резко снижается эффективность информационных сетей, увеличиваются затраты пользователя, время его обучения и т. д.
По этой же причине продолжает оставаться неразрешимой задача интеграции как однородных, так и неоднородных БД в рамках больших систем, а также при взаимодействии государственных БД между собой.
Государственная политика в области ЛО БД должна предусматривать координацию работ ведомств, с одной стороны, ответственных за информатизацию (Роскоминформ, ФАПСИ), с другой за создание и ведение общероссийских классификаторов (Госстандарт, Госкомстат), за создание лингвистических процессоров (Миннауки, РАН), а также ведущих разработчиков локальных языковых средств, и выработку совместной программы работ на основе совместного финансирования соответствующих проектов. Такая программа могла бы составить специальный раздел программы "Информатизация России".
С учетом вышесказанного необходимо предусмотреть решение следующих задач:
проведение исследований в целях определения рациональной сферы применения в государственных БД различных языковых средств, в том числе международных систем, общероссийских классификаторов, систем кодирования и нормативных словарей на естественном языке;
разработка новых классификаторов и словарей, наиболее актуальных для создания межведомственных и распределенных БД;
переориентация служб ведения общероссийских классификаторов на задачи использования этих классификаторов в общегосударственных и общедоступных БД, в том числе целенаправленное получение от международных организаций, и ведение классификаций и других средств представления данных, имеющих широкое международное использование и предоставление их российским пользователям на льготных условиях;
пересмотр существующей нормативной базы по применению в АИС и БД классификаторов и других средств предоставления данных для повышения потребительских свойств информационных продуктов и услуг, обеспечения их совместимости и экспортных требований. В частности, следует рассмотреть возможность объединения систем стандартов в области ЛО БД, разрабатываемых в рамках СТК 1, ТК 191 и ТК 154;
в рамках ведения Госфонда программных средств необходимо обеспечить обязательный учет лингвистических процессоров, создаваемых за счет госбюджета, особенно разработок, финансируемых Миннауки РФ и РАН, и предоставление этих разработок заинтересованным организациям на льготных уловиях;
в рамках ведения Государственного регистра БД необходимо обеспечить обязательный учет классификаторов, машинных словарей и других языковых средств представления данных, создаваемых или закупаемых за рубежом с привлечением госбюджетных средств. На этой основе организовать льготное предоставление (или бесплатное) разработчикам и пользователям государственных БД копий классификаторов и словарей, создаваемых или закупаемых за счет госбюджета.
5.4. Кадровое обеспечение создания и использования автоматизированных информационных ресурсов
5.4.1. Кадровый потенциал и система его подготовки
Сложившаяся в стране система подготовки кадров для информационной деятельности имеет многоуровневую структуру и охватывает высшую школу и сферу последипломной подготовки.
По состоянию на 1.01.90 г. (более поздние данные органами государственной статистики не собирались) общая численность работников информационных организаций России составила 44 тыс. человек, в том числе численность организаций федерального уровня около 18 тыс. человек, отраслевого уровня 20 тыс., регионального уровня 6 тыс. Высшее образование имели 27,5 тыс. человек, или 62 % всех работников; ученые степени доктора и кандидата наук более 2 тыс. человек (4,5 %). Более 60 % работников этих организаций имели стаж информационной работы свыше пяти лет.
В настоящее время наблюдаются свертывание и объемов, и видов информационных работ, сокращение численности информационных работников в организациях федерального и регионального уровня более чем в 2 раза, отраслевого уровня почти в 3 раза.
5.4.2. Подготовка информационных кадров в высших учебных заведениях
Вузы являются основным источником пополнения кадров для информационных систем. Среди специальностей можно выделить следующие группы:
технического профиля "Системы НТИ", "Автоматизированные системы обработки информации и управления", "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем";
гуманитарного профиля "Прикладная лингвистика", "Документоведение и документационное обеспечение управления", "Издательское дело и редактирование", "Иностранный язык", "Библиотековедение и библиография";
экономического профиля "Экономика и управление издательским делом и полиграфией", "Экономическая информатика и автоматизированные системы управления".
В последние годы велась работа по сближению перечня специальностей с международной классификацией ЮНЕСКО и с учетом опыта других стран.
С 19941995 учебного года вводятся новый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и соответствующий Классификатор направлений и специальностей.
Среди основных квалификаций, присваиваемых до настоящего времени выпускникам более 20 вузов, работающим с информационными ресурсами, в том числе с БД, выделяются следующие:
документоведорганизатор, информатиктехнолог, информатиклингвист, информатикэкономист, редактор, организатор издательского дела, переводчик, педагог, лингвист, библиотекарьбиблиограф, экономисторганизатор, инженерэкономист, инженерсистемотехник, инженерпрограммист.
В подготовке специалистов для информационной сферы лидируют Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский полиграфический институт, Куйбышевский политехнический институт, Московский институт культуры.
5.4.3. Подготовка информационных кадров в средних специальных учебных заведениях
Профессиональная подготовка дипломированных специалистов среднего звена в области информатизации осуществляется:
в библиотечных техникумах, училищах культуры и искусства, культурнопросветительных училищах, издательскополиграфических техникумах по специальностям "Библиотечное дело" и "Техническое редактирование книг и журналов. Корректирование книг и журналов. Печатное производство. Брошюровочнопереплетное производство";
в радиотехнических, приборостроительных, технологоэкономических, промышленноэкономических, технологических, кооперативных, полиграфическом, судостроительном и других техникумах по специальностям "Программирование для ЭВМ и автоматизированных систем", "Экономика и планирование, бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности".
5.4.4. Подготовка научных кадров
Подготовка научных кадров высшей квалификации в области информатики, информационных систем, информационной и библиотечной деятельности ведется в аспирантурах при некоторых институтах НТИ и вузах.
По специальности "Теоретические основы информатики" подготовку научных кадров осуществляют аспирантуры при ВИНИТИ, ВИМИ, Институте проблем передачи информации РАН и РГГУ. Эти же организации и Куйбышевский политехнический институт ведут подготовку научных кадров по специальности "Информационные системы и процессы". За время существования аспирантуры при ВИНИТИ (с 1965 г.) было защищено 200 кандидатских и 8 докторских диссертаций, при ВИМИ (с 1976 г.) около 80 кандидатских и 7 докторских диссертаций.
В настоящее время изза введения платного обучения и сложностей с распределением выпускников появилась тенденция резкого сокращения числа подготавливаемых специалистов, особенно в вузах и аспирантурах.
Повышение квалификации и переподготовка специалистов с высшим образованием осуществляются, главным образом, в Институте повышения квалификации информационных работников (ИПКИР), в котором прошли переподготовку свыше 70 тыс. человек по 92 специализациям. В настоящее время поток обучаемых в ИПКИР сократился почти в 10 раз, несмотря на существенную переориентацию программ на специализации экономического профиля. Изменилась длительность подготовки: вместо двух месяцев занятий недельные циклы.
Аналогичная ситуация характерна и для других звеньев системы повышения квалификации: отраслевых и межотраслевых ИПК, факультетов и курсов повышения квалификации при вузах.
Основные причины отмеченной тенденции существенное сокращение численности работников НТИ, ликвидация информационных служб на многих предприятиях, отсутствие средств для оплаты обучения.
Вопросы организации обучения, переподготовки, стажировки и аттестации специалистов высшей квалификации в научных центрах, организациях и учебных заведениях России и других государств находятся в центре внимания недавно созданной Международной академии информатизации.
GLOBAL/USA намерен создать российскую дистанционную учебную систему, благодаря которой российские студенты будут иметь уникальную возможность обучаться по тем же образовательным курсам, что и американские студенты.
5.4.5. Аккредитация, лицензирование и сертификация в сфере подготовки информационных кадров
Одной из форм государственного контроля за образованием во многих странах мира является аккредитация учебных заведений и программ, а также лицензирование и сертификация.
Первые шаги по сертификации в нашей стране сделаны совместными предприятиями, а также учебными центрами иностранных фирм: Микроинформ, Mikrosoft, Московский учебный центр Siemens Nixdorf (Германия) и др. Московский учебный центр фирмы Siemens Nixdorf ведет подготовку школьников 1011 классов в группах по следующим курсам: "Применение персональных компьютеров","Менеджер частной фирмы", "Секретарь с навыками работы на ПЭВМ", "Настольные издательские системы" с использованием программных пакетов WORD, LOTUS. По результатам обучения выдаются сертификаты фирм Siemens Nixdorf, Lotus Development Corp.
5.4.6. Обучение пользователей
Для эффективного использования АИР, в том числе БД, необходима оперативная подготовка пользователей по следующим направлениям:
"Основы информатизации" в целях привития навыков работы с компьютером, освоения текстовых редакторов и автоматизированного делопроизводства с помощью ПЭВМ;
"Базы и банки данных" в целях приобретения навыков работы с БД разных типов и назначений;
"Сетевые технологии" в целях освоения режимов работы в сетевых структурах.
Как показывает практика, держатели конкретных БД, заинтересованные в лучшем использовании информационного ресурса, подготавливают специальные руководства для пользователей, проводят краткосрочные курсы обучения, анализируют особенности взаимодействия пользователей с конкретными информационными системами с последующим совершенствованием пользовательских интерфейсов и разработкой программ поиска, четко ориентированных на конечных потребителей.
В то же время ведутся работы по реализации пяти международных проектов, предусматривающих создание Международного демонстрационноучебного центра Международной сети научной и технической информации с предоставлением бесплатного доступа к 112 БД этой сети при проведении обучения пользователей и 50 % скидки при работе в промышленном режиме за счет иностранных партнеров.
© Информационное общество, 1994, вып. 45, с. 3142.