Автоматизированная система управления "Налог-2 Москва"

Д.А. Чушкин



Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве считает задачу по формированию единой информационно-коммуникационой инфраструктуры города и реализацию политики совместного формирования и использования информационных ресурсов чрезвычайно важной. Мы являемся одной их самых заинтересованных сторон в обеспечении межведомственного информационного взаимодействия и обмена.

В своем докладе мне хотелось бы рассказать о проекте, имеющем, на наш взгляд, самое прямое отношение к обсуждаемой тематике. Это проект АИС "Налог-2 Москва", который начался в середине 1999 года и проводится в рамках научно-технической программы "Разработка и ввод в действие интегрированного комплекса автоматизированных информационных систем и баз данных организаций экономического блока Правительства Москвы для обеспечения формирования доходной части городского бюджета". Проект очень сложный, включающий в себя создание более чем сорока подсистем и решение комплекса задач на региональном и местном уровнях, а также реализацию блока задач по информационному взаимодействию с Правительством Москвы.

Основной причиной появления проекта является, с одной стороны, назревшая необходимость смещения акцента в область комплексного использования уже накопленной и поступающей информации, так как к этому моменту времени была завершена первая фаза информатизации налоговых органов; с другой стороны, необходимость перехода к единому комплексу. К началу работ по проекту АИС "Налог-2 Москва" в инспекции города сложилась поистине уникальная ситуация. В промышленной эксплуатации находились и сегодня еще находятся четыре различных автоматизированных системы, созданных разными разработчиками, которые реализуют в принципе одни и те же функции. Это, конечно, создает для нас колоссальные сложности при сопровождении программы, и, что самое главное, не позволяет проводить общую скоординированную политику по дальнейшему развитию автоматизированных систем.

В основе АИС "Налог-2 Москва" лежит набор базовых принципов, который должен обеспечить создание принципиально новой системы.

Прежде всего, это более высокий уровень автоматизации всех технологических процессов, происходящих в городских налоговых инспекциях и в целом в налоговой службе. Информационные системы второй очереди отличаются принципиальным изменением соотношения функций, выполняемых в автоматическом режиме и вручную. Здесь предусмотрена не только автоматизация рутинных операций, но и перенос на информационную систему функций управления технологическими процессами в обработке данных.

Второй принцип заключается в создании полностью интегрированного комплекса как на территориальном, так и на региональном уровне. Это предусматривает использование единых информационных ресурсов естественных программ интеграции, то есть взаимодействие между подсистемами происходит в реальном масштабе времени с учетом минимизации не только бумажного, но и файлового обмена с привлечением пользователя.

Могу сказать, что около десяти подсистем у нас уже интегрированы по уровням, то есть функционально исполняются на местном и региональном уровнях. Основой интеграции является единый информационный ресурс комплекса, единые базы данных. Иными словами, данные собраны в единый ресурс, с учетом всех возможных взаимосвязей и взаимозависимостей сведений о налогоплательщиках и их хозяйственной деятельности, поступающих как из территориальных налоговых органов, так и из различных внешних источников. Понятно, что для формирования такого ресурса требовалась естественная интеграция с внешними государственными ведомствами и информационными системами, а также с налогоплательщиками в виде информационного обмена данными в электронном виде.

Взаимодействие с ведомствами осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации № 266 "О порядке введения единого государственного реестра налогоплательщиков". В этом Постановлении определены ведомства, обязанные предоставлять информацию. Это ЗАГСы, бюро технической инвентаризации, Комитет по регистрации прав собственности, УВД, ГИБДД, ГУВД и так далее – всего 13 организаций. Созданы информационные ресурсы, объединяющие следующие виды информации: единый государственный реестр налогоплательщика, единый государственный реестр юридических лиц, сведения о доходах граждан, представляемые юридическими лицами, указанные в декларациях физических лиц – государственных служащих Москвы и Московской области – за три года – всего около 50 млн. записей. Здесь также содержатся сведения о недвижимом имуществе и его владельцах, сведения о транспортных средствах и их владельцах, сведения, поступающие из паспортных столов, ЗАГСов. Наличие такого ресурса позволяет нам сегодня оперативно решать самые разнообразные вопросы: своевременно ставить на налоговый учет налогоплательщиков, проводить централизованные расчеты, начисления, рассылки уведомлений об уплате налога на имущество и т.д. Важная особенность АИС "Налог-2 Москва" – наличие блока анализа информации, содержащейся в базах данных. Система обеспечивает автоматическое формирование так называемой сигнальной информации в случае возникновения изменения недоимки, несвоевременного предоставления декларации, учреждения малых предприятий умершими физическими лицами и так далее.

Еще один базовый принцип внедрения АИС "Налог-2 Москва" – объединение в систему всех городских налоговых инспекций оптоволоконными линиями связи. По сути, у нас появилась возможность рассматривать все территориальные инспекции как единую компьютерную сеть и совершенно по-другому решать вопросы информационного обмена и организации баз данных.

Как я уже говорил, работы по проекту были начаты в середине 1999 г., в 2000-2001 гг. велись проектные работы и одновременно, на региональном уровне, шло внедрение отдельных подсистем и блоков задач. Это означает, что часть компонентов АИС находится в промышленной эксплуатации около двух лет. В этом году проводится активное внедрение системы в целом. Работы пока еще выполнены не в полном объеме, но в целом поставленная на сегодня задача решена.

В ходе работ над проектом нам пришлось решать те же самые проблемы, которые в дальнейшем, наверное, снова будут поставлены в рамках Программы "Электронная Москва". На наш взгляд, их можно разбить на три категории.

Первая – вопросы проектирования, создания и администрирования распределенных вычислительных сетей, включая обеспечение регламентированного доступа к ведомственным ресурсам, то есть вопросы, связанные с развитием телекоммуникаций, администрирования, безопасности.

Ко второй категории следует отнести вопросы, с вязанные с интеграцией разнородных информационных ресурсов и обработкой больших массивов информации, с корпоративным использованием данных в распределенной системе и так далее.

И третья категория проблем, на наш взгляд, достаточно важная, включает вопросы практической организации межведомственного обмена, то есть подготовку и заключение соглашений, различного рода регламентов, которые будут детализировать и определять порядок информационного обмена в электронном виде.

На этой проблеме мне хотелось бы остановиться отдельно и выделить ее как одно из главных направлений работы в рамках Программы "Электронная Москва". Как ни странно это прозвучит, но именно этот аспект, на наш взгляд, становится определяющим при решении задачи интеграции межведомственных информационных ресурсов. Здесь у нас есть как положительный, так, к сожалению, и отрицательный опыт работы. Как я уже говорил, информационной основой нашей системы является реестр налогоплательщиков. Правила работы с ним определены Постановлением № 266. В частности, там сказано, что данные должны предоставляться органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим регистрацию физических лиц по месту их жительства, регистрацию рождения и смерти, регистрацию недвижимого имущества, транспортных средств и так далее.

Однако для практической организации такого взаимодействия наличия постановления, конечно, недостаточно. Нам, к примеру, пришлось идти по достаточно сложному пути заключения соглашений, регламентов об информационном обмене с каждым из указанных ведомств. У нас сложились нормальные, конструктивные отношения с органами ЗАГСов, ГИБДД, БТИ, Комитета по регистрации прав собственности и рядом других ведомств, что позволило решать вопросы налогообложения, постановки на налоговый учет. Однако есть ряд ведомств, у которых, видимо, существуют реальные проблемы с предоставлением данных в электронном виде. Отсюда возникает проблема цифровизации огромного количества документов. Не решены по-прежнему вопросы, связанные с предоставлением данных о замене паспортов, а это осложняет идентификацию налогоплательщика, постановку его на налоговый учет, получение достоверных данных. Если не удастся в частном порядке решить имеющиеся проблемы, надеемся сделать это в рамках Программы "Электронная Москва".

Таким образом, при создании интегрированного межведомственного ресурса, о котором сегодня идет речь, необходимо учитывать, что зачастую внутриведомственные интересы будут входить в противоречие с межведомственными. Надо настраиваться на достаточно серьезную работу в этом направлении, в частности, прорабатывать вопросы мотивации всех ведомств для участия в этой работе, так как наиболее эффективно процесс идет при наличии обоюдной заинтересованности сторон.

Со своей стороны, Управление открыто для взаимодействия. Разумеется, существуют ограничения, которые накладывает Налоговый кодекс, но, тем не менее, есть варианты решения и этих проблем. Мы готовы поделиться накопленным опытом и активно участвовать в создании "электронной" Москвы.


Чушкин Дмитрий Анатольевич - заместитель руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 32-34.