Благоприятная институциональная среда как фактор развития информационного общества

_________________________

Юревич М.Ю.



Аннотация

В статье рассмотрены ключевые аспекты создания благоприятной институциональной среды для эволюции сектора ИКТ в странах – участницах СНГ. Представлен сравнительный анализ достижений этих стран в области совершенствования законодательства в сфере ИКТ, обсечения защищенности права собственности, защиты интеллектуальной собственности, поддержания независимости судебной системы, интенсификации конкуренции на локальных рынках, оптимизации общей налоговой нагрузки на предприятия. В заключительной части работы сформулированы выводы и рекомендации по улучшению среды развития информационного общества.

Ключевые слова: информационное общество, институциональная среда, ИКТ, интеллектуальная собственность.

Под благоприятной средой здесь понимается совокупность государственных социально-экономических, политических и правовых институтов, обеспечивающих комфортные условия для формирования информационного общества. Базовый принцип проведения политики в этой сфере согласно Декларации принципов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) сформулирован так: «Верховенство права, наряду с благоприятной, прозрачной, способствующей конкуренции, основанной на принципе технологической нейтральности и предсказуемой политической и регламентарной базой, учитывающей национальные особенности, необходимо для создания ориентированного на интересы людей информационного общества» [1, с. 5]. В соответствии с этим положением можно выделить основные направления формирования и укрепления благоприятной среды:

· создание условий для международного сотрудничества в сфере ИКТ, устранение преград на пути прямых иностранных инвестиций, оптимизация процесса передачи технологий;

· особая поддержка малых и средних предприятий, применяющих и внедряющих инновационные ИКТ;

· совершенствование механизмов защиты интеллектуальной собственности;

· развитие международной стандартизации товаров и услуг с целью унификации национальных рынков ИКТ.

Как подчеркивается в Плане действий, принятом на ВВУИО, немаловажными аспектами проблемы выступают выработка рабочего определения управления использованием интернета и выделение вопросов государственной политики, связанных с таким управлением [2, с.7].

В Концепции ВВУИО+10 на период после 2015 г. подчеркивается важность пролонгирования мероприятий, способствующих созданию благонадежной, предсказуемой, благоприятствующей конкуренции, прозрачной и недискриминационной среды, в которой поддерживаются инновации, предпринимательство, инвестиции и рост экономики [3, с. 96].

Глобальный уровень реализации направления С6

Вопросы, связанные с государственным регулированием среды ведения бизнеса в сфере ИКТ, приобретают все большую значимость почти во всех развитых и развивающихся странах. Как отмечается в Концепции ВВУИО+10, за 10 лет спустя принятия базовой Концепции и Плана действий произошли существенные изменения в законодательном регулировании электронного бизнеса и ИКТ-услуг.

1. Возросла потребность в четком определении юридических рамок проведения электронных транзакций и процесса управления данными. В частности, электронная коммерция не может существовать без правового поля, включающего регламентацию онлайнового перевода денежных средств и цифровой подписи сделок.

2. Законодательство, посвященное проблемам защиты персональных данных, их суверенитету, играет ключевую роль в электронной торговле как с точки зрения соблюдения интересов компаний, так и рядовых потребителей. Например, по данным Исследования электронного правительства ООН, к 2014 г. 79 стран приняли законы о защите данных, в то время как 90 стран таких полноценных нормативных правовых актов не имели [4, с. 169].

3. Современные ИКТ кардинально изменили систему защиты прав собственности, размывая ее традиционные элементы посредством предоставления возможности легко копировать и распространять объекты этих прав. Владельцы интеллектуальной собственности сменили бизнес-модель, что уже сейчас имеет влияние на рынок ИКТ.

4. Продолжается международное сотрудничество в области стандартизации ИКТ, которое в том числе ставит цель повысить совместимость программного обеспечения с аппаратными средствами и информационными системами.

Многие страны пока не могут подстроить национальное правовое поле под эти тенденции, что негативно отражается не только на их внутренней деловой среде, но и имеет сдерживающий эффект в масштабе всего мира. Осознавая эту проблему, ОЭСР, ЮНКТАД, ЕС и ЮНСИТРАЛ направляют совместные усилия на создание модельных законов и руководящих указаний по формированию законодательства в сфере электронной торговли. Однако имплементация этих базовых основ требует учета национальной специфики и тщательной проработки.

Сравнительный анализ деятельности по созданию благоприятной среды в государствах – участниках СНГ

Проблема создания благоприятной среды в процессе построения информационного общества осознается и постепенно решается и в странах СНГ. Так в «Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года» [5] отмечается, что в последнее время активизировалась работа по сближению нормативных правовых актов в рамках Содружества на основе использования модельных законов. В Разделе 3 указанного документа среди задач создания и развития информационного общества следует выделить:

· совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

· дальнейшее сближение национальных законодательств в сфере ИКТ;

· организация трансграничного юридически значимого информационного обмена электронными документами;

· создание общего рынка товаров и услуг в области ИКТ.

К главным принципам сотрудничества стран СНГ в области создания надлежащей деловой среды относятся: обеспечение соблюдения прав и свобод граждан в информационной сфере и защиты персональных данных, разработка серии модельных законов и укрепление защиты информации с ограниченным доступом, предусмотренной национальным законодательством.

В план реализации отмеченной Стратегии внесены пункты, которые тесно коррелируют с содержанием Плана действий ВВУИО, а именно [6, раздел 2]:

· подготовка предложений о разработке проектов модельных законов в области ИКТ;

· разработка проектов межгосударственных стандартов в области ИКТ;

· подготовка проекта Соглашения о порядке признания юридической значимости электронных документов в международном информационном обмене;

· разработка проекта документа «Требования к служебным носителям для защиты персональных данных».

Проекты аналогичной Стратегии сотрудничества до 2025 г. и сопряженного с ней Плана действий указывают на сложность и системность действий, выполняемых для формирования благоприятной среды становления информационного общества. Многие задачи были пролонгированы еще на 10 лет, но уже с изменениями, учитывающими современные особенности рынка ИКТ.

Комплексная оценка ситуации в государствах – участниках СНГ в этой сфере проводилась по следующим индикаторам.

Развитость законодательства в сфере ИКТ. Одной из определяющих характеристик регулятивной среды в стране является состояние, продуманность и эффективность нормативно-правового поля. Как показано на рисунке 1, наибольших успехов в этой области среди стран СНГ удалось достичь Азербайджану, Армении и Казахстану, причем по этому критерию они превосходят среднемировой уровень. В частности, в Республике Армения принят целый ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере ИКТ: «О телекоммуникации», «О свободе информации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной связи» и др. Отличительной чертой отмеченных стран выступает постоянная доработка и оптимизация законодательства, связанного с становлением информационного общества.

Рис. 1. Развитость законодательства в сфере ИКТ

Источник: [7]

Защищенность права собственности. Данный показатель тесно связан с состоянием законодательства в стране, отражает также и эффективность работы исполнительной и судебной власти. Согласно данным Отчета о глобальной конкурентоспособности, ни одно из государств – участников СНГ по этому показателю не превосходит среднемировой уровень (рис. 2). Причина тому – наследие советской системы управления и распоряжения собственностью, в которой частная собственность допускалась в очень узких пределах. Определенных результатов в этой области удалось достичь Казахстану и Таджикистану, которые активно взаимодействуют с партнерами из дальнего зарубежья, привлекают зарубежные инвестиции с целью развития национальных секторов высоких технологий (например, налажено сотрудничество с Всемирным банком, Международным валютным фондом, Европейским банком реконструкции и развития, Азиатским банком развития, Исламским банком развития и т.д.). Подобная международная деятельность невозможна без гарантий защиты прав собственности на активы, привлекаемые из-за границы.

Рис. 2. Защищенность права собственности

Источник: [8]

Защита интеллектуальной собственности. Развитие современного высокотехнологичного бизнеса невозможно представить без эффективно функционирующих механизмов защиты интеллектуальной собственности, которая формирует конкурентное преимущество компаний. В сфере ИКТ патентные войны, подкрепляемые активностью так называемых «патентных троллей», широко распространены. Рисунок 3 иллюстрирует относительную неразвитость правовой базы по защите интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве. Исключение составляет Республика Беларусь, где в 2010 г. был подписан Указ Президента № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети интернет», который, в частности, определил первые шаги по развитию института копирайта в стране (определен порядок размещения пользователями сети объектов авторского права и смежных прав, требующих правовой охраны).

Рис. 3. Защита интеллектуальной собственности

Источник: [7]

Независимость судебной системы. Наравне с продуманностью нормативно-правового поля непосредственное воздействие на среду ведения коммерческой деятельности оказывает независимость судебной системы. По этому показателю, как и по предыдущему, среди стран СНГ ни одно государство не смогло превзойти среднемировой уровень, за исключением Беларуси. Определенную роль здесь сыграло создание Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, который является независимым регулятором в сфере ИКТ и обеспечевает определенную протекцию от неправомочных и необъективных решений судебной системы. В остальных странах СНГ решение суда по наиболее громким делам нередко обусловливается давлением со стороны влиятельных чиновников и других лиц, имеющих вес в обществе.

Рис. 4. Независимость судебной системы

Источник: [7]

Эффективность правовых механизмов при рассмотрении споров частных предприятий и при оспаривании частными предприятиями законности действий и норм органов власти – значимая составляющая благоприятной регуляторной среды. Во многом эти механизмы переплетаются с характеристиками деловой среды, однако именно совершенство судебной системы применительно к частным юридическим лицам определяет возможности формирования и развития рынка ИКТ. По обоим индикаторам большинство стран СНГ существенно уступают среднемировому значению (рис. 5 и 6). Наиболее комфортная для частных предприятий правовая среда сложилась в Таджикистане, Казахстане и Азербайджане. Истоки относительного преимущества указанных стран, видимо, кроются в устойчивой ориентации на партнерство с зарубежными институтами развития.

Рис. 5. Эффективность правовых механизмов при рассмотрении споров между частными предприятиями

Рис. 6. Эффективность правовых механизмов при оспаривании частными предприятиями законности действий и норм органов власти

Источник: [7]

Интенсивность конкуренции на локальных рынках. Активная конкуренция позитивно сказывается на внедрении инновационных высокотехнологчиных товаров и услуг на рынок ИКТ. Согласно данным [7], в России и Армении конкуренция поддерживается на общемировом уровне (рис. 7). В Российской Федерации активно стимулируется развитие новых компаний, специализирующихся на разработке и коммерциализации информационных технологий, например, малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях или резидентов технопарков и бизнес-инкубаторов. Дополнительную поддержку инноваторы получают от фондов и Федеральных целевых программ, учитывая что информационно-телекоммуникационные системы входят в Перечень критических технологий РФ и в Список приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ.

Хотя в Республике Беларусь конкуренция на рынке ИКТ недостаточно высока, но на правительственном уровне предпринимаются определенные действия для ее стимулирования: была, например, ликвидирована монополия «Белтелекома» на внешние каналы [9, с. 77].

Рис. 7. Интенсивность конкуренции на локальных рынках

Источник: [7]

Общая налоговая нагрузка на предприятия. Подход Всемирного банка к оценке комфортности ведения бизнеса в стране предполагает рассмотрение уровня налоговой нагрузки на предприятия как одну из важнейших составляющих понятия «благоприятная среда» в целом. Среди стран СНГ степень обремененности компаний налогами сильно разнится, наиболее благоприятный налоговый режим установлен в Армении, Казахстане и Кыргызстане. Большинство налоговых преференций компании, оперирующие в сфере ИКТ, получают в рамках функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Например, в Азербайджане резиденты Парка высоких технологий освобождаются от всех корпоративных налогов, включая налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, а также от таможенных пошлин при условии физического присутствия резидента на территории Парка. Кроме того, дополнительная поддержка оказывается в Центре бизнес-инкубации «PiCampus», где в настоящее время предпринят 31 стартап [9, с. 30]. В Парке высоких технологий Республики Кыргызстан действует особый правовой и налоговый режим, устанавливающий освобождение от налогов и льготы по страховым взносам. В Молдове компании-резиденты платят только единый налог от объема продукции в размере 7%, и вся техника компаний освобождается от НДС. В Узбекистане также введены льготы и преференции для производителей программного обеспечения.

Рис. 8. Общая налоговая нагрузка на предприятии

Источник: [10].

Выводы и рекомендации

Анализ состояния регуляторной среды в отношении ИКТ в государствах – участниках СНГ позволяет говорить о недостаточной ее развитости по сравнению с мировым уровнем. Главным препятствием с точки зрения комфортного ведения бизнеса является не только неотработанность соответствующей законодательной базы, но и выборочное соблюдение принятых законов, что обусловливает преимущество некоторых участников рынка, имеющих взаимовыгодные отношения со структурами власти, и снижает уровень конкуренции. Подобная ситуация способствует миграции капитала и талантливых специалистов за рубеж, сдерживает приток иностранных финансовых ресурсов. Особенно важно подчеркнуть, что практически во всех странах СНГ не выработаны специальные программы по развитию благоприятной среды в секторе ИКТ, зачастую подобные цели лишь декларируются в документах общего характера, не получая детальной проработки.

Вместе с тем с целью улучшения ситуации всеми государствами предпринимаются те или иные шаги, соответствующие Плану ВВУИО. К ним в первую очередь относятся:

· принятие законодательных актов, обеспечивающих сохранность прав собственности, в том числе интеллектуальной;

· внедрение единой стандартизации информационных товаров и услуг;

· введение налоговых преференций для инновационных компаний в сфере ИКТ;

· поддержка и правовое регулирование электронного бизнеса.

По каждому из семи проанализированных индикаторов хотя бы две или три страны СНГ если не превосходят, то приближаются к среднемировому уровню. Таким образом, разумной стратегией для стран, имеющих низкие значения показателей, может служить заимствование успешного опыта своих ближайших соседей, учитывая схожесть институциональной среды. Достигнутые успехи необходимо развивать, в частности, Совету глав правительств СНГ и Совету глав администраций связи РСС с целью значительного улучшения регулятивной среды стран – участниц СНГ предлагается:

· стимулировать проведение НИОКР в области защиты информации, в том числе реализацию проектов на основе сотрудничества ученых из стран СНГ;

· разработать и внедрить унифицированные критерии качества ИКТ-товаров и услуг в перспективных областях (например, в биоинформатике);

· ввести дополнительные льготы на торговлю информационными услугами между странами – участницами СНГ.

Координационному совету государств − участников СНГ по информатизации при РСС целесообразно:

· продолжить эффективную работу по созданию модельных законов в области ИКТ (защита информации и личных данных, обеспечение прав на интеллектуальную собственность и др.);

· обеспечить мониторинг деятельности национальных судебных органов, занимающихся разрешением споров с участием ИКТ-компаний;

· согласно целям ООН в области устойчивого развития:

содействовать обеспечению верховенства права на национальном и международном уровне и обеспечить равный для всех доступ к правосудию;

обеспечивать доступ общественности к информации и защиту основных свобод в соответствии с национальным законодательством и международными соглашениями.

Органам государственной власти, ответственным за развитие информационного общества в странах СНГ, рекомендуется:

· поддерживать новые рынки электронной торговли как юридически, так и финансово (например, обеспечить возможность продажи автомобилей через интернет);

· снижать налоговую нагрузку на предприятия, применяющие инновации в сфере ИКТ;

· стимулировать выход отечественных ИКТ-компаний на международные рынки, что повысит интенсивность конкуренции на локальных рынках.

Литература

1. Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu–s/md/03/wsis/doc/S03–WSIS–DOC-0004!!MSW–R.doc (дата обращения: 27.10.2015).

2. План действий (принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12.12.2003). URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc (дата обращения: 27.10.2015).

3. WSIS+10 Vision for WSIS Beyond 2015. URL: http://www.itu.int/wsis/review/inc/docs/final/wsis10.vision.r1.docx (дата обращения: 27.10.2015).

4. United Nations E-Government Survey 2014. E-Government for the Future We Want. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (дата обращения: 27.10.2015).

5. Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

6. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

7. The Global Information Technology Report 2015: ICTs for Inclusive Growth / Ed.by S. Dutta et al. Geneva: World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_IT_Report_2015.pdf (дата обращения: 27.10.2015).

8. The Global Competitiveness Report 2015-2016 / Ed. by K. Schwab, X. Sala-i-Martín. Geneva: World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf (дата обращения: 27.10.2015).

9.

Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах – участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Астана, 2016. URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf

10. The World Bank. Doing Business. Report 2015. URL: http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf (дата обращения: 27.10.2015).

_____________________________________

ЮРЕВИЧ Максим Андреевич

младший научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, аспирант Института экономики Российской академии наук


© Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 27-37.